Рабочая программа для 5 класса ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_fgos.docx77.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии для 5а,б классов

на 2015-2016 учебный год

                                             

                                                                     Составитель: Халимова Айгуль Мударисовна

                                                                                           учитель технологии

                                                                             

.                                        

г. Альметьевск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по технологии для 5а,б классов разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Федеральным законом от 1 сентября 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Образовательным стандартом основного общего образования;

- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

- Примерной рабочей программой;        

- Авторская программа под редакцией Н.В.Синица, В.Д.Симоненко;

- Локальным актом МБОУ «СОШ №13» «Положение о рабочей программе».

- Учебным планом МБОУ «СОШ №13» на 2015-2016 учебный год.

- Календарным графиком МБОУ «СОШ №13» на 2015-2016 учебный год.

Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Составлена на основе программы: Технология: программа. 5 класс/ авт.-сост. А. Т. Тищенко, В.Д. Н. В. Синица. - М. : Вента-на-Граф, 2013. Программа изложена в двух направлениях: "Индустриальные технологии" и " Технологии ведения дома" И ориентирована на работу по учебникам "Технология" для 5-8 классов, которые подготовлены авторским коллективом (А,Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданных Издательским центром "Вента-Граф"

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по результатам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития. Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:

 Информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;

 Ориентировано-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;

 Общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.

Цели изучения учебного предмета «Технология».

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

 формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

 освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

 формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

 овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

 развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

 формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

 воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

 профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Общая характеристика учебного предмета «Технология».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В данной программе изложены основные направления технологии: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому при-знаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.

На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

 культура, эргономика и эстетика труда;

 получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

 основы черчения, графики и дизайна;

 элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

 знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

 влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

 творческая, проектно-исследовательская деятельность;

 технологическая культура производства;

 история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

 распространённые технологии современного производства.

В результате изучения технологии обучающиеся:

познакомятся:

 с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

 функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

 элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

 экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;

 производительностью труда, реализацией продукции;

 устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

 предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

 методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;

 информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;

овладеют:

 навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

 основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;

 умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

 умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

 навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

 навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

 навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

 навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

 умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

 умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:

 распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

 возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

 выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

 возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

 возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждо-го года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

Место предмета в учебном плане.

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю, Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном плане.

Перечень учебно-методическое обеспечения

1. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» под редакцией А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2015.

2. Учебник «Технология. Технологии введения дома» под редакцией Н.В.Синица, В.Д.Симоненко 5 класс. Москва. Издательство «Вентана- Граф», 2015.

При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:

 проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

 выражение желания учиться и трудиться для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

 самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

 развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности;

 овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

 становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

 проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

 самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;

 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

 бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

 готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

 осознание необходимости общественно полезного труда как условие безопасной и эффективной социализации;

 самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

 алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

 определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

 комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

 поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

 выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

 самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

 виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;

 проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

 осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

 выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

 организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками;

 согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

 объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

 оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;

 диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

 соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

 оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требова-ниям и принципам;

 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:

 рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

 оценка технических свойств сырья, материалов и областей их применения;

 ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

 владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

 распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

 овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения техни-ческой, технологической и инструктивной информации;

 применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

 применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;

 владение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

 планирование технологического процесса и процесса труда;

 подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

 проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

 подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

 проектирование последовательности операций и составление операционной карты работы;

 выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений;

 соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

 соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

 обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

 выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

 подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

 контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

 выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

 документирование результатов труда и проектной деятельности;

 расчёт себестоимости продукта труда;

 примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере:

 оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности, предпринимательской деятельности;

 осознание ответственности за качество результатов труда;

 согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

 направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;

 выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

 оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

 стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда;

 наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

 овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

 рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

 художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;

 рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

 участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;

 разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

в коммуникативной сфере:

 практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

 устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

 удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

 установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

 сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;

 аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждеб-ным для оппонентов образом;

 адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;

 построение монологических контекстных высказываний;

 публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

 развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

 достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологи-ческих операций;

 соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

 сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Учебно-тематический план.

