Народы России - Белорусы
методическая разработка по технологии на тему

Акулич Светлана Павловна

В данной методической разработке дано описание проживания Белорусов в России, описан их быт, традиции, обряды, праздники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon narody_rossii_-_belorusy.ppt1.86 МБ
Файл norody_rossii_-_belorusy.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Белорусы восточнославянский народ. Общая численность 9,4 млн. человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью. Значительное число белорусов населяют смежные с Белоруссией территории России, Польши, Украины, Латвии и Литвы, где являются национальным меньшинством. Белорусы также широко расселились по территории бывшего СССР, а также мигрировали в ряд стран за его пределами.    Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 года, в стране проживает 521 443 человек, назвавших себя белорусами[1]. Значительное число белорусов проживает в следующих регионах: МоскваСанкт-ПетербургКалининградКарелия.  По данным 2013 года в Российской Федерации действует около 80 общественных организаций белорусов.

Этногенез белорусов происходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья, и Верхнего Понемонья. Нет единого мнения о хронологических рамках формирования белорусской народности. Первый зафиксированный случай употребления термина «белорус» относится к 1586 году.

Беларусь - Государство в Восточной Европе. Граничит с Россией на востоке, Украиной на юге, Польшей на западе, Литвой и Латвией на северо-западе. В административном отношении состоит из шести областей, которые, в свою очередь, делятся на районы и могут включать города областного подчинения. Столица Республики Беларусь Минск.

Мужской национальный костюм  состоял из рубахи, ноговиц, безрукавки. Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь лапти, кожаные постолы, боты, зимой валенки. Головные уборы соломенная шляпа, зимой меховая шапка. Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

Женский национальный костюм - Головной убор девушек узенькие ленты. Замужние женщины убирали волосы под чепец, надевали  полотенчатый головной убор, платок. Каждодневная женская обувь лапти, праздничная постолы и хромовые боты. Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась.

В начале XX века основными типами были 1-3- камерные бревенчатые строения с двухскатной, реже четырёхскатной крышей, покрытой соломой, дранкой, доской. Внутренняя планировка была устойчива , печь размещалась в правом или левом углу от входа и устьем повернута к длинной стене с окном. В противоположном углу по диагонали от печи находился красный угол почётное место в доме. Там стоял стол, и находилась икона. Вдоль стен размещались лавки. От печи вдоль глухой стены были полати нары. Позднее появились кровати. Около дверей стояли небольшие лавки. На стене, на кухне полка для посуды. Интерьер оформлялся различными кружевами, домоткаными скатертями, ручниками и покрывалами, коврами и одеялами.

Пожалуй, каждый, кто хоть немного знаком с белорусской кухней, согласится, что ее просто невозможно представить без блюд из картофеля! Его здесь жарят, тушат, запекают, варят, бланшируют – а иногда и все вместе. И, конечно, одним из наиболее известных блюд, своеобразным кулинарным символом Белоруссии являются драники. Название "драники" (белор. дранiкi) берет свое начало из старорусского языка и происходит оно от слова "драть", то есть тереть. Ведь их готовят из сырого картофеля, который еще до появления тёрки "драли" на заостренной доске. Традиционно драники ели на завтрак, а в деревнях существовала интересная традиция: перед тем, как отведать это блюдо, полагалось всухомятку съесть корочку черного хлеба. Традиционно драники подаются горячими,  со сметаной или сливочным маслом.

Свекольник - холодный супы из свеклы, щавеля, крапивы. Холодные супы – это исключительно белорусская кулинарная традиция. И если вы подобное блюдо встретите в другой национальной кухне, то это они позаимствовали его у белорусов, а не наоборот.

Получили развитие промыслы и ремёсла изготовление рогож и циновок, земледельческих орудий, обработка кож, овчины, мехов, изготовление обуви, транспортных средств, мебели, керамической посуды, бочек и домашней утвари из дерева. Особое значение имело изготовление декоративно-прикладных изделий из текстильного сырья и кожи, изделий с народной вышивкой. В последние годы начали возрождаться плетение из соломки, изготовление поясов, вышивка одежды и др.

За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру. Традиционные народные праздники и обряды сочетаются с христианскими традициями, образуя неповторимый гармоничный синтез.

Большая часть населения Беларуси — христиане. Главными праздниками христианства являются Рождество и Пасха, которые отмечаются дважды: по православному и католическому религиозным календарям. В этом году православные отмечают пасху 12 апреля.

Пасха — праздник победы жизни над смертью, света над тьмой. Накануне Пасхи, в доме убирают, готовят самые разнообразные блюда, окрашивают яйца и выпекают куличи. Пасхальную пищу в Великую субботу освещают в храмах. За праздничным столом сначала едят по кусочку освещённого вареного яйца, кулича, и только потом — все приготовленные блюда. В первый день Пасхи никто не одалживал деньги, это считалось плохой приметой.

В пасхальные дни, верующие ходят друг к другу в гости, поют песни, танцуют.

Характерная особенность именно белорусского фольклора – волочебные песни. Обычай обходить дворы на Пасху имеет очень древние корни. Считали, что обход дворов Волочобники – мальчишками и девчонками – приносит сообществу единство, а с ней – и удачу. Подходя под окно, Волочобники пели песни, в которых восхваляли хозяина, хозяйку, их сыновей и дочерей. Валачобныя песни исполнялись только в первые дни Пасхи под аккомпанемент скрипки, реже – гармони. Хозяева, к которым приходили  Волочобники  угощали их праздничными блюдами, куличами, сладостями, окрашенными яйцами,

В старину яйца использовали в разнообразных народных обрядах, которые сегодня отчасти не помнят:

-Мать гладила красным яйцом лица своих детей, чтобы они были всегда румяными и краснощекими.

