Практико–ориентированное обучение на уроках технологии (автодела)
методическая разработка по технологии на тему

Обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа

с. Хумалаг» Правобережного района

Обобщение

опыта работы учителя технологии (автодела) МКОУ СОШ с. Хумалаг

Туаева Алана Владимировича

« Практико–ориентированное обучение на уроках технологии (автодела)»

                         

        

                                             

2015 год.

с. Хумалаг

   Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство передавалось от поколения к поколению методом “делай, как я”.

   В условиях перехода к рыночным отношениям, в педагогическом процессе становятся преобладающими иные приоритеты. Каждый учащийся, получающий среднее образование, должен  уметь ставить цели, генерировать идеи, изыскивать решения в сложных, подчас неадекватных ситуациях.

    Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной области деятельности, но и иметь достаточное, фундаментальное образование, чтобы быть способным построить на этом фундаменте конкретное знание в соответствии с новыми условиями.

    Американский ученый Джон Дьюи сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит практически применить имеющиеся знания и умения, а также в процессе работы приобрести новые.

“Решить проблему” - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.

В ходе своей педагогической деятельности на уроках автодела я столкнулся с проблемами:

  • ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания и умения в  жизни);
  • испытывает страх перед практической деятельностью (боится садиться за руль автомобиля, т.к. не уверен в своих способностях);

Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических  и коммуникационных  технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет практико-ориентированный подход в обучении, который позволяет школьникам в системе овладеть технологией вождения  автомобиля, знаниями правил безопасности на дороге, некоторых форм легкого ремонта автомобиля. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему практический, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Метод практики рассматривается не как итоговая самостоятельная работа учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки вождения, ремонта и  проектирования автомобилей, учитывая  индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю мир своей профессии полезным, красивым и удобным для себя и других”.

Целью моей педагогической деятельности является – проектно-практическая деятельность  на уроках автодела.

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию  обучения, как к практической, так и к  творческой деятельности. Школьники, осуществляя процесс проектирования, добиваются эффективных учебных результатов. Человек по своей натуре - творец. Все творцы, все мастера своего дела прямо или косвенно едины в своей конечной цели. Они стремятся к совершенству в своем творчестве, и тем самым связаны друг с другом.

В каждом деле должны работать высококвалифицированные мастера. Никто не захочет сесть в транспортное средство, за рулём  которого непрофессионал, ведь это связано с риском для жизни.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях, даже если это просто водитель автотранспортного средства. Вот почему все обучающиеся работают над проектами -презентациями различных автомобилей, готовят практикумы-зачёты по вождению, защищают свои новые проекты дизайна автомобилей.

Поэтому в первую очередь необходимо:

- обучить квалифицированному вождению автотранспортных средств;

- развивать интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;

- научить разрабатывать идеи,

- воспитывать коммуникативные качества личности.

Проектная деятельность имеет свои особенности. Она включает ряд компонентов:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

Нужно с самого начала определить, какой вид автотранспортного средства рассматривать, почему именно он интересен на современном этапе.. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать свой проект. Формулировка задачи включает:

- название проекта

- функцию проекта

- актуальность его  использования (категория пользователя)

В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т.к. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет “прожит” т. к. не будет понят.

На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными темами курса в логической цепочке. Моя задача состоит в том, чтобы показать,  насколько полезными  и практически значимыми  они являются для каждого из них. Я предлагаю выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев. Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей.

Вопросы проекта:

  1. Какие положительные качества и недостатки  имеет данное транспортное средство?
  2. Какие полезные изменения ты можешь предложить в целях сохранения экологии?
  3. Как можно использовать новые проекты?

2. Набор первоначальных идей.

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные упражнения, направленные на выработку идей:

- прием “Банк идей” Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.

- приём “Нелогичные связи”. Приём направлен на развитие пространственного воображения, нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать общие знания решении экологических проблем, связанных с автотранспортом.

- приём “Источник вдохновения”. Учащимся предлагается в свободное время использовать дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность. Огромную помощь в работе оказывает Интернет.

3. Проработка одной или нескольких идей. 

Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который помогает обогатить и закрепить опыт по разработанной идее. В практике я использую  проблемные игры, брейн-ринги, развивающие творческое воображение.

4. Работа над проектом.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать схемы из электронных таблиц.