Наименование раздела

Кол-во часов

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда

2 часа

Интерьер кухни

2 часа

Санитария и личная гигиена

2 часа

Кулинария

10 часов

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

34 часа

Проектная деятельность

10 часов

Лоскутная техника

4 часа

Технология ведения домашнего хозяйства

4 часа

Итого

68 часов

Содержание тем учебного курса.

Раздел «Кулинария»

Тема. Санитария и гигиена на кухне

Теоретические сведения. Санитарно-гигиенические требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд.

Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Правила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухода за посудой, поверхностью стен и пола.

Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

Тема. Физиология питания

Теоретические сведения. Питание как физиологическая потребность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая помощь при отравлениях. Режим питания.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Составление индивидуального режима питания и дневного рациона на основе пищевой пирамиды.

Тема. Бутерброды и горячие напитки

Теоретические сведения. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовления бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горячий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устройства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача напитка.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Приготовление и оформление бутербродов.

Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.

Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Теоретические сведения. Виды круп, бобовых и макаронных изделий, применяемых в питании человека. Подготовка продуктов к приготовлению блюд. Посуда для приготовления блюд. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш. Требования к качеству каши. Применение бобовых в кулинарии. Подготовка их к варке, время варки. Технология приготовления блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Приготовление и оформление блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Блюда из овощей и фруктов

Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Подготовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использования свежезамороженных продуктов.

Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украшение готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зе-ленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, запекание). Преимущества и недостатки различных способов тепловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Определение содержания нитратов в овощах.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспо-собления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: приготовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы. Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц. Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о калорийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства»

Тема. Интерьер кухни, столовой

Теоретические сведения. Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учётом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планировка кухни. Разделение кухни на зону приготовления пищи (рабочая зона) и зону приёма пищи (зона столовой). Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Использование современных материалов в отделке кухни. Декоративное оформление. Современные стили в оформлении кухни. Проектирование кухни с помощью ПК.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой.

Раздел «Электротехника»

Тема 1. Бытовые электроприборы

Теоретические сведения. Общие сведения о видах, принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»

Тема. Свойства текстильных материалов

Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного произ-водства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Определение направления долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Тема. Конструирование швейных изделий

Теоретические сведения. Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Осо-бенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука, прямой юбки с кулиской на резинке, сарафана, топа. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила безопасной работы ножницами.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Тема. Швейная машина

Теоретические сведения. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка ниж-ней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Упражнение в шитье на швейной машине, не заправленной нитками.

Заправка швейной машины нитками. Упражнение в шитье на швейной машине, заправленной нитками.

Исследование работы регулирующих механизмов швейной машины.

Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка.

Упражнение в выполнении закрепок.

Тема. Технология изготовления швейных изделий

Теоретические сведения. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Требования к выполнению ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, прямыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соединение деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами). Требования к выполнению машинных работ.

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётанным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Технология пошива салфетки, фартука, юбки. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), резинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Раздел «Художественные ремёсла»

Тема. Декоративно-прикладное искусство

Теоретические сведения. Понятие «декоративно-прикладное искусство». Традиционные и современные виды декоративно-прикладного искусства России: узорное ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по дереву, роспись по ткани, ковроткачество. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села.

Приёмы украшения праздничной одежды в старину: отделка изделий вышивкой, тесьмой; изготовление сувениров к праздникам. Профессия художник декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Экскурсия в краеведческий музей (музей этнографии, школьный музей).

Изучение лучших работ мастеров декоративно-прикладного искусства родного края.

Зарисовка и фотографирование наиболее интересных образцов рукоделия.

Тема. Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства

Теоретические сведения. Понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритмическая и пластическая композиция. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.

Понятие орнамента. Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Стилизация реальных форм. Приёмы стилизации. Цветовые сочетания в орнаменте. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные, тёплые и холодные цвета. Гармонические цветовые композиции.

