РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ 5-8 КЛАССЫ
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ  5-8 КЛАССЫ

Рабочие программы по технологии для 5-8 неделимых классов составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного (общего) образования, с учетом требований обра­зовательного стандарта и ориентированы на работу по учебникам под редакцией В. Д. Симонен­ко (М.‘: Вентана-Граф, 2015).

Эта программа является актуальной и учитывает интересы как девочек, так и мальчиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc270 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение

Нормативно-правовой базой для рабочей программы по предмету технология являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 25 октября 2008 г. (с изменениями и дополнениями);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Министерства образования Российской Федерации № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 354 от 13.04.2012 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»:

- Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Стандарты второго поколения).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочие программы по технологии для 5-8 неделимых классов  составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного (общего) образования, с учетом требований образовательного стандарта и ориентированы на работу по учебникам под редакцией В. Д. Симоненко (М.‘: Вентана-Граф, 2014).

Эта программа является актуальной и учитывает интересы как девочек, так и мальчиков.

Данные программы рекомендуются для обеспечения непрерывности технологического образования. Они позволяют учителю получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии обучающихся средствами данного учебного предмета, а также конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, отражают распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программы носят рекомендуемую последовательность с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся и рекомендованы с учетом оснащенности школы, материальных возможностей обучающихся и социальной востребованности.

Рабочая программа по  технологии для неделимых классов сельской школы разработана в соответствии с  законом РФ «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 г., обязательным минимумом содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98. № 1276), авторской программой «Технология» - модифицированный вариант для неделимых 5-8 классов (автор Н.П. Литвиненко, О.А. Чельцова, Т.А. Подмаркова) , примерных программ основного общего образования по технологии «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд». Технология: программа: 5-9 классы Н.В.Синица, П.С. Самородский. –М.: Вентана-Граф, 2015.-112с.

На основании Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Воронежской области длительность учебного года составляет 35 учебных недель. Поэтому рабочая программа по технологии  разработана для обучающихся неделимых классов сельских школ  из расчета 2 учебных часа в неделю, 70 часов в год.

      Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.

    Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Национально-региональные особенности содержания  представлены в программе соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

    Содержанием программы предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда;

получение, обработка, хранение и использование информации;

основы черчения, графики, дизайна;

элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

проектная деятельность;

история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Каждый раздел программы включает в себя основные

теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). Изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.  Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения,  учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс вводится с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того, что они выдвигают в качестве творческой идеи.

        Рабочая программа по технологии для неделимых классов является комплексной.

        Базовыми в программе для 5-8 класса  являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Технологии творческой и опытнической деятельности».    

      Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности. Формирование технологической культуры в первую очередь подразумевает овладение учащимися общетрудовыми и жизненноважными умениями и навыками, так необходимыми в семье, коллективе, современном обществе.

Задачи учебного предмета

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

        формирование политехнических знаний и экологической культуры;

        привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

        ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

        развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

        обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

        воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

        овладение основными понятиями рыночной экономики менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

        использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентно способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка;

Цели: Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда,       формирование   представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной и прикладной творческой деятельности.

ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Отличие данной разработки от имеющихся программ состоит в том, что она не предусмотрена для проведения занятий в основных классах. Опыт работы в неделимых классах показал целесообразность линейного подхода к преподаванию разделов, способствующих решению современных образовательных задач.

Базовыми являются разделы: «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника», «Технологии творческой и опытнической деятельности».     каждый из которых предусматривает использование общепедагогических дидактических принципов: связь теории с практикой, научность, сознательность и активность усвоения знаний, а значит, достижение дидактической цели, которую надо понять и осознать.

Особый акцент сделан на инновационный раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеют огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов - это лишь часть задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. А положительные отзывы, полученные от жителей прилегающих к школам домов, позволяют учащимся оценить социальную значимость выполняемых ими проектов.

В реализации программы должное место отводится методу проектов для вовлечения школьников в исследовательскую деятельность, что формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

В данной программе прослеживается модернизация раздела «Создание изделий из тек- стильных и поделочных материалов». «Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов». Предлагаемое содержание этого раздела позволяет познакомить обучающихся с конструкционными изделиями из бросового материала, свойствами и технологиями его обработки с учетом экономического и экологического аспектов, направленных на освоение нового практического опыта.

Программы предполагают широкое использование нетрадиционных форм уроков, которые позволяют решить задачу совмещения профориентационной работы с предметным

обучением, используя «ключевые компетенции» в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях; за счет получения обучающимися профессиональных знаний и умений, облегчающих процесс социальной адаптации, помогают активизировать и углубить познавательную деятельность, при этом избежать пагубных перегрузок, сопоставить требования избранного вида труда к здоровью профессионала и собственный медицинский прогноз.

Цели и задачи программы:

  • освоение технологических знаний; основ культуры по созданию личностно или общественно значимых изделий;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления; сенсорных и моторных навыков, умений учебного труда; волевой и эмоциональной сферы;
  • воспитание патриотизма, мотивов учения и труда, гуманности и коллективизма, дисциплинированности, эстетических взглядов, творческого начала личности, трудолюбия, предприимчивости.

ОПИСАНИЕ МЕСТА  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА  В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ.

Универсальность технологии как методологического базиса общего образования состоит в том, что любая деятельность - профессиональная, учебная, созидательная, преобразующая- должна осуществляться технологически т. е. таким путём, который гарантирует достижение запланированного результата, причём кратчайшим и наиболее экономичным путём.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности.

На основании Регионального базисного учебного плана образовательных учреждений Воронежской области длительность учебного года составляет 35 учебных недель. Поэтому рабочая программа по технологии  разработана для обучающихся неделимых классов сельских школ  из расчета 2 учебных часа в неделю, 70 часов в год.

