Рабочие программы по технологии УМК Синица Н.В., Симоненко В.Д.
рабочая программа по технологии на тему

Салина Светлана Александровна

Рабочие программы по технологии составлены в соответветствии с ФГОС второго поколения по авторской программе Тищенко А.Т., Синицы Н.В. к учебнику "Технологии ведения дома"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  

                                «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

                       Руководитель МО                                            Заместитель директора                                                          Директор

      естественно-математического цикла                           МБОУ  СОШ с.Царевщина                                       МБОУ  СОШ с.Царевщина

            __________Морозова И.Ф.                                 ___________ Мартюшева Н.А.                                    _________  Полетаева Н.М.

                Протокол  № ___ от                                            «___» __________2015 г.                                                 Приказ № ___ от

             «___»  августа  2015 г.                                                                                                   «___» __________2015 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 Салиной Светланы Александровны

высшая квалификационная категория

по технологии

 5 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  №___    

от «___»_______2015г.

   2015 – 2016  уч. год


Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Технология ведения дома» для 5 класса

Программа по учебному предмету «Технология» для 5 класса  разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный Государственный образовательный  стандарт основного общего образования (приказ  Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897);
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013);
  • Примерная программа по предмету «Технология» для основного общего образования, М.: Просвещение, 2010  год (стандарты второго поколения);
  • Авторская программа «Технология» для учащихся 5-8 классов, А.Т.Тищенко, Н.В.Синица серии «Алгоритм успеха», М.: Вентана-Граф, 2012 год;
  • Основная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Царевщина  Балтайского района Саратовской области на 2015-2016 уч. год;
  • Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 21.02.12  №23290);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приказ Минобрнауки РФ от 21 ноября 2011 № МД-1552/03)

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование  

представлений о составляющих  техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразовательной и созидательной деятельности учащихся;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • формирование представлений о культуре труда и производства, на основе  включения обучающихся  в разнообразные виды деятельности по   созданию различного рода объектов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование опыта проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование у обучающихся  понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
  • воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических  качеств личности;
  • обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

Структура программы «Технология» по разделам. Направление «Технологии ведения дома» к учебнику Н.В.Синица, В.Д.Симоненко

Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом,  на изучение технологии в 5 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю).

n/n

Наименование раздела

Рекоменд.

кол.часов

Кол. часов перераспределенных

1

Технологии домашнего хозяйства

2

2

2

Электротехника

1

1

3

Кулинария

14

10

4

Создание изделий из текстильных материалов

22

18

5

Художественные ремесла

8

8

6

Технологии проектной и творческой деятельности

21

21

7

Технологии растениеводства

2

8

В структуру авторской программы внесены изменения в связи с потребностями обучающихся, особенностями материально-технической базы, пожеланиями детей и родителей. Произведено перераспределение часов: за счет резервного времени, введен раздел «Технологии растениеводства», что обусловлено расположением образовательного учреждения в сельской местности, на изучение которого отводится 8 часов.

Количество лабораторных и практических работ: 24

Количество творческих проектов: 4

                            

                 Календарно-тематическое планирование                              Технология  5

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Практ., лабор., провер.

работы;

используемая наглядность

Домашнее

задание

Дата проведения          

по плану    

фактич.

1-2

Технологии растениеводства (4ч)                Осенние работы

   Цветочно-декоративные культуры  пришкольного  участка  их биоло   биологические и хозяйственные особенности.

2

Пр.раб.   Сбор семян цветочных культур.

Реферат о цв.культ.

03.09

3-4

Разнообразие цветочно-декоративных культур. Правила сбора и хранения семян.

2

Пр.раб. Упаковка и хранение семян цветочных культур.

записи

10.09

5-6

Технологии домашнего хозяйства. Электротехника (3 ч)

Вводный урок. Творческая проектная деятельность.

Интерьер и планировка кухни-столовой.    

2

Пр.раб. №1

п.1,2,3

стр19-ИК

замер кухни

17.09

7-8

 

Бытовые электроприборы на кухне. Творческий проект

 «Планирование кухни-столовой»      

2

Лаб. раб. №1

п.4

стр 23-ИК,

КП проектир.

24.09

  9-10

Творческий проект «Планирование кухни-столовой»

2

Защита творческого проекта

01.10

11-12

Кулинария (10ч)

Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание.  

2

Лаб. раб. №2

п.5-6

стр 42 –ИК,

продукты

08.10

13-14

Технология приготовления бутербродов.  

Технология приготовления горячих напитков.

2

Пр.раб. №2

Пр. раб. №3

п. 7-8

р/т 23-26, прод

15.10

15-16

Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.

2

Лаб.раб.№3

Пр.раб. № 4

п. 9

р/т 26-27, прод

22.10

17-18

Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.

Тепловая кулинарная обработка овощей.

2

Пр.раб.№5 -6

п. 10-11

р/т 28-31

29.10

19-20

Технология приготовления блюд из яиц.

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.

2

Лаб.раб.№5,

Пр.раб.№7-8

п.12-13

р/т 31-33

12.11

21-22

23-24

Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака

для всей семьи»

4

Защита проекта,

работа в р/т

проект,

 повтор.п.3-13

19.11

26.11

25-26

Создание изделий из текстильных материалов (18ч)

Производство текстильных материалов и их свойства.

2

Лаб.раб. № 6,7

      п.14

стр 90- ИК

03.12

27-28

Текстильные материалы

2

Лаб.раб. № 9

п.15

р/т 41- ИК

10.12

29-30

Изготовление выкроек.

2

Пр.раб. №9

п.16

р/т 41-43

17.12

31-32

Раскрой швейного изделия.

2

Пр.раб.№10

п.17-18

р/т 43-45

24.12

33-34

Швейные ручные работы.

2

Пр.раб.№11

п.18

стр 119- ИК

14.01

35-36

Подготовка швейной машины к работе. Приемы работы на швейной машине.

2

Лаб.раб.№10

п.19

стр 127-ИК

21.01

37-38

Основные операции при машинной обработке изделия.

2

Пр.раб.№12

п.20

р/т 48-49

28.01

39-40

Влажно-тепловая обработка ткани. Машинные швы.

2

Пр.раб.№13

самооценка пр.раб.

п.20-22

р/т 49-51

выкройка

04.02

41-42

Технология изготовления швейных изделий.