Возможности графических редакторов ПК в создании эскизов, орнаментов, элементов композиции, в изучении различных цветовых сочетаний. Создание композиции на ПК с помощью графического редактора.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация.

Создание графической композиции, орнамента на ПК или на листе бумаги в клетку.

Тема. Лоскутное шитьё

Теоретические сведения. Краткие сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «изба» и др.

Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между со-бой). Аппликация и стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ. Изготовление образцов лоскутных узоров. Изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Тема. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Составные части годового творческого проекта пятиклассников.

Этапы выполнения проекта. Поисковый (подготовительный) этап: выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, формулирование требований к проектируемому изделию. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Заключительный (аналитический) этап: окончательный контроль готового изделия. Испытание изделия. Анализ того, что получилось, а что нет. Защита проекта.

Практические работы. Творческий проект по разделу «Технологии домашнего хозяйства».

Творческий проект по разделу «Кулинария».

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов».

Творческий проект по разделу «Художественные ремёсла».

Составление портфолио и разработка электронной презентации.

Презентация и защита творческого проекта.

Варианты творческих проектов: «Планирование кухни-столовой», «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи», «Столовое белье», «Фартук для работы на кухне», «Наряд для завтрака», «Лоскутное изделие для кухни-столовой», «Лоскутная мозаика» и др.


Требования к уровню подготовки

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

Ученик должен:

знать/понимать

 основные технологические понятия;

 назначение и технологические свойства материалов;

 назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

 виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и производства продукции на окружающую среду и здоровье человека;

 профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий и производством продукции;

уметь

 рационально организовывать рабочее место;

 находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

 определять последовательность выполнения технологических операций при изготовлении изделия или получении продукта;

 выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

 выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

 соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

 осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

 находить и устранять допущенные дефекты;

 выполнять разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

 планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

 распределять работу в условиях коллективной деятельности;


Система оценки и видов контроля

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся. Выполнение проверочных заданий целесообразно проводить после изучения больших разделов программы «Технология». Как правило, к завершению обучения в школьных мастерских и проводят такие формы контроля.

Проектная культура предполагает большую свободу критериев, многие из которых устанавливаются самими исполнителями. При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов, устных экзаменов, программированного опроса.

Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, программированные письменные зачеты. Эти виды контроля учитель может использовать как на каждом занятии, так и в периодически (по этапам, по разделам). Практика показывает, что совмещение устного опроса одного - двух учеников с возможно большим охватом остальных (допустим, письменным безмашинным программированным опросом) дает значительную экономию по времени и развернутую картину информации учителю о знаниях учащихся.

Опрос целесообразно проводить по карточкам - заданиям разных типов технологии. В зависимости от целей, которые выдвигает преподаватель, карточки-задания в частности и программы в целом могут носить обучающий, контролирующий и контрольно-обучающий характер.

В последнее время имеют место стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемых.

На современном этапе при оценке знаний перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.

Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделия (работы)

ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.

ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.

При выполнении тестов, контрольных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Вид деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата проведения

урока

Предметные

Личностные

Метапредметные

1

Вводное занятие. Вводный инструктаж.

Вводное занятие

Содержание и организация обучения предмета «Технология» в 5 классе. Инструктаж по правилам поведения и охране труда (вводный)

Знать

инструктаж безопасной работы и соблюдать правила безопасной работы в кабинете технологии.

03.09

2

Технологии в жизни человека и общества.

Опрос

Важнейшие человеческие потребности: пища, безопасность, сохранение здоровья, образование. Влияние технологии на общество и окружающий мир.

Знать

  • определение понятия «Технология»;
  • суть понятия «Технология», цели технологии;
  • виды технологий;
  • роль технологий в жизни человека и общества;
  • признаки технологий.

Уметь:

  • приводить примеры влияния развития технологий на общество и природный мир;
  • приводить примеры влияния развития потребности общества на развитие и появление новых технологий;
  • различать явления

Использование правильной терминологии.

. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

10.09

3-4

Знакомство с интерьером  кухни. Первичный инструктаж на рабочем месте. Оборудование и посуда для кулинарных работ.

Комбини-

рованный

Знакомство с интерьером помещения, где готовят пищу. Требования, предъявляемые к современной кухне. Виды оборудования современной кухни, уход за ним

Знать санитарно – гигиенические требования к помещению кухни; к обработке пищевых продуктов; общие сведения о пище; правила безопасной работы и личной гигиены при выполнении кулинарных работ.

Научиться отличать кухонное оборудование от кухонной посуды.

Соблюдение норм и правил личной гигиены .

17.09

5-6

Общие сведения о пище. Правила безопасной работы и личной гигиены при выполнении кулинарных работ.

Комбини-

рованный

Потребность человека в продуктах питания. Питательные вещества: углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества. Правила безопасной работы и личной гигиены при выполнении кулинарных работ.

Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; составлять меню на завтрак; выполнять тепловую обработку пищевых продуктов.

Сможет самостоятельно готовить для своей семьи кулинарные блюда из сырых, варёных овощей.

Соблюдение норм и правил личной гигиены

24.09

7-8

Бутерброды. Особенности их приготовления. Горячие напитки. Правила ТБ при работе с горячей жидкостью, режущими инструментами.

Комбини-

рованный

Инвентарь и посуда для приготовления бутербродов, чая, кофе.  Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Требования, предъявляемые к качеству готовых бутербродов и горячих напитков.  Инструктаж безопасной работы с горячей жидкостью, с режущими инструментами и приспособлениями.

Знать виды бутербродов, особенности технологии приготовления разных видов бутербродов, способы нарезки продуктов для бутербродов.

Уметь нарезать продукты для бутербродов, приготовить чай, кофе, какао.

Научиться соблюдать правильную технологическую последовательность приготовления блюд; санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию кулинарных изделий.

01.10

9-10

Значение яиц в питании человека. Приготовление блюд из яиц. Правила ТБ при работе на электроплите

Комбини-

рованный

Требования, предъявляемые к качеству блюд из яиц. Питательная ценность яиц. Инструктаж безопасной работы на электроплите.

Знать способы определения доброкачественности яиц; способы приготовления блюд из яиц.

Уметь приготовить и оформить блюдо из яиц.

Смогут составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма.

Готовить блюда , отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

08.10

11-12

Понятие о пищевой ценности овощей. Приготовление салатов из свежих овощей.

Комбини-

рованный

Общие сведения о пищевой ценности овощей. Рецепты приготовления полезных витаминных салатов.

Знать санитарно-гигиенические требования к обработке продуктов для салатов, технологическую последовательность приготовления салатов из свежих овощей. Уметь выполнять нарезку овощей, приготовить блюдо из свежих овощей.

Научиться выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в витаминах.

Выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах.

15.10

13-14

Влияние способов обработки на пищевую ценность продукта. Приготовление блюд из вареных овощей.

Комбини-

рованный

Виды пищевой обработки овощей. Влияние способов обработки на пищевую ценность продукта.

Знать технологическую последовательность приготовления блюд из вареных овощей.

Уметь выполнять нарезку овощей, приготовить блюдо из вареных овощей.

Научиться применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ.

Составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма.

22.10

15-16

Сервировка стола к завтраку. Правила поведения за столом.

Комбини-

рованный

Составление меню на завтрак. Эстетическое оформление стола. Приборы при сервировке стола к завтраку.

Знать правила поведения за столом, элементы этикета.

Уметь сервировать стол к завтраку.

Смогут оформлять приготовленные блюда, сервировать стол, соблюдать правила этикета

Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.

29.10

17-18

Классификация текстильных волокон. Классификация и свойства тканей.

Опрос

Натуральные растительные волокна; основная и уточная нити; кромка. Полотняное переплетение; лицевая и изнаночная сторона; свойства тканей.