-Обмен яйцами между парнем и девушкой означал их признание во взаимной любви.

-Первое полученное у кого-нибудь пасхальное яйцо считали чудодейственным, способным обуздать пожар и защитить от молнии в течение года.

Некоторые обычаи, как, например, игра в битки, сохранились до сегодняшних дней. Проверка яичной скорлупы на мощь ассоциируется с испытанием своей собственной жизни, благополучия, здоровья на прочности. Стучались праздничными яйцами, и победителем оказывался тот, у кого оно оставалось целое («крепыш»). Некоторые счастливцы выигрывали аж полную шапку красных яиц.

Декупаж – в переводе с фр.(вырезать)

Откуда появился Декупаж?  ВСЕ НОВОЕ – ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ.

Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.

В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу - cutout, чтобы украсить окна, фонари  и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т.д. или декорировали шнурами и тесьмой.

Позже на Дальнем Востоке (в основном в Китае) родилось искусство лаковой росписи мебели, которое к 17 веку переживало свой расцвет. Благодаря Великому шелковому пути эта мебель попадала и в Европу, где ценилась очень высоко. Действительно, эта техника была очень трудоемка – сначала наносили искуснейшую роспись по дереву, которая затем покрывалась десятками слоев лака. На создание отдельных образцов у мастеров могли уходить годы работы. Восточные предметы утвари и мебель, расписанные лаком, стали очень модны и украсили фешенебельные европейские дома. Торговцы не могли в полной мере удовлетворить заказы европейцев на расписанную лаком мебель из стран Дальнего Востока, но вместе с тем торговцы хотели  увеличить и спрос на эти товары, путем снижения их стоимости. В результате венецианские краснодеревщики и лаковых дел мастера стали производить подделки. Ремесленники нанимали учеников, чтобы они цветными красками переносили на бумагу сюжеты картин и затем, приклеивали эти рисунки к деталям мебели, музыкальных инструментов и т.д. и покрывали несколькими слоями лака. Такие предметы называли object d'art и они были очень похожи на настоящие вещи, привезенные купцами из Китая и Японии. Как более дешевая альтернатива object d'art, развилось целое направление в художественном оформлении: покупались дешевые рисунки, из них вырезались картинки, наклеивались и покрывались лаком.

Вещи, украшенные таким образом, получили название - l'arte del povero , что означает искусство бедняков.

Но не только бедняки увлеклись этим видом творчества, декупаж становится популярным хобби даже при дворе короля Людовика XV. Кроме декорирования мебели, декупаж используется для украшения шкатулок, туалетных принадлежностей и даже шляп. В 18-ом веке техника декупажа распространяется по всей Европе. В Англии в 18-м веке декупаж был популярен в высшем и зажиточном среднем классе. Совмещение вырезания и общих навыков лакировки были известны в Англии как Japanning. В 1760 году одним из лондонских издателей даже была выпущена книга с иллюстрациями и инструкциями под названием "Развлечение Леди или Искусство Japanning Делать Просто (The Ladies Amusement or The Art of Japanning Made Easy). В 19-ом столетии, во времена Викторианской Англии, ручная роспись и искусство вырезания - Japanning, уступили место более сентиментальному искусству коллажа, близкой художественной форме. Это совпало с введением в обиход Валентинок (Valentine cards), декоративных и рельефных бумаг и шнурков, которыми украшали поверхности типа экранов, стоек ламп, льняных коробок и много другого.

В 20-м веке данный вид прикладного творчества получил свое нынешнее название – декупаж (découpage), пришедшее из французского языка (decouper - вырезать). Такие художники 20-го века как Пабло Пикассо и Анри Матисс использовали декупаж в своих работах. Одним из наиболее известных примеров использования декупажа является «Blue Nude» Матисса. Возникли новые направления – декупаж из салфеток, объемный декупаж (3D) и т.д.  И сегодня декупаж переживает возрождение во всем мире.

а что можно украсить бумажными салфетками? На самом деле всё, что Вашей душе угодно! Любая, даже самая невзрачная вещица перерождается в новую великолепную, в настоящее произведение искусства. Это могут быть горшки  для цветов,  посуда, свечи,  книги,  музыкальные инструменты, шкатулки,  сосуды,  флаконы, мебель, так далее  и тому подобное.  Даже одежда и обувь может быть украшена Вами на свой вкус.

Единственное, что надо учесть (!) - они  должны быть однотонными и не слишком темными, затем чтобы просвечивающийся рисунок, вырезанный из салфетки, был хорошо виден.

Декупаж - это скрупулезное  вырезание изображений, полосок бумаги, которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует времени, терпения и предусматривает множество попыток, чем результат удовлетворит Вас. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ МОЙ НАРОД…»

конспект урока по литературе - 6 класс. Урок 51  Тема: Из литературы народов России. Г. ТУКАЙ. «РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ», «КНИГА». К. КУЛИЕВ. «КОГДА НА МЕНЯ НАВАЛИЛАСЬ БЕДА…», «КАКИМ БЫ МАЛЫМ НИ БЫЛ ...

Методическая разработка внеклассного занятия " Быт и традиции народов Поволжья" в рамках проекта" Национальные традиции народов России" для учащихся 7-9 классов

Это внеклассное занятие проводилось в рамках общешкольного внеклассного интегрированного проекта " Национальные традиции народов России" и предназначено для учащихся 7-9 классов с интеллектуальной нед...

Народы России - Белорусы

В данной методической разработке дано описание проживания Белорусов в России, описан их быт, традиции, обряды, праздники....

Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс

Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...