Организация внеурочной деятельности по разделу технологии «Художественная обработка материалов»
статья по технологии (5 класс) на тему

Дементьева Ольга Анатольевна
Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы школы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд. Организация внеурочной деятельности по разделу технологии «Художественная обработка материалов»

2 слайд.

 «Быть всегда творческим – значит быть всесильным.

Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее,

чем умение быть творческим всякий раз,

когда это необходимо, в любой момент

быть готовым решать проблемные вопросы

и разрабатывать новые концепции»

Марк Фише

В настоящее время в нашей стране наблюдается возрастание интереса к народному творчеству, к декорированию интерьера изделиями, созданными из доступных материалов – ткани,  дерева, глины, соломки.  Незаслуженно забытые изделия ручного труда вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Подобная работа – штучная, неповторимая, оригинальная – высоко ценилась во все времена. Приобщение детей и подростков к декоративно-прикладному искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования.      Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС ООО наполнили ее новым содержанием.

 Организация внеурочной деятельности с учащимися по обслуживающему труду осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы школы. Именно, внеурочная деятельность по обслуживающему труду призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я» ». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

3 слайд. Для привлечения ребят к внеурочной деятельности в области искусства сейчас используются много новых технологий: скрапбукинг, граттаж,  квиллинг, торцевание, лоскутная техника и т. Д

В 2014 году на основе проведенного анкетирования с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей нашей школы   мной были  разработаны две  программы внеурочной деятельности по разделу «Художественная обработка материалов»  - это   кружок «Веселые лоскутки» для учащихся 5-классов и «Волшебные петельки» для учащихся 6-7 классов. Которые я успешно защитила на экспертно-методическом совете ГУО, они были утверждены и сейчас ими может пользоваться любой педагог технологии.  Программы художественно–эстетической направленности, которые расширяют возможности в освоении курса «Технологии ведения дома» при изучении разделов  «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла».

Программы призваны сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Эти программы не первый мой опыт, поэтому работая над программами, особенно при выборе объектов труда, для себя я сразу же определила следующие основные требования к ним.

4 слайд Основные требования к объектам труда.

1.Изделие должно быть несложным и быстро исполнимым.

2.Ярким,  красочным и привлекать внимание.

3.Практически значимым.

4.Использование недорогого материала.

5.Свобода выбора.

5 слайд. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья «Веселые лоскутки».

 Основными целями программы являются:

  • воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
  • овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего края;
  • выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность;
  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

6 слайд. Основными задачами являются:

  • научить основным приёмам соединения лоскутков ткани и  побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;
  • создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества и творчества Хакасии;
  • принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Программа направлена на сохранение и развитие таких видов прикладного творчества, как печворк, разного вида  аппликации и изготовление мягкой игрушки.  В формировании творчески развитой личности важное значение приобретает не столько восхищение эстетическим совершенством изделий народных промыслов, сколько непосредственное участие детей в изготовлении самих изделий, знакомство с профессиональным трудом людей, производящих эти вещи, воспитание и уважение к труду профессионала.

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью.

Дети  применяют полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд. Курсы печворка, аппликации, изготовление игрушки, включенные в основу программы, чередуются, тесно переплетаясь друг с другом, способствуя разнообразию в обучении. Ведь для детей  5 класса часто требуется смена видов деятельности.

Реализация этих разделов программы предполагает сокращение временных затрат на формирование знаний, умений и навыков по данным видам рукоделия.  Определено время для выполнения проектных творческих работ и использования регионального компонента. С целью эффективности обучения разработан и систематизирован дидактический материал с использованием информационных технологий.  

Новизной данной  программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность выполнять узоры для печворка, создавать электронные презентации. Также программа  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как лоскутное шитье, с которым дети познакомились в пятом классе.

Особое внимание в своих программах я уделяю  проектной деятельности. Она  включена в каждое из направлений, Проектная деятельность очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. У детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. При защите проектов они учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.

8 слайд. Программой предусмотрено выполнение обучающимися трех проектов. Первый коллективный проект «Оформление интерьера картинами в стиле кунисайга». Девочки выполнили картины для оформления кухни кабинета. Картины были выполнены. Но кухню нам не удалось оформить, так как их забрали для оформления столовой, но мы сильно не расстроились.

9 слайд. Очень понравилась девочкам аппликация на пенопласте. Во-первых,  работы получаются яркие и аккуратные; во-вторых, очень быстро; а главное дешево. Покупаем только пенопласт, а лоскутков ткани у нас хватает в кабинете, так как обрезки  после раскроя мы не выбрасываем. Самое интересное, что особенно нравится девчонкам, у нас есть заказы на картины для оформления кабинетов.

10 слайд. НР. Американский флаг для кабинета английского языка. Алые паруса в кабинет литературы. А для музея мы сделали эмблему к 70-летию Великой Отечественной войны.