Курс «Технология» изучается с 5 – 8 класс.  Из расчёта 2 часа в неделю: в 5классе – 70ч, в 6 классе – 70ч, в 7классе – 35ч.  В 8 классе -35часов  из расчёта 1час в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  КОНКРЕТНОГО   УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5-8классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по технологии.                              

Интегративный  характер содержания обучения технологии предполагает  построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при  характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. Обучение строится с учетом  внутрипредметных связей., логики учебного процесса и возрастных особенностей учащихся.

Программа обеспечивает преемственность перехода  учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.

Используемые технологи : интеграция традиционной, развивающего обучения, модульного обучения, метод проектов.

Программа обеспечивает преемственность перехода  учащихся от общетехнологического к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.

1.объяснительно-иллюстративный, сочетающий словесные методы  (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, и др.).

2.Частично-поисковый, основанный на использовании технологических знаний, жизненного  и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в  зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно-обобщающей.

3.Исследовательский метод как один из способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.

Реализовать программу планируется в условиях  классно-урочной, системы обучения.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

 Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.              

Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы учебных занятий: ролевые игры, урок-лекция, семинары, лабораторные работы, практическое занятие, проектные работы., презентации.

Виды деятельности учащихся: устные сообщения, защита презентаций, защита проектов, рефлексия.

При составлении рабочей программы учитывалась материально - техническая база, учебно-методическое обеспечение, запросы на образовательные услуги учащихся и их родителей, возможности вариативности общего расписания, подготовка учителя, климатические условия.

В планировании предусмотрено выполнение школьниками творческих проектных работ. По учебным планам программ они выполняются в конце каждого года обучения. Широкое использование творческой и проектной деятельности при обучении технологии способствует развитию инициативы, творческих способностей школьников. У них формируется функциональная грамотность. Они приобретают опыт коллективной трудовой деятельности, учатся определять потребности в результатах труда, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

Проекты являются творческими самостоятельными  работами  и выполняются  каждым учеником  или  группой,  в  том  числе  и разновозрастной, как в учебное, так и во внеучебное время.

Рабочая программа по направлению «Технология» для неделимых   классов конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, отражает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также рекомендуемую последовательность их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально – технические возможности кабинетов технического и обслуживающего труда.

Рабочая программа  имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.

Основные отличительные моменты данной рабочей программы заключаются в следующем:

1. Особый акцент сделан на инновационный раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только варианты озеленения школьного участка (двора жилого дома), но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь часть из задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела. А положительные отзывы, полученные от жителей прилегающих к школам домов, позволяют учащимся оценить социальную значимость выполняемых ими проектов.

2. В разделе «Создание изделий из текстильных материалов» основное внимание учащихся сконцентрировано на приобретение умений работать с готовыми выкройками и выполнять элементы моделирования. Процессы раскроя и изготовления швейного изделия оказались одинаково востребованы мальчиками и девочками. В 5 классе учащиеся  изготовляют для себя рабочую одежду – фартуки.

3.  В связи с тем, что в классах занимаются одновременно и мальчики и девочки были введены два раздела: «Декоративная обработка древесины» и «Декоративная обработка металла». Декоративная обработка материалов привлекательна тем,  что в процессе обучения школьников декоративной обработке материалов, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации у учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций. В целом обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально – активную и технологически грамотную личность.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРЕДМЕТА, КУРСА.

5 класс

Вводное занятие (2 ч.)

Основные теоретические сведения 

Правила внутреннего распорядка в кабинете технологии. Понятие о предмете «Технология». Санитарно-гигиенические требования, общие правила техники безопасности. Правила составления плана оборудования кухни дома и на предприятиях общественного питания (на примере школьной столовой). Физиология питания. Значение витаминов в жизни человека. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Условия сохранения витаминов в пище.

Практические работы 

Составление плана расположения оборудования кухни у себя дома (по памяти), зарисовка вариантов сервировки стола к завтраку для всей семьи, работа с таблицами «Содержание витаминов в различных продуктах».

Варианты объектов труда

Плакаты, таблицы.

Кулинария (14ч)

Санитария и гигиена. Требования к помещению кухни.

Основные теоретические сведения 

Правила техники безопасности при пользовании газовыми плитами, при работе с горячей жидкостью, при работе ножом и приспособлениями. Виды, особенности приготовления и требования к качеству готовых горячих напитков.Кухонная посуда и уход за ней. Правила санитарии и гигиены.

Практические работы

Подбор посуды и инвентаря, безопасные приёмы работы, способы оказания первой помощи.

Варианты объектов труда

Плакаты, таблицы.

    Сервировка стола

Основные теоретические сведения

Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.

Практические работы

Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых блюд и подача их к столу. Складывание бумажных салфеток различными способами.

Варианты объектов труда

Эскизы художественного украшения стола к завтраку. Салфетки.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (36 ч.)

«Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов»

Рукоделие. Художественные ремесла

Основные теоретические сведения

Батик. Виды росписи по ткани. Материалы и инструменты.

Вышивка. Прямые стежки. Строчки, выполняемые прямыми стежками: сметочная, заметочная, наметочная, копировальная, строчки для образования сборок. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Правила безопасной работы с колющим и режущим инструментом.

Основные теоретические сведения

Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной

отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

Практические работы

Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнение простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы без узлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

Варианты объектов труд

Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.

Элементы материаловедения (2 ч.)

Конструкционные материалы

Основные теоретические сведения

Породы древесины. Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна растительного происхождения, их получение, свойства. Свойства тканей из этих волокон. 

Практические работы

Изучение свойств конструкционных материалов.

