Воспитание обучающихся на уроках технологии
статья по теме

"Воспитание и только воспитание - цель школы" писал И.Г.Писталоцци. Сводить все воспитание к обучению - значит подменять целое частью. Личность формируется и тогда, когда человек не обучается. "Человек создает воспитание. Оно призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности" А.Сент-Экзюпери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_obuchayushchihsya_na_urokah_tehnologii.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание обучающихся на уроках технологии

       И.Г.Песталоцци писал: «Воспитание и только воспитание – цель школы». Эту мысль подтверждают и слова писателя А.Сент-Экзюпери «Человек создает воспитание. Оно призвано обеспечить развитие и духовное обогащение личности».

Сводить всё воспитание к обучению – значит подменять целое частью. Личность формируется и тогда, когда человек не обучается. Воспитание – понятие психолого-педагогическое, это воздействие на психику воспитуемого в процессе его взаимодействия с воспитателем с целью формирования направленности моральных  и этических качеств личности воспитуемого в целом.

       Задачи воспитания, решаемые на уроках технологии, можно  сформулировать следующим образом:

  1. Эстетическое воспитание – воспитание чувства прекрасного, общей культуры труда.
  2. Воспитание творческого начала личности, инициативного отношения к делу, свободной импровизации.
  3. Воспитание нравственных и правовых качеств: гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на улице; осознание своих прав  и обязанностей; овладение этическими нормами поведения человека в обществе.
  4. Формирование привычки к труду, практических умений и навыков; понимание необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. Формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании.
  5. Экономическое воспитание учащихся.

       Но главной задачей воспитания является выработка у ребенка стремления к самовоспитанию, самосовершенствованию, которое начинается с самопознания. Процесс самопознания и самовоспитания непрост. Только в активной разносторонней деятельности может проходить подлинный процесс самопознания. Ребенок постепенно вырабатывает правильную самооценку путем анализа своих действий и поступков, сравнения своих действий и поступков, сравнения своих результатов с результатами своих сверстников, существующими нормами правилами

       Учителю нужно как можно раньше научить ребенка умению анализировать свои действия,  так как нравственность – середина личности.

Вся работа школы в итоге направлена на то, чтобы помочь детям найти свое место в жизни, правильно выбрать профессию, которая бы приносила не только материальный достаток, но и удовлетворение, давала возможность реализовать свой творческий потенциал. Компетентность, профессионализм, конкурентоспособность – те качества, которые могут обеспечить профессиональный рост и материальный достаток.

Трудовая деятельность – основное условие для развития профессиональных способностей. Уроки технологии  позволяют соединить теорию с практикой, соотносить возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности с требованиями различных профессий.

Задача учителя технологии – дать возможность детям попробовать себя в различных видах деятельности. При проведении уроков в игровой форме ученицы могут попробовать себя в роли различных специалистов. Через общение детей к делу происходит выявление интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала.

Необходимо помнить, что воспитательный эффект  уроков во многом зависит от того, как полученные знания и  умения могут быть использованы в жизни. Но, в то же время, нельзя  превращать эти уроки в ремесленнический предмет, сводя к обучению элементарным работам  в домашнем быту и обучению шитью. Ведь это не кружок кройки и шитья!  Работа учителя  должна быть  ориентирована  на развитие личности, формирование эстетических вкусов и нравственных ценностей, трудового образа жизни.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. Эстетические чувства – это, прежде всего чувства цвета, звука и ритма, которые оказывают огромное влияние на психику человека. Свойства цвета изучаем на теме «Основы цветоведения», которая рассматривается в трёх аспектах; физические свойства цвета, эмоционально – психологические и символические, а также гармоничные сочетания цветов,  цвет в композиции одежды, зрительные иллюзии цвета и другие. Каждая тема направлена на изучение спектральных цветов и их сочетания, ступенчатый цветовой круг и сочетания сложных цветов, подбор названий всех цветовых оттенков гаммы любимого цвета, подбор цветов одежды для своего типа внешности. После изучения свойств цвета и гармонии цветовых сочетаний девочки более осмысленно подбирают цвета ниток для вышивания, ткань для изделий в технике лоскутного шитья.

На занятиях учитель ставит перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, на уроках кулинарии я   даю задание не только приготовить вкусное блюдо, но и умело украсить, придать название, красиво сервировать стол. В процессе работы обучающиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируя трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.