 Наши работы увлекли даже старшеклассниц. Увидев картины, девчонки  приходили учиться  аппликации. Ученица 9 класса выполнила проект «Оформление кабинета картинами в стиле 19 века» для участия в олимпиаде и стала призером республиканского тура.  

А в этом году мы выполняем с ней проект «Оформление интерьера главными историческими стилями», продолжаем оформлять кабинет.

11 слайд.  Следующий большой проект, который увлек учениц, посвященный празднику День матери и дню пожилого человека.

 Проект «Подарок маме».

Девочки с большим удовольствием выполняли работы  в лоскутной технике для своих мам  к 8 марта. Многие успели выполнить по две работы, вторую для бабушки, или любимой учительницы.

12 слайд. Сейчас мы работаем над  проектом «Игрушки для детей в садик «Теремок». Игрушка – часть культуры народа, она возникла очень давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для детей. Поэтому мастера –игрушечники вкладывали в образ игрушки свою фантазию. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани.

Общие принципы, роднящие народную и современную игрушки – это простота форм декоративность, праздничность. Конечно игрушка , купленная в магазине, чаще всего и практичнее и красивее. И все же ей не сравниться с самоделкой, которая согрета теплотой рук мастерившего ее ребёнка. Объёмные игрушки очень выразительны. Детям с ними интереснее играть, а у взрослых она всегда вызывает улыбку. Шить эти игрушки большое удовольствие. Они одновременно и просты, и сложны в изготовлении.

 Все началось с того, что мы всей школой собирали деньги, для девочки Ариши, дочки наших бывших учеников и внучки нашей учительницы, она и многие дети с ограниченными возможностями посещают этот садик. Когда я рассказала им про детей, которые посещают этот садик, то мы решили сделать им игрушки своими руками и подарить на новый год. Уже много сделали. Вот такие примеры. А со старшеклассницами мы делаем развивающие игрушки. Ученица 9 класса выполнила проект Развивающая игрушка для детей с ограниченными возможностями» , который будет защищать на муниципальном туре всероссийской олимпиады.

13 слайд. Программа «Волшебные узелки" разработана для учащихся 6-7 классов, она  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такое направление декоративно-прикладного искусства, как вязание крючком и спицами. .(по 4 часа на крючок и на спицы).

 Когда мы анализировали анкеты родителей и учащихся, на вопрос: каким видом рукоделия вы бы хотели заниматься?

Учащиеся в основном выбирали вязание на спицах и крючком.

Поэтому разработка программы по вязанию для меня была обязательной,

14 слайд. Основными целями программы являются:

        - воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

        - овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности;

        - формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего края;

        - выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность;

            -формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

        

15Слайд. Основными задачами являются:

        - научить основным приёмам вязания крючком и спицами и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества;

        - создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества и творчества Хакасии;

        -  принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы

  Актуальность Современность этого древнего прекрасного ремесла, помогающего создавать настолько необходимые вещи, что без них не обойтись ни новорожденному, ни глубокому старику, не подлежит сомнению. Оно не требует особых усилий для своего выполнения, специального помещения, больших денежных средств. Широкий выбор инструментов, приспособлений, огромное количество разнообразной современной пряжи, имеющейся в продаже, делают этот вид рукоделия доступным всем желающим. К тому же вязание спицами и крючком способствует развитию внимательности, точности, терпеливости, воспитывает художественный вкус и развивает творческие способности        Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон). Вязаная одежда практически никогда не выходит из моды, поэтому ученицы могут связать для себя практичные и удобные изделия.

     Новизной данной  программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность выполнять схемы для  вязания, создавать электронные презентации. Также я на каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком и спицами, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий, ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию. Кроме вязания на спицах и крючком мы будем осваивать и вязание крючком на вилке и вязание на руках. Это новые способы вязания и, думаю,  заинтересует девочек еще и тем, что очень быстро можно получить результат своего труда.

     По окончании  обучения дети могут самостоятельно разработать и  изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут  оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию.  Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком и спицами.

 В этой программе я тоже уделяю большое внимание проектной деятельности

Над этой программой мы работаем только вторую четверть, но у нас тоже есть хорошие результаты.

16 слайд. Мы защитили проект «Мягкая игрушка, связанная крючком и на спицах», а игрушки мы тоже подарим детям в детский сад.

На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 1 час, предлагается комплекс упражнений для снятия утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д.        

Формы проведения занятий разнообразны:  комбинированные (теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т. д.

Конечно, девочкам нравятся необычные уроки. Часто я свои занятия провожу в наших музеях. У нас в школе есть музей «Русская изба», где собраны не только экспонаты старинного русского быта, но и изделия ДПИ, которые любят рассматривать мои ученицы. Мы не пропускаем ни одной выставки ДПИ, благо выставочный зал находится рядом со школой.

Например. Одно занятие у нас проходило в выставочном зале «чалтыз» во время проведения выставки «Абакан – река дружбы». Мы не просто рассматривали экспонаты, но и выполняли задание. Надо было подсчитать, сколько видов рукоделия было на выставке. Я тоже считала, потом сравнивали. Были удивлены, что оказывается так много новых видов рукоделия.

