Дидактические карточки
учебно-методическое пособие по технологии на тему

Журавлева Светлана Сергеевна

Дидактические карточки по сельхозтрудам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_kartochki_po_tehnologii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические карточки       Приёмы обработки почвы

Подумай и ответь!

1. Вставь пропущенные слова:

А) …………………. - прием обработки почвы, предшествующий вспашке и обеспечивающий частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков

Б) ………………………… обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности на незанятых площадях и междурядьях

В) ………………………… применяется на 2-3 день после сильного дождя для обеспечения доступа воздуха к корням, разрушения корки и для того чтобы закрыть влагу в почве.

Г) Для пополнения запаса питательных веществ, которые ежегодно выносятся из почвы урожаем растений, применяют ………………….

Д) ………………………… прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений

Е) …………………………. обработка почвы, заключающаяся в уничтожении всходов сорняков.

Слова для справок:

Удобрения, прополка, лущение, рыхление почвы, культивация, вспашка.

.

Дидактическая карточка    Виды почв

Подумай и ответь!

1. Перечисли инструменты, используемые для обработки почвы, и их назначение.

2. Выбери один из инструментов для обработки почвы и определи правила работы с ним.

3. Соедини соответствующее:

Песчаные почвы –

Илистые почвы –

Торфяные почвы –

Меловые почвы –

Глинистые почвы–

А) довольно мелкие и легко проницаемые, характеризуются средним плодородием, самые светлые, белесые и рассыпчатые.

Б) обладают неплохими водоудерживающими свойствами и плодородием, гладкие или даже мылкие на ощупь. Грунт может сохранять отпечаток, если его надавить пальцем.

В) сухие, легкие, хорошо проницаемые почвы легко обрабатываются, но относительно неплодородны, не прилипают к пальцам.

Г) тяжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Однако они легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом.

Д) влажные и кислые; но, будучи осушены, удобрены и известкованы, прекрасно обеспечивают рост и развитие растений, темные на вид, почти черные и рыхлые.

Страничка ученика (1)

 Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Лущение - прием обработки почвы, обеспечивающий рыхление, частичное оборачивание и перемешивание почвы, а также подрезание сорняков. Лущение предшествует вспашке. На школьных участках большой площади лущение проводят с помощью мини-трактора или культиватора на глубину 4 – 10 см. Небольшие опытные участки обрабатывают ручными инструментами – мотыгами. Лущение способствует уничтожению сорняков, созданию рыхлого поверхностного слоя почвы и выравниванию участка. После лущения прекращается подъем воды по капиллярам и тем самым сокращается испарение ее с поверхности почвы, что повышает влажность почвы. Лучший срок проведения лущения - сразу после уборки или одновременно с ней.

Вспашка (перекопка) - прием обработки почвы, обеспечивающий оборачивание и рыхление обрабатываемого слоя, а также заделку удобрений и остатков растений. Проводят вспашку с помощь средств малой механизации или с помощью перекопочной лопаты. В процессе вспашки подрезается наиболее уплотненная часть поверхностного слоя почвы и сбрасывается на дно борозды без крошения. Если почва бедна, ее состояние можно улучшить внесением органики. В верхнем слое почвы имеется большое количество семян и корневищ сорняков, яиц и личинок вредителей. Вспашка способствует глубокой их заделке, где большинство из них погибает. Глубина культурной вспашки должна быть не менее 20 см. Она зависит от биологических особенностей возделываемых культур, типа почвы, климатических условий и других факторов. Время вспашки зависит от климатических условий, состояния почвы на участке, биологических особенностей культур. При слишком ранней вспашке почва будет глыбистой; обработка пересохшей почвы приведет к излишнему разрушению ее структуры.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО

- лущение                                                                                  - шлейфование

- удобрение почвы                                                                     - боронование

- вспашка                                                                                   - культивация

                                                                                                  - прополка

                                                                                                  - полив

                                                                                                  - рыхление

Страничка ученика (2)

Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Боронование и шлейфование - обработка почвы, заключающаяся в рыхлении, измельчении и небольшом перемешивании почвы без оборота пласта (культиваторы или грабли и рыхлители). Боронование применяют для уничтожения почвенной корки, для выравнивания почвы вслед за вспашкой, заделки минеральных удобрений до посева, посадки, а также для уничтожения всходов сорняков. Основная цель шлейфования - выравнивание почвы с легким рыхлением, при этом она распыляется меньше, чем при бороновании.