Занятия целесообразно начинать, я считаю, с организации рабочего места, особенно на уроках кулинарии, и обязанностей каждого члена группы. Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с пятого класса. Учителю необходимо неуклонно и систематически добиваться  выполнения своих требований.  Это работа не одного года. К седьмому классу девочки привыкают к педагогическим требованиям учителя, видят их обоснованность. Происходит формирование нравственных привычек обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей  сил и с хорошим качеством, умения уважать свой труд и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину. Такая организация работы помогает быстрее и качественнее достигать поставленной цели, чётче выполнять все этапы работы, так как каждая ученица знает свои обязанности и без напоминаний выполняет всё, что положено.

Занятия по рукоделию и шитью также начинаю с организации рабочего места, постоянно напоминаю, что должно находиться  на столе на данном занятии. Ученицы знают, что в конце урока, нужно обязательно получить оценку. Некачественная работа не оценивается – её нужно переделать. Если  девочка  забыла дома материалы или инструменты, ей всё равно не придётся бездельничать. В конце работы – самоконтроль и взаимоконтроль, выставление оценок,  уборка рабочих мест и кабинета.

Для изготовления учебных изделий можно покупать не дорогую ткань или использовать распоротые и вышедшие из моды вещи; при раскрое не забывать об экономной раскладки выкроек на ткани, а выпады использовать для изготовления изделий в лоскутной технике; экономно использовать нитки; использовать фурнитуру для повторного применения; научить девочек ремонтировать одежду и ухаживать за ней, чтобы продлить срок носки.  При проведении уроков кулинарии объясняю ученицам, как экономно покупать продукты, готовить блюда, правильно хранить продукты, организовать рациональное питание в семье. А при проведении практических работ нужно тщательно подбирать рецепты блюд, чтобы в них входили доступные недорогие продукты, следить, чтобы дети приносили продукты не больше, чем требуется по норме и т.д.

При выполнении практических заданий желательно не навязывать детям готового решения, а предложить найти другой способ выполнения поставленной задачи. И если кому-нибудь удастся найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, нужно обязательно похвалить ученицу. Похвала будет стимулировать дальнейшее творческое развитие ребенка.

Ни о какой воспитательной работе не может идти речь, если на уроках нет дисциплины. Не той дисциплины, которая построена на авторитаризме, на окриках и наказаниях, а сознательной дисциплины, предлагающей соблюдение общепринятых норм поведения: не опаздывать на урок, выполнять свои обязанности без напоминаний и нареканий, переговариваться вполголоса и только по делу, причем доброжелательным тоном, без крика и грубости, с уважением относиться к учителю и своим одноклассникам, не мешать им и не отвлекать от работы и др. Настоящая дисциплина есть активное устремление соблюдать определенные нормы поведения, которые уже делаются «второй натурой», побуждают человека корректировать свои поступки без непременного понукания свыше. Но подлинную дисциплину позволяет построить лишь подлинный авторитет.

Учитель должен восприниматься  ребенком как человек достойный уважения, у которого есть чему поучиться, с которым можно посоветоваться, к которому интересно приходить на уроки.

В воспитательной работе по формированию взглядов и убеждений  велика роль личности учителя, его взаимоотношений с детьми. Учитель может стать воспитателем только тогда, когда он хорошо понимает нужды детей, является образцом и примером во всем, авторитетным и уважаемым человеком. Он должен сочетать в своей работе уважение к обучающимся с требовательностью к ним. Если мы, учителя, учитываем интересы ребенка, считаемся   с его потребностями, с точкой зрения, признаем за ним права, то и ребенок принимает требования учителя как справедливые, прислушивается к ним.

В целях сохранения духовного и психического здоровья, как своего, так и окружающих, нужно на протяжении всего периода обучения прививать навыки бесконфликтного общения. Умение по-хорошему решать все спорные вопросы поможет им в будущем создать счастливые семьи, добиться успехов в работе, понимания во взаимоотношениях с людьми.

В настоящее время, чрезвычайно актуально стоят вопросы организации и проведения экономического, правового, а также экологического воспитания учащихся. Одной из насущных задач является воспитание практичного человека, умеющего заботиться о  благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.

Таким образом, организация занятий, личность учителя, методы, которые он применяет, знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и умение их учитывать в воспитательной работе являются основными условиями, определяющими успешность проведения работы по трудовому воспитанию обучающихся на уроках.

Будем великодушны, терпеливы и отзывчивы. Будем воспитывать, опираясь на хорошее в ребенке, с верой в достижение успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по технологии на тему "Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии"

Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии.Учитель технологии Рябова Т.Н.Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в шк...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

Описание опыта работы по теме : "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через использование современных образовательных технологий"

Описание опыта работы по теме :  "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии через  использование современных образовательных технологий"...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...

«ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ» (МАСТЕР – КЛАСС)

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ  РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ  ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ  СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»...

«Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии, с применением проектной деятельности»

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызывали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически инф...