Главные вкладки

    Социальные и образовательные эффекты применения элементов проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (интеллектуальное нарушение) на уроках столярного дела.
    проект по технологии (9 класс) по теме

    Канцлер Виктор Викторович

     Педагогические чтения 2016 года

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Слайд №1

    Социальные и образовательные эффекты применения элементов проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (интеллектуальное нарушение) на уроках столярного дела

    Проектная детальность учащихся по теме: «Японские корни русской матрёшки»

    Слайд №2

    Учащиеся 9 класса, знакомясь с жизнью и творчеством Николая Васильевича Гоголя и с его произведением «Майская ночь или утопленница», обнаружили интересный факт об изготовлении в 1909 году, к столетию, со дня рождения автора деревянных кукол, изображающих героев его произведений «Ревизор», «Тарас Бульба».

    Эти куклы заинтересовали нас,  и мы решили узнать историю возникновения деревянных кукол на Руси.

    Слайд №3

    Так мы узнали, что первая русская матрёшка — девочка с петухом была изготовлена токарем Звёздочкиным,

    Слайд №4

    по заказу художника Сергея Малютина,

    Слайд №5

    который был вхож в семью русского мецената Саввы Мамонтова. В 1980 году

    Слайд №6

    Коллекция Саввы была богата разными диковинками. Путешествуя вместе с женой по странам они собирали  и привозили домой запоминающиеся им изделия. На приёме у мецената художника заинтересовали необыкновенные деревянные куклы, привезённые из Японии, забавного божка Фукуруму.

    Слайд №7

    Это лысоватый старичок, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. Его голова была вытянутой от многочисленных раздумий вверх. Игрушка понравилась всем. Сергей Малютин решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал. Получилось у него следующее

    Слайд №8

    Это и была первая матрёшка. Чёрный петух в её руке символизирует трудолюбие   благосостояние. Внутри у неё было целое семейство, дружное и многочисленное.

    Именно Малютин дал имя новой игрушке и сделал это не случайно. В дореволюционной России  имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь».

    На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что родоначальником русской матрёшки была японская кукла.

    По счастливой случайности в нашем городе, в «Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике» посольством Японии была организована выставка.

    Слайд №9

    Передвижная выставка кукол была организована еще в начале 90-х годов. С тех пор она побывала во многих городах России. Больше всего учащиеся были заинтересованы уникальной коллекцией традиционных кукол Японии.

    С этого началась наша проектная деятельность.

    Цель:

    - привитие трудовых навыков;

    - развитие и коррекция познавательной деятельности на основе изучения истории возникновения русской матрёшки;

     - получение результата в виде конкретного продукта проектной деятельности.

    Проектная деятельность даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, позволяет открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности, чувствовать себя более уверенно в обществе.

    Проектная деятельность нацелена, прежде всего, на результат, который доступен и виден учащимся непосредственно в виде готового продукта.

    Проектную деятельность можно условно разбить на этапы

    1. Этап: мотивация и целеполагание

    Задачи этапа: формирование личностно-значимую цель и образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.  

    Развить желание к творчеству. Сформировать личностно-значимую цель и образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

    На этом этапе была осуществлена совместная деятельность по сбору материала истории японских кукол.

    Ребятам было предложено найти различные варианты образцов кукол, информацию о том, для чего они традиционно использовались.

    После сбора информации, собранная информация была совместно проанализирована.

    Слайд №10

    За сравнительно не долгую историю было сделано множество самых разных матрёшек. Вот некоторые из них:

    Самая большая матрешка — Семеновская — высотой 1 метр, диаметром 0,5 м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1,1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

    Уже в начале 1900-х гг. изготовлением матрешек занялись мастера из Сергиева Посада. Расписывалось матрешка гуашью по дереву. Кроме дерева, использовались и другие материалы: ткань, бумага, жесть, фарфор, папье-маше.

    Роботы мастеров из Сергиева Посада были известны как в России, так и за её пределами. Первые матрешки продавались дорого, но пользовались большим спросом. Заказы на изготовление матрешек стали поступать из Франции, Германии и других стран. В Париже был постоянный магазин с работами российских мастеров. А в 1911 году на Лейпцигской ярмарке появилась даже японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде.

    Куклы в самой Японии имеют глубокую и богатую историю:

    - первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов.

    - для развлечений (существовали бродячие кукольники)

    Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.

