Изготовление костюма для театра моды с элементами хохломской росписи.
проект по технологии (9 класс) на тему

Дементьева Ольга Анатольевна

Вот уже третий год я занимаюсь в студии моды в нашей школе. На занятиях мы сами придумываем, разрабатываем и изготавливаем свои костюмы для показа мод. Кроме этого продумываем прически, макияж, обувь, а также подбираем музыку для наших выступлений. Каждый год мы шьём новую коллекцию. И когда перед нами встал вопрос, что сделать интересного, мы вспомнили о знаменитой холмской росписи. В наше время золотая хохлама обрела мировую известность, превратилась в ведущую школу декоративной росписи по дереву, стала одним из наиболее значительных художественных явлений народного искусства России. Тайны ремесла, уникальные открытия древнерусских мастеров, их опыт перешел в надежные руки художников, ученых, успешно и последовательно развивающих традиции русской национальной художественной культуры. Прошло уже ни одно столетие, а искусство Хохламы живет и продолжает радовать людей. В наше время хохломская роспись стала модной, если в старину расписывали посуду, то сейчас особой популярностью стало расписывать одежду. И нам захотелось создать модную коллекцию холмской росписи. Свою коллекцию мы назвали «Хохломские матрешки». Почему матрешки? Возникла идея сложной конструкции, похожей на сарафан матрешки.http://nsportal.ru/page/otvety-na-chasto-zadavaemy...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx1_.docx637.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«СОШ №25»

Творческий проект на тему : Изготовление костюма для театра моды с элементами хохломской росписи.

Выполнила: Рольгайзер Екатерина Александровна.

Проверила: Дементьева Ольга Анатольевна.

г.Абакан, 2013 год

Содержание

Организационно-подготовительный этап.

  1. Актуальность. Обоснование возникшей проблемы…………...……..................…2
  2. Цели и задачи проекта………………………………………………........................2
  3. Исследование  №1. Поиск и сбор информации об истории росписи хохлома. Способы изготовления хохломы…………………………………….......................5
  4. Исследование №2. Поиск и сбор информации о батике. Способы нанесения рисунка на ткань ………………………………………………………...................11                
  5. Анализ прототипов. Анализ идей и обоснование выбора………….....................13
  6. Выбор материала…………………………………………………….......................15

Технологический этап.

  1. Организация рабочего места и соблюдение правил техники безопасности………………………………………………………….....................16
  2. Технологическая последовательность нанесения рисунка на ткань.…..............18                                  
  3. Выбор оборудования, инструментов и принадлежностей. ..……....................…19
  4. Технологическая последовательность изготовления костюма…………….........20

Заключительный (аналитический) этап.

  1. Экономическое обоснование проекта        …………..…………………………...21.
  2. Экологическое обоснование проекта         …………..…………………………...22.
  3. Дизайн-анализ готового изделия                …………..…………………………...23
  4. Самооценка изделия                                    …………..……………………………23
  5. Реклама                                                        ………….. ……………………………24
  6. Литература                                                    …………..…………………………...25
  7. Приложения №1- №4                                  …………..……………………………26                                       

Организационно – подготовительный этап.

1.Актуальность. Обоснование возникшей проблемы.

Вот уже третий год я занимаюсь в студии моды в нашей школе. На  занятиях мы сами придумываем, разрабатываем и изготавливаем свои костюмы для показа мод. Кроме этого продумываем прически, макияж, обувь, а также подбираем музыку для наших выступлений. Каждый год мы шьём новую коллекцию. И когда перед нами встал вопрос, что сделать интересного, мы вспомнили о знаменитой хохломской росписи. В наше время золотая хохлама обрела мировую известность, превратилась в ведущую школу декоративной росписи по дереву, стала одним из наиболее значительных художественных  явлений народного искусства  России. Тайны ремесла, уникальные открытия  древнерусских мастеров, их опыт перешел в надежные руки художников, ученых, успешно и последовательно развивающих традиции русской национальной художественной культуры. Прошло уже ни одно столетие, а искусство Хохламы живет и продолжает радовать людей. В наше время хохломская роспись стала модной, если в старину росписывали посуду, то сейчас особой популярностью стало росписывать  одежду. И нам захотелась создать модную коллекцию хохломской росписи. Свою коллекцию мы назвали «Хохломские матрешки». Почему матрешки? Возникла идея сложной конструкции, похожей на сарафан матрешки.

