Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"
рабочая программа по географии
Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Междуреченского городского округа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20» (МБОУ Лицей № 20) |
Принята на заседании Педагогического совета от 24 апреля 2023 г. Протокол № 4 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Лицей №20 И.Г. Бозина Приказ № 164 от 18 мая 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Эколог-исследователь»
Возраст учащихся: 11 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Кузнецова Ольга Андреевна,
учитель географии
Междуреченский городской округ, 2023
Оглавление | |
Паспорт программы………………………………………………………………………… | 3 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы……………………………….. | 5 |
| 5 |
Направленность программы…………………………………………………………... | 5 |
Актуальность программы……………………………………………………………… | 5 |
Отличительные особенности программы…………………………………………….. | 5 |
Адресат программы……………………………………………………………………. | 6 |
Объём программы……………………………………………………………………… | 6 |
Формы обучения и виды занятий по программе……………………………………... | 6 |
Срок освоения программы…………………………………………………………….. | 7 |
Режим занятия………………………………………………………………………….. | 7 |
| 7 |
| 8 |
Учебный план…………………………………………………………………………… | 8 |
Содержание учебного плана…………………………………………………………… | 9 |
| 11 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………... | 11 |
Календарный учебный график………………………………………………………… | 11 |
Условия реализации программы………………………………………………………. | 12 |
Этапы и формы аттестации…………………………………………………………….. | 12 |
Оценочные материалы…………………………………………………………………. | 13 |
Методические материалы…………………………………………………………….... | 14 |
Список литературы………………………………………………………………………….. | 16 |
Приложение №1……………………………………………………………………………... | 17 |
Приложение №2…………………………………………………………………………....... | 18 |
Паспорт программы
Наименование программы: |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследоватль» |
Разработчик программы: |
Кузнецова Ольга Андреевна, учитель географии |
Ответственный за реализацию программы: |
Кузнецова Ольга Андреевна, учитель географии |
Образовательная направленность: |
естественнонаучная |
Цель программы: |
знакомство учащихся с основными современными методами исследования через изучение флоры, фауны и экосистем в целом. |
Задачи программы: |
Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
способствовать формированию творческого подхода учащихся к решению различных задач. |
Возраст учащихся: |
от 11 до 14 лет |
Год разработки программы: |
2021, внесены изменения 2022, 2023 |
Сроки реализации программы: |
1 год (всего 72 часа в год) |
Нормативно-правовое обеспечение программы: |
|
Методическое обеспечение программы: |
|
Рецензенты: Внутренняя рецензия: Юрченкова Наталья Викторовна, заместитель директора по УВР |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» имеет естественнонаучную направленность и реализуется в рамках модели «Диалог наук» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог - исследователь» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» (далее ДООП) имеет естественнонаучную направленность.
Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в области наук о природе и экологии, в интеллектуальном и нравственном совершенствовании за рамками основного образования.
Реализация ДООП не нацелена на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Актуальность программы
В современном мире становится всё более актуальным «экологичный» подход, который распространяется на многие сферы человеческой деятельности. Это связано с теми последствиями, с которыми сталкивается человечество из-за увеличившейся в последние десятилетия антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Но одного осознания проблем мало. Для выработки собственной «экологической» осознанной позиции и стратегии поведения важно понимать механизмы, приведшие к проблеме, причинно-следственные связи, а также те последствия, к котором в дальнейшем они могут привести. В этом плане собственная проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из лучших способов на практике получить эти знания.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог – исследователь» имеет стартовый уровень сложности.
Отличительной особенностью данной программы является интеграция теории и практики из различных областей знаний, таких как экология, ботаника, зоология, микробиология, почвоведение и других. В ходе занятий по программе у учащихся появляется возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Педагогическая обоснованность построения программы
Предлагаемая программа ориентирована на формирование метапредметной компетентности учащихся, необходимой во всех видах деятельности.
Новизна программы заключается в проектном подходе. Организация проектной и исследовательской работы дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Работая над собственными проектами, добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Программа построена таким образом, что позволяет постепенно включать детей в проектную и исследовательскую деятельность, по мере накопления теоретических знаний и развитию исследовательских умений.
