как научить творчеству
статья по технологии на тему

Созинова Наталья Григорьевна

В данной статье говорится о творческом труде, как придумать новое. Для создания нового требуется сочетание знаний и воображения. Решая творческие задачи юные изобретатели знакомятся с наукой. техникой, искусством.........Уровень развития пространственного мышления у школьников развит неудовлетворительно. 23 % - высокий уровень; 33% - средний; 44% - низкий уровень............ Творческие люди работают легко и с удовольствием. Одаренность необходимо воспитывать. Вера в ребенка, ребенок все может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Как научить творчеству

            Задачи, стоящие перед учителем технического труда, сложны и многообразны. Он должен вооружать учащихся системой технологических, технических и экономических знаний, формировать практические, общетрудовые и общепроизводственные умения, расширять политехнический кругозор учащихся, развивать их творческие способности, готовить к сознательному выбору профессии. Решать этот комплекс задач только на уроках невозможно, поэтому необходимо использовать и внеклассную работу, где предмет изучается глубже и более полно проявляются индивидуальные способности, особенности учащихся, учитываются интересы, появляется возможность попробовать себя в различных видах деятельности и более реально оценить свои возможности.

Сознавая свои способности, ученик старается их развивать и применять на практике.

            Почему о труде говорят- творческий? Потому - что творчество, это постоянное усовершенствование. Именно в творчестве человек развивается как личность, раскрывает интересы и потребности и жизнь становится более полной.

             Как придумывают новое? Откуда берутся идеи изобретений, новых теорий, произведений искусства? Почему порой нужная и, казалось бы, довольно очевидная идея опаздывает на десятилетия, а другие появляются задолго до их возможной реализации? Подобные вопросы волнуют в наше время многих. Есть и ответы на них.

          В работах психологов, в воспоминаниях писателей, изобретателей, ученых описывается примерно одно и то же. Человек, встав перед сложной задачей, проблемой, постоянно думает, перебирает варианты, пробует, ошибается и наконец находит. Этот метод перебора вариантов, или как его сейчас называют метод проб и ошибок (МПИО) – древнейший способ решения творческих задач. А если не творчески, то зачем?

          Для создания нового требуется сочетание знаний и воображения. Знания растут всю жизнь. Школа, институт, практическая работа, книги, кино. Интернет. А воображение?

          Психологи считают, что воображение сначала, с возрастом, растет, быстро достигает максимума, а потом падает. Сегодня этот максимум 12-14 лет. Любая способность атрофируется, если ее не тренировать.

          Решая творческие задачи юные изобретатели знакомятся с историей науки, техники, искусства, читают, обсуждают, сами придумывают фантастику. И постепенно, но целенаправленно происходит главное – формирование творческого мышления, активной жизненной позиции, и происходит это, что самое главное, без утомительной зубрежки, принуждения, легко и с удовольствием. Ведь в отличие от взрослых, молодежи не нужно ломать стереотипы в мышлении, их воображение вблизи максимума и всячески стимулируется, они быстро привыкают к необычным понятиям и правилам.

          В науке результат должен быть повторим, иначе это не наука.

          В искусстве результат не должен быть повторим, иначе это не искусство.

 Искусство характерно для одаренных людей. Одаренность необходимо воспитывать.

Есть такое понятие как творческая одаренность. Она включает в себя способность к синтезу, умение комбинировать, выделять, способность к анализу, умение договариваться с людьми и пробивать свои идеи. При проектировании творческая одаренность это важное качество.

          Сама же творческая личность  должна обладать такими качествами как: эмоциональность, впечатлительность, изобретательность, способность объединять знания в разных областях, комбинировать эти знания.

         Через гены одаренность передается только на 80%, остальные 20% - нужно воспитывать. Одаренность может быть временной и постоянной, но она имеет способность исчезать. Если ее не поддерживать и не развивать, то остается только 2-3%, остальное рассеивается и теряется. Вот поэтому  и необходимо следить за ребенком и развивать, тренировать его творческие способности.

Как это сделать? Как научить ребенка творчески мыслить?

      Уровень развития пространственного мышления у щкольников развит очень неудовлетворительно. 23% - обладают высоким уровнем развития пространственного мышления, 33% -  средним уровнем, 44% - низким.

Для формирования пространственного воображения и технического мышления, без которых невозможно никакое творчество, ставятся специальные задачи, которые отбираются на основе следующих требований:

  1. актуальность и связь с практикой
  2. новизна, требующая приемов решения и способствующая усилению политехнической направленности содержания
  3. доступность, учитывающая предшествующий уровень развития пространственного мышления
  4. соответствие объема знаний, необходимых для решения задач
  5. возможность межпредметных связей (физика, математика, черчение, трудовое обучение)

 Увлеченных людей нет такого понятия как хочу- учу, хочу не учу, нравится – работаю, не нравится – не работаю, легко сделаю – трудно не буду.

          «Не позволяй душе лениться, чтоб воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и     день и ночь и день и ночь».

          Поддержать увлечение техникой, продлевать интересы и склонности, помогать преодолевать трудности, не дать интересу угаснуть – вот задача учителя.

Творческое начало должно быть заботливо воспитано и закреплено.

Люди подготовленные к творчеству намного быстрее адаптируются в коллективе, проявляется инициативность, творческое отношение ко всему, чем бы человек не занимался.

          Воспитываются и эстетические качества – работа над понятиями красоты, гармонии, меры и целесообразности. Каждый ребенок это индивидуальность, личность, одному нужно и можно дать больше самостоятельности, а другому нужна систематическая помощь и поддержка. Вера в ребенка. Ребенок все может.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивное мини-шоу «Научились Мы - научитесь и Вы»

Популяризация гимнастики среди школьников....

Научитесь сами и научите своих детей

Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте....

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «РАДУГА» «НАУЧИЛАСЬ САМА - НАУЧУ СВОЮ БАБУШКУ» Тема: «Изготовление пасхального кулича в технике «айрис - фолдинг»

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 3 года обу...

Практико–ориентированный проект «Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»

Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться. Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Консультации для родителей .Су-Джок терапия в логопедии. Как научить ребенка здороваться.  Использования литературы в семейном воспитании. Использование устного народного творчества в к...


 

Комментарии

Новоселова Ирина Витальевна

В статье затронута очень интересная тема. Ведь сейчас в школе очень часто уходят от творчества. Везде стандарт.А ведь мы воспитываем новое поколение.Какое оно будет?
Хорошо в статье сказано: "Творческие люди работают легко и с удовольствием"...