    Слайд №11

    Учащихся больше всего заинтересовали кокэси — выточенные из дерева   куклы, покрытые росписью. Они состоят из цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головы. Реже игрушку изготавливают из цельного куска дерева. Характерной особенностью кокэси является отсутствие у куклы рук и ног, что значительно упрощает её изготовление. В наши дни кокэси является популярной сувенирной продукцией.

    Слайд №12

    Учащиеся выбрали понравившиеся им  модели кукол.

    2 этап. Планирование

    Задачи этапа: дать учащимся увидеть ясные очертания не только отдаленной цели, но и ближайших шагов. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе. Появляется не только желание, но и уверенность в своих силах

    Совместно с учащимися была произведена предварительная оценка:

    - времени, необходимого на изготовление,

    - наличие необходимых материалов,

    - инструментов и навыков.

    Были выработаны основные требования и ограничения к изделию: изделие должно быть:

     - прочным,

     - изделие должно выглядеть эстетично,

     - материал для изделия должен быть не дорогим

     - и доступным.

    В результате обсуждения мы выяснили, какие инструменты и материалы необходимо использовать для изготовления японской куклы кокэси в школьной мастерской:

    Слайд №13

    Из всего списка в мастерской не хватало только того, что выделено

    После был осуществлён экономический расчёт.

    Слайд №14

    Для этого нам понадобились метаматематические навыки. Предлагаю вам выполнить его

    При точении заготовки на токарном станке в течение 30 минут электродвигатель мощностью 1,5 кВт израсходовал электроэнергии 1,5кВт. x 0,5ч. = 0,75кВт/ч.

    Стоимость 1 кВт/ч. – 2,25рубля, значит затраты на электроэнергию будут

    0,75кВт. x2,25 руб. = 1,7 рубля.

    Шпаклёвка на клеевой основе 0,05x 65 руб. = 3 рубля.

    Брусок 50х50 0,3м*35р = 12 рублей

    Краски и кисточки в мастерской имеются

    Слайд №15

    Всего затраты составили 1,7+ 3 + 12 = 17 рублей, что в 30 раз меньше стоимости кукол, продающихся в интернет магазинах, где она предлагается за 500 рублей.

    Вывод: сделать своими руками данную игрушку экономически выгоднее, чем купить.

    4. Реализация имеющего плана. Вытачивание заготовок кукол на токарном станке. 

    Задачи данного этапа: сформировать усидчивость, усердие, тщательность, уяснить эстетические требования к конечному результату, художественно-эстетическое восприятие заготовки

    Перед тем, как приступить к работе с токарным станком, повторяются правила техники безопасности.

    Слайд №16, 17

    Ребята их знают и соблюдают.

    Слайд №18, 19, 20

    Учащиеся работают самостоятельно, руководствуясь технологической картой изготовления кокэси.

    Слайд №21

    5. Самооценка и рефлексия 

    Задачи этапа: 

    • этап осмысления,
    • анализа допущенных ошибок,
    • попыток увидеть перспективу работы,
    • оценки своих достижений,
    • чувств и эмоций,
    • возникших в ходе и по окончании работы

    Слайд №22

    Результатом проектной деятельности явился готовый результат:

    Слайд №23

    По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления.

    Результат проектной деятельности был представлен на городской выставке исследовательских и творческих работ (проектов) учащихся и воспитанников образовательных организаций города Тобольска «Я – будущее России» в 2016 году.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Социальные и образовательные эффекты применения элементов проектной деятельности с учащимися с ОВЗ (интеллектуальное нарушение) на уроках столярного дела

    Слайд 2

    Матрёшки к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя (начало XX века) Ревизор, художник Н.Бартрам , Сергиев Посад Тарас Бульба , художник Н.Бартрам , Сергиев Посад

    Слайд 3

    Первая русская матрёшка «Девочка с петухом» Худ. Малютин С.В. Токарь Звездочкин В.П. Мастерская-магазин "Детское воспитание" 1899-1900гг. Москва

    Слайд 4

    Василий Звездочкин , Токарь Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских

    Слайд 5

    Сергей Малютин. Художник

    Слайд 6

    Портрет Саввы Мамонтова

    Слайд 7

    Фукурума

    Слайд 8

    Первая матрёшка

    Слайд 9

    Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник Выставка традиционных кукол Японии