2

Пр.раб. №14

повтор.п.14-23

11.02

43-44

45-46

47-48

Творческий проект «Наряд для завтрака» (девочки) /

«Подушка на стул»(мальчики)

6

Защита проекта,

работа в р/т

18.02

25.02

03.03

49-50

Художественные ремесла (8ч)

Декоративно-прикладное искусство. Вирт.экскурсия.

2

презентация

п.24

р/т 61- ИК

10.03

51-52

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте.

2

Пр.раб.№15

п.25-27

р/т 64 п.3

17.03

53-54

Лоскутное шитье. Технология изготовления лоскутного изделия.

4

Презентация

п.28-29

стр 172 – ИК

24.03

07.04

55-56

57-58

Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой»

4

Защита проекта,

работа в р/т

п.30

р/т 79-82

14.04

21.04

59-60

61-62

Творческая проектная деятельность

4

Защита творческого проекта

28.04

05.05

 63-64

Итоговый урок

2

12.05

65-66

    Технологии растениеводства (4ч)             Весенние работы

Особенности технологии выращивания однолетних, двухлетних и многолетних растений

2

Пр.раб. Посев цветочных культур на рассаду  

19.05

67-68

Правила посадки цветочно-декоративных культур,

 разметка  и поделка гряд в соответствии с планом.

 Выбор инструментов.

2

Пр.раб.   Посев и посадка цветочно-декоративных культур с закладкой опытов.

26.05

                                   Краткая характеристика каждого раздела с указанием общих и частных моментов

     Обучение школьников технологии строится на основе содержания программы по разделам с указанием общих и частных моментов.  Каждый компонент  программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами,  освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования. Предполагается выполнение школьниками творческих  проектных работ.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» дает представление об интерьере кухни-столовой,  требованиях к интерьеру, планировке и разделении кухни на зоны, оборудование кухни и его рациональном размещении в интерьере,  цветовом решении с использованием современных материалов в декоративном оформлении кухни в соответствии со стилем, создании интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи; санитарно-гигиенических требованиях к  созданию интерьера кухни;

лабораторно-практические работы: разработка плана размещения оборудования на кухне-столовой, проектирование кухни с помощью ПК.

Раздел «Электротехника» дает представление  о видах бытовых электроприборов, используемых на кухне,  принципе действия и правилах эксплуатации бытовых электроприборов на кухне: бытового холодильника, микроволновой печи (СВЧ), посудомоечной машины; санитарно-гигиенических требованиях к электроприборам на кухне;

лабораторно-практические работы: изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне, изучение безопасных приёмов работы с бытовыми электроприборами, изучение правил эксплуатации микроволновой печи и бытового холодильника;

предусмотрено выполнение проекта «Планировка кухни-столовой».

Раздел «Кулинария» дает представление о санитарии и гигиене на кухне, физиологии питания, бутербродах и горячих напитках, о блюдах из круп, бобовых и макаронных изделий, о блюдах из овощей и фруктов, яиц, приготовлении завтрака, сервировке стола к завтраку;

общие сведения о необходимом наборе посуды для приготовления пищи и уходе за ней, безопасных приёмах работы на кухне; о питании и его роли в обмене веществ, пищевой пирамиде и режиме питания; о значении хлеба в питании человека, приготовлении бутербродов и требованиях к их качеству, хранению; о видах горячих напитков, способах получения и приготовления; о соблюдении правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью;  видах круп, бобовых и  макаронных изделиях, приготовлении и дегустации блюд из них; о питательной ценности овощей и фруктов, способах хранения и методах определения доброкачественности по внешнему виду, способах механической и тепловой обработки, технологии приготовления салатов; о значении и использовании яиц в кулинарии, способах хранения, варки, приготовлении блюд из яиц; о меню завтрака, калорийности продуктов, сервировке стола к завтраку; санитарно-гигиенические требования  к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд;

предусмотрено выполнение проекта «Приготовления воскресного завтрака для всей семьи»;

лабораторно-практические работы: подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пи щи; составление индивидуального режима питания на основе пищевой пирамиды; приготовление бутербродов и горячих напитков; приготовление блюд их круп, бобовых и макаронных изделий;  механическая кулинарная обработка овощей и фруктов, определение содержания нитратов в овощах, приготовление блюд из овощей и фруктов; определение свежести яиц, приготовление блюд из яиц; разработка меню и сервировка стола к завтраку, приготовление завтрака.

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» дает представление о производстве текстильных материалов,  о классификации и свойствах текстильных волокон, способах изготовления тканей, их свойствах, профессии оператора прядильного производства; чертеже и выкройке швейного изделия, определении размеров швейного изделия, снятии мерок, особенностях построения выкроек фартука, юбки на резинке, сарафана, топа, о правилах безопасной работы с ножницами; о современной швейной машине, организации рабочего места для выполнения машинных работ, приемы работы на швейной машине, назначении и правилах использования регулятивных механизмов, правила безопасной работы; правилах подготовки ткани к раскрою, изготовлении выкроек, правилах безопасной работы с булавками, иглами и ножницами, основных операциях при ручных работах, машинной обработке изделия, влажно-тепловой обработке ткани, классификации машинных швов, технологии изготовления салфетки, фартука, юбки, профессии закройщика и портного.

предусмотрено выполнение проекта «Наряд для завтрака», «Подушка для стула»

лабораторно-практические работы: определение направления долевой нити, определение лицевой и изнаночной сторон ткани, сравнительный анализ прочности тканей, изучение свойства тканей из хлопка и льна; изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ, снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия, подготовка выкройки к раскрою; упражнение в шитье на швейной машине, заправка ниток, исследование работы регулирующих механизмов, выполнение строчек, упражнение в выполнении закрепок; раскладка выкройки на ткань, раскрой швейного изделия, изготовление образцов ручных и машинных работ, проведение влажно-тепловых работ, обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Раздел «Художественные ремесла» дает представление об основах композиции и законах восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства, об орнаменте, его применении в народной вышивке и согласование цвета в орнаменте, возможностях создания эскизов, орнаментов, элементов композиции в графическом редакторе ПК; о возможностях лоскутной пластики, ее традиционных узорах, лоскутном шитье по шаблонам, аппликации и стежке в лоскутном шитье.

предусмотрено выполнение проекта «Лоскутное изделие для кухни и столовой».

лабораторно-практические работы: зарисовка природных мотивов с натуры, их стилизация, создание графического орнамента на ПК, изготовление образцов лоскутных узоров, изготовление проектного изделия в технике лоскутного шитья.

Раздел «Технологии проектной и творческой деятельности» дает представление  о творческой проектной деятельности, ее целях и задачах, анализе и контроле готового изделия, защите проекта.

