Конспект занятия "Русский народный костюм Самарской губернии 19 века"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Гмыра Светлана Александровна

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.   Одним  из  важнейших  средств  воспитания  любви к своей культуре является  изучение  национальной одежды,  в частности  русского народного костюма.  Русский народный костюм несёт в себе свет добра, милосердия, народной мудрости.

Актуальность предлагаемого занятия  определяется  тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к культурным традициям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx48.81 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.   Одним  из  важнейших  средств  воспитания  любви к своей культуре является  изучение  национальной одежды,  в частности  русского народного костюма.  Русский народный костюм несёт в себе свет добра, милосердия, народной мудрости.

Актуальность предлагаемого занятия  определяется  тем, что в современной России происходит рост национального самосознания разных народов, повышается интерес к культурным традициям.

 При  изучении в хореографии  дисциплины  народного танца,  важно знать не только  манеру  исполнения  народности,  но  важно познакомить детей   с народным костюмом как с историческим наследием народа.

Тема  «История  костюма»    в «Хореографической школе» обширна,  сюда  входит  и зарубежный костюм,  и костюмы  народностей  России, и   конечно  русский костюм. Она изучается на каждом году обучения  в течение семи лет по мере освоения народного материала.

Темы, посвященные изучению костюма, насыщены большим количеством терминов, которым необходимо дать определения. Чтобы информация хорошо усвоилась, лучше ее проиллюстрировать.

Данная  методическая разработка  предназначена  для  проведения   занятия 3 года обучения  в хореографической  школе по дисциплине «Народный танец». Включает в себя конспект занятия с приложением, в котором  обучающимся  рассказывается о женском и мужском  русском костюме  Самарской губернии. Все названия элементов женского  и мужского русского народного костюма  перечислены  подробно. Дети должны иметь представление о том, как выглядел традиционный  костюм, и из каких компонентов состояли все эти комплекты.

Цель: 

формирование полного  представления о русском народном  костюме    19 век  Самарской губернии как о культурном наследии нашего народа.

Задачи:

воспитательные:

  • воспитывать чувство патриотизма  на примерах национальной культуры;
  • формировать чувство   сознательного и ответственного отношения у ребенка  к   культурному наследию своего народа.

развивающие:

  • развивать творческое мышление путем создания аппликаций народного костюма;
  • умение работать коллективно.

обучающие:

  • познакомить с элементами  народного  костюма XIX  века;
  • расширить знания о русском народном костюме;
  • закрепить понятия  связанные  с  названием  элементов русского  костюма.

Изучение  деталей  одежды  только  теоретически,  занятие  скучное и не продуктивное,  поэтому  в    работе   используется  информационно-коммуникативные  технологии: слайдовые презентации, интерактивные тесты и задания.

Форма проведения: групповая

Оборудование.  2 стола,  стулья,  магнитная доска, проектор, ноутбук,  иллюстрации одежды, обуви, головных уборов;  видеозапись мультфильма «Аленький цветочек»; карточки с стихами; презентации и тестовые задания.

План занятия:

Вводная часть

-вступление

-определение первичных знаний и постановка цели

Основная часть

-просмотр картин художников

-просмотр русских сказок

-знакомство с русской одеждой и демонстрация одежды

-закрепление полученных знаний

Рефлексия

Ход  занятия.

Вступление

Слайд

Звучит музыка  «Русский сарафан», на экране идет демонстрация танца  в русских костюмах.

(приложение 1)

Педагог.

В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты запон и рубаха

И сарафан,  и понева  как  надо
По подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы , янтарь золотистый.
Всех драгоценней убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кокошник — убор молодицы,
Косник , венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!


Слайд

Педагог . 

По первым моим словам вы уже догадались, что наша с вами встреча будет посвящена  русскому народному костюму. Да  непросто народному костюму, а  народной одежде  Самарской губернии. Сегодня  мы узнаем,  как  выглядели  люди  Самарской губернии, во что одевались и как это связано с нами и с нашей культурой.

Слайд. 4

Педагог.

Ребята,  в начале занятия я вам прочитала стихотворение и теперь попрошу вас посмотреть на слайд  и отметить, какие слова вам не знакомы в этом стихотворении. И в процессе нашей с вами работы мы постараемся  узнать значение этих слов.

Слайд.

В дивном наряде крестьянской одежды,
Где весь узор о мечте и надежде:
Красным расшиты
запон и рубаха

И сарафан, и понёва к что надо
По
подолу, как на вспаханном поле,
Ромбы узорной легли полосою;
Символы солнца и знаки земли.
Матери-жизни и птицы любви.

