Программа курса "Я - исследователь"
рабочая программа по технологии (6 класс) на тему

Представлена разработка курса по выбору для 6 классов "Я - исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovateli.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

СОГЛАСОВАНА

Заместитель

директора_____И.Т. Клешина

« 30» _августа__2013 г.

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора МОУ «СОШ № 6»

_______________ Т.Н.Барматина

от «30» августа 2013г. № 276

ПРОГРАММА

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по технологии

для   6  класса

« Я исследователь»

на   2013-2014  учебный год.

Учитель: Макеева Наталья Ивановна

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год:  35

Рассмотрена  на заседании методического объединения учителей

Протокол от  «30 »августа  2013г. № 1

г. Нефтеюганск

2013 г

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной проектной деятельности разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта основного общего образования». Программа реализуется в рамках научно-познавательного направления внеурочной деятельности.

Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

3. формирование способности к организации деятельности и управления ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. формирование умения решать творческие задачи.

5. формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Рабочая программа рассчитана  на 35 часов, 1 час в неделю.

Формы контроля:

- входной (анкетирование);

- текущий (работа над докладом);

- итоговый  (доклад, презентация).

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех

своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач

(выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи

(учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и

адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом

учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в

исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные

цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование

исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы,

поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных

познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является

формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся

знаний и способов деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного

образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет

привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,

учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и

самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и

удовлетворения своих потребностей.

Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.        

Программа предусматривает следующие формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

        Материально-техническое  обеспечение исследовательской деятельности:

 электронные пособия:

- энциклопедии,

- Интернет,

- электронная библиотека;

технические средства обучения:

- компьютер,

- проектор,

- экран,

- принтер, ксерокс.

Содержание курса внеурочной деятельности

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

     

Требования к уровню подготовки

Учащиеся  должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов)

Тема занятия

Количество часов

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)

1

2.

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

2

3.

Выбор темы, постановка цели и задач.

2

4.

Выбор путей решения. Составление плана работы.

2

5.

Выдвижение гипотез.

2

6.

Сбор материала.

2

7.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа.

3

8.

Обработка информации.

2

9.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

3

10.

Обобщение материала. Правила оформления материала.

2

11.

Отчёт по собранному материалу

2

12.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2

13.

Требования к оформлению работы. Повторение.

1

14.

Оформление работы на компьютере.

2

15.

Подготовка текста защиты проекта.

2

16.

Подготовка презентации.

2

17.

Защита проекта. Выступление.

3

Учебно-методическое обеспечение

Литература:

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.

2. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

3. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.

4.Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная школа, 2003г. № 12.

5. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»  М.: Русская энциклопедия, 1998г.

6. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.

7. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой  деятельности»  // “Завуч” 2001г. № 1

8. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»

// “Завуч” 2001г. № 1

9. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1

10. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа  2003г.  №2.

11.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа  2006г. №2.

12. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.

13. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.

 Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. интерактивная доска;
  4. Интернет;
  5. электронные обучающие диски.

Календарно-тематическое планирование

6 класс

 №

п./п

Наименование раздела

программы

Тема урока

Кол.

час.

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Дата проведения

план

факт

11

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

Знать: известных исследователей, их достижения

Входной контроль

Беседа

2

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

2

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

Знать: последовательность этапов  исследовательской работы.

Текущий контроль

Тест

3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Выбор темы, постановка цели и задач.

2

Выбор темы, постановка цели и задач.

Знать: правила постановки цели проекта, его задачи

Текущий контроль

Тест

2

Выбор путей решения. Составление плана работы.

2

Выбор путей решения. Составление плана работы.

Знать:  правила составления плана проекта

Текущий контроль

Беседа

5

Выдвижение гипотез.

2

Выдвижение различных гипотез.

Знать: назначение, функции гипотез.

Текущий контроль

Беседа

3

Сбор материала

2

Сбор материала для исследования

Знать:  правила сбора материала для будущего проекта. Выделение главной идеи.

Текущий контроль

Беседа

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа.

3

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа.

Знать:  правила работы в индивидуальной, групповой, коллективной работе.

Текущий контроль

Беседа

Обработка информации.

2

Обработка  собранной информации.

Знать:  Особенности применения полученной информации.

Текущий контроль

Беседа

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

3

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

Знать: понятие эксперимент, его достоинства и недостатки.

Текущий контроль

Беседа

Обобщение материала. Правила оформления материала.

2

Обобщение материала. Правила оформления материала.

Знать:  как правильно обобщать материал. Правильно его оформлять

Текущий контроль

Беседа

Отчёт по собранному материалу

2

Отчёт по собранному материалу

Уметь: сделать отчёт по проделанной работе

Текущий контроль

Беседа

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

Уметь: сделать отчёт по проделанной работе, представить его.

Текущий контроль

Беседа

Требования к оформлению работы. Повторение.

1

Требования к оформлению работы. Повторение.

Знать: требования к оформлению работы.

Текущий контроль

Беседа

Оформление работы на компьютере.

2

Оформление работы на компьютере.

Уметь: Оформлять работу на компьютере.

Текущий контроль

Беседа

Подготовка текста защиты проекта.

2

Подготовка текста защиты проекта.

Уметь: подготавливать презентацию для защиты своей проектной работы.

Текущий контроль

Беседа

Подготовка презентации

2

Подготовка презентации

Уметь: подготавливать презентацию для защиты своей проектной работы.

Текущий контроль

Беседа

Защита проекта. Выступление.

2

Защита проекта. Выступление.

Уметь: защитить проект.

Итоговый контроль

Защита проекта

Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)

1

5.09

2.

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

2

12.09

19.09

3.

Выбор темы, постановка цели и задач.

2

26.09

3.10

4.

Выбор путей решения. Составление плана работы.

2

10.10

17.10

5.

Выдвижение гипотез.

2

24.10

31.10

6.

Сбор материала.

2

14.11

21.11

7.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа.

3

28.11

5.12

8.

Обработка информации.

2

12.12

19.12

9.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

3

26.12

10.

Обобщение материала. Правила оформления материала.

2

11.

Отчёт по собранному материалу

2

12.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2

13.

Требования к оформлению работы. Повторение.

1

14.

Оформление работы на компьютере.

2

15.

Подготовка текста защиты проекта.

2

16.

Подготовка презентации.

2

17.

Защита проекта. Выступление.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"

Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...

программа курса по выбору "Азбука юного исследователя"

Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация детской исследовательской деятельности. В последнее время в ученической среде прослежив...

Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности «Жизнь вокруг нас» для обучающихся 6 классов

Программа курса «Юный исследователь» внеурочной познавательной деятельности  «Жизнь вокруг нас»  для обучающихся 6  классов...

Рабочая программа курса внеурочной проектной деятельности «Мы – исследователи» 5 класс

Проект – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения выполненная под руководством учителя. Рабочая программа  курса внеурочной проектной деятельности «Мы – и...

Программа курса по истории для 10 класса «Я - исследователь»

    Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сл...

Рабочая программа курса "Юный исследователь по физике"

Рабочая программа курса "Юный исследователь по физике"...