предусмотрено выполнение проектов по разделам:  «Технологии ведения дома», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Художественные ремесла».

лабораторно-практические работы: составление портфолио и разработка электронной презентации, презентация и защита проекта.

Раздел «Технологии растениеводства» дает представление о многообразии цветочно-декоративные культур, их биологических и хозяйственных особенностях, особенностях технологии выращивания однолетних, двухлетних и многолетних растений; выборе инструментов, разметке и поделке гряд в соответствии с планом.

лабораторно-практические работы: сбор семян, подготовка к хранению, посев на рассаду, посев с закладкой опытов.

Требования к результатам освоения обучающимися содержания программ

В результате изучения программного материала по направлению «Технологии ведения дома» в 5 классе,  предъявляются следующие требования к результатам освоения  обучающимися содержания программы:

      Личностные результаты

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;              

     Метапредметные результаты 

  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную и общественную потребительскую стоимость;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

     Предметные результаты                                  в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;                                                                   в трудовой сфере:
  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и процесса труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • расчет себестоимости продукта труда;       в мотивационной сфере:
  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • стремление к экономии и бережливости;    в эстетической сфере:
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное  планирование работ;
  • рациональный выбор и опрятное содержание рабочей одежды;

                                                                        в коммуникативной сфере: 

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности

 интересов;

  • публичная презентация и защита проекта;  

                                                                    в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными

 инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

                           Обоснование методических особенностей реализации программы

При   организации  образовательного      процесса превалируют   технологии   и методы,   обеспечивающие   становление самостоятельной творческой   учебной   деятельности   учащегося, направленной на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: игровой метод, метод проектов, исследовательский метод, метод поисковой деятельности, частично-поисковый метод, технология проблемного обучения, упражнения, практические работы.

         Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся (сдвоенный урок). Среди форм организации учебной деятельности  широко используются:    комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, урок-викторина, урок-игра,  урок защиты творческого проекта.

        Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые : убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

                                Средства достижения результатов при обучении

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «Технология» требуется комплексное использование следующих средств:

  • документы, регламентирующие образовательную деятельность;
  • учебники и методические пособия по предмету;
  • плакаты и раздаточный материал;
  • компьютерные, технические, и информационно-коммуникативные средства;

            экранно-звуковые пособия по предмету;

  • учебное оборудование, позволяющее выполнять практические работы в соответствии с требованиями Сан ПиНа;
  • натуральные объекты для выполнения работ.

        

Контроль за результатами обучения

Контроль за результатами обучения носит системный характер, что дает возможность адекватно оценить достижения учащихся. Проследить полноту усвоения материала,  выявить пробелы в знаниях. Наметить пути их устранения.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- проверка теоретических знаний учащихся  осуществляется на каждом уроке в устной (с помощью фронтального, индивидуального и уплотненного опроса)  и письменной (самостоятельные работы, тестирования, работа по карточкам) форме, либо  в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;

- проверка практических умений учащихся производится в виде практических работ, упражнений, тестов, защиты творческих   проектов;

- творческие работы предполагают комплексную проверку знаний, умений и навыков учащихся по отдельным темам и курсу, оформляются в виде проектов и презентаций. При их оценке выставляется средний балл по трем направлениям: поисково-исследовательская деятельность, качество  выполнения технологических операций, защита проекта. Знания и умения оцениваются по пятибалльной системе.

Используемая литература

основная:

1. Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технология.Технологии ведения дома», Москва  «Вентана-Граф», 2012;

      2. Синица Н.В., Буглаева Н.А «Рабочая тетрадь. Технологии ведения дома», Москва «Вентана-Граф», 2013;

      3. Синица Н.В. «Методическое пособие. Технология.Технологии ведения дома», Москва «Вентана-Граф», 2013;

дополнительная:

1. Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»,

    Москва «Просвещение», 2006г;

2. Иванова В.В. «Кулинария. Готовят дети», Москва «Дом РДФ», 2001;

3. Журналы «Школа и производство»;

4. Интернет ресурсы.

     

     



Предварительный просмотр:

                                                    

                        «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                                         «Утверждаю»

              Руководитель МО                                             Заместитель директора                                                         Директор

 естественно -математического цикла                      МБОУ  СОШ с.Царевщина                                       МБОУ  СОШ с.Царевщина

  __________Морозова И.Ф.                                       ___________ Мартюшева Н.А.                                  _________  Полетаева Н.М.

        Протокол  № ___ от                                            «___» __________2015 г.                                                 Приказ № ___ от

       «___»  августа  2015 г.                                                                                             «___» __________2015 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 Салиной Светланы Александровны

высшая квалификационная категория

по технологии

 6 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  №___    

от «___»_______2015г.

   2015 – 2016  уч. год


Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Технология» для 6 класса

(вариант для неделимых классов)

Программа по учебному предмету «Технология» для 6 класса  разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный Государственный образовательный  стандарт основного общего образования (приказ  Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897);
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013);
  • Авторская программа «Технология» для учащихся 5-8 классов, А.Т.Тищенко, Н.В.Синица серии «Алгоритм успеха», М.: Вентана-Граф, 2012 год;
  •  Примерная программа по предмету «Технология» для основного общего образования, М.: Просвещение, 2010  год (стандарты второго поколения);
  • Основная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Царевщина  Балтайского района Саратовской области на 2015-2016 уч. год;
  • Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 21.02.12  №23290);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приказ Минобрнауки РФ от 21 ноября 2011 № МД-1552/03)

  Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы,  о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 6 классе являются:

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма  преобразовательной и созидательной деятельности учащихся;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и

механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;

  • формирование представлений о культуре труда и производства, на основе  включения обучающихся  в разнообразные виды деятельности по  созданию различного рода объектов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для  проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование опыта проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование у обучающихся  понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
  • воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических  качеств личности;
  • обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

Структура программы «Технология» по разделам. Направление «Технологии ведения дома»

 к учебнику Н.В.Синица, В.Д.Симоненко

Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом,  на изучение технологии в 6 классе отводится 68 часов (по 2 часа в неделю).

n/n

Наименование раздела

Рекоменд.

