программа курса по выбору "Азбука юного исследователя"
элективный курс (9 класс) на тему

Балакина Наталья Михайловна

Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация детской исследовательской деятельности. В последнее время в ученической среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии. Несмотря на это - внеурочная работа учащихся - благоприятная почва для решения этих задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_po_vyboru.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      

Управление образования

администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа

МОУ ДПО «Научно-методический центр

МОУ «Основная общеобразовательная школа № 7»



«Азбука юного исследователя»
Программа курса по выбору


Составитель:
Н. М. Балакина,

учитель русского языка и литературы

Ленинск-Кузнецкий

2011

Автор: Н. М. Балакина – учитель русского языка и литературы

              МОУ «Основная общеобразовательная школа № 7»

Рецензент: С. В. Данилова, заместитель директора по воспитательной  

                           работе и соц. вопросам филиала ТГАСУ в городе      

                           Ленинске-Кузнецком, кандидат филологических наук,

                           доцент.

Программа Н.М. Балакиной предполагает широкое использование индивидуального подхода и пристальное внимание на мотивацию учебной деятельности учащихся, имеет практическую ценность, так как может широко применяться в основной общеобразовательной школе при изучении гуманитарных предметов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

Управление образования

Ленинск-Кузнецкого городского округа

2011

Пояснительная записка

        Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация детской исследовательской деятельности. В последнее время в ученической среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии. Несмотря на это - внеурочная работа учащихся - благоприятная почва для решения этих задач.
        Исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования: повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета - учит взаимодействовать с учителями и учеными. 
        Организация исследовательской деятельности в течение учебного года в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный обучающийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
      Курс по выбору «Азбука юного исследователя» по организации исследовательской работы обучающихся 8-9 классов является составной частью системы обучения русскому  языку и литературе в общеобразовательной школе.

         Новизна программы заключается в подходе – в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью учащихся  общеобразовательной школы.

Цель  курса по выбору:
- развитие исследовательских способностей учащихся;
- формирование навыков работы с научной литературой;
- формирование у учащихся потребности в систематическом, самостоятельном пополнении знаний по различным отраслям науки;
- приобретение навыков публичной защиты своего труда.

Задачи:
- содействовать становлению личности учащихся через исследовательскую деятельность;

- помочь школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
- научить учащихся написанию исследовательской работы;
- сформировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики.
        В ходе реализации задач  курса по выбору на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: беседы, практикумы, тренинги, исследования, проекты, моделирование, постановка и решение исследовательских задач. В этом случае учитель и ученик выступают как партнеры, в результате чего выстраиваются доверительные и продуктивные субъект-субъектные отношения, влияющие на положительный реальный результат исследовательской деятельности обоих субъектов.

Программа рассчитана на 34 часа: 15 теоретических и 19 практических.

Курс включает обучение учащихся выполнению действий по исследовательской работе в соответствии с общими правилами научного исследования. Систему действий школьника можно представить в виде следующего алгоритма: выбор темы исследования; выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования, отбор и структурирование материала.
Особенностью обучения по данному курсу являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование индивидуального подхода.

        Исходя из этих целей, формируются следующие умения:
По окончанию курса по выбору школьники должны научиться:
- подбирать литературу по теме; 
- самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного; 
- правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.; 
- выступать кратко и развернуто по прочитанному; 
- составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме; 
- реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2-3 статьям; 
- обобщать результаты; 
- владеть такими методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.; 
- различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение); 
- методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, моделирование); 
- методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа). 

Структура учебного курса
Раздел 1.


       Что представляет собою  исследование школьника в рамках программы  курса по выбору «Азбука юного исследователя»? Под  исследованием проблемы  понимается поиск информации в различных публикациях, ее накопление и переработка.

Цели и задачи школьного исследования. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования. Цель раздела — ознакомить с основными понятиями научного исследования.

Раздел 2.


Основные этапы, логика построения ученического исследования: понятие о логике исследования, определение темы и проблемы поиска, определение объекта и предмета поиска, выдвижение гипотезы исследования, формулирование целей и задач исследования. 
Цель раздела – научить определять основные этапы ученического исследования.

Раздел 3. 


Определение содержания, структуры, вида исследования; составление плана-графика работы над исследованием.

Цель раздела – научить составлять план-график исследования.

Раздел 4.


Методы и методика школьного исследования: понятие о методах исследования:

- методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

- методы, используемые  на теоретическом уровне исследования  (анализ и синтез, моделирование);

- методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Цель раздела – ознакомить с основными понятиями о методах исследования.


Раздел 5.


Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации:
Источники научной информации. Правила работы в библиотеке. Различные приемы чтения: предварительное чтение; знакомство с приложениями; выборочное чтение; ускоренное чтение; беглый просмотр; работа с текстом.
Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных ресурсах.

Цель раздела – научить школьников правильно работать с источниками информации.

Раздел 6.


Методика работы в архивах, с населением (установление контакта с другими исследователями, знаменитыми людьми, издателями).
Интервьюирование. Определение понятия Интервью. Виды интервью: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, «интервью с письмами в руках», прямые линии.

Анкетирование. Определение понятия анкетирование. Разработка анкеты. Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета.

Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов

для исследования.

Раздел 7.


Описание методики написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения (оформление титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений). Язык и стиль исследовательского реферата.