         Цель проекта:
Создание  костюма для театра моды с элементами хохломской росписи.

     Эта цель решается при выполнении определенных задач:

  • изучить происхождение росписи хохлома;
  • научиться различным способам  росписи по ткани;
  • научиться выбирать рисунок и ткань для изделия;
  • углубить знания по технологии обработки ткани, материаловедению;
  • совершенствовать навыки работы на швейной машине и изготовления швейного изделия;
  • подготовиться к профессиональному самоопределению и выбору профессии.

2.Звездочка обдумывания.

3.Исследование №1. Поиск и сбор информации о росписи Хохлома.

Легенда о "Хохломе"

Хохлома – это искусство росписи на деревянных предметах – посуде, солонках, и даже мебели.

 Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги

Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

                        Изготовление "Золотой хохломы"

    Россия - страна лесов. Здесь из дерева рубили и избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в светец лучина согревали и освещиали избу. Сани, розвальни, дровни, телега - нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие речные суда - всё делали из дерева.

   Самые древние письма - берестяные грамоты, писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская обувь - лапти, плетеные из внутренней части липовой коры - луба, деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.

   Богатое лесами Заволжье особенно славилось мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали лёгкую и прочную посуду.

Дерево рубили и обтесывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки - баклуши, теслом выдалбливали углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки, созданной ручными инструментами, часто не совсем правильная форма, на её поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую.

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды, сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность, геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме в точности повторяет другую.

Простые миски, чашки, поставцы может выточить каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши - петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек, чувствующий законы посторения ладной, красивой формы.

Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой поверхностью обработанного дерева называют "бельем".

Несмотря на то, что хохломские предметы сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.

Золото - благородный красивый материал - редко встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали крашеную, чаще всего красным цветом посуду.

Сусальным называют очень тонкие листочки этого металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором. Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле изготовленных целиком из золота.

   Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ "дешевой"позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом - листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото. Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово - серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

   Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохоломы" эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет.

http://i041.radikal.ru/0805/ff/7ef5f2cccf52.jpg

Технология промысла.

Итак, мы теперь знаем тайну хохломского золота. Но, оказывается, прежде чем стать золотой, "хохлома" бывает и серебряной и глиняной.

Первую из этих кружек называют "бельё".Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом. Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой. Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем грунта совсем не видно дерева. http://i003.radikal.ru/0805/87/f3aefed2383b.jpg

Грунтованное изделие высушили в печи, затем отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и дешевый материал. http://i015.radikal.ru/0805/b5/6eae64561c27.jpg

Втирание полуды называется лужением. Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево, и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым серебристым блеском.

И только сейчас к ней может прикоснуться кисть мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из белечьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

Итак, серебристая луженая кражка расписана. Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в электропечи при температуре 160 - 180 градусов.

Современные лачилы покрывают изделие синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться золотым.

Хохломские узорыhttp://i036.radikal.ru/0805/f0/8ec82e2f4baf.jpg

Знакомый трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости - земляничка.

Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

В этом разнообразии орнаментных мотивов проявляются и богаство творческого воображения художника, и его мастерство, и его наблюдательность.

Хохломские изображения декоративны - они в самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива. Чудо - ягодки

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником сохранены только самые общие и главные её признаки.Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра. Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.

 

"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка. Словно огненное колесо, катится по дну чаш красивейший орнамент "пряник". Пожелание добра

   Хохломские росписи украшают предметы - чаши, ковши, вазы, округлые тулова которые ка бы сами подсказывают художнику, куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись подчинена форме предмета.

   Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохранают сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

http://i003.radikal.ru/0805/c0/3eb23b8ed686.jpg

4.Исследование № 2. Поиск и сбор информации о батике и способы нанесение рисунка на ткань.

Батик.

Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписаных вручную, очень популярна.

Ручная роспись шелковых и хлопчатобумажных тканей возникла у нас в стране сравнительно недавно: в конце 20-х - начале 30-х годов. В отличие от большинства других художественных ремесел, здесь нет прочно сложившихся традиций и прямых преемственных связей с крестьянским бытовым искусством или с каким-либо определенным художественным промыслом России.

Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Это  холодный и горячий батик, а также трафаретная, узелковая и свободная росписи. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже тем, кто никогда раньше не занимался оформлением ткани.

1 способ . Горячий батик.