Варианты объектов труда

Образцы древесных пород, тканей из волокон растительного происхождения.

Пиломатериалы. Древесные материалы

Основные теоретические сведения

Виды древесных пород, строение древесины. Классификация пиломатериалов. Устройство верстака.

Практические работы

Определение породы древесины по образцам. Пробная обработка образцов различными инструментами (напильником, ножовкой и т.д.).

Варианты объектов труда

Образцы древесных пород.

Натуральные волокна растительного происхождения и ткани из них

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Хлопок, лен. Получение ткани. Признаки определения нити основы, лицевой и изнаночной стороны ткани.

Практические работы

Распознавание волокон растительного происхождения. Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон».

Варианты объектов труда

Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна».

Элементы машиноведения (8 ч.)

История развития техники. Классификация швейных машин. Составные части машин

Основные теоретические сведения

Промышленные и бытовые; универсальные и специальные швейные машины. Основные узлы и детали швейной машины. Правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе.

Практические работы

Знакомство с устройством швейной машины, определение месторасположения основных узлов и деталей. Тренировочные упражнения на швейной машине: без ниток, выполнение машинных строчек по намеченным линиям (прямой, волнистой, зигзагообразной). Выполнение машинных швов (стачного, в подгибку и накладного). 

Варианты объектов труда

Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.

Технология изготовления изделия.

Основные теоретические сведения

Понятие о технологическом процессе. Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие.

Практические работы

Выпиливание деталей лобзиком. Выбор формы и размера коробки для рукоделия. Сборка простейших конструкций изделий из фанеры.

Варианты объектов труда 

Коробка для рукоделия, шкатулка.

Изготовление изделий

Основные теоретические сведения

Классификация проволоки, технология изготовления. Приемы обработки проволоки.

Практические работы

Изготовление изделий из проволоки по выбору учащихся.

Варианты объектов труда

Детская вешалка, крючок, подставка для кисточек.

Технологии домашнего хозяйства. (4ч.)

Способы ухода за одеждой и обувью.

Основные теоретические сведения 

Уход за одеждой из хлопка и льна. Основные правила выполнения влажно-тепловой обработки изделий из хлопчатобумажных и льняных тканей. Способы ухода за обувью. Виды фурнитуры (пуговицы, крючки, петли, кнопки и др.). Правила ее подбора в зависимости от назначения одежды, фасона, покроя, вида и цвета ткани. Способы ремонта швейных изделий: замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов.

Практические работы 

Влажно-тепловая обработка сорочки, блузки. Выполнение ремонта на лоскутах ткани (замена фурнитуры, ремонт распоровшихся швов).

Варианты объектов труда

Сорочка, блузка; пуговицы, крючки и петли, лоскуты тканей.

 Электротехника (2 ч.)

Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии

Основные теоретические сведения

Понятие и виды источников и потребителей электроэнергии. Виды проводок. Инструменты для электромонтажных работ.

Практические работы

Составление простой электрической цепи

Варианты объектов труда

Электрические цепи.

Технологии творческой и опытнической деятельности 

Творческие  проектные работы. (6 ч.)

Примерные темы проектов:

  • подставка для карандашей
  • подставка для кухонной посуды
  • проволочные головоломки
  • подставка для цветов
  • подставка для книг
  • подставка для паяльника
  • семейный праздник
  • отделка швейного изделия вышивкой
  • панно для украшения комнаты
  • изготовление игрушки-сувенира
  • подарок своими руками
  • русские узоры
  • интерьер кухни.

Технологии творческой и опытнической деятельности. (6 ч.)

Создание микро-ландшафта.

Основные теоретические сведения

Террасы, дорожки, переносные цветники, миниатюрные сады. Понятие о «Саде камней».

Практические работы

Выполнение эскиза планировки пришкольного участка.

Варианты объектов труда

Эскиз пришкольного участка.

Цветочные культуры для клумб.

Основные теоретические сведения

Роль цветов в оформлении ландшафта. Растения и кустарники, применяемые для создания живых изгородей и бордюров; уход за ними и обрезка.

Практические работы

Выполнение эскиза ограждения пришкольного участка.

Варианты объектов труда

Эскиз ограждения пришкольного участка.

6 класс

Вводное занятие (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Основы рационального питания. Значение жиров, белков, углеводов в питании человека. Вводный инструктаж. Семейный этикет. Особенности сервировки стола к ужину.

Практические работы

Зарисовка вариантов сервировки стола к ужину для всей семьи, работа с таблицами «Содержание жиров, белков, углеводов в различных продуктах».

Варианты объектов труда 

Рабочая тетрадь, таблицы

Кулинария (14ч)

Физиология питания.

Основные теоретические сведения

Правила техники безопасности. Первичная и тепловая обработка овощей. Требования к качеству готовых салатов.

Практические работы

Подбор посуды и инвентаря. Определение суточной потребности.

Варианты объектов труда

     Таблицы

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (24ч)

«Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов»

Рукоделие. Художественные ремёсла.

Основные теоретические сведения

Свободная роспись по ткани. Технология росписи по ткани.

Способы определения различных  видов  вышивок. Правила подготовки ткани к вышивке. Варианты и последовательность вышивки. Технологическая последовательность изготовления изделия.

Практические работы

Свободная роспись по ткани. Определение различных  видов вышивки. Создание  вышивки.

Варианты объектов труда

Ткань, эскизы, иголки, нитки.

Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование

Основные теоретические сведения 

Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения

и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия. Наименование деталей кроя. Варианты отделки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.

Практические работы

Выполнение эскиза рабочего фартука. Копирование и моделирование готовой выкройки.