Знать классификацию текстильных волокон;   ассортимент хлопчатобумажных и льняных тканей.

Уметь определять направление долевой и уточной нити в ткани, лицевую и изнаночную стороны ткани; выполнять макет  полотняного переплетения.

Научиться отличать искусственные ткани от натуральных тканей.

Оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения.

12.11

19-20

Инструменты и приспособления для выполнения швейных работ. Правила безопасного труда при выполнении ручных и утюжильных работ.

Комбини-

рованный

Организация рабочего места для выполнения ручных и утюжильных работ.

Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва. Выполнение

Знать технологию выполнения ручных работ;

правила безопасной работы с ручными инструментами, с утюгом.

Уметь выполнять ручные швы:  сметочные, заметочные, наметочные

Научиться изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных работ.

Производить влажно тепловую обработку.

Распознавание видов, назначение  инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах.

19.11

21-22

Русская вышивка. История вышивки.    Виды ручных стежков и строчек.

Опрос

Инструменты, материалы и приспособления для вышивания.

Способы перевода рисунка на ткань.

Простейшие ручные швы.

Знать виды ручных стежков и строчек.

Уметь подготовить ткань к работе, перевести рисунок на ткань; вышивать и оформлять готовую работу.

Ученик научиться выполнять художественную отделку швейных изделий.

Самостоятельная организация и выполнение творческой  работы  по созданию русской вышивки.

26.11

23-24

Простейшие ручные швы: «вперед иголку», «за иголку», петельный, стебельчатый, тамбурный.

Практи-ческая работа

Заправка изделия в пяльцы. Выбор рисунка.

Изготовление образца вышивки.

Знать технологию выполнения простейших ручных швов.

Уметь вышивать и оформлять готовую работу.

Научиться изготавливать изделия декоративно- прикладного искусства, региональных народных промыслов

Самостоятельная организация и выполнение творческой  работы  по созданию русской вышивки.

03.12

25-26

Организация рабочего места для работы на швейной машине. Правила безопасной работы на швейной машине.

Практи-ческая работа

Назначение и устройство швейной машины. Техника безопасности при работе на швейной машине.

Знать назначение основных узлов швейной машины, виды приводов, безопасные приемы труда на швейной машине.

Будут пользоваться технологической документацией.

Осуществлять технологические процессы заправки верхней и нижней ниток.

10.12

27-28

Заправка верхней и нижней ниток. Подготовка швейной машины к работе.

Практи-ческая работа

Заправка нижней нитки. Заправка верхней нитки. Начало, выполнение и окончание работы на швейной машине.

Знать последовательность заправки ниток и работы на швейной машине.

Уметь заправлять верхнюю и нижнюю нитки

Будут пользоваться технологической документацией.

Осуществлять технологические процессы заправки верхней и нижней ниток.

17.12

29-30

Работа на швейной машине.

Виды машинных швов.

Практи-ческая работа

Виды машинных швов. Требования, предъявляемые к выполнению машинных швов. Влажно-тепловые работы

Знать технологию выполнения стачного, накладного, шва в подгибку.

Уметь выполнять машинные швы, влажно-тепловую обработку.

Научиться выполнять машинные швы.

Осуществлять технологические процессы заправки верхней и нижней ниток.

24.12

31-32

Понятия о конструиро-вании и моделировании одежды.

Снятие мерок.

Практи-ческая работа

Основные стили в одежде.  Художественное моделирование.

Техническое моделирование. Правила снятия мерок.

Знать назначение различных видов одежды,правила снятия мерок с фигуры человека.

Уметь определять основные стили в одежде,измерять и записывать результаты измерений.

Смогут выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий; научиться снимать мерки.

Проявление  подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технического процесса.

14.01

33-34

Построение чертежа изделия в масштабе 1:4

Моделирование изделия

Практи-ческая работа

Расчеты для построения чертежа изделия.

Построение в масштабе 1: 4.

Моделирование деталей изделия.

Знать особенности конструирования изделия; последовательность построения чертежа.

Уметь выполнять чертеж и моделировать изделие.