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии. Традиционный яванский батик - это не простая ткань, она считалась священной и употреблялась в качестве оберега. Батики до сих пор используются населением Индонезии для повседневной и праздничной одежды. Для традиционного батика применяют только хлопчатобумажные ткани, а узор наносится специальным инструментом - чантингом (тьянтингом). Он представляет собой маленькую медную чашечку с носиком, прикрепленную к деревянной или бамбуковой ручке. Чантинг позволяет наносить сложнейший традиционный узор из тонких линий и множества мелких точек. Затем ткань окрашивается последовательно в индиго и коричневый цвет. В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска. Резерв можно наносить при помощи кистей или специальных штампов или просто, капая его на ткань.

Горячий батик- техника более сложная, так как расплавленный воск или парафин требует осторожности и навыков работы с нагревательными приборами.

2 способ. Холодный батик.

Появление в Европе восточных тканей привело в начале XX века к увлечению ручной росписью тканей. Батик переживал второе рождение. Но воспроизвести классический процесс изготовления воскового батика европейцам было сложно, поэтому появился иной, более доступный и простой вид росписи: холодный резерв и соответственно другие приемы крашения. Однако эта техника отличается от горячего батика не только температурой резерва, изменился его состав, инструменты для его нанесения, а также стиль росписи. Для росписи по шелку наиболее характерны белые и цветные линии, которые отделяют одно цветовое пространство от другого, все детали рисунка имеют четкую границу и расписываются красками только внутри резервной линии. В результате рисунок приобретает графическую четкость. В отличие от горячего батика, данный метод не требует удаления резерва после окрашивания, более прост и безопасен и поэтому относится к числу наиболее популярных приемов росписи ткани. В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Позднее - декоративные панно, живопись на ткани. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы.

3 способ.  Узелковый батик.

Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индокитае узелковая техника существовала еще до VII века. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит "пробел, пятно". На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей.

Свободная роспись отличается от холодного и горячего батика тем, что не имеет четкого контура и не требует предварительного нанесения какого-либо резервирующего состава.

Для росписи своих изделий мы выбрали технику холодного батика,  Для ее выполнения у нас были все инструменты и принадлежности. А мастер-класс по росписи нам провела учитель ИЗО.  

Ткани используемые для росписи.

Для ручной росписи применяются гладкокрашеные ткани из натуральных шелковых и хлопчатобумажных волокон. Если ткань изготовлена из смеси натуральных и синтетических волокон, то она будет плохо прокрашиваться, иметь неяркие, блеклые оттенки. Определить натуральное волокно можно с помощью горения. Для этого необходимо поджечь нить ткани. Натуральный шелк горит плохо, имеет запах паленой шерсти; хлопок полностью сгорает, имеет запах жженой бумаги.

  5. Анализ прототипов.

   Когда мы решили выполнять коллекцию хохломской росписи на ткани и     собрали всю информацию  о   росписи и способах нанесения рисунка на ткани. Чтобы не повторяться, мы решили посмотреть есть ли аналогичные работы или коллекции в сети интернета и журналах мод.  Ничего похожего нам не попалось. Были модели с хохломской росписью, но они выполнены в технике «аппликации». Наша коллекция намного сложнее и интереснее.   Все наши показы имели оглушительный успех  на городских и на республиканских конкурсах.

   Анализ идей и обоснование выбора.

Передо мной сразу же встала проблема,связанная с тем, какую модель мне выбрать. При поиске оптимальных вариантов моя модель должна соответствовать следующим критериям:

  1. уровню моего мастерства;
  2. модным тенденциям, которые близки современной молодежи;
  3. фигуре , внешности с эстетической точки зрения;
  4. финансовым возможностям;
  5. уровню сложности технологической обработки изделия;
  6. сложности и соответствию рисунка моей ткани;
  7. экономному расходу ткани

  Просмотрев множество журналов, я остановила свой выбор на трех вариантах костюмов.

  Поиск оптимальных вариантов:

Модель 1.Молодежная блузка с длинными цельнокроеными рукавами свободного покроя, она будет скрывать мою худобу, и на ней красиво будет смотреться рисунок. Вместо воротника мягкой формы капюшон. Застежка на навесную петлю и пуговицу Такая блузка может служить самостоятельным видом одежды и прекрасно смотреться в комплекте с прямыми брючками. По переду вокруг разреза выполнена роспись. Линию талии подчеркивает  плетенный пояс.

