Нетрадиционный урок " Творческая мастерская" Декупаж"
план-конспект урока по технологии на тему

Урок по работе в технике  "декупаж". Офрмление цветочных горшков, бутылок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnyy_urok_tvorcheskaya_masterskaya.docx36.86 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый нетрадиционный урок:

                       Творческая мастерская.

  Тема - прикладное творчество в стиле "Декупаж"

Тип урока : Урок формирования новых знаний

Цель занятия: формирование у учащихся знаний о технике декупажа, как об одном из видов декоративного творчества.

Задачи занятия:

Воспитательные:

  1. Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
  2. Зарождать элементов самооценки, стремление преодолевать учебные затруднения.
  3. Воспитание ценностного отношения к общению человека с человеком, умения сопереживать неудаче и радоваться успеху другого - умения работать в коллективе.
  4. Трудовое и эстетическое воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия.

Развивающие:

  1. Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
  2. Ознакомление учащихся с историей развития старинной техники «декупажа».

Обучающие:

  1. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
  2. Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
  3. Обучение технологической последовательности и трудовых приемов выполнения «декупажа».
  4. Формирование образного и пространственного мышления.

Средства обучения:

Наглядные:

Образцы салфеток

Инструкционные карты

Правила техники безопасности с режущими инструментами

Образцы готовых изделий

Учебные:

Объект для декупирования

Ножницы

Салфетки (бумага с картинками) для вырезания

Клей ПВА

Лак

Материалы и оборудование:

  • Плакаты с кроссвордом и перечнем необходимых инструментов и материалов,
  • Памятки по технике безопасности,
  • Выставка готовых работ,
  • Инструменты личного пользования,

Компьютер

Ожидаемый результат:

  • Приобретут знания и понятия о технике декупажа, познакомятся с применяемыми материалами ;
  • выполнят действия по образцу и алгоритму;
  • познакомятся с применяемыми материалами, получат первичное представление о способах декорирования старых вещей;

Ход занятия

Ι. Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на занятии, психологический настрой

Учитель передает нарисованную улыбку первому ученику с пожеланием и так дальлее.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний (кроссворд прилагается).

- Что  мы видим вокруг нас в кабинете (наше рукоделие..)

- Это называется (изделия декоративно прикладного творчества)

- Что такое ДПИ? (искусство изготовления и украшения предметов.)
– Какие виды вы знаете? (аппликация, вышивка, вязание, выжигание…)

- какие работы на занятиях вы выполняли? (вышивка, сшили прихватку, оформили игольницы,…..), а сейчас разгадаем кроссворд и узнаем нашу тему.

На листах контроля оцените каждый себя

ΙΙΙ. Сообщение темы (проблемное).

  Все мы любили в детстве делать аппликации и рисовать. Во-первых, нам доставляла удовольствие сама техника выполнения, во-вторых, мы чувствовали себя творцами, в третьих – наградой была сделанная своими руками вещь! Дети становятся взрослыми, а желание делать прекрасное остается. Не смотря на то, что в магазинах продается масса необычных и интересных вещей, нас самих тянет смастерить что-то оригинальное. Посмотрите на импровизированную выставку работ, здесь вы увидите красивые вещи, но не многие из них умеют так красиво рисовать, но работы получились на славу…

Тема сегодняшнего занятия интересная! Она имеет русское значение ВЫРЕЗАТЬ и французское название – ДЕКУПАЖ. Сейчас нам девочки подготовили и расскажут об истории  развития этого вида творчества., а вы внимательно слушайте и затем ответите на вопросы.

ΙV. Изложение нового материала

1.- Слово «decoupage» французского происхождения, обозначает «вырезать». Декупаж - техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

 

 Все началось  в Китае. Как только в Китае научились производить тонкую красочную бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества – декупаж.

  Техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, они стали украшать с ее помощью различные предметы, мебель. 

 В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью.  Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки.,

В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупаж в том виде, в каком мы его знаем сейчас, стали делать краснодеревщики, желая сделать более дешёвые копии предметов, поставляемых из Китая и Японии, которые пользовались в то время огромной популярностью. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.

В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.

2.   Женщинам 18-19 века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…

По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки..

Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком. Изделия, выполненные в технике «Декупаж», покрытые лаком, выглядят, как роспись.

