Урок "Технология пошива национальной обуви"
статья по технологии (8 класс) по теме

Замятина Светлана Владимировна

 На уроке учащиеся узнают, как ручным трудом изготавливалась национальная обувь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_igrovogo_metoda_na_urokah_tehnologii.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда как средства организации и стимуляции мыслительной деятельности учащихся

Статья С.В. Замятиной С.В.

 Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Перед современной школой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях, творчески решать поставленные перед ним задачи. С одной стороны требования к выпускнику, следовательно, и к школе возрастают год от года, а с другой – мы должны решать проблему сохранения здоровья учащихся. Данная проблема может быть успешно решена в том случае, если учитель владеет разнообразными методами и приёмами работы с учащимися, создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для детей и вместе с детьми. Хороший урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем учителя. Педагогическая наука и практика предлагают немало различных форм учебной деятельности школьников. Одной из них является игровая технология. Актуальность дидактических игр для предмета «Технология» состоит в том, что они помогают привить молодежи технологическую культуру, развить разносторонние качества личности и способности к осознанному профессиональному самоопределению.
Позитивное отношение к образовательному процессу - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в процесс игры служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает утомление.
Любая личносто-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. Игровая технология является таковой потому, что педагог имеет возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Игровая ситуация создает возможность школьнику осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию эти условия важны для укрепления психического здоровья. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

 Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.

Игра в учебно-воспитательном процессе призвана решать отдельные сиюминутные задачи, но главное - способствовать при этом развитию личности и сохранению здоровья школьника.
В своей работе Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. дают классификацию игры: «Игра предметная – детская игра с окружающими предметами, в которой ребёнок учится использовать их по прямому назначению.
Игра ролевая – совместная групповая игра, в которой дети берут на себя различные социальные роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребёнка, ученика и т.п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях. Игра символическая – игра, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.
Игра сюжетная – игра, в которой ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п. Игры компьютерные дидактические и развивающие – игровые программы, представленные в нескольких видах (абстрактно- логические, сюжетные, ролевые) расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки, способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребёнку».
В настоящее время деловая игра, как не традиционная педагогическая технология вызывает все больше интереса потому, что игра позволяет активизировать учащихся, поднять их мотивацию к обучению.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто  то,  что  на уроке  казалось трудным,  даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.

Назначение дидактических игр - развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.

Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлений в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т. д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, необъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием.

Игровая технология позволяет учащимся быть полноправными активными субъектами образовательного процесса. В игре учебный материал можно представить в наглядной предметной форме, что способствует лучшему пониманию. В игре изменяются взаимоотношения между педагогом и учащимися, они поднимаются на уровень творческого сотрудничества, сам учитель совершенствует своё мастерство. Игровая технология – это способ деятельности направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристика учебно-деловой игры включает определённые роли, задачи и структурные элементы. Учитывая специфику предмета можно выделить несколько типов игровых технологий на уроке.
Первый тип: «игры- заигрывания»- они не затрагивают формирование знаний, умений и навыков напрямую, дети воспринимают эти игры как развлечения, а педагог делает выводы. Трудовое обучение данный тип игр затрагивает напрямую тогда, когда решаются вопросы теории и практики.
Второй тип: игры моделируют технологию изготовления того или иного изделия. Игры этого типа делятся на 2 группы:

1. Ознакомительные игры дают теоретические знания по материаловедению, машиноведению, охране труда, эргономике…

2. Пробные тренинговые направлены на практическое применение знаний и умений, т.е. составление технологических карт и непосредственное их применение при изготовлении изделия и демонстрацию навыков рабочих приёмов.
Третий тип: игры разминки – для их проведения необходимы конкретные знания учащихся по предмету. Разминки служат хорошим индикатором усвоения школьниками учебного материала, поэтому их целесообразно применять для повторения и закрепления. Четвёртый тип: профориентационные игры моделируют процесс выбора профессии, построение личного профессионального плана и жизненных перспектив. В качестве моделей служит система основных факторов выбора профессии, где ЛПП намечается с учётом профессиональных склонностей, притязаний информированности о мире профессий, позиции окружающих.
Данный тип включает в себя ценностно-ориентационные игры, которые отражают ту нравственную позицию школьников, на фоне которой происходит выбор профессии. Построить модель этих игр сложно, так как включают понятие счастье, смысл жизни, самореализация личности…

Схема организации и проведения игр любого типа в общем виде.
Каждая игра включает в себя 4 этапа (при проведении игр этапы реализуются по-разному)
1. Подготовительный: может включать изучение программного материала (если игра имеет цель систематизации и закрепления), подготовку сценария игры и необходимого оборудования.