Практическая значимость программы
Полученные при обучении по программе «Эколог - исследователь» знания и навыки в исследовательской и проектной деятельности помогут учащимся как в творческой деятельности, так и при дальнейшем выборе профессиональной сферы деятельности в естественнонаучном направлении.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь» разработана для учащихся в возрасте 11 –17 лет. Формирование групп происходит в соответствии с возрастом и умениями учащихся. Возможно комплектование смешанных групп с применением заданий разного уровня сложности при создании творческих проектов.
Занятия проводятся в группах из 15 человек. Программа также предусматривает возможность проведения занятий в подгруппах от 3 до 6 человек (создание проектов, исследовательская деятельность).
Для обучения принимаются все желающие при наличии сертификата дополнительного образования в соответствии с Правилами приема в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№20» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями через индивидуальный образовательный маршрут с учетом их психофизиологических особенностей. В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.
Объём программы
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» составляет 72 часа в год.
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения по программе – очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Реализация программы предусматривает организацию и проведение (воспитательных) мероприятий, направленных на совместную деятельность учащихся и родителей (законных представителей).
Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог – исследователь»:
- Мини-лекции
- Мастер-класс
- Игра
- Конкурс
- Фестиваль
- Квиз
Типы занятий:
- Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
- Подача нового материала;
- Повторение и усвоение пройденного материала – мониторинг и проверочные работы, анализ полученных результатов;
- Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа учащегося под руководством педагога;
- Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа учащегося, использующего на практике приобретенных знаний.
Срок освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» составляет 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся либо 2 раза в неделю по 1 академическому часу, либо 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут каждое. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью не менее 5 минут. Во время занятий предусмотрены динамические паузы, физминутки.
Также возможно обучение методом погружения в каникулярное время, на выездных проектных семинарах.
Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Программа также предусматривает возможность проведения занятий в подгруппах от 3 до 6 человек (создание проекта).
В дистанционном режиме проводятся занятия во время карантина, морозов, при отсутствии учащегося на занятии (по причине болезни, отъезда и др.), при подготовке учащихся к различным конкурсам, а также для углубленного изучения тем программы. С данной целью применяется информационно-коммуникационная платформа «Сферум».
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.
Организация обучения по программе осуществляется на базе МБОУ «Лицей № 20».
Зачисление учащихся в МБОУ «Лицей № 20» осуществляется на основании заявления родителей и наличии сертификата дополнительного образования.
Цель и задачи программы
Цель: знакомство учащихся с основными современными методами исследования через изучение флоры, фауны и экосистем в целом.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с научными понятиями и терминами в области экологии, ботаники, зоологии;
- обучить учащихся методам полевых ботанических, зоологических, общеэкологических исследований;
- познакомить учащихся с основными методами изучения живой и неживой природы с последующим самостоятельным применением их на практике;
- познакомить учащихся с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
- научить учащихся формулировать тему исследования, ставить цель и задачи исследования, находить и обрабатывать информацию, анализировать данные, полученные в ходе поиска и делать выводы;
- формировать практические навыки учащихся в области исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям и бережного отношение к окружающей среде;
- формирование инициативности учащихся;
- воспитывать целеустремлённость, терпение, усидчивость;
- воспитать у учащихся культуру проектной деятельности.
Развивающие:
- формировать и развивать познавательную самостоятельность учащихся, желание заниматься исследовательской работой, положительную мотивацию в учебной деятельности;
- развить коммуникативные способности учащихся;
- формировать психологическую устойчивость учащихся в ситуации публичного выступления;
- способствовать формированию творческого подхода учащихся к решению различных задач.
Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | Опрос | |
1. | Раздел «Экология – как наука» | 3 | 3 | - | Опрос |
Экология – как наука. | 1 | 1 | - | ||
Цели, задачи экологии. | 2 | 2 | - | ||
2. | Раздел «Экологический мониторинг» | 12 | 3 | 9 | Практическая работа |
Методика экологического мониторинга | 8 | 2 | 6 | ||
Городская экосистема | 4 | 1 | 3 | ||
3. | Раздел «Основы почвоведения» | 12 | 3 | 9 | |
Почва и её свойства | 6 | 2 | 4 | ||
Биондикация плодородия и загрязненности | 6 | 1 | 5 | ||
4. | Раздел «Экология гидросферы» | 11 | 3 | 8 | Защита проекта |
Загрязнение водных объектов города и пригородной черты | 6 | 2 | 4 | ||
Определение качества воды по микро и макробиоте | 5 | 1 | 4 | ||
5. | Раздел «Технологии в растениеводстве» | 12 | 3 | 9 | Практическая работа
|
Информационные технологии в растениеводстве | 8 | 3 | 6 | ||
Метод выращивания растений: аэропоника и гидропоника | 4 | 1 | 3 | ||
6. | Раздел «Современные методы биологических исследований» | 12 | 4 | 8 | |
Метод морфологического анализа | 6 | 2 | 4 | ||
Метод дифференциального центрифугирования | 6 | 2 | 4 | ||
7. | Раздел «Экологический практикум» | 9 | 0 | 9 | |
Теоритический этап | 4 | 0 | 4 | ||
Практический этап | 5 | 0 | 5 | ||
Итого: | 72 | 20 | 52 | ||
Содержание учебного плана
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. (1ч.)
Теория. Знакомство с учебным планом программы. Правила работы с весами, правила работы в лаборатории. Организация рабочего места. Правила санитарии и охрана здоровья. Травматизм и его предупреждения. Техника безопасности.
Форма контроля. Опрос
Раздел 1. Экология – как наука.(3ч.)
Тема Экология – как наука.(1ч.)
Теория: Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки.
Форма контроля. Опрос.
Тема Цели, задачи экологии (2ч.)
Теория. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса.
Форма контроля. Опрос.
Раздел 2. Экологический мониторинг. (12ч.)
Тема Методика экологического мониторинга (8ч.)
Теория: Определение понятия «экология». Основные экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Виды и методы экологического мониторинга.
Практика: Поиск информации за предыдущие годы о состоянии выбранных объектов города и пригородной черты, требующих изучения влияния антропогенных факторов и ведения мониторинга.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Городская экосистема (4ч.)
Теория: Экологические факторы и особенности выживания природных объектов.
Практика: Составление карты-схемы предприятий, влияющих на окружающую среду выбранного района.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 3. Основы почвоведения. (12 ч.)
Тема Почва и её свойства (6ч.)
Теория: Состав почв. Экологические функции почвы.
Практика: Анализ состава почв с разных участков города. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Определение засоленности почвы по солевому остатку.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Биондикация плодородия и загрязненности (6ч.)
Теория: Плодородие почв. Почвенный мониторинг.
Практика: Определение содержания воздуха в образце почвы. Определение содержания воды в образце почвы.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 4. Экология гидросферы. (11 ч.)
Тема Загрязнение водных объектов города и пригородной черты (6ч.)
Теория: Понятие о гидросфере. Роль гидросферы. Водные ресурсы. Экологические проблемы гидросферы. Загрязнение водных ресурсов.
Практика: Характеристика загрязнений водных объектов. Наблюдение за составом атмосферных осадков. Исследование проб дождя, снега.
Форма контроля. Защита проекта
Тема Определение качества воды по микро и макробиоте (5ч.)
Теория: Виды загрязнения воды: физическое, тепловое, биологическое, химическое, органическое, поверхностное. Основные источники загрязнения и засорения водоемов.
Практика: Определение качества воды в пресноводном водоеме. Подготовка и презентация проектов «Чистая вода».
Форма контроля. Защита проекта
Раздел 5. Технологии в растениеводстве. (12ч.)
Тема Информационные технологии в растениеводстве (8ч.)
Теория. «Зеленые технологии» и органическое сельское хозяйство. Нанотехнологии.
Практика: Приготовление органической подкормки для растений из навоза (птичьего помета). Закладка и мониторинг компостной кучи.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Метод выращивания растений: аэропоника и гидропоника (4ч.)
Теория. Биотехнологии.
Практика: Анализ биохимического состава почвы с помощью датчиковых систем. Анализ электронного (цифрового) паспорта поля: агрофизический и агрохимический анализ.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 6. Современные методы биологических исследований. (12ч.)
Тема Метод морфологического анализа (6ч.)
Теория: Систематика низших и высших растений, изучения растительного покрова, картографические, индикационные.