Варианты объектов труда

Выкройка фартука

Элементы материаловедения (2ч)

Пиломатериалы. Древесные материалы

Основные теоретические сведения

Пороки древесины. Заготовка древесины. Производство и применение пиломатериалов. Свойства древесины.

Практические работы 

Изучение пороков древесины.

Варианты объектов труда

Образцы пород древесины с различными пороками.

Натуральные волокна животного происхождения и ткани из них

Основные теоретические сведения

Получение и свойства волокон животного происхождения. Свойства тканей из этих волокон.

Практические работы

Распознавание волокон животного происхождения Заполнение в рабочей тетради таблицы «Отличительные признаки волокон». Определение свойств тканей (драпируемость, скольжение, осыпаемость).

Варианты объектов труда

Рабочая тетрадь. Коллекция «Волокна». Образцы шерстяных тканей и тканей из натурального шелка.

Элементы машиноведения (4 ч.)

Регуляторы швейной машины. Причины дефектов строчки.

Основные теоретические сведения

Виды приводов швейной машины, их отличительные признаки. Устройство машинной иглы. Правила установки иглы в швейную машину. Подбор номера иглы в зависимости от вида ткани.

Практические работы

Установка иглы в швейную машину. Выполнение пробных машинных строчек.

Варианты объектов труда

Машинная игла, бытовая швейная машина, лоскуты тканей.

Основные теоретические сведения

Регулировка качества машинной строчки и длины стежка.

Практические работы

Регулировка качества машинной строчки и длины стежка на различных образцах тканей.

Варианты объектов труда

Бытовая швейная машина, лоскуты тканей.

Изготовление декоративных изделий из жести

Основные теоретические сведения

Правила и последовательность обработки жести.

Практические работы

Изготовление изделий из жестяных банок и мелких обрезков жести по выбору учащихся.        

Варианты объектов труда 

Выемки для теста, подставки под горячее, подсвечники, декоративные вазочки, декоративные панно.

Технологии домашнего хозяйства. (4 ч.)

Эстетика и экология жилища. 

Основные теоретические сведения

Современные стили в интерьере. Экологические требования к жилищу.

Практические работы

Эскиз интерьера.

Варианты объектов труда

      Таблицы

Электротехника (2 ч.)

Электромонтажные работы и профессии

Основные теоретические сведения

Общие понятия об электрическом токе. Виды источников тока.

 Потребители  электричества.

Практические работы

Правила электробезопасности.

Варианты объектов труда Таблицы.

Технологии творческой и опытнической деятельности 

Выполнение творческого проекта (10 ч.)

Примерные темы проектов:

  • шкатулка декоративная;
  • набор кухонной утвари;
  • рамка для фотографии;
  • набор инструментов для разметки;
  • комплект садового инструмента;
  • игра «Твердая рука»;
  • я жду гостей (этикет);
  • воскресный завтрак;
  • русская кухня;
  • сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края;
  • изготовление сувенира;
  • изготовление чехла для хранения одежды;
  • одежда для отдыха.

Технологии творческой и опытнической деятельности. (14 ч.)

Почва на пришкольном участке и в регионе. Т.Б.

Основные теоретические сведения

Правила безопасного труда при работе на пришкольном участке. Технология изготовления декоративных изделий с использованием стекла, камня и дерева для оформления пришкольного участка

Практические работы 

Применять правила ТБ при работе на участке.

Варианты объектов труда

  Подготовка почвы.

Технология выращивания цветочно-декоративных культур.

Основные теоретические сведения

Учет особенностей микрорельефа, «включение» в композицию окружающего ландшафта, элементы озеленения.

Практические работы

Способы размножения  цветочных растений. Создание плана пришкольного участка с учетом особенностей микрорельефа.

Варианты объектов труда

Определять сроки посадки.

7 класс

Содержание и задачи курса Инструктаж по ТБ  (1ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 7 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

Кулинария (5 ч.)

Физиология питания  (1 ч)

 Основные теоретические сведения

       Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

Практические работы

       Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.

Варианты объектов труда

       Мясо, рыба, молоко. Консервированный зеленый горошек.

Мучные изделия.

Основные теоретические сведения

       Виды теста. Инструменты и приспособления. Продукты для приготовления мучных изделий. Качество муки. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Практические работы

       Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных.

Варианты объектов труда.

       Рецепт праздничного пирога, торта, пряника, пирожного.

Изделия из пресного теста

Основные теоретические сведения

         Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки. Виды начинок. ТБ при обращении с электроплитой.

Варианты объектов труда.

      Рецепт пельмени, вареники.

Изделия из бисквитного и песочного теста

Основные теоретические сведения.

    Способы приготовления бисквитного теста, рецептура. Виды начинок. Способы оформления. Состав песочного теста. Способы и технология приготовления и изменения вкусовых качеств путем внесения добавок. Оформление готовых изделий.ТБ.

Варианты объектов труда.

Пирог. Домашнее печенье.

Сладкие блюда

Основные теоретические сведения

         Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.

Варианты объектов труда.

       Рецепты фруктового желе,  компота, суфле.

 Заготовка продуктов (1 час).

Основные теоретические сведения

       Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра. Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.

        Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).

Варианты объектов труда.

       Рецепт варенья из яблок, смородины, крыжовника и др.

Мучные изделия. Виды теста.

Основные теоретические сведения

Виды и способы приготовления изделий.

Практические работы

Художественное оформление кондитерских изделий.

Варианты объектов труда

Пирожные:  «Картошка» из сухарей «Кукуруза», «Здоровье»,  

 

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. (20 ч.)

«Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов»

Рукоделие. Художественные ремесла

 Художественное  творчество. Художественная  вышивка.

Основные теоретические сведения

Варианты различных  видов  вышивок, последовательность вышивки  Технологическая последовательность выполнения  вышивки.