2. Процессуальный: ход игры.

3. Этап группового обсуждения: анализ игры и выводы.

 4. Послеигровой этап реализуется через повышение мотивации к обучению, психологическую реабилитацию участников игры.

 Основные требования к ведущему учебно-деловой игры

1. От ведущего игры требуется свободная ориентация в материале по данному предмету.

2. Необходимо наличие профессионального такта: ведущий должен стремиться к ограничению своего вмешательства в игру (подсказки…) и к максимальной активизации школьников. Он должен использовать любую возможность для поддержки участников игры не столько словами, сколько мимикой, жестами, взглядом. 3. Важно умение поддерживать дисциплину, т.е. контролировать ход игры.

4. Нужна смелость и решительность.

5. Каждый ведущий должен вырабатывать индивидуальный стиль ведения игры, который включает в себя творческое осмысление чужого опыта и поиск собственных резервов.

Не желательны две крайности в ходе игры:

1. Потеря контроля – эта та ситуация когда ведущий игры идёт на поводу у участников.
2. Слишком строгая дисциплина мешает самораскрытию школьников, препятствует полноценному развитию игры.

Приёмы, способствующие поддержанию игровой дисциплины

1. Необходимо вести игру динамично не давая участникам отвлекаться.
2. Подключение к игре с помощью вопросов, ролей, заданий для тех, кто слишком пассивен и наоборот проявляет не игровую активность
3. По отношению к нарушителям дисциплины нужно использовать не вербальные средства (взгляд, жест…). Ведущий не должен разбирать поведение нарушителей во время игры. 4. Не следует путать нарушения дисциплины с отсутствием интереса. Если попытки активизировать школьников не будут удачными, то лучше их оставить в покое потому, что насильно играть не заставишь.

5. В случае чрезмерной активности (трудно сдерживаемые восторги, затянувшиеся споры, желания высказаться всем сразу…), ведущий должен напомнить об ограниченном времени, о других условиях конкретной игры, может ввести новые условия во время игры.    

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

 

Урок – деловая игра.

    Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

    Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:

*  Моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

*  Поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

*  Наличие конфликтных ситуаций;

*  Обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

*  Использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

*  Контроль игрового времени;

*  Элементы состязательности;

*  Правила, системы оценок хода и результатов игры.

   Методика разработки деловых игр.

   Этапы:

-  Обоснование требований  к проведению игры;

-  Составление плана её разработки;

-  Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

-  Отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку

-  Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;

-  Разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.

   Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:

-  Знакомство с реальной ситуацией;

-  Построение её имитационной модели;

-  Постановка главных задач группам, уточнение их  роли в игре;

-  Создание игровой проблемной ситуации;

-  Вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

-  Разрешение проблемы;

-  Обсуждение и проверка полученных результатов;

-  Коррекция;

-  Реализация принятого решения;

-  Анализ итогов работы;

-  Оценка результатов работы.

Урок – ролевая игра.

   В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.

   Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

-  Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

-  Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

-  Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

   Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды и т.д.

   Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  • Подготовительный;
  • Игровой
  • Заключительный
  • Анализ результатов.

   Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

   Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

   На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.

   Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

   В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

    Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке можно применять с целью преодоления познавательного эгоцентризма и расширения познавательных и коммуникативных способностей учащихся. В этом случае игры должны быть групповыми. Рассмотрим некоторые из игр, наиболее подходящих для групповой работы учащихся.

    
    1. «Разброс мнений». 

 «Разброс мнений» представляет собой организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по определенной проблеме или теме. 

 Методической особенностью такого группового дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами по материалу урока. Их прочтение и произнесение вслух побуждает на ответное высказывание. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало своего короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает школьнику в первый момент разговора.  