В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным знаниям, умениям и навыкам:

- техническим,

- коммуникативным,

- навык по преобразованию дизайна,

- навык работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и электронных  учебных пособиях, рабочих тетрадях.

Некоторые практические операции выполняются при помощи специального приема “Звездочка”. Например, при разборке системы двигателя, источника питания один ученик проверят работу другого , а сильные учащиеся выступают в роли контролеров.

5. Испытание и оценка.

Проект ориентирован на то, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому он должен быть испытан в ситуации, приближенной к реальной. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими.

Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты:

Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон).

Для закрепления ЗУН создаются мини-проекты. (система зажигания)

С введением метода проектов по предмету  «автодело» у учащихся появляется дополнительный шанс не только познать основы вождения, но и  исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать  проект модели, оценивать его значимость в перспективе.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.

Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся: см. Таблица1

Таблица 1

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Формы и методы

Поисковый этап 

Постановка цели

Определение темы, уточнение целей, исходного положения

Выбор рабочей группы

Уточняют информацию

Обсуждают задание

Мотивирует учащегося

Объясняет цели проекта

Наблюдает

  • проблемная беседа
  • рассказ
  • консультация
  • сам. работа

Анализ и обработка информации

Анализ проблемы

Определение источников информации

Постановка задач и выбор критериев оценки результатов

Распределение ролей в команде

Формируют задачи

Уточняют информацию (источники)

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе  (по просьбе)

Наблюдает

  • экскурсия

Конструкторский этап 

Планирование

Сбор и уточнение информации

Выбор оптимального варианта

Уточнение планов деятельности

Работают с информацией

Проводят анализ идей

Выполняют виртуальное исследование

Наблюдает

Консультирует

Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения

Беседа

Дискуссия

Дизайн- анализ

Ролевая игра

Сам. работа

Технологический этап 

Выполнение

Выполнение запланированных технологических операций

Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию

Выполняют исследование и работают над проектом

Осуществляют самоконтроль и корректировку своей деятельности

Оформляют проект

Наблюдает

Советует (по просьбе)

Обеспечивает материальную базу

Косвенно руководит деятельностью учащихся

Организует и координирует процесс работы

Беседа

Показ

Упражнение

Сам. работа

Практическая работа

(заполнение технологической карты)

Заключительный этап 

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Анализ достижения поставленной цели

Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования

Готовят документацию к защите

Оказывает помощь

Организует защиту и обсуждение проектов

  • беседа
  • дискуссия
  • консультация
  • деловая (ролевая игра)

Защита

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов

Оценка

Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом

имитационно-деятельностная игра

Оценка проекта осуществляется на основе рейтингового подхода, когда проект оценивается одноклассниками.

    Рейтинг- это оценка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

   Эффективность рейтинговой системы заключается в следующем:

  • более объективно и точно оценивает знания учащихся за счет использования бальной шкалы оценок;
  • создает основу для дифференциации учащихся, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;
  • позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым учащимся графика самостоятельной работы.

Составляется  рейтинговая карта, имеющая вид таблицы.

Ф.И.

учащегося

Тема проекта

Вид контрольного мероприятия

1

2

3

4

5

6

итого

максимум

    Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложный проект. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому - сам продолжает совершенствоваться.

Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках автодела, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

В тематике проектных заданий по своему предмету я учитываю вопросы экономики, экологии РСО-Алания, автолюбителей.

Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, интеллектуальных, социальных потребностей.

Результатом моей работы является то, что ежегодно более 60%  мальчиков-выпускников школы  сдают  экзамен в ГАИ и получают права, около 15 поступает в СУЗы и ВУЗы на автомобильные факультеты.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки вождению, моделированию и ремонту автомобилей, изучать технику, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом образовании метод практического проектирования  позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует его становлению как будущего специалиста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированное содержание обучения математике

Применение приема «Зигзаг» создает в классе игровую атмосферу – дети чувствуют себя комфортно. Более того, увеличивается доля общения учеников между собой и, соответственно, уменьшается доля общения у...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ...

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...

Конспект урока математики 5 класс "Решение практико ориентированных задач" с использованием кейс технологии

План урока по теме математики 5 класс "Решение практико ориентированных задач" с использованием кейс технологии включает в себя разработку заданий для работы в группах....

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены преимущества практико-ориентированных методов и форм обучения на уроках учебной практики на примере нескольких видов игр и упражнений. В основу используемых форм и методов обучения положен...