«Учебно- исследовательская деятельность в школе».
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Троицкая Ольга Кирилловна

Cтатья содержит рекомендации для учителей технологии по использованию метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metod_proektov.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья учителя технологии МБОУ «ООШ № 5»

 г. Лесосибирска  Троицкой О.К. по теме:

 «Учебно- исследовательская деятельность в школе».

Метод проектов в рамках школьного обучения – образовательная педагогическая технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой и направленной на формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно- ориентированного учебного поиска.

Метод проектов- способ обучения, при котором учащийся вовлечен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя по кирпичикам новое знание, приобретая новый учебный и жизненный опыт (обучение через делание).

Метод проектов- педагогическое средство, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя напичкать своего подопечного стандартным набором готовых знаний.

Метод проектов- дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося  в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов обладает рядом важных характеристик:

1.Концептуальность -  опора на стройную систему философских и психолого- педагогических взглядов и обоснований. Метод проектов уходит корнями в основные постулаты гумманитарной  педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего, позитивного развития ребенка. Данный метод черпает свое целеполагание, опираясь на принципы педагогики свободного воспитания и педагогики сотрудничества.

2.Системность- целостная последовательность дидактических приемов и операций, обусловленная стройной логической схемой: этапы выполнения учебного поиска; роли, отводимые учителю и ученику; способы их взаимодействия и критерии оценки работы.

3.Воспроизводимость-  применение на любых этапах обучения (освоение, закрепление, применение и контроль),в работе с учащимися разных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

4.Универсальность-  адаптирование  к особенностям проектно- ориентированных учебных дисциплин.

Целевые ориентации метода проектов:

1.Активизация познавательной деятельности учащихся.

2.Формирование учебной компетенции, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования.

3.Формирование у учащихся специфических умений и навыков общеучебного  и коммуникативного характера.

Специальные учебные навыки:

- постановка учебной проблемы ребенком;

- выдвижение гипотезы решения проблемы;

-выбор рационального и оптимального способа достижения цели;

-планирование самостоятельной работы на уроке и вне школы;

-организация мыслительной деятельности (абстрагирование и конкретизация);

-систематизация и классификация данных;

- аргументирование;

- формулирование выводов;

- рефлексивный анализ;

-оценка результатов своих действий.

Коммуникативные умения и навыки:

- организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;

- совместная выработка решений;

- публичное выступление;

- презентация результатов работы;

- дискутирование;

-разрешение конфликтных ситуаций.

Вывод: таким образом, учебно- проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, и наделенного опытом самообразования.

12.01.2015                                                                                                 Троицкая О.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в школе с углублённым изучением иностранного языка

Исследовательская деятельность на билингвальной основе в области литературы позволяет систематизировать обучение, создать условия максимальной творческой свободы и познавательного выбора на основе зна...

Учебно-исследовательская деятельность в школе

Данная презентация разработана в помощь ученикам и учителям, которые занимаются исследовательской деятельностью и рассказывает о ее структуре, содержании и формах....

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы

Се­годня можно считать объективным фактом обновление тре­бований не только к содержанию и структуре знаний и навы­ков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям ис­пользовать эти знания, информа...

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы

Се­годня можно считать объективным фактом обновление тре­бований не только к содержанию и структуре знаний и навы­ков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям ис­пользовать эти знания, информа...

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в условиях адаптивной школы

Современное общество ставит новые задачи перед системой образования, среди которых повышение его качества и доступности, создание условий для воспитания исследовательских способностей учащихся и приоб...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...