Практическая работа 

Определение  различных  видов  вышивки.

Варианты объектов труда

Ткань, нити, иголки.

    Изготовление швейного изделия

Снятие мерок. Правила работы с готовыми выкройками, их моделирование

Основные теоретические сведения

Правила снятия мерок. Правила копирования выкроек из журналов мод. Способы увеличения и уменьшения выкройки. Элементы моделирования. Правила расчета количества ткани для изготовления изделия.

Практические работы

Снятие мерок. Выполнение эскиза изделия. Копирование из журнала мод и моделирование готовой выкройки. Расчет количества ткани для изготовления изделия.

Варианты объектов труда

Шорты, кепи, рюкзак (по выбору учащихся).

    Элементы материаловедения

Классификация сталей. Свойства черных и цветных металлов 

Основные теоретические сведения

Виды, свойства и назначение сталей. Основные приемы термообработки.

Практические работы

Пробная обработка образцов закаленной и незакаленной сталей.

Варианты объектов труда

Образцы закаленной и незакаленной стали.

Химические волокна и ткани из них

Основные теоретические сведения

Способы получения искусственных и синтетических волокон. Механические, физические, технологические свойства тканей из химических волокон.

Практические работы

Распознавание вида волокна по характеру горения. Определение технологических свойств тканей из искусственных волокон. 

Варианты объектов труда

Образцы тканей из химических волокон.

   Элементы машиноведения

История развития техники. Классификация машин. Составные части машин

Основные теоретические сведения

Основные вехи технического прогресса. Классификация и составные части машин (двигатель, передаточные механизмы и рабочие механизмы).

Практические работы

Ознакомление с устройством бытовой швейной машины. Определение общих составляющих для всех машин на примере бытовой швейной машины.

Варианты объектов труда

Бытовая швейная машина, структурная и кинематическая схемы машин.

    Декоративная обработка древесины

Резьба по дереву

Основные теоретические сведения

Технология обработки природных материалов. Применение изделий, выполненных в технике корнепластики, в дизайне жилых помещений.

Практические работы

Выполнение элементов резьбы.

Варианты объектов труда

Пиломатериалы.

     Декоративная обработка металла

Художественная обработка металла

Основные теоретические сведения

Приемы тиснения, чеканка на резиновой подкладке.

Практические работы

Приемы тиснения. Выполнение ажурной скульптуры (чеканки) – по выбору учащихся.

Варианты объектов труда

Ажурная скульптура, декоративное панно.

     Уход за одеждой, ее ремонт

Стирка одежды. Мелкий ремонт швейных изделий

Основные теоретические сведения

Правила подбора моющего средства, определения вида тканей, приемы и последовательность стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных тканей, тканей из натурального шелка, искусственных и синтетических.

Правила и последовательность замены застежки «молнии» на брюках или юбке.

Практические работы

Замена застежки «молнии», подшивание низа брюк.

Варианты объектов труда

Застежка «молния», брюки.

. Технологии домашнего хозяйства. (1 часа)

    Экология жилища.

Основные теоретические сведения

                Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере.

        Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.

Практические работы

        Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи. Подбор и посадка комнатных растений.

Варианты объектов труда.

       Декоративные панно, подушки, шторы, каталоги бытовой техники, комнатные растения

Электротехника. (1 ч.)

Основные теоретические сведения

Значимость и виды электроосветительных приборов. Пути экономии электроэнергии. Электроприборы, человек и окружающая среда. Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека. Соблюдение правил безопасности при обращении с электроприборами. Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием электротехнических и электронных устройств.

Варианты объектов труда.

Электроосветительные приборы

      Практические работы

Пути экономии электрической энергии.

Варианты объектов труда

      Таблицы.

Технологии творческой и опытнической деятельности 

Выполнение творческого проекта (2 ч.)

Основные теоретические сведения

Правила выполнения и оформления творческого проекта. Выбор и обоснование проблемы, дизайнерской задачи с применением компьютера, дизайн-анализ.

Практические работы

Работа сжурналами, разработка рисунка. Подбор материаловпо соответствующим критериям и инструментов. Технология выполнения выбранного изделия. Расчет себестоимости изделия. Экологическое обоснование. Создание рекламы. Защита проекта.

Примерные темы проектов:

  • набор массажеров;
  • модели автомобилей, судов, самолетов;
  • набор для мангала и барбекю;
  • электротехническое охранное устройство;
  • модели автомобилей с электроприводом;
  • шкатулка для украшений;
  • кухонный табурет;
  • электронное устройство для изучения азбуки Морзе;
  • русские обычаи и традиции;
  • хорошие манеры для дам и кавалеров;
  • изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера;
  • оформление интерьера декоративными растениями;
  • организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.);
  • наряд для дня рождения;

блюда вегетарианской кухни.

Технологии творческой и опытнической деятельности.  (5ч.)

Обустройство  пришкольного участка. Цветочно-декоративные растения. Т.Б.

Основные теоретические сведения

Принципы обустройства на приусадебных участках.

Практические работы

Составление в рабочей тетради технологической последовательности обустройства участка.

Варианты объектов труда

Технологическая последовательность обустройства участка.

Агротехника культур. Понятие о сорте, сроках уборки и посадки.

Основные теоретические сведения

Технология обработки почвы. Агротехника культур. Применение изделий, выполненных в технике корнепластики, в дизайне приусадебных и пришкольных участков.

Практические работы

Сроки посадки и уборки.

Варианты объектов труда. Таблицы.

8 класс

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ (1 ч)

Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.

Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 8 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

Кулинария (5 ч.)

Основные теоретические сведения

Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.