Шею украсили бусы, мониста,
Бисер, кораллы, янтарь золотистый.
Всех драгоценный убор головной –
Жемчугом шитый и битью златой:
Кокошник — убор молодицы,
Косник , венец — украшенье девицы,
Сборник, повойник — убор для старухи...
Самый красивый — убор молодухи.
Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

(Дети отвечают,  педагог  незнакомые слова вывешивает на доску:  запон, понёва, мониста, кокошник, косник, венец, повойник)

Педагог

Вот сколько не знакомых слов.  

Ребята.  Обратите внимание, у вас на столе лежат предметы  из одежды русского  костюма.  Я вам  предлагаю собрать  аппликацию-картину в той последовательности, в которой вы считаете,  будет правильно.

(дети собирают  одежду на листе ватмана)

(приложение 2)

Педагог.

Итак,  наш комплект готов  и каждая группа его демонстрирует.

(дети прикрепляет на магнитную доску)

Педагог. 

Очень хорошо вы справились с заданием,  но насколько  верно, мы выясним в процессе  нашей работы. 

Сначала ответьте мне,  а  какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

(ответы детей)

Основная часть

Педагог.

Так вот  ребята, народная одежда не поразила бы вас сказочной красотой и обилием красок. Основной цвет был белый.  Ткалась одежда на ткацких станках дома и поэтому она называлась домотканой.
Ткать и шить одежду умели на Руси почти все женщины. Они украшали, раскрашивали свои одежды. Даже княгини и боярыни любили рукодельничать. Одевались   по погоде: была одежда зимняя и летняя.

Педагог.  

Скажите ребята,  а где можно увидеть такую одежду сегодня.

(Дети отвечают: музей,  книги,  кино,  картины)

Педагог.

Узнать о одежде наших  предков  мы  можем  при помощи  картин художников современников того времени,  на которых  очень  хорошо  виден  национальный ансамбль  русской  национальной одежды.  

И я приглашаю вас  заглянуть в одну из картинных галерей.

(приложение 3)

Слайд.

Посмотрите,  пожалуйста, на  художественные полотна  

Слайд из презентации художников

  • Борис  Кустодиев,  
  • Константин Маковский
  • Сергей Соломко

Педагог.  Расскажите, что вы видите на картине.

(Дети рассматривают и   рассказывают,  как   выглядит одежда  на картинах художников)

Педагог.

Русский костюм воспевали не только художники,  проследить это русское наследие можно  и  в сказках. Я предлагаю вам посмотреть сказки. И вы мне напомните, что это  за сказки и кто их написал.

(педагог демонстрирует на экране сказку «Аленький цветочек»,  «Сказка о золотой рыбке»)

(приложение 4)

Педагог. 

Ребята  у вас уже сложилось представление  о русском костюме.  Теперь мы познакомимся с ним поближе  и все-таки постараемся узнать, как наши слова-незнакомцы  связаны с одеждой  19 века.

Самое  большое разнообразие  проявляется в женском народном костюме.

Женский костюм 19 века Самарской губернии, можно сказать, составлял два комплекта.  Мы их с вами сегодня собирали.

Основной частью женского костюма на протяжении XIX в. оставалась длинная рубаха, которую надевали непосредственно на тело.

Слайд

Обычно женская рубаха не имела украшений. Лишь в южных районах Самарской губернии в прошлом бытовали  рубахи, вышитые красными нитками.

(педагог демонстрирует  рубаху женскую)

Педагог.

Вечерами зажигала женщина лучину, брала иголку, разноцветные клубки ниток, которые сама напряла и покрасила, и начинала вышивать: покрывала узором ворот, разрезы, манжеты и подол рубахи. Вышитый орнамент должен был защищать хозяйку одежды от злых сил и призывать на помощь силы добрые.

Одну рубаху, как правило, никогда не носили ни дома, ни тем более на улице. На нее надевали сарафан  или  юбку. Лишь в страдную пору она употреблялась в качестве самостоятельной одежды для покоса. В этих случаях ее носили, подпоясав, и, сделав небольшой напуск на животе, чтобы было удобнее работать.

Дома на рубашку было принято надевать юбку, и при выходе из дома - сарафан. Юбка под сарафан надевалась для того, "чтобы толще казаться".

Слайд

В середине XIX века на большей части территории Самарской губернии бытовал косоклинный сарафан  (сшитый из клиньев) и прямой сшитый из полотен.