  Итак, казалось бы, а что можно украсить бумажными салфетками в современном интерьере ? На самом деле всё, что вашей душе угодно! Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новую великолепную, в настоящее произведение искусства. Это могут быть горшки для цветов, посуда, свечи, книги, музыкальные инструменты, шкатулки, сосуды, флаконы, мебель, т.д. и т.п. Даже одежда и обувь может быть украшена вами на свой вкус. Дерево, кожа, текстиль, керамика, металл, гипс, картон  - любые поверхности поддаются чудесным преобразованиям Сейчас, став популярным хобби, декупаж получил вторую жизнь. Для аппликаций используют мотивы, вырезанные из трёхслойных бумажных салфеток, т.к. салфеточные рисунки лучше всего имитируют роспись. Декорируемые поверхности могут быть самыми разнообразными: стеклянными, керамическими, металлическими, деревянными, картонными или пластиковыми.

  В декупаже могут быть использованы иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки. В последнее время широко применяются принтерные распечатки. И все это объединяет техника: вырезания мотивов. В общем, техника декупажа мало чем отличается от той, что использовалась в XVII веке.

Техника декупажа ещё и очень полезна для вашего развития: она развивает художественный вкус и фантазию, при вырезании мотивов тренируется мелкая моторика рук, что помогает тренировать память и внимание, развивать речь!

   Первичное закрепление новых знаний.

- Хорошо (вопрос детям):

- Так когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране?

- Как  и с какого языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)

- Мы услышали слово ИНТЕРЬЕР- что он значит?

- Где можно использовать такой вид творчества? Поднимите руку, кто согласен с этим ответом.

Спасибо, молодцы!

Поднимите руку, кто согласен с высказыванием, что ДЕКУПАЖ довольно древний вид искусства?

Что значит слово ДЕКУПАЖ

На листах контроля оцените каждый себя.

 И прежде, чем продолжить дальше наш урок - проведем физкультминутку, разомнем пальчики.

ФИЗМИНУТКА

Здравствуйте

Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большого пальца этой же руки.


Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки.

Солнышко
- Как светит солнышко летом?
Дети широко растопыривают пальцы, хорошо растягивая все мышцы ладони.
- Как светит солнышко осенью?
Мышцы ладони напряжены, пальцы полусогнуты.
- Как светит солнышко зимой?
Пальцы собираются в щепотку.
Каждое упражнение повторяется несколько раз.

Засолка капусты
Мы капусту рубим.
Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту.
Мы капусту трем.
Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.
Мы капусту солим.
Движением пальцев имитируется посыпание солью.
Мы капусту жмем.
Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки.

Ребро, ладонь, кулак
Дети работают обеими руками одновременно. Поочередно на парту кладутся ребро ладони, открытая ладонь и кулак

Перед вами на столе находятся различные материалы для техники декупаж   давайте определим, что нам сегодня понадобится

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

  За окнами осень, прошли любимые праздники и каникулы и чтобы у всех остались хорошие воспоминания, предлагаю выполнить практическую работу, над названием которой подумаем вместе: «Осенняя фантазия, …..»

для этого вы распределились в группы, и будете работать в команде, которая будет создавать единую композицию, придумаете ей название, а подсказка находится у вас на столе…

  Прежде чем приступить к практической работе, давайте определим с вами алгоритм действий, что вы будете делать

        Алгоритм действий

1. Выбор единой темы оформления

2. Распределение работ внутри команды (объектов – бутылка, шар, тарелка, стакан….)

3. Заготовка элементов для декорирования – вырезание из салфеток

4. Наклеивание элементов на объект

5. Красочное оформление работы

Технологическая  карта 

1. Обезжирить поверхность;

2. Вырезать фрагменты рисунков из салфеток;

 3. Осторожно отделить верхний слой рисунка;

4. На выбранное место основы приложить вырезанную картинку;

 5. Кистью нанести клей на лицевую сторону приложенной картинки, двигаясь от центра к краям.

6. После высыхания клея покрыть поверхность акриловым лаком;

 Самоконтроль: - приклеивать осторожно, не натягивая салфетку и расправляя кистью образующиеся складки.

 - Затем поставив кисть перпендикулярно поверхности, «утрамбовывать» картинку до тех пор, пока она не будет приклеена полностью.

- Завершающее покрытие лаком. Последовательно нанести на декорированную поверхность 2-3 слоя акрилового лака.