Практические работы

Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к обеду. Аранжировка стола цветами. Складывание салфеток различными способами. Изготовление приглашения.

Варианты объектов труда

Приглашения к празднику. Меню. Расчет стоимости продуктов. Эскиз и сервировка стола.

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (7ч.)

«Технологии обработки конструкционных материалов», «Создание изделий из текстильных материалов»

Элементы материаловедения

Характеристика тканей по назначению

Основные теоретические сведения

Классификация тканей по волокнистому составу, характеру отделки и окраски, назначению.

Практические работы 

Составление коллекции тканей по назначению.

Варианты объектов труда

Образцы различных тканей.

Декоративная обработка древесины

Основные теоретические сведения

Классификация резьбы (профильная, геометрическая, скульптурная).

Практические работы

Выполнение элементов контурной, геометрической и скульптурной резьбы.

Варианты объектов труда

Пиломатериалы.

Технологии творческой и опытнической деятельности 

Выполнение творческого проекта (6 ч.)

Теоретические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.

Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.

Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: разработка плаката по электробезопасности; панно в технике вышивки гладью; теплица на подоконнике; набор игрушек «Магнитные чудеса» и др.

Примерные темы проектов:

  • набор плошкодержателей
  • полочка для телефона
  • коптильня
  • спортивные тренажеры
  • электрифицированный учебный стенд
  • приборы для проведения физических экспериментов
  • наличники для окон
  • изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.
  • проектирование электропроводки в интерьере.
  • изготовление поясного изделия (брюки, юбка-брюки, шорты)
  • как накрыть праздничный стол
  • изделия из теста
  • блюда национальной кухни
  • осенние хлопоты – заготовка овощей
  • закусочные блюда
  • русские обычаи и традиции.

Технологии домашнего хозяйства.  (6 ч.)

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов

Основные теоретические сведения 

Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.

Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.

Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия, «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.

Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.

Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.

Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.

Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.

Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.

Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.

Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.

Практические работы

 Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах. Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.

Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.

Анализ сертификата соответствия на купленный товар.

Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.

Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.

Варианты объектов труда

Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.

Ремонт помещений

Ремонт жилого помещения

Основные теоретические сведения 

Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений.

Инструменты для ремонтно-отделочных работ.

Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.

Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.

Профессии, связанные, с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.

Практические работы 

Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствии вида плинтусов, карнизов и др. стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

Варианты объектов труда 

Учебные стенды, каталоги строительно-отделочных материалов, Интернет.

Электротехника.  (2 ч.)

Общие сведения об электротехнических устройствах.

Основные теоретические сведения

Виды энергии. Правила электробезопасности. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы.

Практические работы

Пути экономии электроэнергии.

Варианты объектов труда 

Электромагнит, модель электродвигателя.

Современное производство

и профессиональное самоопределение. (3 ч.)

Сферы производства и разделение труда

Основные теоретические сведения

Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятие о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.

Практические работы 

Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса. Экскурсия на предприятие швейной промышленности.

Варианты объектов труда 

Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации работников.

Пути получения профессионального образования

Основные теоретические сведения 

Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества

личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях

профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.

Практические работы

Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.

Варианты объектов труда 

Единый тарифно-квалификационный справочник, справочники по трудоустройству, справочники по учебным заведениям, сборники диагностических тестов, компьютер, сеть Интернет.

Технологии творческой и опытнической деятельности.  (5 ч.)

Декоративное оформление участка.

Основные теоретические сведения

Принципы  планировки,  элементы декоративного оформления участка.

Практические работы

Составление в рабочей тетради технологической последовательности обустройства участка.

Варианты объектов труда

Технологическая последовательность обустройства участка.

Особенности ландшафтного стиля.

Основные теоретические сведения

Технология обработки природных материалов. Применение изделий, выполненных в технике корнепластики, в дизайне приусадебных и пришкольных участков.

Практические работы

Изготовление лесной скульптуры.

Варианты объектов труда

Подвесные кашпо, подставки для цветов, декоративные изделия.

Учебно-тематический план

Разделы и темы

Количество часов

5кл.

6 кл.

7 кл.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2

-1

Кулинария

14

14

5

Санитария и гигиена на кухне

2

-

-

Здоровое питание. Физиология питания

2

2

1

Технология приготовления пищи

6

10

3

Сервировка стола

2

-

-

Заготовка продуктов

2

2

1

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

 Технологии обработки конструкционных материалов.    Создание изделий из текстильных материалов.

36

24

20

Рукоделие. Художественные ремёсла

14

18

18

Элементы материаловедения

2

2

1

Элементы машиноведения

8

4

1

Конструирование и моделирование швейных изделий

4

-

-

Технология изготовления швейных изделий

8

-

-

Технологии домашнего хозяйства

4

4

1

Интерьер жилого дома

2

2

1

Уход за одеждой и обувью

2

2

-

Электротехника

2

2

1

Бытовые электроприборы

2

2

-

Электроосветительные приборы. Электроприводы

-

-

1

Технологии творческой и опытнической деятельности 

Творческие проектные работы

6

10

2

Технологии творческой и опытнической деятельности

6

14

5

                                                                                             Итого:

70

70

35

Учебно-тематический план

Разделы и темы

К.ч

8кл.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

Кулинария

5

Технология приготовления пищи

2

Сервировка стола

1

Заготовка продуктов

2

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов  Технологии обработки конструкционных материалов. Создание изделий из текстильных материалов.

7

Рукоделие. Художественные ремёсла

6

Элементы материаловедения

1

Технологии домашнего хозяйства

6

Экология жилища. Санитарно-технические работы.

1

Технологии ремонта  элементов систем водоснабжения и канализации.

1

Семейная экономика.

