Конспект урока «История народного костюма»
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Зеленцова Ирина Алексеевна

Урок разработан для обучающихся 8 класса в школе VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokaistoriya_narodnogo_kostyuma.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «История народного костюма»

Цели: познакомить учащихся с историей народного костюма.

Задачи:

 1.Образовательная: Формировать знания о народном костюме, познакомить с его функциями.

 2.Коррекционно-развивающая: Развитие устной речи, формирование навыка оперировать изучаемыми понятиями.

 3.Воспитательная: Воспитание самостоятельности, внимания и аккуратности, уважение к народным традициями.

Наглядные пособия: Коллекция открыток «Русский костюм».

Инструменты и приспособления: Тетрадь, ручка.

Ход урока:

Обоснование деятельности

Деятельность учителя и учащихся.

Взаимное приветствие, настраиваю группу на серьезную работу.

  1. Организационная часть.

Приветствие. Учитель предлагает учащимся занять свои места.

Доклад дежурного по схеме:

  1. дата;
  2. отсутствующие;
  3. присутствующие;
  4. фамилия дежурного.

Проверка дежурным готовности учащихся к уроку.

Активизирую внимание детей, заинтересовываю предстоящей работой.

Сообщение темы и целей урока.

Краткое разъяснение темы урока.

План урока на доске:

  1. Объяснение нового материала.
  2. Работа с карточками.
  3. Решение кроссворда.
  4. Поведение итогов урока.

2. Изложение нового материала.

Учитель: Откуда мы знаем, как одевались сотни лет назад наши далекие предки, что надевали они зимой и летом, в будни, в праздники и печальные дни? Изображения костюма сохранились до наших дней на фресках древних соборов, на миниатюрах рукописей. Еще можно узнать из литературы, сочинений путешественников.

Костюм выполнял ряд функций:

  1. Религиозно-магическую. Он через детали, орнамент связывал человека и его род  с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении людей обладали магической силой, с помощью которой они оказали воздействие на предметы и явления внешнего мира – способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства и т.д.

Самой распространенной одеждой была рубаха. Она шилась с магическими предосторожностями. Она должа была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу удерживать в теле. Рубаху украшали оберегом-вышивкой.

  1. Социальную. Каждый человек считал, что ему от рождения предопределено его земное предназначение. Собственное место в мире священно, и человек носил свои праздничные рубахи с не меньшей гордостью, чем представители других сословий. Изменение по собственному желанию платью считалось обманом людей и Богу, т.е. грехом.
  2. Эстетическая. Понятие красоты одежды отличалось от современного. Тогда ее определяли не яркость, и богатство отделки, не фантазия в покрое, не дороговизна ткани, а соответствие религиозному и общественному идеалу. Можно было найти красоту и рубахе пахаря, в доспехах воина, в ризах священника.
  3. Практическую. Одежда защищала не только от холода, снега, дождей, но и отражала деятельность людей – например, рыболова, охотника.
  4. Индивидуальную. Одежда выражала личные вкусы, привычки. Живя в коллективе (общине, племени), человек в своем облике стремился слиться с такими же, как он. В таком единстве он чувствовал себя сильнее, прочнее связанным с этим миром, а стать  «не от мира сего» было не в его интересах, к тому же небезопасно. Индивидуальная функция одежды проявлялась в другом – ярче, длиннее (короче), больше ожерелий, лишняя рубаха или кафтан.

Отвлекаю от умственной деятельности, расслабляю, переключаю внимание на другой вид работы

3. Физпауза.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке.

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(Повороты корпусом.)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

(Приседания.)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

( Дети садятся за парты)

Активизация внимания, мышления

4. Работа с карточками.

Рассмотреть коллекцию открыток « Русский костюм».

Учитель: Обратим внимание на элементы и детали костюма, цвет ткани, отделку и выполним задания.

Задание№1. Определите праздничные костюмы и повседневные.

Задание №2. Чем отличаются праздничный и повседневный костюмы?

Задание №3. Найдите общие детали (элементы) костюмов разных губерний России.

Активизация памяти

5.Выполнение учащимися практической работы.

Учащимся  предлагается разгадать кроссворд из истории костюма.

4.

2.

3.

1.

5.

1.Изображение на определенной плоскости схем, геометрических фигур и т.д. (орнамент)

2. Это защищало от порчи и сглаза. (оберег)

3. Самый распространенный вид одежды. (рубаха)

4. Функция одежды, которая определяла красоту и соответствие религиозному и общественному идеалу. (эстетическая)

5. Функция одежды защищать от холода, снега, дождя. (практическая)

Формирую навыки самоконтроля.

6.Подведение итогов занятия.

Проверка выполненной работы.

Анализ ошибок.

Выставление оценок. Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "История русского костюма" и презентация

Конспект урока и презентацию можно использовать на уроках технологии при изучении тем "Конструирование и моделирование швейных изделий" в 5-7 классах.  Представленный материал даёт информацию об ...

Урок "Русский народный костюм"

Урок – путешествие, на котором учащиеся продолжают  знакомство  с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны, учатся различать «сарафанн...

Урок "Русский народный костюм"

Урок "Русский народный костюм" Цели:Образовательные: история создания костюма, элементы русской одежды.Воспитательные: гордость за русский талантливый народ,  создавший такую мощную народную...

Занятие "История народного костюма"

Занятие для 3 класса "История народного костюма"...

Конспект занятия "Русский народный костюм Самарской губернии 19 века"

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.   Одним...

Методическая разработка «История народного костюма»

Методическая разработка«История народного костюма»...

Конспект урока "Русский народный костюм"

5 класс           Тема : «Русский народный женский костюм»...