Конспект урока в 5 классе
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Журавлева Светлана Сергеевна

Открытый урок по технологии в 5 классе по теме «Технологии выращивания луковичных растений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryy_urok_po_lukovichnym.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение Ключанская  средняя общеобразовательная   школа муниципального  образования Кораблинский  муниципальный        район Рязанской области

Открытый урок по технологии

в 5 классе по теме

«Технологии выращивания луковичных растений»

                                                                    Учитель технологии - Журавлёва С.С.

                                                 Ключ – 2015 г.

Цели урока:
• Образовательная
: создать условия для формирования у учащихся понятий о технологии выращивания луковичных растений. Выявить особенности  технологий выращивания луковичных  культур на примере лука и чеснока.
Способствовать формированию навыков при посадке лука и чеснока под зиму, актуализации и обобщению жизненного опыта учащихся.
• 
Развивающая: способствовать развитию образовательной, социально-трудовой и коммуникативной компетентностей учащихся.
Воспитательная: создать оптимальные условия для воспитания у учащихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
• 
Профориентационная: способствовать формированию знаний необходимых для профессий отрасли с/х - растениеводства.



Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
• Учебно-опытный школьный участок;
• Инструменты: грабли.
2. Дидактическое обеспечение:
• Инструктивная карточка «Технология выращивания лука»;
• Страничка ученика «Практическая работа. Посадка лука и чеснока под зиму»
Методы обучения: беседа,  индивидуальная работа по инструктивным карточкам, работа экспертной группы, взаимопроверка, взаимооценка, практическая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа, диффериенцированный подход в изучении нового материала.
Межпредметные и внутрипредметные связи: природоведение, технология выращивания растений.
Понятия и термины: технологии выращивания, луковичные растения.
Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

1.Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. 

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные - рябине,

Фартук розовый - осине,

Зонтик желтый - тополям,

Урожай осень дарит нам.

И. Винокуров

Горячая пора уборки урожая закончилась…

 Наступил октябрь… Как вы думаете, у нас есть ещё какие-нибудь дела на участке? (предположение детей)

3. Актуализация знаний учащихся (микрофон). 

Отгадайте загадку:

Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук)

Из кожурки тонкой, грубой,
Глядит ломтик белозубый,
Всех излечит, исцелит,
Как, приправа, удивит… (Чеснок)

 

О каких растениях идет речь в этих загадках?

Как можно обобщенно назвать эти растения? (Луковичные)

Биологические термины ( раздаются каждому ученику)

 Термины

   Знаю

   Не знаю

Луковые  овощные растения

Подзимние посадки

Луковые овощные  с образованием луковицы (приведите примеры)

Луковые овощные без образования луковицы (приведите примеры)

Многолетние луковые овощные культуры


4. Выявление места и причины затруднения:

- мы не можем дать определение  всем понятиям т.к.  у нас недостаточно знаний

А вы хотите узнать какие еще растения относятся к луковым овощным культурам?

 Какие существуют способы выращивания луковых овощных растений?

5.Целеполагание  и построение выхода из затруднения:
Построим проект выхода  из затруднения. Используя вопросительные слова:

Что? Как ? Какие?

 Предлагаю составить вопросы к нашему уроку, используя карточку с терминами…..

Поиск ответов на эти вопросы и будет темой нашего урока:


Какие растения мы относим к луковичным овощным? Луковые овощные с образованием  луковицы и без образования луковицы? Какие многолетние луковичные растения мы знаем? Что такое подзимние посадки?

Репчатый лук известен человечеству вот уже около пяти тысяч лет. Этот замечательный овощ создан руками человека еще в глубокой древности. Его родиной считают Среднюю Азию и Афганистан. За несколько столетий до нашей эры репчатый лук выращивали в Древней Греции, Египте, Индии.

Один из представителей луковых овощей -  чеснок, да действительно он относится к одной категории овощей вместе с луком репчатым, луком – порей и лук-батун. История возникновения этой овощной культуры известна со времен Древнего Египте, Древней Греции, Китая. В России чеснок возделывают с XVIII века.

Более 7000 лет назад человечество знало о целебных свойствах чеснока. Его родиной считается по праву Средняя Азия. В настоящее время эта овощная культура получила такое распространение, что сложно найти уголок на земле, где бы ни культивировали или активно не применяли чеснок. Целебные свойства растения отмечали еще Гиппократ, Парацельс. Чеснок издавна применяется в тибетский медицине, а также в самых разнообразных рецептах народных средств.

  - Вы сейчас будете изучать материал  самостоятельно по инструктивным карточка

-  Наметим план : в какой последовательности  мы будем открывать новые знания:

- Луковые овощные растения (примеры)

- двулетние  луковичные овощные растения ( примеры)

- многолетние луковичные  овощные растения(примеры)

- характеристика  лука и чеснока

- особенности выращивания озимого лука и чеснока

- Учащиеся работают с инструктивными карточками

Инструктивная карточка  «Луковые овощные растения»

У лука неглубокие корни (в диком виде растет в горных условиях). Этим же обусловлена способность лука при недостатке влаги тормозить процессы развития до наступления благоприятных условий для выращивания.

Репчатый лук – растение холодостойкое. Семена его начинают прорастать при температуре 3—5°С.Рост растения и формирование урожая наиболее успешно идут при температуре 18— 20 °C. Всходы выдерживают заморозки до -2— 4°С, а листья — до –7 °С. Лук репчатый можно сажать весной и осенью , под зиму.

