Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе .
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Афиногенов Олег Сергеевич

Работа посвящена теоретическому рассмотрению проектирования конкретных учебных ситуаций как необходимого условия развития универсальных учебных действий в средней школе .и их реализации на уроках технологии в МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе

Афиногенов О.С. Учитель технологии МБОУ СОШ № 24. г.Краснодар

  Проектирование в средней школе является необходимым условием развития учащихся. Благодаря ему педагог выстраивает систему своих действий направленную на развитие личности учащихся, их воспитание. Проектирование позволяет сделать урок необычным и интересным.

Согласно  В.П.Беспалько проектирование тесно связанно с конструированием сложных объектов. Его составной частью выступает педагогическое проектирование [1]. Оно выступает как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, иногда и родителей (подход Л.Д.Столяренко) [2].

С проектированием непосредственно связаны конкретные учебные ситуации.

Ведущие теории, рассматривают конкретные учебные ситуации как:

1. Совокупность условий, складывающихся при выполнении действий, связанных с усвоением знаний, умений и навыков (В.С. Безрукова,                       В.И. Загвязинский,  В.А. Бухбиндер и др).

2. Педагогические методы инициации смыслообразования в учебном процессе (Н.В. Бордовская, Р.М. Грановская, В.А. Сластенин, И.А.Рудакова и др.).

Мы будем понимать их как метод, с помощью которого педагог организует учебный процесс.

Основными компонентами процесса проектирования конкретных учебных ситуаций выступают гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты. Е.В. Писарев замечает, что итогом завершенной педагогической деятельности должен стать человек, овладевший данной частью культуры [3, с.235].

Процесс проектирования конкретных учебных ситуаций направлен на формирование универсальных учебных действий учащихся.

УУД выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня. Видами универсальных учебных действий являются личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.

При проектировании конкретных учебных ситуаций, связанных с развитием УУД учащихся следует уделить особое внимание таким моментам как подготовленность сознания учащегося к восприятию нового материала, действия учителя по передаче этого материала (содержание обучения, настрой учителя на урок), и наличию технических средств, позволяющих более ярко и точно передать данный материал, а также осуществить возможность общения между участниками педагогического процесса.

Проектирование конкретных учебных ситуаций на уроках технологии в МБОУ СОШ № 24 г.Краснодара в 5 – 8 классах проводится с учетом следующей схемы:

    1.Организационный  этап. Его цель ориентировка в теме предстоящего урока, поиск способов создания эмоционального настроя, мотивации, актуализации знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?);

    2.Работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы детей в начале урока. Сюда входит организация творческого урока, состоящего из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает организацию работу учащихся с учебником по изучаемой теме, где учитель выступает в роли тьютора. Большей частью она направлена на развитие познавательных УУД. Практическая часть способствует развитию регулятивных (работа непосредственно с инструментом определенным в теме урока), коммуникативных (работа в командах) и личностных (осмысление учащимся для себя изучаемой темы своей роли в процессе обучения) универсальных учебных действий.

   3.Обобщение и рефлексия. Учитываются задачи, проблемы, которые были поставлены на 1-ом этапе проектирования, выясняется на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, дети смогут ответить, а какие могут остаться без ответа. Поиск ответов на них ставиться в основу мотивации для домашнего задания: познакомиться с материалом параграфа (организовать самостоятельный информационный поиск, с привлечением других средств) и поискать ответы на нерешенные вопросы или доработать на домашнем материале слабо усвоенный материал (действия с ним).

    На этом этапе также подбирается диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровня усвоения знаний.

  При этом строго следует учитывать, что в процессе обучения учащиеся могут уставать. В связи с этим для них организуются физкультминутки включающие упражнения для рук, для туловища, для глаз.

     Исходя из всего вышесказанного, мы можем подвести следующие итоги:

   1.Педагогическое проектирование является основным условием  организации урока;

   2.Педагогическое проектирование направлено на организацию конкретных учебных ситуаций (а) намеренно создаваемые и стихийно возникшие в общении; б) стандартные и поисковые; в) управляемые и неуправляемые;          г) проблемные; д) по степени активности: учащийся-учащийся, учитель-учащийся) и формирование универсальных учебных действий;

   3.Проведение уроков Технологии в МБОУ СОШ № 24 проводится по схеме с учетом следующих параметров: организационный этап, работа с информацией, обобщение и рефлексия.

Библиогафический список

1.Беспалько В.П. Природосообразная педагогика.http:// http://lib100.com/book/pedagogics/pedagogy_b/_Беспалько %20В.П.,%20Природосообразная%20педагогика.pdf 

2.Столяренко Л.Д, Столяренко В.Е. Психология и педагогика http://mmedia.ozon.ru/multimedia/book_file/1002960974.pdf

3.Писарев В.Е. Теория педагогики. / В.Е.Писарев, Т.Е.Писарева. – М.: Владос, 2012. – 587 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Использование современных интерактивных образовательных технологий на уроках ФК и во внеурочной деятельности как механизм развития универсальных учебных действий учащихся основной школы

   В наше  время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт, ко...

Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Проектирование конкретных учебных ситуаций как необходимое условие развития универсальных учебных действий в средней школе

. В статье с разных сторон рассмотрено понятие «педагогическое проектирование». Даются ответы на вопросы: что же оно представляет собой; какова его сущность и содержание? Охарактеризованы ...

Групповая работа как средство развития универсальных учебных действий в основной школе на уроках иностранного языка

Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку нацелен на развитие личности,на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести з...

Методология проектирования программы развития универсальных учебных действий

В основе организации учебного процесса в современной массовой школе лежит деятельностно-компетентностный подход, где ключевая фигура — учитель, а главное действующее лицо — ученик. При так...