«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».
методическая разработка по технологии на тему

Калашникова Любовь Николаевна

 

«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalashnikova_programma_kruzhka.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация внеурочной деятельности по предмету технология в классах реализующих ФГОС».

Калашникова Любовь Николаевна,

учитель муниципального бюджетного

образовательного учреждения

лицея №1 г. Комсомольск-на-Амуре

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание, возможно, осуществить в свободное от обучения время.

В соответствии с программой развития МБОУ лицея №1 «Путь к успеху»,

обуславливающей личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью и оригинальностью.

В соответствии с направлением работы лицея я разрабатывала свою программу, она является познавательно – творческим курсом, учитывающим возрастные особенности детей и способствующим формированию универсальных учебных действий.

Рабочая программа кружка «Умелые руки» рассчитана на детей младшего школьного возраста с 1 по 4 классы. При обучении используется режим групповых занятий – по одному часу(45 минут) в неделю:

1 класс -33 часа в год, 2-4 классы 35 часов в год.

Цель кружка: воспитание позитивного отношения к труду и художественному творчеству

Задачи кружка

1.Формировать устойчивый интерес к трудовой и художественной деятельности.

2.Воспитывать любовь к труду, умение доводить дело до конца. Прививать навыки работы в группах, желание без напоминания помочь друг другу.

3.Развивать моторику мелких мышц пальцев, навыки работы с различными материалами и инструментами.

4.Побуждать к творческому самовыражению.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1.Сформированность уважительного отношения к результатам труда, художественной деятельности, пространственного воображения, наблюдательности и фантазии.

2.Сформированность потребностей в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.

3.Овладение начальными технологическими знаниями, умениями и навыками, в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

4.Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать свое рабочее место и соблюдать правила техники безопасности, использовать различные способы обработки материалов с применением необходимых инструментов при изготовлении изделий.

5.Приобретение опыта участия в школьных, городских выставках декоративно-прикладного творчества.

Курс кружка “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

В таблице представлено тематическое планирование на год для 1 класса.

Тематическое планирование программы

по темам и объёму 1 год обучения.

Название темы

Общее количество часов

Из них

практическое

теоретическое

1

Вводное занятие

1

1

2

Работа с бумагой

15

14

1

3

Работа с тканью

8

7

1

4

Работа с пластилином

8

7

1

5

Итоговое занятие

1

1

Итого:

33

28

5

Разнообразие видов внеурочной деятельности предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время.

В подготовке и проведению занятия в мою задачу входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении поделки, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

Занятие начинается с теоретической части, в которой учащиеся сами разрабатывают алгоритм работы над изделием, это происходит в форме беседы, наводящих вопросов. Практическая часть- самостоятельные практические действия ведутся неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Каждое занятие должно быть развивающим. Методическое решение этой задачи т состоит в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

    Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет  смысл организовать работу учащихся в группах.

В конце каждого занятия детям предлагается сделать выставку из своих работ, детям очень нравится, когда их работы оцениваются одноклассниками, и сам ребенок может сразу сказать, что получилось, а что нет, но самое главное по результатам работы каждый ребенок должен получить похвалу.

Для каждого занятия стараюсь разрабатывать презентацию, с подробным описание, рисунками или схемами изготавливаемых изделий. Такие презентации очень удобны для формирования пространственного мышления учащихся.

Но есть дети, которые имеют опыт работы с бумагой и пластилином, который они получили в детском саду, и им легко изготавливать изделия ориентируясь на слайды презентации, эти дети работают с опережением и по окончанию соей работы помогают одноклассникам, что способствует выполнению работы у всех учащихся.

Чтобы заинтересовать детей помимо презентации стараюсь продемонстрировать эталонный образец изделия. Для ускорения процесса для каждого учащегося стараюсь сделать шаблоны из картона или плотной бумаги. В четвертом классе хочу попробовать применять специально разработанные инструкционные карты.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности:

Работа с бумагой, пластилином, тканью - это самые распространенные виды декоративно – прикладного творчества среди школьников.

Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

Дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе. Мозаику на плоских и объемных основах, работают с разнообразными материалами (гофрированный картон, вата, салфетки, газета и т.д.). Что развивает у детей интерес к ручному труду, творческие способности, фантазию, работа с бумагой, позволяет формировать навыки работы с ножницами и бумагой, использовать различные приемы (сжатие, обрывание и т.д.), эстетично подбирать ее по цвету, воспитывать аккуратность при работе с клеем.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

При работе с тканью дети осваивают шов “вперед иголку” и простейшие виды вышивки. Знакомятся с шитьём мягкой игрушки, усложняющейся с каждым годом обучения. Затем дети используют полученные навыки для изготовления и оформления кукольной одежды.

Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

В кружке дети занимаются с увлечением, гордятся своими достижениями.

Посещение кружка «Умелые руки» дает детям большие возможности для развития своих творческих способностей, развития кругозора, привития навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Эффективные приемы, формы организации внеурочной деятельности по предметам естественно-математического цикла (авт. Еланцева В.М.)

Эффективные приемы, формы организации внеурочной деятельности по предметам естественно-математического цикла...

План внеурочной деятельности «ИНТЕНСИВ» для 5 «А» класса, реализующих ФГОС основного общего образования

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «ИНТЕНСИВ» для 5 «А» класса, реализующих ФГОС основного общего образования...

Создание условий для организации внеурочной деятельности по предмету.

Выступление на августовской секции по математике 2019 год...