Практика: Описание травяных фитоценозов с использованием раункиеровских площадок. Работа с гербарным материалом по выявлению жизненной формы.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Метод дифференциального центрифугирования (6ч.)
Теория: Метод хроматографического анализа, метод микроскопирования.
Практика: Изучение особенностей строения и функционирования микроскопических живых объектов под влиянием измененных факторов среды.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 7. Экологический практикум. (9ч.)
Тема Теоретический этап (4ч.)
Практика: Постановка и определение цели и задач собственного исследования по теме. Выдвижение гипотезы экологического исследования. Формирование и способы проверки гипотезы. Этапы работы над исследованием.
Форма контроля. Защита проекта
Тема Практический этап (5ч.)
Практика: Выдвижение гипотезы экологического исследования. Проведение исследование. Оформление исследовательской работы. Презентация проекта.
Форма контроля. Защита проекта
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения учащиеся овладевают
следующими компетентностями
Предметные (образовательные):
- знание основных понятий и терминов в области экологии, ботаники, зоологии;
- знание принципов и правил исследовательской деятельности;
- знание методов полевых ботанических, зоологических, общеэкологических исследований;
- умение выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области;
- умение формулировать тему исследования, ставить цель и задачи исследования;
- знание основных методов изучения живой и неживой природы;
- знание особенностей профессии биолога, как ученого;
Метапредметные:
- знание культуры проектной деятельности: ценностное отношение к проектной деятельности;
- способность работать с различными источниками информации;
- умение аналитически оценивать собственную деятельность.
- социальная активность;
Личностные:
- положительная мотивация к научно-исследовательской и познавательной деятельности;
- практические навыки в области исследовательской деятельности;
- умение презентовать результаты собственной деятельности;
- чувство ответственности и бережное отношение к окружающей среде.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается и утверждается заместителем директора МБОУ «Лицей № 20» по УВР.
Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года - 4 сентября, окончание учебного года– 25 мая.
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 1 год обучения | 72 часа | 36 | 2 раза в неделю по 1 часу либо 1 раз в неделю по 2 часа | 72 либо 36 |
В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Условия реализации программы
Содержание условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по программе. Данная программа рассчитана на реализацию в условиях МБОУ «Лицей № 20».
Материально-техническое обеспечение.
В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы. Для успешной реализации программы необходимо:
- оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья, стенды, шторы-затемнения);
- технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, весы лабораторные аналитические, мини –экспресс-лаборатории («Физико-химический анализ воды» и «Биологический анализ воды»), центрифуга лабораторная, люксметр).
Информационное и учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, пособия, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП).
Кадровое обеспечение:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А с уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.
Этапы и формы аттестации
Вид контроля | Тема и контрольные измерители аттестации | Форма контроля |
Входной контроль | Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. - знание правил поведения на занятиях; - знание техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. | Опрос |
Текущий контроль | Раздел 1. Экология – как наука. -знание основных понятий и терминов в области экологии -знание целей и задач экологии | Опрос |
Текущий контроль | Раздел 2. Экологический мониторинг. - знание современных экологических проблем; - знание методов экологического мониторинга. | Практическая работа |
Раздел 3. Основы почвоведения. - умение определять содержание воздуха в образце почвы; - умение определять содержание воды в образце почвы; - умение определять засоленность почвы по солевому остатку. | ||
Промежуточная аттестация | Раздел 4. Экология гидросферы. - описание физического, теплового, биологического, химического, органического, поверхностного загрязнения воды в исследуемых образцах. | Защита проекта |
Текущий контроль | Раздел 5. Технологии в растениеводстве - качество созданной подкормки для растений; - точность анализа состава почвы; - умение работать с паспортом поля. | Практическая работа |
Раздел 6. Современные методы биологических исследований. - работа с гербарным материалом по выявлению жизненной формы - качество изучение растительного покрова; - умение систематизировать растения. | ||
Аттестация по завершению реализации программы | Раздел 7. Экологический практикум. - умение презентовать свой проект (умение публично выступать, аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы). | Защита проекта |
Оценочные материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколог - исследователь» осуществляется посредством следующих разработок:
- Опрос «ТБ при работе в лаборатории»;
- Тест «Экологический мониторинг»;
- Практическая работа по теме «Основы почвоведения»;
- Практическая работа по теме «Современные методы биологических исследований»;
- Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы»;
- Диагностическая карта «Защита творческих и исследовательских проектов».