    Слайд 10

    Самая большая матрёшка «Семёновская»

    Слайд 11

    Кокэси

    Слайд 12

    Кокэси

    Слайд 13

    Необходимые инструменты и материалы Столярный верстак Тиски Сверлильный станок с набором свёрел Токарный станок по дереву с набором резцов Напильник Столярная ножовка Шлифовальная бумага Измерительные и разметочные инструменты – циркуль, линейка, угольник, чертилка, карандаш Кисточка Краски Деревянные бруски для заготовок 50х50 мм Шпаклёвка на основе клея ПВА

    Слайд 14

    Экономический расчёт Электродвигатель 1,5 кВт работал 30 минут, с тоимость 1 кВт/ч. – 2,25 рубля Шпатлёвка на клеевой основе стоит 65 руб. за 1 кг. На одну куклу надо 50 г. Брусок 50х50 мм. стоит 35 р. за 1 м. Для одной куклы нам нужно 30 см.

    Слайд 15

    Экономический расчёт Электродвигатель 1,5 кВт работал 30 минут, с тоимость 1 кВт/ч. – 2,25 рубля 1,5 x 0,5 x 2,25 = 1,7 руб. Шпатлёвка на клеевой основе стоит 65 руб. за 1 кг. На одну куклу надо 50 г. 0,05 x 65 руб. = 3 руб. Брусок 50х50 мм. стоит 35 р. за 1 м. Для одной куклы нам нужно 30 см. 0,3м*35р = 12 рублей

    Слайд 16

    Техника безопасности при работе со станком 1. Не включать станок без разрешения учителя. 2. Надежно крепить заднюю бабку станка. 3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин. 4. Надежно крепить заготовку. 5. Перед работой на токарном станке подготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления. 6. Проверить рабочий инструмент. Ручки не должны иметь трещин, должны быть прочно насажены. 7. Заправить одежду. Застегнуть все пуговицы. Длинные волосы убрать под берет.

    Слайд 17

    8. Перед пуском станка надеть защитные очки. 9. В процессе точения периодически останавливать станок и поджимать деталь центром задней бабки, устраняя зазоры. 10. Периодически, по мере срезания поверхности, при остановках станка подводить подручник к поверхности заготовки на 2...3 мм, проворачивать заготовку вручную на 2...3 оборота и надежно крепить подручник. 11. Во время работы не отвлекаться, не отходить от станка. 12. Все настроечные операции проводить только при отключенном и остановленном станке. 13. Не обрабатывать деталь вблизи трезубца. 14. Не останавливать заготовку руками. 15. О всех неисправностях сообщать учителю.

    Слайд 18

    Технологическая карта № п / п Последовательность выполнения операции. Графическое изображение. Инструменты приспособления. 1.1 Отрезать заготовку по длине с учетом припусков на торцах, осмотр ее внешнего состояния, разметка центров вращения заготовки Линейка, карандаш, столярная ножовка 1.2 Придание заготовке формы, близкой к цилиндрической ( сострагивание рубанком рёбер, придание заготовке форму восьмигранника) Рубанок, карандаш, линейка 1.3 Установка заготовки в токарный станок Токарный станок

    Слайд 19

    Технологическая карта (продолжение) 1.4 Выбор и проверка режущих инструментов. Вытачивание заготовки на токарном станке. Выполните черновое и чистовое точение, зачистку шлифовальной шкуркой, отрезание заготовки Токарный станок, набор резцов 2.1 Шлифование заготовки. Проконтролируйте размеры и шероховатость поверхностей обработанной детали Шлифовальная бумага 2.2 Шпатлевание трещин и мелких дефектов Шпаклёвка

    Слайд 20

    Технологическая карта (продолжение) 3.1 Нанесение эскиза рисунка на заготовку карандашом Карандаш 4.1 Раскрашивание заготовки красками Краски, кисточка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация учебной деятельности учащихся на уроке столярного дела.

    В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и шко...

    Воспитательный аспект в работе по теме:«Элементы проектной деятельности на уроках трудового обучения для учащихся с нарушением интеллекта»

    Внедрение элементов проектирования на уроках трудового обучения в коррекционной школе с целью формирования положительной мотивации учащихся....

    Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

    Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

    Доклад «Использование элементов проектной деятельности на уроках швейного дела».

    Обобщение опыта работы по использованию элементов проектной деятельности на уроках швейного дела....