Обоснование деятельности | Деятельность учителя и учащихся. |
Взаимное приветствие, настраиваю группу на серьезную работу. | - Организационная часть.
Приветствие. Учитель предлагает учащимся занять свои места. Доклад дежурного по схеме: - дата;
- отсутствующие;
- присутствующие;
- фамилия дежурного.
Проверка дежурным готовности учащихся к уроку. |
Активизирую внимание детей, заинтересовываю предстоящей работой.
| Сообщение темы и целей урока. Краткое разъяснение темы урока. План урока на доске: - Объяснение нового материала.
- Работа с карточками.
- Решение кроссворда.
- Поведение итогов урока.
|
| 2. Изложение нового материала. Учитель: Откуда мы знаем, как одевались сотни лет назад наши далекие предки, что надевали они зимой и летом, в будни, в праздники и печальные дни? Изображения костюма сохранились до наших дней на фресках древних соборов, на миниатюрах рукописей. Еще можно узнать из литературы, сочинений путешественников. Костюм выполнял ряд функций: - Религиозно-магическую. Он через детали, орнамент связывал человека и его род с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении людей обладали магической силой, с помощью которой они оказали воздействие на предметы и явления внешнего мира – способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства и т.д.
Самой распространенной одеждой была рубаха. Она шилась с магическими предосторожностями. Она должа была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу удерживать в теле. Рубаху украшали оберегом-вышивкой. - Социальную. Каждый человек считал, что ему от рождения предопределено его земное предназначение. Собственное место в мире священно, и человек носил свои праздничные рубахи с не меньшей гордостью, чем представители других сословий. Изменение по собственному желанию платью считалось обманом людей и Богу, т.е. грехом.
- Эстетическая. Понятие красоты одежды отличалось от современного. Тогда ее определяли не яркость, и богатство отделки, не фантазия в покрое, не дороговизна ткани, а соответствие религиозному и общественному идеалу. Можно было найти красоту и рубахе пахаря, в доспехах воина, в ризах священника.
- Практическую. Одежда защищала не только от холода, снега, дождей, но и отражала деятельность людей – например, рыболова, охотника.
- Индивидуальную. Одежда выражала личные вкусы, привычки. Живя в коллективе (общине, племени), человек в своем облике стремился слиться с такими же, как он. В таком единстве он чувствовал себя сильнее, прочнее связанным с этим миром, а стать «не от мира сего» было не в его интересах, к тому же небезопасно. Индивидуальная функция одежды проявлялась в другом – ярче, длиннее (короче), больше ожерелий, лишняя рубаха или кафтан.
|
Отвлекаю от умственной деятельности, расслабляю, переключаю внимание на другой вид работы | 3. Физпауза. Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.) То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево поворот, А потом наоборот. (Повороты корпусом.) Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! (Приседания.) И в последний раз присели, А теперь за парты сели. ( Дети садятся за парты) |
Активизация внимания, мышления | 4. Работа с карточками. Рассмотреть коллекцию открыток « Русский костюм». Учитель: Обратим внимание на элементы и детали костюма, цвет ткани, отделку и выполним задания. Задание№1. Определите праздничные костюмы и повседневные. Задание №2. Чем отличаются праздничный и повседневный костюмы? Задание №3. Найдите общие детали (элементы) костюмов разных губерний России. |
Активизация памяти | 5.Выполнение учащимися практической работы. Учащимся предлагается разгадать кроссворд из истории костюма.
1.Изображение на определенной плоскости схем, геометрических фигур и т.д. (орнамент) 2. Это защищало от порчи и сглаза. (оберег) 3. Самый распространенный вид одежды. (рубаха) 4. Функция одежды, которая определяла красоту и соответствие религиозному и общественному идеалу. (эстетическая) 5. Функция одежды защищать от холода, снега, дождя. (практическая) |
Формирую навыки самоконтроля. | 6.Подведение итогов занятия. Проверка выполненной работы. Анализ ошибок. Выставление оценок. Запись домашнего задания |