   В процессе работы учитель совершает целевые обходы, осуществляется контроль за организацией рабочего места, соблюдением правил техники безопасности, последовательностью выполнения работы

При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие

 Правила безопасной работы:

- правильно работать с ножницами, быть внимательными с клеем

- быть аккуратными в работе и внимательными друг к другу

Приступайте к работе. (Звучит музыка)

Представление работ, оценивание получившейся композиции в целом

На листах контроля оцените каждый себя

VΙ. Рефлексия

1.Обобщающая беседа:

 1).Какие поверхности можно декорировать c помощью техники декупаж?

 2).Какой клей  используются для техники «Декупаж»? Почему?

3).Какие инструменты и приспособления используют

4) Тебе было интересно на уроке?

5)Смогла ли ты справиться с поставленной задачей? Если нет, почему?

6) Тебе помогла работа в паре с одноклассницей? Чем?

7) Как ты думаешь, а с тобой было интересно работать твоим соседкам по команде?

Как Мы сегодня с вами поработали?

(дать оценку работе всего класса)

7 этап. Домашнее задание – На следующем уроке мы с вами доделаем работу – оформим и  покроем лаком.

8 этап. Выставление оценок. Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка). Говорит, сколько баллов поставил себе в оценочном листе и учитель выводит общую оценку.

9 этап. Уборка рабочих мест.

 Всем спасибо за урок, до свидания (уход детей).

Список использованной литературы:

1. Патриция Наве Черутти «Декупааж» практическое руководство. Изд.  Ниола -Пресс

3. Мориса Л. Все о декупаже: техники и изделия. Изд.: Ниола 21 век, 2007

4. Зайцева А. Стильные штучки в технике декупаж. Изд.: АСТ-Пресс, 2007

5. Хельмонд С. Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Изд.: Проф-Издат, 2007

6. Интернет-ресурсы.

                          Приложение

                      Кроссворд

1. У ткани есть ширина и …               длина

 

2. Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я — липучий, вязкий…    клей

 

3. Её производят на ткацкой фабрике.    Ткань

 

4. Речка льняная,
Лодка стальная.
Проплывёт она —
Пропадёт волна.    Утюг

 

5. В швейной машине есть прижимная…   лапка

 

6. Ног нет, а ходит,
есть ухо, а не слышит.    Игла

 

7. Два ножа, два кольца.     Ножницы

Ключевое слово –ДЕКУПАЖ.

 

Алгоритм действий

1. Выбор единой темы оформления

2. Распределение работ внутри команды (объектов – бутылка, шар, тарелка, стакан….)

3. Заготовка элементов для декорирования – вырезание из салфеток

4. Наклеивание элементов на объект

5. Красочное оформление работы

Технологическая  карта 

1. Обезжирить поверхность;

2. Вырезать фрагменты рисунков из салфеток;

 3. Осторожно отделить верхний слой рисунка;

4. На выбранное место основы приложить вырезанную картинку;

 5. Кистью нанести клей на лицевую сторону приложенной картинки, двигаясь от центра к краям.

6. После высыхания клея покрыть поверхность акриловым лаком;

 Самоконтроль: 

- приклеивать осторожно, не натягивая салфетку и расправляя кистью образующиеся складки.

 - Затем поставив кисть перпендикулярно поверхности, «утрамбовывать» картинку до тех пор, пока она не будет приклеена полностью.

- Завершающее покрытие лаком. Последовательно нанести на декорированную поверхность 2-3 слоя акрилового лака.

                Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

                Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК

        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

                Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК

        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК        __________

                Лист самоконтроля на уроке

 Фамилия имя ________________________________

Вопросы:                                                                Оценки:

1._______
2._______

3._______

ИТОГОВАЯ  ОЦЕНКА ЗА УРОК                                  ______________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционный урок-урок творчества

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, - повышение эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и ...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Нетрадиционный урок развития речи по литературе. "На съемочной площадке .Творческая мастерская.рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника"

Методическая разработка показывает приемы элементов поисково- исследовательской  групповой работы,знакомства с интересными профессиями ;урок способствует одновременному развитию многих навыков и ...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Как заинтересовать ребят изучением предмета «Фортепиано», сделать занятие любимым и увлекательным? Этот вопрос волнует многих педагогов-новаторов, в том числе и меня. Исследования педагогов-новаторов ...

Нетрадиционные уроки и фрагменты уроков. Новогодний урок в 10 классе

Урок в нетрадиционной форме в 10 классе посвящён повторению грамматического материала первого полугодия....