Модель №2. Молодежная блузка с рукавами покроя «фонарики».  Рукава выполнены из органзы  или  легкого шифона. Детали переда и спинки присборены  у горизонтальных кокеток. Края кокетки спереди оформлены хохломской росписью.  Линию талии подчеркивает ремешок или пояс. Такая блузка будет хорошо смотреться с узкой юбочкой.

  Модель№3. Блузка  комбинированная из ткани двух цветов с втачными   рукавами. Спереди кокетка желтого цвета с прямым срезом выше линии груди,  деталь переда красная слегка присборена.  Рукав сложный из 3-х частей верхняя и нижняя части желтые прямые, а средняя часть красная «фонарик». Застежка в разрезе оформлена завязками из рулика. Линию талии подчеркивает  сплетенный из атласных лент пояс. К блузке я подобрала  желтые брюки, зауженные книзу с большими удлиненными карманами в боковых швах. Я думаю такие брюки будут зрительно увеличивать объем моих бедер.  По  всей длине брюк можно нанести рисунок под хохлому.

 Я проанализировала все модели на соответствие критериям выбора.  И приняла следующее решение и выбрала оптимальный вариант. Победила модель 3 –комбинированная блузка с пояском на талии. Мне кажется, что это самая удачная, самая оригинальная и самая необычная модель, она легка в технологическом исполнении. А также моя модель  очень экономична при раскрое и будет скрывать некоторые недостатки моей фигуры

 6.Выбор материала.

Для изготовления своего костюма я решила использовать разные виды ткани. Мне предстояло выбрать ткань для брюк, блузки и сарафана матрешки. С выборам материала мы опредилились сразу. Ткань мы покупаем оптом на всю коллекцию:

- во- первых, это экономное расходование ткани

- во- вторых, это не так дорого.

Для своей коллекции мы приобрели следующие виды ткани.

           

1. Креп - атлас: Прочная драпирующаяся ткань, с гладкой поверхностью. На ней хорошо будет наноситься и смотреться любой рисунок.Такая ткань хорошо подойдет для платьев матрешек.Доступна по цене.

2.  Атлас - стрейч: Мягкая  хорошо драпирующаяся ткань с блестящей лицевой стороной. Эта ткань хорошо растягиваеться , обладает прекрасными свойствами. Эта ткань идеально подходит для моей блузки.

3. Креп- сатин: Прочная, гладкая, блестящая ткань,которая хорошо держит форму. Из неё я буду шить брюки.

4.Атласные ленточки: Это хороший материал для украшения пояса. Если я переплету эти ленточки у меня появится замечательный пояс, сделанный своими руками.

Со цветом мы тоже долго не думали, а выбрали основные цвета хохломской росписи - это желтый, красный, черный и зеленый. Я для своих моделей взяла красный и желтый атлас-стрейч для блузки; желтый  креп-сатин для брюк; красный креп-атлас для сарафана.

Технологический этап.

7.Организация рабочего места и соблюдение правил техники безопасности.

j0234266

Правила техники безопасности при работе на швейной машине

1. Проверяйте наличие и исправность заземления электрической швейной машины.

2. Волосы убирайте под косынку. Концы галстуков и косынок не должны свисать.

3. Не наклоняйтесь близко к движущим частям машины.

4. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.

  1. Перед стачиванием убедитесь в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия.

Правила техники безопасности

при работе с утюгом

  1. Не оставляйте включенный электроутюг в сети без присмотра.
  2. Включайте и выключайте утюг с сухими руками.
  3. Ставьте утюг на подставку.
  4. Следите за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщайте учителю.
  5. Следите за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
  6. Отключайте утюг только за вилку.
  7. Во время утюжки обязательно стойте на резиновом коврике.

Правила техники безопасности

при работе с иголками и булавками

  1. Шейте с наперстком.
  2.  Храните иголки и булавки в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.
  3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
  4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

Правила техники безопасности

при работе с ножницами

  1. Храните ножницы в определенном месте (коробочке).
  2. Кладите ножницы сомкнутыми остриями от себя.

Правила техники безопасности при нанесение рисунка на ткань.