кол.часов

Кол. часов перераспределенных

1

Технологии домашнего хозяйства

3

4

2

Кулинария

14

8

3

Создание изделий из текстильных материалов

22

18

4

Художественные ремесла

8

12

5

Технологии проектной и творческой деятельности

21

18

6

Технологии растениеводства

2

8

В структуру авторской программы внесены изменения в связи с потребностями обучающихся, особенностями материально-технической базы, пожеланиями детей и родителей. Произведено перераспределение часов, за счет резервного времени, введен раздел «Технологии растениеводства», что обусловлено расположением образовательного учреждения в сельской местности, на изучение которого отводится 8 часов.

Количество лабораторных и практических работ: 35

Количество творческих проектов: 4

                                     Календарно-тематическое планирование                               Технология  6

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Практ., лабор., провер.

работы;

используемая наглядность

Домашнее

задание

              Дата проведения          

по плану    

фактич.

1-2

   Технологии растениеводства (4ч)                Осенние работы

Овощные культуры  пришкольного  участка  их   биологические и хозяйственные особенности.

2

Пр.раб.   Сбор семян овощных культур.

Реферат об овощ.культ.

04.09

3-4

Правила сбора  и хранения семян овощных культур. Проверка качества семенного материала.

2

Пр.раб. Упаковка и хранение семян овощных культур.

записи

11.09

5-6

 Технологии домашнего хозяйства (4ч)

Планировка жилого дома. Интерьер жилого дома.

2

Пр.раб №1
презентация

п.1-2

стр 8,16- ИК

18.09

7-8

Комнатные растения в интерьере квартиры. Разновидности комнатных растений. Технология выращивания комнатных растений.

2

Пр.раб №2

п.3-5

р/т стр 10

25.09

9-10

Творческий проект «Растение в интерьере жилого дома»

2

02.10

11-12

Кулинария (8ч)

Технология первичной обработки рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы.

2

Лаб.раб №1

Пр. раб №3

п.6-7

стр 46-ИК

09.10

13-14

Технология первичной обработки мяса. Технология приготовления блюд из мяса.

2

Лаб.раб №3

Пр.раб №5

п.9-10

стр 56-ИК

16.10

15-16

Технология приготовления блюд из птицы.

Сервировка стола к обеду.

2

Пр.раб №6
Пр.раб №8

п.11, 13

23.10

17-18

Технология приготовления первых блюд. Работа над проектом.

2

Пр.раб №7

п.12

стр 78-82

30.10

19-20

Творческий проект «Приготовление воскресного семейного обеда»

2

Защита проекта

13.11

21-22

Создание изделий из текстильных материалов (18ч)

Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. Конструирование одежды с цельнокроеным рукавом./ Техника изонити. Основные элементы техники.

2

Лаб.раб №5

Пр.раб №9/ презентация

п.14-15

чертеж

стр 95-ИК

20.11

23-24

Моделирование плечевой одежды. / Составление узора на основе круга и угла.

2

Пр.раб №10 / заполнение круга и угла

п.16

выкройка

27.11

25-26

Раскрой плечевой одежды. Технология дублирования деталей.

Ручные работы.

2

Пр.раб №11, 12, 13

п.17-19

р/т 41-45

04.12

27-28

Работа на швейной машине.

2

Пр.раб №14

п. 20

р/т 45-46

11.12

29-30

Приспособления к швейной машине. Виды машинных операций. Обработка мелких деталей.

2

Пр.раб №16,17

п.21-23

р/т 85-87

18.12

31-32

Подготовка и проведение примерки изделия./ Работа в технике изонить.

2

Пр.раб №18

п.24

р/т 49-50

25.12

33-34

Технология обработки среднего и плечевых швов, нижних срезов рукавов./ Работа в технике изонить.

2

Пр.раб №19

п.25

р/т 50-52

15.01

35-36

Технология обработки срезов подкройной обтачкой. Технология обработки боковых срезов и соединение лифа с юбкой./ Работа в технике изонить.

2

Пр.раб №20,21

п.26-27

р/т 52-53

22.01

37-38

Технология обработки нижнего среза изделия. Окончательная отделка изделия. / Работа в технике изонить.

Работа над творческим проектом.

2

Пр.раб №22

п.28

стр 144-146

29.01

39-40

Творческий проект «Наряд для семейного обеда» /

                                         «Искусство изонити»

2

Защита проекта

05.02

41-42

43-44

Художественные ремесла (12ч)

Материалы и инструменты для вязания. Основные виды петель при вязании крючком/ плетение из ниток.

Вязание полотна

4

Пр.раб №23

п. 29-31

р/т 89

12.02

19.02

45-46

47-48

Вязание по кругу.

4

Пр.раб № 24

п.32

р/т 89,91

26.02

04.03

49-50

51-52

Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель.

4

Пр.раб №25

п. 33

р/т 93

11.03

18.03

53-54

55-56

57-58

59-60

Творческий проект « Вяжем аксессуары крючком и  спицами»

8

Защита проекта

стр 178-183

25.03

08.04

15.04

22.04

61-62

63-64

Творческая проектная деятельность

4

Защита проекта

п.35

р/т 78-79

29.04

06.05

 65-66

Технологии растениеводства (4ч)             Весенние работы

Правила посадка овощных культур на семена. Выбор семенников. Подготовка почвы к посеву.

2

Пр.раб.   Посадка овощных культур на семена.

13.05

67-68

Правила ухода за рассадой цветочно-декоративных и овощных культур.

2

Пр.раб.   Уход за рассадой.

20.05

Краткая характеристика каждого раздела с указанием общих и частных  моментов

      Обучение школьников технологии строится на основе содержания программы по разделам с указанием общих и частных моментов.  Каждый компонент  программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами,  освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования. Предполагается выполнение школьниками творческих  проектных работ.

Раздел « Технологии растениеводства» дает представление о разнообразии овощных культур, технологии их выращивания, биологических и хозяйственных особенностях; правилах сбора  и хранения семян овощных культур, способах проверки качества семенного материала; правилах посадки овощных культур на семена, выбор семенников; подготовке почвы к посеву; правилах ухода за рассадой цветочно-декоративных и овощных культур.

лабораторно-практические работы: сбор семян овощных культур, упаковка и хранение семян овощных культур, посадка овощных культур на семена, уход за рассадой.

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» дает представление о жилом помещении (жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом), зонировании пространства жилого дома (приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей, зоны сна, санитарно-гигиенической зоны, комнаты подростка). О композиции в интерьере, интерьере жилого дома, современные стилях в интерьере, использовании современных материалов и подборе цветового решения в отделке квартиры, видах отделки потолка, стен, пола; декоративном оформлении интерьера, применении текстиля в интерьере, основных видах занавесей для окон. О фитодизайне, роле комнатных растений в интерьере, размещении комнатных растений в интерьере, разновидностях комнатных растений, уходе за комнатными растениями, профессии – садовник.