Научиться читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы.

Выполнять в масштабе  и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разработанных объектов.

Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов и технологических процессов.

21.01

35-36

Построение чертежа выкройки изделия. Внесение изменений в конструкцию .

Практи-ческая работа

Построение в масштабе 1: 1. Моделирование  изделия. Подготовка выкройки к раскрою.

Знать особенности конструирования выбранного изделия; последовательность построения чертежа.

Ученик научиться использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде.

Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов и технологических процессов.

28.01

37-38

Подготовка ткани к раскрою. Раскрой изделия.

Практи-ческая работа

Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка и раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к сметыванию.

Знать способы раскладки выкройки на ткани.

Уметь выполнять обмеловку и раскрой изделия

Смогут определять и исправлять дефекты швейного изделия.

Виртуальное и натуральное моделирование технических объектов и технологических процессов.

04.02

39-40

Технология обработки бретелей. Обработка бретелей.

Практи-ческая работа

Виды бретелей.  Последовательность обработки бретелей.

Знать технологическую последовательность обработки бретелей.

Уметь выполнять обтачной шов, ВТО готовой бретели.

Научиться делать обработку различных узлов.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

11.02

41-42

Технология обработки нагрудника. Обработка нагрудника.

Практи-ческая работа

Способы обработки нагрудника.

Способы соединения бретелей с  нагрудником.

Знать технологическую последовательность обработки нагрудника.

Уметь выполнять обтачной шов, ВТО готового нагрудника.

Научиться делать обработку различных узлов.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

18.02

43-44

Обработка накладных карманов. Соединение накладных карманов с изделием.

Практи-ческая работа

Выбор формы кармана и способа его обработки. Обработка верхнего среза кармана.

Обработка прямых углов и овальных.  Настрачивание карманов на изделие.

Знать технологическую последовательность обработки карманов.

Уметь выполнять настрачивание карманов на изделие.

Научиться делать обработку различных узлов.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

25.02

45-46

Обработка нижней части фартука  швом в подгибку с закрытым срезом.

Практи-ческая работа

Способы обработки нижней части фартука: швом в подгибку, окантовочным, с применением отделочных материалов.

Применение машинной строчки по верхнему срезу изделия для сборки.

Знать технологическую последовательность обработки нижней части фартука. Уметь выполнять шов в подгибку с закрытым срезом, тесьмой, окантовочным швом.

Научиться делать обработку различных узлов.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

03.03

47-48

Соединение нагрудника с нижней частью фартука. Соединение пояса с нижней частью фартука.

Практи-ческая работа

Способы соединения нагрудника с нижней частью. Способы соединения пояса с нижней частью фартука

Знать способы соединения нагрудника и пояса с нижней частью фартука. Уметь выполнять соединение нагрудника и пояса с нижней частью фартука.

Научиться делать обработку различных узлов.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

10.03

49-50

Окончательная отделка изделия. Оценка качества готового изделия.

Практи-ческая работа

Использование отделки при изготовлении фартука

Проверить качество готового изделия.

Смогут  делать влажно тепловую обработку. Научиться оценивать выполненную работу.

Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий.

17.03

51-52

Определение потребности в изделии. Дизайн - анализ изделия.

Комбини-

рованный

Определение потребностей. Дизайн- анализ изделия.

Знать последовательность выполнения творческого проекта, историю развития фартука, расчетные формулы для построения чертежа.

Сформировать навыки проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов.

Ученик научиться выявлять и формулировать проблему; научиться  выбирать средства реализации замысла; пользоваться  основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту;  сможет  выбирать средства реализации замысла; пользоваться  основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту;

01.04

53-54

Набор  первоначальных идей.

Комбини-

рованный

Краткая формулировка задачи проекта.

Изображение эскизов.

Знать последовательность выполнения творческого проекта, историю развития фартука, расчетные формулы для построения чертежа.

Сформировать навыки проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов.

