Использование ИКТ на уроках технологии.
статья по технологии на тему

Дементьева Ольга Анатольевна
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем. По данным современных исследований, в памяти человека остается 1\4 часть услышанного материала, 1\3 часть увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения Приспособление новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока получает все большее и большее распространение и осуществляется в виде компьютерного урока. Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_na_urokah_tehnologii.doc88.5 КБ
Office presentation icon ispolzovanie_ikt.ppt683.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках технологии.

Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем.

По данным современных исследований, в памяти человека остается 1\4 часть услышанного материала, 1\3 часть увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения Приспособление новых информационных возможностей к рамкам традиционного урока получает все большее и большее распространение и осуществляется в виде компьютерного урока.

Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.

В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребенка по усвоению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл деятельности: «целеполагание – планирование и организация – выполнение (решение) учебной задачи – анализ и оценка результата». Этим определяются следующие дидактические части урока:

  • В – вступление, организационная часть;
  • А – актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН);
  • Ин – изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД);
  • З – закрепление материала – повторение и применение;
  • Кон – контроль условия;
  • Кор – коррекция;
  • Об – общение;
  • Дз – домашнее задание.

Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип.

Компьютерный урок технологии характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени урока учащиеся работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае урока, по существу, нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не используется совсем – это обыкновенный урок. При частичном использова-нии компьютера получается то, что называется «компьютерным уроком».

В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях урока формула компьютерного урока может выглядеть так:

У(%) = В(%)+А(%)+Ин(%)+З(%)+Кон(%)+Кор(%)+Об(%)+Дз(%)

(в скобках указан % времени использования компьютера в данной части и в уроке в целом)

Все дидактические части урока технологии могут быть компьютеризованны, т.е. осуществляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или частично).

                           Концептуальные положения

  • При наличии новых «компьютерных» средств обучения меняется вся существующая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером (см. рис.9).
  • Диалоговый характер обучения: компьютерное обучение – это общение ребенка с компьютером.
  • Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
  • Многообразие взаимодействия: взаимодействие ребенка с компьютером по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.
  • Возможность идти не с предметом к детям, а с детьми к предмету.
  • Компьютер – это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощник педагогу, а не его замена.
  • Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
  • Оптимальность в применение компьютера: не стоит недооценивать возможности компьютера как средства наглядности, самостоятельной работы учащихся, но нельзя не учитывать и негативные стороны компьютера.
  • Неограниченность: расширения и углубления содержания и его приложений не ограниченны.
  • Принцип природосообразительности: учёт закономерностей восприятия, усвоения аудио-, видеоматериала, влияния на здоровье детей, психологический комфорт ребенка.
  • Оптимальное сочетание принципов природосообразительности, целесообразности, культуросообразности.

 учитель

   Группа класс

                              Компьютер

Обучающие программы

Базы данных

Экспертная система

Internet

                                                                             

Особенности организации и методики компьютерного урока технологии.

 

Разнообразие компьютерных уроков.

Вариант (вид) компьютерного урока технологии зависит от:

- общей дидактической структуры урока;

- варианта использования средств ИКТ;

- объема делегируемых компьютеру функций учителя (формула компьютерного урока);

- вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).

ИКТ можно использовать на любом этапе урока технологии.

Изучение (объяснение) нового материала.

При объяснении нового материала на уроке учитель не «отменяется», он координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо меня может компьютер. Привычную черную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. Взаимодействие осуществляется одновременно по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет».

При изучении таких разделов, как материаловедение, машиноведение, кулинария дается очень большой объем теоретических знаний, который дети должны запомнить и записать в тетрадь, так как учебников у них нет. Поэтому во время объяснения нового материала хорошо использовать основные тезисы темы, которые дети могут постепенно перенести в тетрадь.

Практическая работа.

Конечно, использование индивидуальных компьютеров пока не возможно. Но очень хорошо использовать экран мультимедиа для вводного инструктажа или правил по ТБ. Также на практической работе часто использую материал с программных дисков.

 Я покажу вам использование интерактивной доски на уроках по конструированию.

Закрепление.