Рыхление почвы. После сильного дождя или полива на поверхности почвы образуется корка. Особенно сильно это выражено на почвах глинистых и суглинистых с плохой структурой. Образование почвенной корки приводит к сильному иссушению почвы, затрудняет доступ воздуха к корням, в результате чего снижается микробиологическая деятельность, ухудшается питание растений и, следовательно, их рост. Часто рыхление образно называют сухой поливкой. Рыхление проводят рыхлителями или мотыгами на 2-3-й день после сильного дождя или обильного полива, как только почва немного подсохнет и будет хорошо крошиться. На больших участках используют культиваторы. Рыхление сочетают с прополкой сорняков, а иногда и с подкормкой.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО

- лущение                                                                                  - шлейфование

- удобрение почвы                                                                     - боронование

- вспашка                                                                                   - культивация

                                                                                                  - прополка

                                                                                                  - полив

                                                                                                  - рыхление

                                                                                                  - мульчирование

Страничка ученика (3)

Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Культивация - обработка почвы, приводящая к рыхлению поверхностного слоя и уничтожению сорной растительности. Ее проводят на большую глубину, чем боронование. Применяют при обработке незанятых площадей и междурядий (средства малой механизации или мотыги). Основное назначение культивации - обработка уже вспаханной почвы по мере ее зарастания сорняками и образования почвенной корки. Культивацию целесообразно проводить перед посадкой или посевом любой культуры и использовать для ухода за растениями.

Прополка - один из обязательных приемов ухода. До смыкания растений проводят обычно две-три прополки (полольниками), как правило, после культивации или одновременно с ручным рыхлением. Во время прополки необходимо тщательно удалять корни и корневища сорняков, так как каждый отрезок корневища пырея, например, дает новое растение. Вырванные сорняки собирают и выносят за пределы участка, в компостную яму. Лучше всего прополку проводить после полива или хорошего дождя, когда почва бывает достаточно рыхлой. Если прополку своевременно не провели, цветущие сорняки необходимо скосить, иначе созревшие и опавшие семена дадут в последующем большое количество сорных растений.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО

- лущение                                                                                  - шлейфование

- удобрение почвы                                                                     - боронование

- вспашка                                                                                   - культивация

                                                                                                  - прополка

                                                                                                  - полив

                                                                                                  - рыхление

Страничка ученика (4)

Основные приемы обработки почвы - вспашка, лущение, культивация, боронование, шлейфование.

Мульчирование, т. е. покрытие почвы в междурядьях и в рядах между растениями, листьями, резаной соломой, песком, торфом, перегноем, навозом, мульчбумагой, перфорированной пленкой и другими материалами. Слой торфа, перегноя, навоза должен быть не менее 2-5 см. Укладывают его на хорошо обработанную, выровненную почву. Под мульчирующим слоем почва остается рыхлой, в ней лучше сохраняется влага, подавляется рост сорняков, создается более постоянный (без резких колебаний) температурный режим, так как активнее идет поглощение тепловых лучей, почва меньше охлаждается, улучшается газообмен, что благоприятно действует на микробиологические процессы, способствующие обогащению почвы различными питательными веществами.

Применение приемов обработки почвы зависит от времени года. Обработку почвы можно показать в виде схемы:

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

   ОСЕНЬ                                                                                 ВЕСНА – ЛЕТО

- лущение                                                                                  - шлейфование

- удобрение почвы                                                                     - боронование

- вспашка                                                                                   - культивация

                                                                                                  - прополка

                                                                                                  - полив

                                                                                                  - рыхление

                                                                                                  - мульчирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические карточки для закрепления номенклатуры

Дидактические карточки для закреплений номенклатуры органических соединений. "Углевороды"...

Дидактические карточки

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ-ЗАДАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ (К учебнику В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс» Пособие предназначено для индивидуального контроля...

Отдел Водоросли. Дидактическая карточка.

Проверочная крточка по отделу Водоросли....

Дидактические карточки-задания по орфографии и пунктуации для 5 класса

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением,И-Ы после Ц, З-С на конце приставок,буквы О-ё после шипящих и др. Знаки препинания при прямой речи, обращение и др....

Дидактические карточки для формирования навыков самостоятельной работы учащихся

На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают полож...

Дидактические карточки-задания по теме:" Рельеф и геологическое строение территории России".

Разноуровневые карточки для закрепления материал по теме: "Рельеф и геологическое строение территории России", география 8 класс....

Физика. 8 класс. Дидактические карточки-задания.

Карточки-задания по два эквивалентных варианта могут быть использованы в качестве раздаточного материала на уроках, при самостоятельной работе дома....