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

4

Электротехника

2

Электромонтажные и сборочные технологии. Электротехнические устройства с элементами автоматики.

2

Современное производство и профессиональное самоопределение.

3

Сферы производства и разделение труда

1

Профессиональное  образование и профессиональная карьера.

2

Технологии творческой и опытнической деятельности 

Творческие проектные работы

6

Технологии творческой и опытнической деятельности

Исследовательская и созидательная деятельность.

5

                                                                                       Итого:

35

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

В результате обучения обучающиеся

должны знать:

  • правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования;
  • технологию приготовления и требования к качеству готовых блюд, правила подачи к столу;
  • правила оказания первой помощи при ожогах и поражениях током, пищевых отравлениях;
  • виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, различные материалы и приспособления, применяемые в художественных ремёслах;
  • основные свойства волокон и тканей из них, виды пород древесины;
  • основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
  • виды ремонтно-отделочных работ, материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; виды санитарно-технических работ, оборудования; принципы ухода за одеждой и обувью; цели и значение семейной экономики;
  • пути экономии электрической энергии в быту, правила работы с электроприборами; каково влияние электрических и электронных приборов на окружающую среду и здоровье человека;
  • сферы современного производства, пути получения профессионального образования;
  • основные методы и приёмы выращивания и проектирования зелёных насаждений, историю развития «зелёного строительства», этапы и правила озеленения пришкольной территории;

должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены, оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
  • определять качество продуктов, готовность блюд, способы подачи готовых блюд к столу; заготавливать на зиму овощи и фрукты;
  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки изделий;
  • проводить разработку учебного проекта изготовления изделия с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
  • находить необходимую информацию; осуществлять контроль качества изготовляемых изделий;
  • выполнять технологические операции с использованием инструментов, приспособлений, оборудования;
  • планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
  • применять политехнические и технологические знания и умения к самостоятельной практической деятельности;

находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования и о путях получения профессионального трудоустройства;

использовать знания и умения, приобретённые в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

  • проектирования и изготавливания полезных изделий из конструкторских

поделочных материалов;

  • выполнения различных видов художественного оформления изделий;
  • планирования и оформления интерьера комнаты;
  • ухода за одеждой и обувью;
  • безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; ведения экологически здорового образа жизни;
  • построения планов профессиональной карьеры, выбора пути продолжения образования или трудоустройства;

использовать ПЭВМ как источник информации для решения технологических, экономических задач.

 

ОПИСАНИЕ  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.  

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

Нормативная база.

1.1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010г. № 1897.

1.2Примерные  программы по учебному предмету. Технология.5-8классы.

 1.3Рабочие  программы  по технологии. Технология: программа: 5-9 классы Н.В.Синица, П.С. Самородский. –М.: Вентана- Граф,2015.-112с.

Модифицированный вариант для неделимых классов. Авторы-составители: О.А.Чельцова,Т.А.Чельцова,Т.А.Подмаркова Издательство «Учитель» 2012.

Для учащихся.

1.4Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

1.Технология:5класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др,- 4 изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф,2014.-208с.:ил.

2.Технология:6класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др,- 4 изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф,2014.-208с.:ил.

3.Технология:7класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др,- 4 изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф,2014.-208с.:ил.

4.Технология:8класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко и др,- 4 изд.,перераб. – М.: Вентана-Граф,2014.-208с.:ил.

1.Технология. Обслуживающий труд: 5 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. В. Крупская [и др.];

под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2012.

2.Технология. Технический труд : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский ;

под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

3.Технология. Обслуживающий труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ю. В. Крупская [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2014.

4.Технология. Технический труд : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко ;

под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

5.Технология. Обслуживающий труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. В. Синица [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2014.

6.Технология. Технический труд : 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П. С. Самородский, А. Т. Тищенко, В. Д. Симоненко ;

 под ред.В.        Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2012.

7.Технология.  8 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений    Б.А.Гончаров [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2012.

1.5. Для учителя.

8.М.А.Давыдова Поурочные разработки  по технологии (вариант для девочек) 5класс, М.:»ВАКО»,2011.

9. М.А.Давыдова Поурочные разработки  по технологии (вариант для девочек) 6класс, М.:»ВАКО»,2010.

10.М.А.Давыдова Поурочные разработки  по технологии (вариант для девочек) 7класс, М.:»ВАКО»,2011.

11.О.В.Павлова. Поурочные планы  по учебнику под редакцией  В.Д.Симоненко  8класс (девочки), Волгоград: Учитель,2010.

12.Уникальные картины из зёрен. Цветы и букеты. Издательская группа «Контэнт»,2011.

13.Е.Н.Губанова. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в

школе. Учебно-методическое пособие. Центр духовного возрождения Чернозёмного края Воронеж-2003.

14.С.Ю.Ращупкина Рисуем цветы на камнях. М: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

15.Украшения из фруктов и овощей. М: «АСТ-ПРЕСС»

16.Е.В. Животовская.  Роспись по стеклу. М: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

17.Дёрте Гераш. Картины-силуэты техника акриловой живописи. АРТ РОДНИК.

18.Н.В.Зимина.Шедевры из солёного теста. М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010.

19.В.И. Рыженко. Работы по дереву. От резьбы до паркета.

М: РИПОЛ КЛАССИК, ЛАДА,2004

20. Садовая мебель своими руками. - М: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2011.

21. Э.В.Рихвк Мастерим из древесины. М: «Просвещение»

22. Т.А.Матвеева. Мозаика и резьба по дереву.  М: «Высшая школа».

23. О.С.Попова. Н.И.Каплан. Русские художественные промыслы. М: Знание.

24. Л.В.Базулина. И.В.Новикова. Бисер. Ярославль. Академия холдинг.