Трудность подготовительной работы для педагога заключается в том, чтобы сформулировать начальные предложения проблемно, узнаваемо и лаконично. Число карточек равняется числу участников дискуссии. На карточке написаны первые слова, с которых начинается высказывание. Для успешной работы требуется создание атмосферы заинтересованности и взаимной поддержки. Мнения принимаются обоснованные. Данный вид работы оптимально проводить при освоении новой темы, чтобы актуализировать опыт житейский и предметный самих учащихся. Ответы строятся по принципу высказывания гипотезы и ее аргумента. Желательно подбирать темы, предусматривающие сосуществование различных подходов. В итоге можно суммировать полученные ответы и подвести к учебным понятиям.
    
    
2.  «Вытащи вопрос».  

Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов. Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока, например, при освоении и закреплении материала.

 Начать занятие можно с вопроса: «Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?
    Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на корточках, сложим их и перемешаем. Потом вы по - очереди будете вытаскивать вопрос и постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том, интересен ли был вопрос и чем именно». 

После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:
    - какие вопросы ученикам понравились?
    - какой ответ показался более удачным?
    - какие вопросы были трудными?
    - доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы?
    Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8 классов.
    
    
3. «Правила игры».  

Данный вид работы позволяет учащимся занять определенную позицию по отношению к школьным правилам. Они могут рассказать о новых правилах, по которым им хотелось бы жить в школе.
    Работа начинается в период знакомства с классом с вопроса: «Предположим, в школе ученики будут управлять наряду с взрослыми, разумно выдвигать и выполнять определенные требования. Какие правила ввел бы каждый из вас? Запишите список своих правил. Посовещайтесь парами, предложите три правила организации урока и поведения на уроке, которые устраивают вас обоих».    После оглашения правил всеми парами, стоит провести анализ:

·          какое из собственных правил учеников кажется им особенно важным?

·          какое правило, предложенное другой парой, понравилось?

·          с каким из школьных правил, ученики поспорили бы?

·          кого бы ученики хотели видеть лидером класса?

·          извиняются ли ученики, когда они нарушают правила?

·          каковы наиболее важные правила класса?

·          с какого класса, по  мнению учеников, они могли бы участвовать в обсуждении правил    школьной жизни поддерживать их соблюдение?

    Работа по составлению правил может проходить только в малой группе. То есть, чтобы поработать над правилами, нужно воспользоваться делением класса на группы и встретиться с каждой из них.    
   

 4.»Незавершенность».
    
    Недостатком любого курса обучения является то, что часть материала может быть плохо усвоенной. Как этот недостаток обернуть в позитивное качество? Попробуем провести эксперимент. У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его, нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за пределами освоения.    Итак, Вы как учитель определяете, какой раздел учебника сейчас необходимо изучить (время- 10 минут). Обозначьте начало работы (по команде). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы, которые выбрал и просит ответить на них.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
 Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000

2. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

3. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия: - М. Просвещение, 2007

4. Тучкова Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003

5. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999

САЙТ-ТРУДОВИК-  http://www.trudoviki.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку СБО 5 класс "Виды обуви.Уход за обувью"

Социально-бытовая ориентировка направлена на формирование у детей с ОВЗ знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации. Знакомство с видами обуви, навыки ухода за ней - маленький шаг к ...

Урок СБО 5 класс "Виды обуви.Уход за обувью"

Социально-бытовая ориентировка направлена на формирование у детей с ОВЗ знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации. Знакомство с видами обуви, навыки ухода за ней - маленький шаг к ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ СБО "Обувь. Уход за обувью"

Данная презентация является дополнением к конспекту  урока в 5 классе  "Правила ухода за обувью"....

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Обувь. Уход за обувью"

Данный конспект поможет учителю СБО провести урок  по теме "Обувь. Уход за обувью" в 5 классе  весело , живо и интересно.  Презентация прилагается....

Дидактический материал к конспекту урока по социально - бытовой ориентировке "Обувь. Уход за обувью"

Данный дидактический материал  поможет учителю СБО провести урок  по теме "Обувь. Уход за обувью" в 5 классе  весело , живо и интересно. ...

конспект урока по СБО по теме «Виды обуви и её назначение. Уход за обувью».

Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи урока:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону, знать правила ухода за обувью-способствовать ...

Технология изготовления национальной детской обуви бопук

Тип урока: вариант 1 – нетрадиционный урок-соревнование систематизации и обобщения изученного материала (урок является заключительным в данном разделе программы).Цели: образовательная: обобщить, систе...