 лабораторно-практические работы: декоративное оформление интерьера, перевалка комнатных растений.

предусмотрено выполнение проекта «Растение в интерьере жилого дома».

Раздел «Кулинария» дает представление о пищевой ценность рыбы и нерыбных продуктов моря, содержании в них белков, жиров, углеводов, витаминов; видах рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Значении мясных блюд в питании, видах мяса и субпродуктов, признаках доброкачественности мяса, органолептических методах определения доброкачественности мяса, условиях и сроках хранения мясной продукции, оттаивании мороженого мяса;  подготовке мяса к тепловой обработке, санитарных требованиях при обработке мяса, оборудовании и инвентаре, применяемых при механической и тепловой обработке мяса. О видах тепловой обработки мяса, определении качества термической обработки мясных блюд, технологии приготовления блюд из мяса, правилах подачи к столу, гарнирах к мясным блюдам. О видах домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарном употребление, способах определения качества птицы, подготовке птицы к тепловой обработке, способах разрезания птицы на части; оборудование и инвентаре, применяемом при механической и тепловой обработке птицы,  видах  тепловой обработки птицы. Технологии приготовления блюд из птицы, оформлении готовых блюд и подача их к столу. О значении супов в рационе питания, технологии приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов; видах заправочных супов, технологии приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями; оценка готовых блюд. об оформлении готового супа и подача к столу. О меню обеда, сервировке стола к обеду, наборе столового белья, приборов и посуды для обеда, правилах подачи блюд,  правилах поведения за столом и пользования столовыми приборами.

лабораторно-практические работы: приготовление блюда из рыбы, приготовление блюда из мяса, определение качества мясных блюд, приготовление блюда из птицы, приготовление заправочного супа, приготовление обеда и сервировка стола к обеду.

предусмотрено выполнение проекта: «Приготовление воскресного семейного обеда»

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» дает представление о классификации текстильных химических волокон, способах их получения, видах и свойствах искусственных и синтетических тканей, видах  нетканых материалов из химических волокон;

о плечевой одежде, об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом, способах определения размеров фигуры человека и снятия мерок для изготовления плечевой одежды, построении чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом;

понятие о моделировании одежды, приёмах изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта, подготовке выкройки к раскрою;

об устройстео машинной иглы, неполадках швейной машины, замене машинной иглы, назначении и правилах использования регулятора натяжения верхней нитки,  обмётывании петель и пришивании пуговиц с помощью швейной машины;

о последовательности подготовки ткани к раскрою, правилах раскладки выкроек на ткань, правилах раскроя,  правилах безопасной работы иглами и булавками, о дублировании деталей кроя, технологии  соединения детали с клеевой прокладкой;

о правилах безопасной работы утюгом, способах переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков, об основных операциях при ручных работах, основных машинных операция ( присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание), обработке припусков шва перед вывёртыванием, классификации машинных швов: (соединительные и обтачной с расположением шва на сгибе и в кант),  обработке мелких деталей швейного изделия обтачным швом — мягкого пояса, бретелей;

о подготовке и проведении примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом, устранении дефектов после примерки, последовательности изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом, технологии обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов; обработке срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия; обработке застёжки подбортом; обработке боковых швов; соединении лифа с юбкой, обработке нижнего среза изделия, обработке разреза в шве, окончательной отделке изделия;

технологии изготовления панно в технике изонити, способах заполнения основных элементов техники (круга и угла), правилах соединения элементов в композицию, правилах сочетания цветов и видов пряжи.

лабораторно-практические работы: изучение свойств текстильных материалов из химических волокон, снятие мерок и построение чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом, моделирование и подготовка выкроек к раскрою, раскрой швейного изделия, дублирование деталей клеевой прокладкой, изготовление образцов ручных швов, устранение дефектов машинной строчки, изготовление образцов машинных работ, обработка мелких деталей, примерка изделия, обработка среднего шва спинки, плечевых и нижних срезов рукавов, обработка горловины и застежки проектного изделия, обработка боковых срезов и отрезного изделия, обработка нижнего среза изделия, окончательная отделка изделия, изготовление панно в техники изонить.

предусмотрено выполнение проектов: «Наряд для семейного обеда» / «Искусство изонити»

Раздел «Художественные ремесла» дает представление об истории старинного рукоделия — вязания, вязаных изделиях в современной моде, материалах и инструментах для вязания, видах крючков и спиц, правилах подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити, организации рабочего места при вязании, расчёте количества петель для изделия, отпаривании и сборке готового изделия, о профессии вязальщица текстильно-галантерейных изделий;

основных виды петель при вязании крючком, условных обозначения, применяемые при вязании крючком, вязании полотна (начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания), вязании по кругу (основное кольцо, способы вязания по кругу); вязании спицами узоров из лицевых и изнаночных петель (набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями, кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда), вязании цветных узоров;

технике ниткографии, способах заготовки основы, подборе ниток, правилах крепления нити к основе.

лабораторно-практические работы: вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами, вязание плотного вязания по кругу, выполнение образцов вязок лицевыми и изнаночными петлями.

предусмотрено выполнение проектов: « Вяжем аксессуары крючком и  спицами» / «Рисуем нитками»

Раздел «Творческая проектная деятельность» дает представление о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах;  целях и задачах проектной деятельности в 6 классе, составных частях годового творческого проекта шестиклассников; этапах выполнения проекта, определении затрат на изготовление проектного изделия,  испытании проектных изделий.