Цель раздела – научить школьников письменно оформлять результаты исследования.

Раздел 8.

 

Доклад о работе. Составление тезисов доклада.

Цель раздела – обучение окончательной подготовке результатов исследования.

Раздел 9.

Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции: этапы подготовки и проведения публичного выступления, установление контакта с аудиторией, поза, жесты, мимика оратора, анализ ораторской речи, типы ораторов, доклад и речь как жанры делового общения.
Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка презентации исследования.

Цель раздела – научить учащихся правилам защиты исследовательской работы.

Содержание самостоятельной работы учащихся

Задания для самостоятельной работы:
1. Определение темы и проблемы поиска по выбранным темам исследования.
2. Определение объекта и предмета поиска.
3. Выдвижение гипотезы исследования.
4.Формулирование цели и задачи исследования.
5.Определение содержания, структуры, виды исследования.
6. Составление индивидуального рабочего плана исследования.
7. Практика работы в библиотеке. Самостоятельный поиск материалов для исследования в Интернете.
8.Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами.
9. Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной проблемы. 
10. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных данных и их презентация.
11.Подготовка и защита рефератов.

                                               Учебный  план курса

№ п./п.

Содержание занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1

Что представляет собою научное исследование школьника? 
Его цели и задачи. 
Близкая и отдаленная перспектива.
Выбор темы исследования.

2

2

 Лекция с элементами демонстрации
Практикум

2

Основные этапы, логика построения ученического исследования.

2

2

Лекция
Практикум

3

Определение содержания, структуры, вида исследования; 
план-график работы над исследованием.

1

3

Лекция
Практикум

4

Методы исследования (анализ статистических данных, интервью)

2

Лекция

5

Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации. Различные приемы чтения.
Поиск материалов в Интернет-ресурсах.
Практическое занятие в читальном зале библиотеки.

2

2

Лекция
Практикум

6

Методика работы в архивах, с населением. Анкетирование.

2

4

Лекция
Практикум

7

Методика написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. 
Композиция реферата произведения.

2

4

Лекция
Практикум

8

Доклад о работе.
Составление тезисов доклада.

1

1

Лекция
Практикум

9

Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции. 
Подготовка к публичному выступлению. Составление  презентации исследования.

1

1

Лекция
Практикум

15

лекции

19

практикум

Итого:

34

                               

Список литературы

1. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии/Е. В. Васильева// «Исследовательская работа школьников».- М.: «Народное образование, № 3, 2004 .- С 21-32.
2. Васильева Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве/Е. В. Васильева// «Народное образование, № 4, 2004.- С 116-118.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/А. В. Леонтович // Народное образование, № 10, 1999. – С. 12-14.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей/А. В. Леонтович. – М., МГДД (Ю) Т, 2002. - 110 с.
5. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе./Н. А. Логинова// Психологический журнал. 2000, том  21, №  5.
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/А. С. Обухов// Народное образование, № 10, 1999.
7. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] /А. Н. Поддъяков// Magister.- 1999.- № 1.- C. 85-95.
8.Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
9.Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении/ А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. - С. 34-45.
10.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/А. И. Савенков. – М.: «Сентябрь», 2003.
11.Савенков А.И. Исследовательское обучение и развитие в современном образовании/А. И. Савенков // «Исследовательская работа школьников». - М «Народное образование, №1 2004 .- С 22-32

Азбука юного исследователя [Текст]: Программа курса по выбору Сост. Н. М. Балакина.-Ленинск-Кузнецкий, 2011.-

Ответственный редактор: Н. М. Шнайдер, заместитель директора по                        

                                             учебно-воспитательной работе МОУ «Основная

                                             общеобразовательная школа № 7»

Технический редактор: С. В. Мальчук, учитель информатики и ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Юные естествоиспытатели"

Главное назначение данного курса заключается в формировании навыков исследовательской деятельности у младшего школьника.Курс ориентирован на развитие природной потребности ребенка в проведении эк...

"Исследование условий, необходимых для прорастания семян". Технологическая карта занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"

Материал  "Исследование условий, необходимых  для прорастания семян"представляет собой технологическую карту открытого занятия по программе внеурочной деятельности "Клуб юных исследователей"...

программа занятий учебной группы "Юные исследователи природы"

Дополнительная общеразвивающая  программа "Юные исследователи природы", срок реализации 5 лет...

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь»

Программа по внеурочной деятельности для 1,4 классов «Юный исследователь»2015-2016 учебный год...

Программа внеурочной деятельности «Я – юный исследователь природы Кузбасса», направленная на формирование экологической культуры, патриотизма и гражданской позиции обучающихся 5-9 классов

Программа внеурочной деятельности рассчитана на обучающихся 5-9 классов и включает в себя разделы, связанные с такими науками как биология, география и химия. Изучение данного курса способствует не то...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Юный исследователь". Точка Роста.

Данная рабочая программа предусматривает активную исследовательскую деятельность учащихся с использованием микроскопов и оборудования " Точки  Роста". Материал, который придется детальн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физик-исследователь"

Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Физик-исследователь", "Физика вокруг нас"...


 

Комментарии

Балакина Наталья Михайловна

Курс по выбору «Азбука юного исследователя» по организации исследовательской работы обучающихся 8-9 классов является составной частью системы обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной школе.
Новизна программы заключается в подходе – в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью учащихся общеобразовательной школы.