  1. Работать в помещении с открытыми окнами.
  2. Работать в респираторе.
  3. Работать в спец. одежде и перчатках.
  4. Натягивай ткань на раму осторожно, стараясь не поранить руки.
  5. Прикрепляй кальку с рисунком к ткани булавками, острыми концами от себя.
  6. Не пользуйся ржавыми булавками.
  7. Храни готовый резервирующий состав в закрытой посуде.
  8. Не оставляй резервирующий состав вблизи нагревательных приборов, батарей центрального отопления, открытого огня.
  9. Набирай резервирующий состав в стеклянную трубочку при помощи приспособлений (резиновой груши).

       10.Заполняй трубочку резервирующим составом лишь на ¼ ее длины.

8.Технологическая последовательность нанесения рисунка на ткань.

  1. Изготовить деревянный подрамник (размер 100*100см).
  2. Натянуть ткань на раму
  3. Перенести рисунок на ткань с помощью копировальной бумаги или нанести рисунок самостоятельно.
  4. Подготовка краски.
  5. Подготовка резервирующего состава.
  6. Нанести резервирующим составом по контору простого карандаша.
  7. Просушить линии резерва феном или насыпать крисаллы крупной соли на мокрую поверхность рисунка.
  8. Заливку пространства наносить акриловыми красками, для ткани начиная с более светлых тонов.
  9. Просушить краски (феном или крупной солью).
  10. Готовое изделие проутюжить горячим утюгом, для закрепления рисунка на деталях с изнаночнои стороны.

Травка

9.Выбор оборудования, приспособлений, инструментов

  1. Швейная машина «Brother».

  1. Оверлок «Brother».

  1. Утюг с пароувлажнителем, гладильная доска, проутюжильник.

  1. Сантиметровая лента, линейка.

  1. Портновский мел.

  1. Машинная игла № 90, игла для ручных работ № 3, булавки, ножницы, наперсток.

  1. Нитки армированные № 40, нитки х/б для сметывания.

  1. Бумага для выкроек, журналы мод.

  1. Подрамник для натягивания ткани.

  1. Прозрачный резервирующии состав .

  1. Акриловые краски.

  1. Металлический каркас для сарафана.

10.Технологическая последовательность изготовления костюма.

Составляю план своей работы.

Блузка:

  1. Снятие мерок для построения чертежа блузки.(приложение 1)
  2. Конструирование. (приложение 2)
  3. Моделирование(приложение 3)
  4. Раскрой изделия.
  5. Технология изготовления блузки (приложение 4).

 

Брюки:

  1. Скопировать и вырезать выкройку из журнала мод «Бурда».
  2. Раскрой изделия
  3. Нанесение рисунка на брюки
  4. Технология изготовления брюк(приложение 5).

11. Экономическое  обоснавание проекта.

Название материалов

Цена за 1 метр/шт.

Расход м/шт.

1.

Ткань креп-атлас красная

90

1,5

135 руб.

2.

Ткань креп-атлас желтая

90

1,5

135 руб.

3.

Молния потайная

15 руб.

1 шт.

15 руб.

4.

Ткань атлас стрейч красная и желтая

250 руб.

205руб.

25о руб.

5.

Нитки

8

4

32 руб.

6.

Ленты атласные

20м

40руб

Итого                                                                                             607 руб.

На  пошив костюма мне понадобилось всего 607 рублей на ткани и 300 рублей на комплект красок для батика.  Я думаю, что если бы нам пришлось заказывать такой комплект в ателье, то на  стоимость материалов накладывалась бы стоимость работы закройщика и художника, а также затраты электроэнергии.  Себестоимость изделия увеличилась бы в 2-3 раза, следовательно, изготавливая изделия своими руками, мы  экономим деньги семьи.

Кк

12.   Экологическое обоснование проекта

    Моя работа не требовала использования большого количества ресурсов: энергозатрат, сложных инструментов, дорогостоящих материалов, энергоёмкого оборудования. При создании своего костюма я пользовалась только швейной машиной, оверлогом, нитки №60 и иглой; использовала нитки№60 желтого и красного цветов, и я считаю, что никакого ущерба окружающей среде не было нанесено.

      Беречь землю, воду, воздух – священная обязанность каждого человека. Создавая новый мотор для автомобиля, самолёта, корабля, конструктор обязан подумать и о чистоте воздуха. Технолог, разрабатывая поточную линию, должен точно представить, куда пойдут отходы, отбросы – не загрязнят ли воду, атмосферу.