25. О.Н. Улищенко. Секреты здорового питания. Харьков СП «ИНАРТ».

26.Научно-методический журнал «Школа и производство».

Информационно-коммуникативные средства.

Электронные учебные ресурсы:

Федеральный российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru

Образовательный портал «Учеба»: http://www.uroki.ru

Сайт федерации Интернет образования: http://teacher.fio.ru

Всероссийская олимпиада школьников: http://rusolymp.ru/

Сайт издательского дома «1 сентября»: http://www.1september.ru

Сайт Московского Института Открытого Образования: http://www.mioo.ru

Образовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologiya.ucoz.ru/

http://mail.redu.ru (исследовательская работа школьников)

http://www.ipkps.bsu.edu.ru ( в помощь учителю. Технология)

http://school-collection.edu.ru (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов )

http://www.school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал)

http://festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей. Открытый урок)

Учебно-практическое оборудование.

1.Доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2.Комплект таблиц.

 Специализированная учебная мебель.

Общеобразовательные сайты

http://www.edu.ru/  - Российское образование.

http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования и науки Российской федерации

Сайты для учителей технологии:

http://elhovka.narod.ru/html/techno.htm подборка технической, методической и организационной документации для учителей технического труда и технологии.

http://festival.1september.ru/index.php?subject=13 – разработки уроков, статьи учителей технологии, в рамках Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»

Тематические сайты:

Для мальчиков

http://fi-com.ru/technics/routing/jacksonday/kapitel1  Учебник по ручному фрезеру

http://chosetec.darkclan.net/origami/ - англоязычный учебник по оригами.

http://jt-arxiv.narod.ru/ - архив журнала Юный техник

http://domaschnie-remesla.narod.ru/  На этом сайте есть теория и материалы для выпиливания лобзиком, какие при этом необходимы инструменты, представлены чертежи и схемы для выпиливания (пополняю по возможности), также есть теория и материалы по столярному делу.

http://shpuntik.kulichki.net/index.html  Энциклопедия  полезных  советов  и маленьких  хитростей  в  помощь  домашнему  мастеру.

http://www.tmn.fio.ru/works/29x/311/1/index.htm -сайт «Искусство выжигания».(техника, инструменты, изделия, эскизы)

Для девочек

http://masterica.narod.ru/ "Мастерица"-Учебно-информационный ресурс по рукоделию. Все от начала до мастерства. Гильоширование (выжигание по ткани), ручная и машинная вышивка, машинное вязание. Схемы, рисунки, узоры. Галерея готовых работ, форум, полезные ссылки.

http://www.cooking.ru/ - Сайт практически полностью посвящен кулинарии и содержит такие разделы как каталог рецептов, праздничные рецепты, меню, обрядовая кулинария, национальные рецепты, диеты, детское питание и многое многое другое.

http://www.nevestushka.ru  Женский журнал "Невестушка" - Сайт практически полностью посвящен женщинам: гороскопы, любовь и брак, прически и стрижки, фигура вашей мечты, звездный макияж, женщины легенды, праздники вот далеко не полный перечень разделов выложенных на сайте. В разделе "Рукоделее" представлены уроки по бисероплетению, пэчворк, филейное вязание и другое. Присутствует также архив стататей по темам и неплохой форум.

http://rukodelnica.h1.ru/  Рукодельница - сайт, посвященный различным видам рукоделия.

http://www.biserland.ru/ сайт посвящен искусству бисероплетения. Данный сайт интересен для всех, кто хочет создавать или уже создает изделия из бисера, Имеется разделы фотогалерея -  где представлены фотографии готовых изделий, схемы выполнения работ, хорошая коллекция ссылок на сайты, посвященные рукоделию

http://www.uzelok.ru сайт для любителей вязать спицами, крючком. Имеются модели для женщин, мужчин и детей.

http://old.prosv.ru/metod/chernyakova/index.htm методика преподавания курса «Технология обработки ткани»

http://www.lyceum16.ru/edu_select.html дистанционное обучение на сайте Красноярского профессионального лицея: Рукоделение, Кулинария.

Личные сайты учителей технологии:

http://www.domovodstvo.fatal.ru/ - учителю технологии для девочек. Предлагается сайт, на котором учителя предмета технология могут познакомиться с необходимой документацией по предмету, государственными, адаптированными и авторскими программами, тематическим и поурочным планированием, разработками открытых уроков и внеклассных мероприятий, тестами, наглядными пособиями, дополнительной литературой.

http://tehnologiya.narod.ru/ - сайт создан учителем технологии Шик Н.Л. г. Клинцы, Брянской области. Здесь можно найти информацию для подготовки к урокам, скачать конспекты уроков, сценарии мероприятий по технологии(обслуживающему труду) и многое другое. Кроме этого возможно сайт будет интересен любителям рукоделия, кулинарии, цветоводства.

http://trudovik.narod.ru – технология и трудовое обучение, открытый образовательный проект учителя технологии, методиста учебно-методического центра образования Климова Алексея Всеволодовича, г. Сергиев Посад. Сайт по технологии для мальчиков.

http://www.lobzik.pri.ee - интересный, регулярно обновляющийся ресурс по трудовому обучению, автор - Рауд Юрий, преподаватель технического труда с/ш №6 г. Нарва, Эстония.

http://www.zone.ee/trudovik/ - сайт учителя технологии нарвской гуманитарной гимназии Василия Домашкевича. Здесь размещены чертежи, поделки, выставочные работы.

http://yandex.ru/clck/redir/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...

Рабочая программа Spotlight, 5 класс (конструктор рабочих программ).

Рабочая программа. Создана с помощью конструктора рабочих программ....