Основной недостаток классического, традиционного урока – трудность учета индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (гендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических особенностей личности ребенка). Использование компьютера позволяет либо применить индивидуальное программирование, разветвленную программу закрепления, либо организовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока становится нелинейной.

Обычно классы делятся на три группы:

1)учащиеся с низкой успеваемостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять;

2) учащиеся со средней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладающие навыком самостоятельной работы;

3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять главное, отыскивать не шаблонное, рациональное решение.

Каждая группа работает по своему варианту, по закреплению материала также по своей программе. Во время закрепления материала те девочки, которые справились с практическим заданием, получают индивидуальное или групповое задание в виде теста или кроссворда на экране мультимедиа.

Повторение.

Актуализирующее повторение в первой части урока технологии в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате (текст – звук - изображение): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все играющие оказываются, включены в мыследеятельность, готовы к восприятию нового.

Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (поиск решения задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа, вывод формулы, построение доказательства, свободное путешествие.

При повторении для обобщения и систематизации знаний используется графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения – программы-тренажеры.

Контроль знаний.

Компьютерный контроль знаний по сравнению с традиционным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

- осуществляется индивидуализация контроля знаний (учет разной скорости работы учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

- повышается объективность оценки;

- ученик видит детальную картину собственных недоработок;

- оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

- на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Формы контроля:

задания, кроссворды, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рейтинговый контроль, игровые программы, творческие задания.

Домашнее задание.

Почти у всех детей есть п\к, поэтому можно сейчас давать задания и в электронном виде.

Все эти качества определяют многомерную структуру особенностей компьютерного урока технологии.

                                                                               Формула урока

                                              Сценарий (вариант

                                использования средств ИКТ)

                                               Домашнее задание                                Развитие личности

                   

                            Мотивация                 Общение               Информационная культура

                                Природосообразность               Коррекция                                    Воспитание

                                  (Здоровьесбережение)

Культуросообразность                                              Контроль                               Здоровье

          Целесообразность                                           Закрепление                        СТК

                   Оптимальность                                      Новая информация         СДП

                 Медиаобразование                                   Актуализация            СЭН

                             Адаптивность                                                          СУМ

                                                                                                        СУД

                                                                                                    ЗУН

Посиковые (учебно-исследовательская                                        Мониторинговый режим

                                    деятельность)                       CD

Творческие (телекоммуникационные                          DVD                Индивидуальный подход

                            проекты, игры)

                                                                                                             

         Проблемноразвивающие                                   Принтер, сканер       Быстрота

           

          Программированного                                      Цифровая съемка        

                          обучения                                                                             Детальность

             Интерактивные                                            Локальная сеть

                                                                                                                             Объективность

             Практические                                              Интернет

  (тренинги, проекты)

                                                                                                                                    Глобальность

                                 Наглядные (фото, видео,          Электронный учебник                       (широта)

                                мультимедиа, гипермедиа)                                                                

                            Словестные (текст,                       Обучающие программы

                           гипертекст, аудиосредства)

                       Индивидуальные, групповые              Базы данных

                                                                               Базы знаний

                                                                               РИОР

Многомерная структура особенностей компьютерного урока

Проблема здоровья.

Существует влияние аудиовизуальных средств (ТСО) на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и вновь создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО в течение многих уроков подряд приводит к потере учащимися интереса к ним.

Согласно опубликованным в литературе данным, оптимальная частота и длительность применения традиционных ТСО в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся.

Эффективность применения ТСО зависит также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Использование ТСО в начале урока (на пять минут) сокращает

Подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-й и 20-й минутами и между 30-й и 35-й минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. Эти положения обусловлены тем, что в течение каждого урока у учащихся периодически изменяются характеристики зрительного и слухового восприятия (их острота, пороги, чувствительность), внимание, утомляемость. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может исключить это явление. Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия. Использование персонального компьютера добавляет к отрицательным факторам еще и электромагнитное излучение.

Время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным «нормам», составляет: для учащихся начальной школы – 10-15 минут, средней ступени – 20-25 минут, старшей ступени – 30 минут. Общее суммарное время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.