Ученик научиться выявлять и формулировать проблему; научиться  выбирать средства реализации замысла; пользоваться  основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту;  сможет  выбирать средства реализации замысла; пользоваться  основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту;

07.04

55-56

Проработка и выбор лучшей идеи.

Комбини-

рованный

Разработка технологической последовательности изготовления изделия.

Знать последовательность выполнения творческого проекта, историю развития фартука, расчетные формулы для построения чертежа.

Сформировать навыки проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов.

Ученик научиться выявлять и формулировать проблему; научиться  выбирать средства реализации замысла; пользоваться  основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту;  сможет  выбирать средства реализации замысла; пользоваться  основными видами проектной документации, готовить пояснительную записку к проекту;

14.04

57-58

Планирование изготовления изделия. Разработка технологи-ческой карты.

Комбини-

рованный

Планирование исследований по теме проекта.

Знать последовательность выполнения творческого проекта, историю развития фартука, расчетные формулы для построения чертежа.

Способность постановки цели в формулировании гипотезы исследования, планирования работы, отбора необходимой информации на основе собранных данных, презентации результатов, использование правильной терминалогии, аналитической и оценочной деятельности.

Научиться планировать этапы выполненной работы; научиться планировать и организовывать технологический процесс  с учётом имеющихся ресурсов и условий;

научиться осуществлять презентацию; экономическую и экологическую оценку проекта.

21.04

59-60

Оценка изделия. Защита проекта.

Опрос

Этапы творческого проекта. Окончательная оценка проекта

Уметь определять потребности в изделии, планировать изготовление изделия, разрабатывать технологическую карту, рассчитывать себестоимость изделия и выполнять творческий проект согласно его основным разделам.

Способность постановки цели в формулировании гипотезы исследования, планирования работы, отбора необходимой информации на основе собранных данных, презентации результатов, использование правильной терминалогии, аналитической и оценочной деятельности.

Научиться планировать этапы выполненной работы; научиться планировать и организовывать технологический процесс  с учётом имеющихся ресурсов и условий;

научиться осуществлять презентацию; экономическую и экологическую оценку проекта.

28.04

61-62

Изделие, выполненное в лоскутной технике. Технология соединения деталей между собой.

Комбини-

рованный

Назначение изделия.

Форма изделия.

Требования и последовательность изготовления прихватки.

Знать последовательность изготовления прихватки в лоскутной технике.

Уметь выполнять изделие по составленной схеме.

Ученик научиться  выполнять не сложные приёмы моделирования изделия, в том числе с использованием народного костюма; научиться выполнять художественную отделку швейного изделия.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

05.05

63-64

Изготовление прихватки. Окончательная отделка прихватки.

Комбини-

рованный

Требования к лоскутам для изготовления прихваток. Требования к изделию.

Знать последовательность выполнения операций.

Уметь оценивать качество готового изделия.

Ученик научиться изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства регионального народного промысла.

Выявление потребностей. Проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость.

12.05

65-66

Интерьер жилых помещений.

Стиль в интерьере.

Опрос

Краткие сведения из истории интерьера.

Национальные традиции.

Знать общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни, способы отделки.

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения.

19.05

67-68

Обычаи, традиции, правила поведения за столом. Создание культуры дома.

Опрос

Учет национальных и региональных традиций при выборе средств оформления интерьера жилых помещений.

Уметь разрабатывать интерьер кухни, оформлять интерьер изделиями собственного изготовления.

Умение ориентироваться в различных источниках информации.

26.05

Лист коррекции и внесения  изменений

                           

.

           

Класс

№ урока

Тема урока

Причины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс(ФГОС 140 часов)

программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.:...

Рабочая программа 5 класс ФГОС 2013

Рабочая программа по математике 5 класс ФГОС 2013....

рабочая программа 5 класс ФГОС

рабочая программа 5 класс ФГОС...

Рабочая программа 1 класс фгос.

Пояснительная записка. Тематическое планирование....

Рабочая программа 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника

разработка, рабочая программа 6 класс ФГОС по программе В.В.Пасечника...