Оптимальная температура для него – это 20-25 градусов при весенних посадках. А вот температура на 2 градуса ниже нуля весной  может погубить всходы лука.

Лук выращивают как трехлетнюю культуру. Первый год – высевают семена, чтобы получить севок. Второй год – сажают севок на репчатый лук. Третий год – образуется стрелка с семенами. 

Лучше всего сажать лук после огурцов, картофеля, различных корнеплодов. Почву лук любит теплую, хорошо увлажненную.

Выращивание лука требует большого количества света и плодородной почвы. Это обусловлено слабой корневой системой растения. Обязательным условием при выращивании лука является своевременная прополка. Если не пропалывать регулярно, то всходы лука могут погибнуть. В вегетативный период лук требует обильного полива, а вот уже созревание луковицы должно проходить в жарких и сухих условиях.

На рынке представлено огромнейшее разнообразие видов и сортов лука и чеснока. Однако их можно разделить всего на 2 группы: те, которые образуют луковицу, и те, которые не образуют.

С образованием луковицы растет репчатый лук, лук-порей, шалот и чеснок.

А вот без луковиц растут многолетние луки: лук-батун, шнитт-лук, черемша. У них в пищу употребляют только перья. Лук-батун, шнитт-лук, черемша не только полезны, но и расширяют диапазон использования лука. Эти сорта обладают хорошей урожайностью, дают возможность употреблять их зелень в пищу все лето. А вот лук-порей, например, еще и прекрасно хранится.

Чеснок- холодостойкая культура, размножается зубчиками, бульбочками, и даже луковицами. Редко образует семена. Уход за чесноком такой же как и за луком репчатым. Яровые сорта чеснока высаживают рано весной

Агротехника озимого чеснока и лука

Чеснок ,  как и лук, садят рядами с расстоянием между ними 5 см. Глубина посадки – 4-5 см. Высаживать его надо примерно за месяц до наступления постоянного похолодания. Это делается, чтобы чеснок успел укорениться, но не дал ростков. В противном случае растение погибнет. Если зимой снега мало, то на грядку с чесноком надо набросать снега. Снег не даст чесноку замерзнуть и погибнуть. Можно для укрытия использовать рубероид, торф, сухую листву. 


6.  Первичное закрепление с комментариями

-Характеристика лука

- Характеристика чеснока

- особенности агротехники (ухода) за луком и чесноком

- особенности  подзимней посадки лука и чеснока

 Для расширения кругозора:

Все луковичные цветы и луковичные растения можно разделить на 3 группы:
- весенние луковичные;
- осенние луковичные;
- внесезонные луковичные.
Весенние луковичные цветы сажают весной, а цветут они этим же летом и осенью. К весенним луковичным относятся: гладиолусы, георгины, бегонии и другие луковичные растения.

 Осенние луковичные цветы сажают осенью, а цветут они следующей весной. К осенним луковичным относятся: тюльпаны, нарциссы, гиацинты, императорские рябчики, декоративные луки, мускари и прочие.

 Внесезонные луковичные сажают как весной, так и осенью. Соответственно при посадке весной внесезонные луковичные цветут в тот же год, а при посадке осенью – на следующий. Самая большая группа внесезонных луковичных – лилии.
.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практическая работа «Высевание семян редиса в открытый грунт»

 Вступительный инструктаж учителя:
Ознакомление с последовательностью выполнения работы по инструкционным картам. 

Практическая работа и текущий инструктаж.


1. Учащиеся объединяются в группы по 2 человека и подготавливают и инструменты.
2. С помощью грабель выравнивают участок, предназначенный для посева.
3. Размечают грядки с помощью шнура и колышков (расстояние между рядками 10 – 15 см) и делают мотыгой по шнуру борозды глубиной 2 – 3 см.
4. Если в почве мало влаги поливают борозды лейкой.
5. В подготовленные борозды высаживают  зубчики чеснока и луковицы севка и  присыпают борозды с помощью граблей.

Учитель контролирует работу учащихся и корректирует их действия по мере необходимости.


Страничка ученика

 Практическая работа

Тема. Посадка чеснока и лука осенью

Цель. Закрепить знания о технологии выращивания луковичных растений осенью на примере чеснока и лука- севкаю

Оборудование. Лук –севок, головки  чеснока, грабли, мульчирующий метериал

Ход работы

1. Объединитесь в группы по 2 человека.
2. Разделяем луковицы чеснока на зубки. Для посадки отбираем крупные наружные зубки, лук-севок твёрдый здоровый. Рассмотрите их. Найдите на них донце и шейку. Рассчитайте сколько примерно нужно чеснока для посадки на делянку, если на 10м² высаживают 2 кг зубчиков. Определите количество посадочного материала из расчета 100гр. Луковиц на 1м².

3.Для ускорения прорастания луковиц срежьте ножницами сухую часть шейки.

4 Посадку проводите  на глубину 5-7 см.

5.При осенней посадке замульчируйте грядку перегноем или опавшей листвой.

Включение в систему знаний и повторение  

Когда можно сажать лук и чеснок?

Какие еще луковичные растения вы знаете?

Рефлексия

Что узнали нового?

Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...