Опыт использования ресурсов сетевого взаимодействия в организации проектной деятельности.
статья по технологии ( класс) на тему

Николаева Марина Ивановна

Обобщение опыта использования ресурсов сетевого взаимодействия в организации проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_ispolzovaniya_resursov_setevogo.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ СЕТЕВОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года воспитание детей и молодежи рассматривается как один из основных стратегических факторов развития инновационной экономики страны, один из основных приоритетов деятельности образовательных учреждений. А. Асмолов считает, «сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Ученые прогнозируют, что сегодняшним школьникам придется работать по специальностям, которых пока просто нет, о которых мы даже не подозреваем» [1]. И вполне обоснованно, что реализация новых образовательных стандартов предполагает наряду с учебными ситуациями, типовыми задачами применение проектной деятельности.

Проект — это самостоятельная работа учащегося, выполняемая под руководством учителей, при помощи родителей (М. Б. Павлова) [2]. Выполнение любого проекта обучающимся, как правило, выходит за рамки урока. И здесь целесообразно использования ресурсов сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования.

Положительный момент работы школы, в том, что работая в инновационном режиме, коллектив педагогов находится в постоянном поиске наиболее актуальных путей развития своей деятельности. Одним из направлений работы опытно-экспериментальной площадки в школе на протяжении пяти лет является использование проектного метода обучения. С 2009–2010 учебного года для учащихся 8-х классов МБОУ «СОШ № 89 с углубленным изучением отдельных предметов» введен курс «Основы проектной деятельности», на котором учащиеся выполняют различные виды проектов. Информационный, прикладной, творческий, исследовательский — проекты, которые реализуют ученики при изучении данного курса. Кто попробовал один раз успешно создать проект, тот никогда не остановится на достигнутом. Конкурсы, где можно показать свою состоятельность являются большим стимулом для ученика и педагога. Свои проекты ученики представляют на ставшем уже традиционном открытом школьном «Фестивале проектов».

Проектный метод активно применяется на ориентационном курсе «Основы профессионального выбора». В процессе изучения курса учащиеся выполняют индивидуальные и групповые проекты, что позволяет решить большую часть задач в профессиональном самоопределении старшеклассников. Как результат изучения курса проходит общешкольное профориентационное мероприятие «Путь к успеху», где представляются наиболее интересные проекты.

 Школа взаимодействует с учреждением дополнительного образования «Станция юных техников» и в рамках сетевого взаимодействия осуществляется проектная деятельность не только в начальных классах, но и в классах средней и старшей ступени. Проектная деятельность в школе уже на данный момент носит системный и целенаправленный характер. Как рекомендуют авторы-разработчики ФГОС « решение задачи развития универсальных учебных действий в образовательном учреждении происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности в рамках надпредметных курсов и дисциплин» [1].

Таким образом, к 2013–2014 учебному году можно констатировать следующие эффекты сетевого взаимодействия школы с учреждениями дополнительного образования:

  • реальные высокие результаты учащихся нашей школы во Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, на которой помимо теоретического и практического туров оцениваются прикладные проекты. На протяжении многих лет ученики школы становятся победителями и призерами муниципального и республиканского туров олимпиадного движения, а в последние четыре года представляют республику на заключительном этапе Российского уровня, достойно представляя уровень технологической подготовки, являясь номинантами за «Лучший проект и его практическое воплощение» (Обухова Александра, ученица 11б класса, 2010), «Оригинальная идея» (Сидельникова Елена, ученица 9б класса, 2012) становятся призерами олимпиады (Сидельникова Елена, ученица 10б класса, 2013);
  • использование проектной деятельности в профессиональном самоопределении школьников дает возможности для более полного раскрытия потенциала подростков, активизации их мышления и осознания ими ответственности за принятие решения в выборе будущей профессии и, как следствие, обдуманный вариант подбора профессионального образовательного учреждения;
  • формирование универсальных учебных действий школьников второй ступени образования, которые обучаются по новым школьным стандартам.

Опыт работы школы показывает, что сетевое взаимодействие образовательных учреждений в условиях модернизации образования – это действенный механизм внедрения ведущих идей современного образования.

Список литературы

  1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. 2009. № 4. С. 18–22. 
  2. Павлова М. Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И. А. Сасовой. — М.: Вентана-Граф, 2003. 296 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по организации проектной деятельности по теме «Моя родословная: семейный архив»

Данная работа была представлена на I Всероссийском заочном профессиональном педагогическом Интернет-конкурсе «Творческая педагогическая мастерская» в номинации «Инновации и эксперименты», где заняла ...

Опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся по теме «Моя родословная: семейный архив»

В статье описан опыт работы по организации проектной деятельности обучающихся при изучении родословия...

Опыт организации проектной деятельности учащихся

Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, активизации познавательной активности и прио...

Сетевое взаимодействие при организации внеурочной деятельности образовательной организации в условиях отдаленности территории

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается в качестве наиболее актуальной, оптимальной, эффективной формой достижения целей в любой сфере, в том числе образовател...

«Организация сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Ангарска по эколого - валеологическому образованию»

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является...

СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

У системы дополнительного образования будет появляться всё больше конкурентов в негосударственном секторе, которые будут давать детям более профессиональную подготовку. Программы негосударственных учр...