предусмотрено выполнение проекта: подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта

Требования к результатам освоения обучающимися содержания программ

В результате изучения программного материала по направлению «Технологии ведения дома» в 6 классе,  предъявляются следующие требования к результатам освоения  обучающимися содержания программы:

      Личностные результаты

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
  • выражение желания учиться;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;              

     Метапредметные результаты 

  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
  • использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную и общественную потребительскую стоимость;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими участниками;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

     Предметные результаты                                  в познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
  • ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;    

                                                                          в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда;
  • подбор материалов с учетом характера объекта труда и процесса труда;
  • подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии;
  • соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
  • обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
  • выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
  • расчет себестоимости продукта труда;       в мотивационной сфере:
  • оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
  • согласование своих потребностей и требований с другими участниками деятельности;
  • осознание ответственности за качество результатов труда;
  • стремление к экономии и бережливости;    в эстетической сфере:
  • моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное  планирование работ;
  • рациональный выбор и опрятное содержание рабочей одежды;

                                                                        в коммуникативной сфере: 

  • формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности  интересов;
  • публичная презентация и защита проекта;  

                                                                    в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными  инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
  • сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

                           Обоснование методических особенностей реализации программы

При   организации  образовательного      процесса превалируют   технологии   и методы,   обеспечивающие   становление самостоятельной творческой   учебной   деятельности   учащегося, направленной на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: игровой метод, метод проектов, исследовательский метод, метод поисковой деятельности, частично-поисковый метод, технология проблемного обучения, упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

         Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся (сдвоенный урок). Среди форм организации учебной деятельности  широко используются:    комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, урок-игра,  урок защиты творческого проекта.

        Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые : убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

                                                                       Средства достижения результатов при обучении

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «Технология» требуется комплексное использование следующих средств: документы, регламентирующие образовательную деятельность; учебники и методические пособия по предмету; плакаты и раздаточный материал; компьютерные, технические, и информационно-коммуникативные средства; экранно-звуковые пособия по предмету; учебное оборудование, позволяющее выполнять практические работы в соответствии с требованиями Сан ПиНа; натуральные объекты для выполнения работ.

        

                                                                                                        Контроль

Контроль за результатами обучения носит системный характер, что дает возможность адекватно оценить достижения учащихся. Проследить полноту усвоения материала,  выявить пробелы в знаниях. Наметить пути их устранения.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- проверка теоретических знаний учащихся  осуществляется на каждом уроке в устной (с помощью фронтального, индивидуального и уплотненного опроса)  и письменной (самостоятельные работы, тестирования, работа по карточкам) форме, либо  в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;

- проверка практических умений учащихся производится в виде практических работ, упражнений, тестов, защиты творческих   проектов;

- творческие работы предполагают комплексную проверку знаний, умений и навыков учащихся по отдельным темам и курсу, оформляются в виде проектов и презентаций. При их оценке выставляется средний балл по трем направлениям: поисково-исследовательская деятельность, качество  выполнения технологических операций, защита проекта.

Знания и умения оцениваются по пятибалльной системе.

Используемая литература

основная:

1. Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технологии ведения дома», Москва «Вентана-Граф» 2013;

      2. Синица Н.В. «Рабочая тетрадь. Технологии ведения дома», Москва «Вентана-Граф», 2015;

      3. Синица Н.В. «Методическое пособие. Технология.Технологии ведения дома», Москва «Вентана-Граф», 2014;

     дополнительная:

    1. Журналы «Школа и производство»;

    2. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

                                                  

                       «Согласовано»                                                    «Согласовано»                                                                  «Утверждаю»

             Руководитель МО                                           Заместитель директора                                                          Директор

 естественно-математического цикла                     МБОУ  СОШ с.Царевщина                                       МБОУ  СОШ с.Царевщина

  __________Морозова И.Ф.                                       ___________ Мартюшева Н.А.                                  _________  Полетаева Н.М.

        Протокол  № ___ от                                            «___» __________2015 г.                                                 Приказ № ___ от

       «___»  августа  2015 г.                                                                                             «___» __________2015 г.

        

  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 Салиной Светланы Александровны

высшая квалификационная категория

по технологии

 7 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  №___    

от «___»_______2015г.

   2015 – 2016  уч. год

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Технология» для 7 класса

Программа по учебному предмету «Технология» для 7 класса  разработана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный Государственный образовательный  стандарт основного общего образования (приказ  Минобрнауки РФ от 17.12.10 №1897);
  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013);
  • Примерная программа основного общего образования, М.: Просвещение, 2010  год;
  • Авторская программа «Технология» для учащихся 5-8 классов, А.Т.Тищенко, Н.В.Синица серии «Алгоритм успеха», М.: Вентана-Граф, 2012 год;
  • Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд»;
  • Основная образовательная программа Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Царевщина  Балтайского района Саратовской области на 2015-2016 уч. год;
  • Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год (приказ Минобрнауки РФ от 21.02.12  №23290);
  • СанПиН 2.4.2.2821-10
  • Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием (приказ Минобрнауки РФ от 21 ноября 2011 № МД-1552/03)

Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 7 классе являются:

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразовательной и созидательной деятельности учащихся;
  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
  • формирование представлений о культуре труда и производства, на основе  включения обучающихся  в разнообразные виды деятельности по   созданию различного рода объектов труда;
  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
  • формирование опыта проектно-исследовательской деятельности;
  • формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду;
  • формирование у обучающихся  понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.
  • воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических  качеств личности;
  • обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук.

Структура программы «Технологии ведения дома» по разделам к учебнику Н.В.Синица, В,Д. Симоненко

Технология, с позиций социализации учащихся, занимает ключевое место в системе общего образования. На ступени основного общего образования, в соответствии с учебным планом,  на изучение технологии в 7 классе отводится 34 часа (по 1 часу в неделю).

Наименование раздела

Рекоменд.

кол.часов

Кол. часов перераспределенных

1

Технологии домашнего хозяйства

4

2

2

Кулинария

5

5

3

Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

8

6

4

Художественные ремесла

8

7

5

Технологии проектной  и опытнической деятельности

10

6

6

Технология растениеводства

-

8

7

Резерв времени

-

1

                                                                                                   Итого

35

35

В структуру примерной программы внесены изменения в связи с потребностями обучающихся, особенностями материально-технической базы, пожеланиями детей и родителей. Произведено перераспределение часов: за счет резервного времени, введен раздел «Технологии растениеводства»

                    Календарно-тематическое планирование                                          Технология  7

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Практ., лабор., провер.

работы;

используемая наглядность

Домашнее

задание

              Дата проведения          

по плану    

фактич.

1

   Технологии растениеводства (8ч)               Осенние работы

Сроки уборки столовых корнеплодов.

1

Пр.раб.  Уборка урожая моркови и свеклы.

Реферат об овощ.культ.

03.09

2

Правила подкапывания корнеплодов.

1

Пр.раб. Уборка урожая моркови и свеклы.

Правила ТБ

раб.форма

10.09

3

 Признаки нестандартной продукции. Сортировка корнеплодов. Правила хранение корнеплодов.

1

Пр.раб. Уборка урожая моркови и свеклы.

Правила ТБ

раб.форма

17.09

4

Способы учета урожая и урожайности.