               

Упражнения для снятия напряжения и утомления при работе за компьютером:

Упражнения для глаз:

1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Для снятия общего напряжения:

1. И.п. – ноги врозь, руки согнуты, кисти сжаты. На счет «раз» - «удар» правой рукой вперед с поворотом туловища налево, «два» - и.п., затем то же в другую сторону. Повторить 6 -8 раз. Дыхание не задерживать.

2. И.п. – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. Руки вверх, завести за голову, и.п. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Для улучшения мозгового кровообращения:

1. На счет  «раз» - руки за голову, локти развести пошире, голову наклонить назад, «два» - локти вперед, «три» - «четыре» - руки опустить вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2 И.п. – сидя на стуле. На счет «раз» - голову наклонить вправо, на счет «два» - и.п., на счет «три» - голову наклонить влево, и.п. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Для снятия утомления плечевого пояса и рук:

1. На счет «раз» - руки вперед, ладони внизу, на счет «два» - «четыре» - зигзагообразные движения руками в стороны, на счет «пять» - «шесть» - руки вперед, на «семь» - «восемь» - руки расслаблено вниз. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. На счет «раз» - свободны мах руками в стороны, слегка прогнуться, на счет «два» - расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки и приподнять их скрестно перед грудью. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Для снятия утомления туловища и ног:

1. И.п. – ноги врозь, руки за головой. На счет «один» - «три» - круговые движения тазом в одну сторону, на счет «четыре» - «шесть» - то же в другую строну, на счет «семь» - «восемь» - опустить руки и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

2. И.п. – ноги врозь. На счет «один» - «два» - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая – вдоль тела вверх, «три» - «четыре» - и.п., «пять» - «шесть» - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в процессе обучения технологии как средства развития познавательного интереса

Слайд 2

« Мы знаем , что свет доходит до нас из космоса лишь спустя длительное время, после излучения его звездами… Источник остается прежним, и свет льется непрерывно, но это всегда новый свет» (Хельге Крог, норвежский драматург)

Слайд 3

Объект исследования: развитие познавательного интереса на уроках технологии учащихся 8х классов. Предмет исследования – использование новых информационно-коммуникационных технологий как средства развития познавательного интереса. Цель: выявление влияния ИКТ на уровень развития познавательного интереса к учебному материалу на уроках технологии.

Слайд 4

Познавательный интерес - это положительное, эмоционально-поисковое отношение личности к предметам и явлениям действительности с целью их познания

Слайд 5

Оценка по учебному предмету; Вопросы, задаваемые учащимися; Сосредоточенность произвольного внимания; Активность, самостоятельность; Добросовестность выбора более сложного задания; Участие во внеурочной деятельности по предмету. Чтение дополнительной литературы по предмету. Эмоциональное проявление в процессе деятельности. Диагностические критерии познавательного интереса

Слайд 7

учитель группа класс компьютер Обучающие программы Базы данных Экспертная система Internet

Слайд 10

Этапы системного применения ИКТ на уроках технологии

Слайд 11

Компьютер и здоровье. Санитарные нормы работы на компьютере: Для учащихся начальной школы -10-15 мин. Средней ступени - 20-25 минут. Старшей ступени – 30 минут. Общее время работы в день соответственно 50, 120 и 200 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера на уроках технологии

Презентация по использованию компьютера на уроках технологии....

«Использование ИКТ на уроках технологии»

   Формирование информационной культуры учащихся, под которой понимается наличие знаний и умения для  целенаправленной работы с информацией и использования д...

Использование ИКТ на уроках технологии

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиатехнологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает к...

Тема доклада: "Использование ИКТ на уроках технологии"

Каждый участник учебного процесса, будь то учащийся, преподаватель, методист или сотрудник школьной админисрации уже сегодня имеет возможность :- подключаться к сети Интернета и оперативно получать ме...

Использование ИКТ на уроках технологии.

В данной работе показано преимущество использования ИКТ на уроках....

Использование ИКТ на уроках технологии при изучении темы «Конструирование одежды»

Применение программы MS PowerPoint Создание системы уроков-презентаций по теме «Конструирование одежды»  для 5-7 классов.[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"3816300",...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...