(Педагог демонстрирует  сарафан)

Сарафан  мог быть с нагрудником или "с перекладинкой".  Многочисленные сборы шли у него от небольшой кокетки, обычно украшенной вышивкой.

Сарафаны, как косоклинные, так и прямые, раньше обязательно носили с поясами шириной 4-5 см, в большинстве случаев покупных. Он являлся неотъемлемой частью как женской, так и мужской одежды.

Слайд

(Педагог демонстрирует пояс)

Его завязывали на талии сбоку узлом и спускали два конца, украшенные кистями из разноцветной шерсти или цветными шерстяными шариками. Праздничные пояса было принято украшать яркими узорами.

На сарафан, как правило, надевали фартук (запон), который подвязывался под мышками или на талии и спускался ниже колен.  Вот ребята и первое слово, которое было нам не знакомо.

Слайд.

(Педагог демонстрирует запон)

Педагог.

Был сарафан   повседневный  и праздничный.

Одевали девки праздничный сарафан  расшитый  жемчугом,  ниткой золотой и шли на праздник  вместе с парнями хороводы водить.

Вот и я вас ребята  приглашаю  в хоровод.

Игра  «Хоровод-огород»  

Есть у нас огород, в нем картошка (капуста, морковка) растет,

Вот такой ширины, (расходятся  широко)

Вот такой ужины,   (сходятся в центр)

Вот такой вышины,  (руки вверх)

Вот такой низины (движения аналогичны движениям в хороводе «Каравай»).

Огород, огород, что еще там растет?  (хлопаю в ладоши)

И игра повторяется сначала, дети называют все известные им овощи.

Педагог.

Вот мы немного окунулись в праздничную атмосферу того времени.

И  вернемся к костюму,  просмотрим второй комплект  нашего костюма.

(приложение 2)

Слайд.

Во втором случаи  поверх  сорочки надевали  юбку.  Юбку шили сами из домотканого материала . Ее красили дубовой корой и поэтому она получалась ярко красная или оранжевая.  Шили из фабричной шерсти, обычно это была полосатая юбка  красного, зеленого или голубого цвета.

(Педагог демонстрирует  юбку)

Еще  одевали  поневу.  Она являлась набедренной одеждой, надеваемой поверх рубахи. Она шилась из одного или трех полотнищ шерстяной домотканины. И ее одевали уже взрослые женщины, имевшие ребенка.

Вот ребята еще отыскали мы наше слово – Понёва.

(Педагог демонстрирует  поневу)

Педагог.

Еще одним красочным убранством  в женской одежде был головной убор.

Головные уборы являлись обязательным элементом женского костюма, причем они значительно различались по половозрастному признаку. Замужняя женщина должна была тщательно скрывать свои волосы от постороннего взгляда.  Девушки волосы не прятали.
Девушки ходили с непокрытой головой, с заплетенной одной косой, в которую обычно вплетали "косоплетку", ну что- то вроде ленты.

Иногда к ленте привязывали небольшой вышитый или парчовый треугольник, так называемый "косник".  Вот еще нашли мы слово - Косник
В праздники девушки надевали на головы венки из полевых цветов. Замужние женщины носили повойник (волосник)

Этот вид головного убора представлял собой холщовую, бумажную или вязаную шапочку с небольшим обручиком на темени (или без него).

Богатые крестьянки имели волосники из бархата и даже из парчи.
Среди праздничных женских головных уборов употреблялись разнообразные кокошники.  Еще наше слово-незнакомец - Кокошник
Наиболее широко был распространен кокошник с закругленным верхом, имеющий вид полумесяца
Кокошники имели право надевать лишь молодые женщины и молодушки, только что вышедшие замуж. Но когда у нее появлялся ребенок,  кокошник заменялся повойником (волосником), который носился  до конца жизни.

Педагог.
Основной будничной женской обувью в середине прошлого века являлись лапти. Надевали их поверх шерстяных чулок, доходящих длиной до колен.

Зимой носили валенки, а также - валеные туфли «чунки».
Слайд. 
Со второй половины XIX в. повсеместное распространение получают "полусапожки" или ботинки с резинками, на небольшом каблучке, если же они были с застежками или на шнурках, то назывались "гусарики".

Педагог.

Мужская одежда была более простой, чем женская. Она  состояла из широкой рубахи из простого холста или шелка, доходившей до колен, и портов.

Слайд.

Теперь мы обратим свое внимание на наш составленный   в начале мероприятия  комплект костюма. Правильно ли мы его составили и что не хватает.