Методические материалы
Учебно-методический комплекс к программе «Эколог - исследователь» включает:
- Сборник тестовых заданий к теме: «Экологический мониторинг»;
- Методическая разработка учебного занятия по теме «Основы почвоведения»;
- Методическая разработка учебного занятия по теме «Современные методы биологических исследований»;
- Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы».
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма аттестации |
1 | Тема: Экологический мониторинг | Практическая работа, мини-лекция | Индивидуальная работа, работа в группах | Распечатанные практические заданий по теме: «Экологический мониторинг» | Ноутбук, карта-схема предприятий | Практическая работа |
2 | Раздел «Основы почвоведения» | Практическая работа | Индивидуальная работа, работа в группах | Распечатанные практические заданий по теме: «Основы почвоведения» | Ноутбук, портативная комплект-лаборатория для почв, центрифуга лабораторная | Практическая работа |
3 | Раздел «Современные методы биологических исследований» | Практическая работа | Индивидуальная работа, работа в группах | Распечатанные практические заданий по теме: «Современные методы биологических исследований. | Ноутбук, гербарный материал | Практическая работа |
4 | Раздел «Экология гидросферы» | Практическая работа, самостоятельная работа | Индивидуальная работа, работа в группах | Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы | Ноутбук, проектор, лабораторная посуда, фильтры, стенды для защиты докладов, | Защита проекта |
Список литературы
для педагога:
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. Как найти интересную тему для исследовательских работ учащихся//Справ. зам. дир-рашколы.#8470;#1057;.58.
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. Как оформить результаты учебного исследования// Справ. зам. дир-рашколы.#8470;#1057;.97.
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. С чего начать учебное исследование// Справ. зам. дир-рашколы.#8470;11,#1057;.84.
- Грачёва И.Н. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения биологии // Биология (ПС).#8470; С.49.
- Клёнова Н.В. Как оценивать результаты обучения школьников по дополнительным образовательным программам// Народное образование.#8470;#1057;.165-174.
- Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников (приёмы).// Школьный психолог. 2008. № #1057;.19-30.
- Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Начальная школа. 2007. №2. - С.17.
- Сырицына С.И. Организация исследовательской деятельности учащихся //Управление школой. 2009. №#1057;.-8.
для учащихся:
- Артёмов И.А. Иллюстрированная энциклопедия растительного мира Сибири– Новосибирск: Арта, 2009. – 392 с.
- Красная книга города Кемерово и Кемеровского района Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов –Кемерово, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2017. -195 с.
- Красная книга Кемеровской области: Т.1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов, 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. -208 с.
- Краснобородов И.М. Определитель растений Кемеровской области. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 477 с.
- Петунин О.В. Экология Кемеровской области: рабочая тетрадь для учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. -48 с.
- Растения Кузбасса: рабочая тетрадь – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. -70с.
- Растения Кузбасса: учебное – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. -196с.
Приложение №1
Список терминов:
Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.
Бота́ника — наука о растениях, раздел биологии.
Зооло́гия — наука о представителях царства животных, в том числе человеке.
Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Биотехноло́гия — «искусство, мастерство, способность», λόγος — «слово, смысл, мысль, понятие») — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Нанотехноло́гия — область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.
Приложение №2
Критерии оценивания сформированных компетенций учащихся по программе
Критерий оценки | Сформирован 0-1 балл (низкий уровень) | На стадии формирования 2-3 балла (средний уровень) | Не сформирован 4-5 баллов (высокий уровень) |
знание современных экологических проблем | |||
знание методов экологического мониторинга. | |||
умение определять содержание воздуха в образце почвы | |||
умение определять содержание воды в образце почвы | |||
умение определять засоленность почвы по солевому остатку | |||
умение работать с гербарным материалом по выявлению жизненной формы | |||
умение описывать физические, тепловые, биологические, химические, органические, поверхностные загрязнения воды в исследуемых образцах | |||
умение публично выступать | |||
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения | |||
умение отвечать на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Трудности русского языка», по предмету «Русский язык» Базовый уровень, среднее общее образование,
по предмету "Русский язык"...

Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....