       

17 слайд. Оценка результатов образовательной деятельности

       Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения

являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, изделия, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно

требует поощрения в стремлениях.

Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн и т.д. Ребенок, сравнивая своё изделие с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Это конечно, наш традиционный конкурс на лучший проект.

Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

Участие в школьных ярмарках-продажах. На последней ярмарке мы заработали более одной тысячи рублей на которую приобрели фетр для новогодних игрушек. И это тоже я считаю результат.

18 слайд. Работа с одаренными детьми

1. Участие в предметной олимпиаде:

школьный тур (сентябрь-октябрь), сейчас готовимся к муниципальному туру, в прошлом году заняли призовые места в дистанционной олимпиаде.

2. Участие в интеллектуальных конкурсах и викторинах (В ЦДТ много различных конкурсов, мы стараемся не пропускать ни одного), также участвуем в дистанционных конкурсах. Очень нравится девочкам конкурс-игра «Молоток», участвуем уже третий год и все время занимаем призовые места

3. Выполнение творческих проектов (в течение года).

4. Участие в выставках  (В этом году мои ученицы стали призерами и победителями на городской выставке в ЦДТ, а также стали победителями на выставке «Абакан-река дружбы»).

5. Работа по профессиональной ориентации (в течение года).

6. Направленность на самообразование (в течение года).

19 слайд. 

Каждый ребенок талантлив по – своему, только необходимо разглядеть этот талант, помочь ему проявиться

 Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

По окончании  обучения дети могут самостоятельно разработать и  изготовить любое текстильное изделие. Могут  оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию.  

        

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внеурочной деятельности по разделу технологии «Художественная обработка материалов» Выполнила учитель технологии МБОУ СОШ № 25 Дементьева Ольга Анатольевна

Слайд 2

« Быть всегда творческим – значит быть всесильным. Нет надёжнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим всякий раз, когда это необходимо, в любой момент быть готовым решать проблемные вопросы и разрабатывать новые концепции » Марк Фише

Слайд 3

Новые технологии: скрапбукинг, граттаж, квиллинг, торцевание, декупаж, лоскутная техника, витраж и т.д.

Слайд 4

Основные требования к объектам труда для создания программ по внеурочной деятельности. Изделие должно быть несложным и быстро исполнимым. Ярким, красочным и привлекать внимание. Практически значимым. Использование недорогого материала. Свобода выбора.

Слайд 5

Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья «Веселые лоскутки».

Слайд 6

Основными целями программы являются: воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности; формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего края; выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность; формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 7

Основными задачами являются: научить основным приёмам соединения лоскутков ткани и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества; создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества и творчества Хакасии; принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Слайд 8

Первый коллективный проект « Кинусайга »

Слайд 9

Проект «Подарок маме» Фото Девочки с большим удовольствием выполняли работы в лоскутной технике для своих мам к 8 марта. Многие успели выполнить по две работы, вторую для бабушки, или любимой учительницы.

Слайд 10

Коллективный творческий проект «Мягкая игрушка для детей в детский сад».

Слайд 11

Программа «Волшебные узелки"разработана для учащихся 6-7 классов. Основными целями программы являются: воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности; формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего края; выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность; формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 12

Основными задачами являются : научить основным приёмам вязания крючком и спицами и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно – прикладного творчества; создавать необычные, оригинальные произведения декоративно – прикладного творчества и творчества Хакасии; принимать участие в конкурсах, выставках, ярмарках.

Слайд 13

Творческий проект «Вязаная игрушка своими руками».

Слайд 14

Оценка результатов образовательной деятельности выставки работ учащихся; проведение соревнований; разнообразные конкурсы, как самих работ, так и творческих проектов; ярмарки-продажи;

Слайд 15

1. Участие в предметной олимпиаде: школьный тур (ноябрь-декабрь). 2. Участие в интеллектуальных конкурсах и викторинах (в течение года). 3. Выполнение творческих проектов (в течение года). 4. Участие в выставках (сентябрь, апрель-май). 5. Работа по профессиональной ориентации (в течение года). 6. Направленность на самообразование (в течение года). Работа с одаренными детьми

Слайд 16

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев … В. А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (художественная обработка материалов, творческий проект),6 класс

Рабочая программа предназначена для уроков технологии, мальчики, 6 класс...

«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».

«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организа...

Разработка раздела программы "Художественная обработка материалов"

Разработка содержит конспекты занятий,ИТК, фото изделий в стиле лоскутной пластики....

КОНКУРС - ВЫСТАВКА ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЮНЫЕ ТЕХНИКИ – ИННОВАЦИОННОЙ РОССИИ» НОМИНАЦИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ» «Декор интерьера в технике объемный декупаж «Сицилийское кружево»»

Сейчас о декупаже - этом модном и креативном виде декоративной техники работы с тканью, мебелью, посудой, знает практически каждый. Во все времена женщины стремятся создать гармонию и уют в доме, подч...