(дети и педагог проверяют композицию)

Педагог

Ребята о русском костюме можно говорить очень много. Сегодня мы познакомились лишь с малой частью его.  Но если вы заинтересовались одеждой своих предков,  то ответы вы можете в книге нашего самарского краеведа Тамары Ведерниковой.

Слайд.

Педагог

Итак, ребята  мы сегодня много узнали о русском костюме, узнали много новых слов.   Конечно, не обязательно запоминать, но значение этих слов мы должны помнить,  потому что это связано с нами, нашей родиной.

Я вам предлагаю пройти тест и оценить,  насколько вы знаете значение слов.

(приложение  5)

Рефлексия

Педагог

Наша с вами встреча подошла к концу, а  я вам предлагаю  подарить нашим помощницам-красавицам  подарки.  А подарки  мы будем дарить разные.

Если вы сегодня много узнали и информация вам пригодится в будущем,  вы выбирайте   «книгу». Если  информация  для вас новая, но вам надо ее переосмыслить, переработать в голове, то вы выбирайте   «сито» ромашку. Если вы считаете, что информация для вас не новая и вас она не пригодится, то вы дарите «воздушный шарик».

(приложение   6)

Педагог.

Ребята,  сегодня мы познакомились  с нашим  русским историческим наследием.  Мы узнали значение слов, которые  употребляли в своем обиходе наши предки.  Конечно, мы не пользуемся этим в современной жизни,  но знать наше русское наследие мы с вами обязаны. Вы  ребята звено в исторической цепи, и вы передадите свои знания дальше. Как когда-то мне передала их моя бабушка, я своим детям, а вы передадите своим.  Теперь мы с вами знаем, что такое русский национальный костюм.  И то, что мы с вами используем  в танцевальных номерах это лишь его стилизация.

 Литература и интернет ресурсы.

  1. Андреева  А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г
  2. Волков  Г.Н. [1]  Этнопедагогика   Москва  ACADEMIA 1999
  3. Лотман Ю.А.  Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г
  4. Мухина В. С.Детская психология. 2-е изд., М.: «Апрель-пресс». -1999
  5. Народное искусство в воспитании детей: книга для педагогов ДОУ (под редакцией Комаровой Т.С.) Педагогическое общество России. 2000год.
  6. Бородина, Н. В. Народный костюм Самарского края / Н. В. Бородина, Т. И. Ведерникова; рук. и гл. ред. Т. И. Ведерникова; фото: С. А. Осьмачкина, Н. В. Бородина.- Самара: Издат. дом «Агни», 2007.— 236 с.
  7. Щербаков В. С. Изобразительное искусство: Обучение и творчество.
  8. Сайт - ИННОВАЦИИ         в образовании  [2] http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
  9. Сайт - Щегленко  М.В.-URL: http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/
  10. Сайт –стихи и загадки  -URL: http://riddle-middle.ru/zagadki/odezhda_i_obuv
  11. Сайт  Энциклопедии & словари  -URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Informacionno-  Receptivnyj-Metod-Obuchenija-695/
  12. http://www.livemaster.ru/item/1853691-svadebnyj-salon-venok-na-golovu-svadebnyj головной убор
  13. http://kykolnik.livejournal.com/182613.html головной убор
  14. http://faderjest.ru/15986.html   сарафан
  15. http://www.classicbelt.ru/about_belts/history/part.php?id=russianTradBelts русский пояс, сарафан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм Курской губернии.

Работа над исторической композицией в программе художественной школы начинается  с первого класса, с композиции на тему русских сказок. В выпускном классеДХШ учащие...

Конспект занятия "Русские народные посиделки"

Конспект воспитательного занятия  для учащихся начальной школы....

Конспект занятия "Русская народная песня. От истоков к современности"

Конспект открытого ханятия в хоровой студии....

Статья "Создание коллекции этнографических кукол в национальном костюме народностей, населяющих Самарскую губернию, в условиях дополнительного образования"

Описание работы, цель создания коллекции, краткая характеристика коллектива, в котором создавалась коллекция, национальные особенности костюма народностей, населяющих Самарскую губернию...

Конспект занятия "Русская народная песня"

Цель данного занятия - пробудить интерес к русской народной песенной культуре...

Конспект урока "Русский народный костюм"

5 класс           Тема : «Русский народный женский костюм»...

Конспект занятия " Русская народная сказка " Репка ". Раскрасим репку"

Цели: познакомить с содержанием сказки "Репка "; учить рассматривать рисунки-иллюстрации, правильно держать кисточки, обмакивать её в краску, раскрашивать внутри контура, узнавать и правильно называ...