1

Пр.раб. Уборка урожая моркови и свеклы.

Правила ТБ

раб.форма

24.09

5

Технологии домашнего хозяйства (3ч) Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере.

1

Пр.раб. №1

п.1-2 зад 1-2

01.10

6

Гигиена жилища. Бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении.

1

Пр.раб. №2

п.3-4,

зад стр 19

08.10

7

Творческий проект «Интерьер жилого дома»

1

учебник

стр 22-24

15.10

8

Кулинария (5ч)

Блюда из молока и кисломолочных продуктов.

1

Презентация «Приготовление творога»

п.5, технол приготовления блюда

22.10

9

          Изделия из жидкого теста.

1

Видео, лаб.раб №2

п.6, т/п блюда

29.10

10

Виды теста и выпечки.

1

Презентация «Выпечка»

п.7-9, зад 1-2 стр 39, зад стр 43

12.11

11

Сладости, десерты, напитки.

1

Игра «Я кондитер»

п.10,зад 1-2 стр 47

19.11

12

Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет.

1

Пр.раб №8

п.11, стр 52-54

26.11

13

Творческий проект по разделу «Кулинария»

1

Защита проекта

Проект, материалы к л/р

03.12

14

Создание изделий из текстильных материалов (6ч)                                   

Свойства текстильных материалов.

1

Лаб.раб №3

п.12, зад 1-3 стр 62

10.12

15

Конструирование швейных изделий.

1

Пр.раб №9

п.13,зад 1-2 стр 68

17.12

16

Моделирование поясной одежды. Раскрой швейного изделия.

1

Пр.раб №10

п.14,15,16, зад 2 пр.раб №12

24.12

17

Технология ручных работ.

1

Пр.раб №13

п.17, образцы

14.01

18

Технология машинных работ.

1

Пр.раб №14

п.18, образцы

21.01

19

Подготовка и проведение примерки.

1

Пр.раб №17

п.21-22

28.01

20

Технология обработки юбки после примерки.

1

Пр.раб №18

стр 103-108

04.02

21

Творческий проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»

1

Защита проекта

проект

11.02

22

23

Художественные ремесла  (7ч)

Ручная роспись тканей.

2

Презентация

п.23, ткань, пяльца

18.02

25.02

24

Основные стежки и швы на их основе.

1

Пр.раб №20

п.24

03.03

25

Вышивка швом крест.

1

Презентация

п.25

10.03

26

Вышивка гладью.

1

Презентация

п.26-28

17.03

27

Вышивка атласными лентами.

1

Пр.раб №24

п.29

24.03

28

Творческий проект  по разделу «Художественные ремесла»

1

Защита проекта

стр 145-151

07.04

29

Технологии творческой и опытнической деятельности (6ч)

Оформление портфолио. Подготовка электронной презентации.

1

Портфолио учащегося

п.30, проект

14.04

30

Защита проекта.

1

Защита проекта.

раб.форма

21.04

31

Технологии растениеводства                   Весенние работы

Способы выращивания овощных культур.

1

Пр.раб. Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян.

Правила ТБ

раб.форма

28.04

32

Правила рыхления, полива и  пикировки рассады.

1

Пр.раб. Уход за сеянцами, пикировка рассады.

Правила ТБ

раб.форма

05.05

33

Требования растений  к свету и температуре.

1

наблюдение

Правила ТБ

раб.форма

12.05

34

Правила высадки рассады в открытый грунт. Уход за рассадой.

1

Пр.раб. Высадка рассады в открытый грунт,  подкормка органическими удобрениями.

Правила ТБ

раб.форма

19.05

35

Резерв времени

1

26.05

Краткая характеристика каждого раздела с указанием общих и частных моментов

      Обучение школьников технологии строится на основе содержания программы по разделам с указанием общих и частных моментов.  Каждый компонент  программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами,  освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования. Предполагается выполнение школьниками творческих  проектных работ.

Раздел «Технологии растениеводства» дает представление о технологии уборки урожая корнеплодов: сроки уборки столовых корнеплодов, правила подкапывания корнеплодов, правила обрезки ботвы, хранение, способы подсчета урожая и урожайности;  технологии рассадного способа выращивания растений, ее значении, правилах рыхления, полива и  пикировки рассады,  требованиях к свету и температуре,  правилах посадки рассады на постоянное место; значении удобрений в жизни растений.

лабораторно-практические работы: выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян,  уход за сеянцами, пикировка рассады, высадка рассады в открытый грунт,  подкормка органическими удобрениями, уборка урожая моркови и свеклы.

Раздел «Кулинария» дает представление: о значении молока и кисломолочных продуктов в питании человека, видах молочных и кисломолочных продуктов, сыре, методах определения качества молока и молочных продуктов, технологии приготовления молочных супов и каши, технологии приготовления творога в домашних условиях, технологии приготовления блюд из кисломолочных продуктов;  видах блюд из жидкого теста, технологии приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога, подачи их к столу; продуктах для приготовления выпечки, разрыхлителях теста,  инструментах и приспособлениях для приготовления теста и формования мучных изделий, видах теста и изделиях из них, рецептуре и технологии приготовления пресного слоёного и песочного теста; видах сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги), их значении в питании человека, видах десертов, безалкогольных напитках: молочный коктейль, морс, рецептуре их приготовления и подачи к столу; меню и сервировке сладкого стола, правилах поведения за столом и пользовании десертными приборами, сладком столе фуршете, правилах приглашения гостей, разработке пригласительных билетов с помощью ПК; о профессиях кондитер, кондитер сахаристых изделий, мастер производства молочной продукции.

лабораторно-практические работы: определение качества молока и молочных продуктов, приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога, определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами, приготовление изделий из пресного слоёного теста, приготовление изделий из песочного теста, приготовление сладких блюд и напитков, приготовление блюд для праздничного сладкого стола, сервировка сладкого стола, разработка приглашения с помощью ПК.

предусмотрено выполнение проекта «Праздничный сладкий стол».

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» дает представление  о роль освещения в интерьере, понятии системы освещения жилого помещения, типах освещения и видах светильников, предметах искусства и коллекций в интерьере, размещении коллекций в интерьере;      значении в жизни человека соблюдения и поддержания чистоты и порядка, видах уборки, особенностях и правилах проведения; зависимости здоровья и самочувствия людей от поддержания чистоты в доме, электрических бытовых приборах для уборки и создания микроклимата в помещении, о понятии микроклимата, приборы для создания, о профессии дизайнера.