       Так же и я при создании своего костюма должна была позаботиться о том, чтобы моё «производство» было безотходным, чтобы я не нанесла никакого ущерба окружающей среде. Так как перед приобретением ткани мы произвели точный расчет количество ткани на всю коллекцию и раскрой изделий производили одновременно, используя экономную раскладку деталей, то обрезков материала  у нас почти не осталось, а из мелких остатков ткани мы делали украшения для коллекции (цветы, бантики, пояса, сережки, колье). Оставшиеся обрезки атласных лент я  использовала для декорирования блузки и сплела пояс.

Мое «производство» получилось безотходным и не принесло никакого ущерба окружающей среде.

13. Дизайн-анализ готового изделия.

Целью любой деятельности человека является достижение желаемого результата. Чтобы объективно оценить полученное изделие и сравнить его с желаемым результатом, необходимо опираться на какие-либо законы. ● Важнейший закон художественного конструирования - это единство формы и содержания. Мой костюм для показа театра мод получился. Блузка с кокеткой и со сложными рукавами выполнена из красного и желтого креп – атласа   и украшена, плетеным поясом  такой же расцветки. Костюм  предназначен для показа мод, но блузку  можно одеть в комплекте с другими брючками или юбочкой на любой праздник,   или дискотеку. Она будет смотреться очень ярко и современно.  Желтые  брюки с росписью носить, я, конечно, не смогу, так как они предназначены только для показа мод.   Они мне очень нравятся и идут, но  я не расстраиваюсь,  так как смогу сшить себе такие же,но уже из более подходящей ткани.

14. Самооценка изделия.

Существует пословица "Не одежда красит человека, а человек одежду". Я не совсем согласна с этим мнением. Безусловно, нельзя получить полное представление о человеке и его внутренних качествах, судя только по его внешнему виду. Но все-таки нельзя недооценивать роль одежды в нашей жизни. С помощью правильно подобранной одежды можно не только скрыть недостатки, но и подчеркнуть достоинства своей внешности. Также стоит учитывать, что одежда должна выражать не только внешний образ, но и сущность человека, должна соответствовать его внутреннему "Я". Я довольна костюмом и аксессуарами к нему. Мне кажется, что я не ошиблась в выборе модели этого изделия, так как форма брюк с большими карманами  и красивой росписью  очень оригинальная, нестандартная и в какой-то степени сказочная.  Мне понравилось работать над костюмом  и, хотя эта модель сначала показалась мне довольно сложной, я считаю, что справилась с поставленной целью – создать костюм с хохломской росписью.

 

Приложение №1

Снятие мерок

Чтобы изделие хорошо облегало фигуру и скрывало ее недостатки, необходимо снять мерки.

Мерки снимаются по правой стороне, предварительно зафиксировав линию талии тонкой лентой или тесьмой. Во время снятия мерок  сантиметровую ленту  нельзя сильно натягивать или  ослаблять. Для построения выкройки блузки мне потребовались следующие мерки:

merki_01

СгI  – 39(11)

Сш-18 (8)

Сг  II– 42(2)

Ст  – 31(3)

Сб – 43(4)

Шг-15(11)

Шс-16

Вг-25,5

Дпт-42

Дст-40

Впк-41

Цг-10

Шп-12(10)

Диз – 65

Др – 45(15)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого занятия “Райские птицы” (в стиле хохломской росписи)

Когда-то вместо слова “орнамент” в России говорили “узорочье”......

Презентация к уроку ИЗО в 5 кл. " Последовательность выполнения хохломской росписи"

Презентация "Последовательность выполнения хохломской росписи" составлена в помощь учащимся при выполнении задания по изучаемой теме....

Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...

Методическая разработка учебного занятия "История возникновения хохломской росписи"

Методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО.Разработка включает теоретическую часть по изучению истории возникновения хохломской росписи и практическую ча...

Открытое занятие по теме: "Разживка элементов композиции хохломской росписью"

Учитывая ранее изученные знания, умения и навыки по народным промыслам, воспитанники разживляют - украшают элементы композиции хохломской росписью. Соединяют расписные, деревянные детали в единое цело...

Заповеди показа костюмов театров моды

Статья предлагает принципы построения показа моделей одежды детских театров моды. Из опыта работы образцового коллектива "Модельное агентсво РИК" г. Иваново...

Конспект занятия по изготовлению панно в технике валяние по ткани на тему "По мотивам Хохломской росписи"

На занятии происходит знакомство с народными традициями Хохломской росписи и выполняется небольшое панно в технике "сухого" валяния по ткани "Хохломские мотивы"...