лабораторно-практические работы: выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома», генеральная уборка кабинета технологии, систематизация коллекции, книг, изучение потребности в бытовых электроприборах для уборки и создания микроклимата в помещении, подбор современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи.

предусмотрено выполнение проекта «Интерьер жилого дома».

Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» дает представление о классификации текстильных волокон животного происхождения, способах их получения, видах и свойствах шерстяных и шёлковых тканей, признаках определения вида тканей по сырьевому составу; о поясной одежде, видах поясной одежды, конструкции юбок, снятии мерок для изготовления поясной одежды, моделировании поясной одежды, подготовке выкройки к раскрою, получении выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек; приспособлениях к швейной машине для потайного подшивания и окантовывания среза, технологии изготовления поясного швейного изделия, правила раскладки выкроек и раскроя поясного изделия, выкраивании бейки, дублировании детали пояса клеевой прокладкой-корсажем; основных операциях при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание, основных машинных операциях: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой, классификации машинных швов: краевой окантовочный с закрытым срезом и с открытым срезом, технологии обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом, притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине, технологии обработки односторонней, встречной и байтовой складок, подготовке и проведении примерки поясной одежды, последовательности обработки поясного изделия после примерки, технологии обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом, вымётывании петли и пришивании пуговицы на поясе, обработке нижнего среза изделия, обработке разреза в шве, окончательной чистке и влажно-тепловой обработке изделия.

лабораторно-практические работы: определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств, изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ, снятие мерок и построение чертежа прямой юбки в натуральную величину, моделирование юбки, выполнение потайного подшивания и окантовывания среза с помощью приспособлений к швейной машине, изготовление образцов ручных и машинных работ, обработка среднего шва юбки с застёжкой-молнией выполнение прорезной петли и пришивание пуговицы, чистка изделия и окончательная влажно-тепловая обработка, раскрой проектного изделия.

Раздел «Художественные ремёсла» дает представление о ручной росписи тканей, видах батика, профессии художник росписи по ткани, материалах и оборудовании для вышивки, технологии выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков, технике вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали, использовании ПК в вышивке крестом, технике вышивания художественной, белой и владимирской гладью, материалах и оборудовании для вышивки атласными лентами, швах, используемых в вышивке лентами,  стирке и оформлении готовой работы, профессии вышивальщица.

Лабораторно-практические работы:выполнение образца росписи ткани в технике холодного батика, выполнение образцов швов прямыми, петлеобразными, петельными, крестообразными и косыми стежками.

предусмотрено выполнение проекта

                       Требования к результатам освоения обучающимися содержания программ

В результате изучения программного материала по направлению «Технологии ведения дома» в 7 классе,  обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:                                                                                                                                                                  личностные результаты: проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

-  развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

- ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- формирование основ экологи ческой куль туры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.

метапредметные  результаты: алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

- виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов;

-осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребнстей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

- оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

предметные результаты: практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;

- овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере:

  • планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
  • выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
  • выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
  • формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда;
  • выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

в эстетической сфере:

  • овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий;
  • рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
  • умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества;
  • рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

в коммуникативной сфере:

  • установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации;
  • сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
  • адекватное использование речевых средств  для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных
  • высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере:

  • развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
  • соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;
  • сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

                                                       Обоснование методических особенностей реализации программы

При   организации  образовательного      процесса превалируют   технологии   и методы,   обеспечивающие   становление самостоятельной творческой   учебной   деятельности   учащегося, направленной на формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД: игровой метод, метод проектов, исследовательский метод, метод поисковой деятельности, частично-поисковый метод, технология проблемного обучения, упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование.

         Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность учащихся (сдвоенный урок). Среди форм организации учебной деятельности  широко используются:    комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, урок-игра,  урок защиты творческого проекта.

        Наиболее действенными методами воспитания являются традиционно принятые : убеждение, упражнение, поощрение, принуждение и пример;

                                                                        Средства достижения результатов при обучении

Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении предмета «Технология» требуется комплексное использование следующих средств: документы, регламентирующие образовательную деятельность; учебники и методические пособия по предмету; плакаты и раздаточный материал; компьютерные, технические, и информационно-коммуникативные средства; экранно-звуковые пособия по предмету; учебное оборудование, позволяющее выполнять практические работы в соответствии с требованиями Сан ПиНа; натуральные объекты для выполнения работ.

        

                                                                                                             Контроль

Контроль за результатами обучения носит системный характер, что дает возможность адекватно оценить достижения учащихся. Проследить полноту усвоения материала,  выявить пробелы в знаниях. Наметить пути их устранения.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- проверка теоретических знаний учащихся  осуществляется на каждом уроке в устной (с помощью фронтального, индивидуального и уплотненного опроса)  и письменной (самостоятельные работы, тестирования, работа по карточкам) форме, либо  в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;

- проверка практических умений учащихся производится в виде практических работ, упражнений, тестов, защиты творческих   проектов;

- творческие работы предполагают комплексную проверку знаний, умений и навыков учащихся по отдельным темам и курсу, оформляются в виде проектов и презентаций. При их оценке выставляется средний балл по трем направлениям: поисково-исследовательская деятельность, качество  выполнения технологических операций, защита проекта.

Знания и умения оцениваются по пятибалльной системе.

Используемая литература

основная:

1. Синица Н.В., Симоненко В.Д. «Технологии ведения дома», Москва «Вентана-Граф», 2014;

     2. Синица Н.В. Методическое пособие «Технологии ведения дома 7 класс», Москва «Вентана-Граф», 2015г.

     дополнительная:      1.  Журналы «Школа и производство»;       2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ и РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии 5-8 классы по Симоненко

Программа составлена на основе авторской   программы по технологии   основного  общего  образования. Автор: Симоненко В.Д. , изд. М. Просвещение 2008г....

Рабочая программа по технологии для 6 класса УМК Симоненко

Рабочая программа по технологии для 6 класса по УМК Симоненко расчитана на 68 часов для общеобразовательной школы....

Рабочая программа по технологии для 7 класса УМК Симоненко В.Д.

Рабочая программа по тхнологии для 7 класса по УМК Симоненко В.Д. расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)....

Рабочая программа по Технологии Тищенко, Синица. 5-9 класс.

Рабочая программа по Технологии Тищенко, Синица. 5-9 класс. Содержит: УУД, содержание курса, календарно-тематическое и поурочное планирование....