План конспект урока технологии по материаловедению "Ткачество " 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс) на тему

Николаева Марина Ивановна

Разработка урока технологии "Ткачество" 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Технология

Класс: 7

Раздел: Материаловедение

Тема: Ткацкие переплетения

Цели: 

1.Ознакомить с главными ткацкими переплетениями и научить их выполнять.

Информировать учащихся о профессиях ткацкого производства.

2. Способствовать развития мышления, речи, творческих способностей, формированию навыков самоконтроля.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду людей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: комплект наглядных пособий по материаловедению, ММ презентация «Ткацкие переплетения», РМ «Классы ткацких переплетений», образцы гобеленов, лупы, раздаточный материал для учащихся (см. приложения).

Ход урока:

№ п/п, дозировка времени.

Этапы урока,

 заметки для

учителя

Содержание урока

1.      1мин

Оргмомент.

Здравствуйте! Подравнялись. Улыбнулись. Садитесь.

2.

12 мин

3.

28 мин

4.

28 мин

5.

3 мин

6.

1 мин

7.

2 мин

8.

11 мин

Презентация нового материала.

СЛАЙД №1

СЛАЙД №2

тетрадь

                 

                ?

СЛАЙД №3

СЛАЙД №4, №5, №6, №7

СЛАЙД № 8

Тетрадь

Практика под руководством учителя.

                     

СЛАЙД № 9

СЛАЙД №10

СЛАЙД № 11

СЛАЙД № 12

               

                    ?

Работа в группах на закрепление + физкульт минутка

Независимая самостоятельная практика обучаемых.

Работа в группах

СЛАЙД-видео 1

СЛАЙД-видео 2

                     

                     

                      ?

Работа в группах

СЛАЙД №13

Закрепление+ физкультминут-ка

Самоконтроль и самооценка результатов работы.

СЛАЙД №14

Подведение итогов занятия

Определение домашнего задания.

СЛАЙД №15

Контроль знаний учащихся.

                   

                       ?    

Сегодня поговорим об очень интересном процессе, который является  и ремеслом, и видом декоративно-прикладного творчества и считается крупным производством. Попробуйте угадать, что это такое?

  • когда точно появилось это ремесло неизвестно;
  • в Древней Греции считалось высшим из ремесленных искусств, им занимались даже знатные дамы и секреты этого искусства зашифровано в древнегреческих мифах ;
  • в природе есть такие насекомые, которые считаются виртуозами в данном ремесле;
  • название одной великой страны, связано некоторым образом с этим ремеслом;
  • и последнее: является одним из этапов производства ткани.

Правильно. ТКАЧЕСТВО 

  • По мнению историков, сложно судить о времени зарождения ремесла, корни которого теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы непрочны и недолговечны. Хотя льняная ткань, которой оборачивали мумии фараонов в Древней Египте, сохранилась и не истлела за 2 тысячи лет.

.

  • Любопытно, что ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств. Им занимались даже знатные дамы. В известном произведении «Илиада» Гомера, например, упоминается о том, что Елена, жена царя Спарты Менелая, из-за которой, по преданию, вспыхнула Троянская война, получила в подарок золотое пряслице – грузик для веретена, придававший ему большую инерцию вращения.
  • Пауков называют прирожденными ткачами, паук ткет свою паутину, создавая неповторимый узор. Паутину некоторых видов пауков (нефиллов), используют для получения пряжи.
  • Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Даже греческое название Китая - Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы - шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия.

Результатом ткачества является ткань. Ткань получают путем переплетения. И тема нашего урока:

ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ

Какое переплетение вы уже знаете?

                                                                                     (полотняное)

Полотняное переплетение самое простое, первое которое научился делать человек.

В ткачестве существует 4 класса переплетений:

1. Простые или главные

2. Сложные

3. Мелкоузорчатые

4. Крупноузорчатые

Мы изучим главные ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное.

На магнитной доске:

Попробуйте по фрагменту дорисовать схему переплетения.

Этот фрагмент является раппортом.

Раппорт (R) - это минимальное количество нитей необходимое для законченного ткацкого рисунка.

(К дорисованной схеме прикрепляем магнитные стрелки, обозначающие раппорт.)

На схеме показано: Раппорт полотняного переплетения. Он обозначает:

R=R=2

Ученицам раздать таблицы для заполнения (см. приложение №1)

Заполняют таблицу по информационным листам (см. приложение №2)

 Проверка.

Полотняное переплетение:

  • R=2
  • основная и уточная нить чередуются через одну
  • «+» ровная матовая поверхность, прочное переплетение, малая растяжимость и низкая осыпаемость нитей.
  • «-» жесткая, плохо драпируется.
  • Ассортимент: бязь, ситец, батист, крепдешин.

  Саржевое переплетение:

  • R=3
  • Нити основы перекрывают две нити утка, пропуская одну. На ткани образуется рубчик по диагонали.
  • «+» ткань мягкая и эластичная
  • «-» менее прочное переплетение, сильнее осыпаются нити
  • Ассортимент: саржа, кашемир, шотландка, фланель, бумазея.

   Сатиновое переплетение:

  • R=5
  • Нить утка перекрывает четыре и более нитей основы, пропуская одну.
  • «+» гладкая и блестящая поверхность, устойчивы к истиранию, хорошо драпируется
  • « -  высокая осыпаемость и скольжение.
  • Ассортимент: сатин, драп

Атласное переплетение:

  • R=5
  • Нить основы перекрывает четыре и более нитей утка, пропуская одну.
  • «+»мягкая, устойчива  истиранию, хорошо драпируется
  • « -  высокая осыпаемость и скольжение.
  • Ассортимент: атлас, креп-сатин, сатин подкладочный

Чем похожи сатиновое и атласное переплетения?

Чем отличаются сатиновое и атласное переплетения?

Принцип получения сатинового переплетения один. В сатиновом – лицевая сторона ткани выработана из нитей утка, а в атласном – из нитей основы.

Сейчас поработаем в группах. Класс делится на 3 группы. Попробуем изобразить переплетения.

1 производственная группа – полотняное переплетение.

2 производственная группа – саржевое переплетение

3 производственная группа – атласное переплетение.

(В каждой группе все девушки – нити основы, одна из учениц  - уточная нить. Изображают как будет получаться каждое из заданных переплетений).

Спасибо за работу, все отлично справились с заданием.

Ну а теперь, каждый из вас попробует себя в ткачестве. (Раздать материалы). Материал для ткачества у вас будет необычный (пособие из изолона), из такого материала ваши переплетения получатся легко и быстро, только будьте внимательны.

Молодцы! Справились с работой!

Учитель за работу выставляет оценки.

 

В этом сюжете вы видите,  как ткется на ручном станке гобелен по специальной схеме. Ваши группы становятся творческими. Я раздаю вам заготовки для схем переплетений. Вооружитесь маркерами, фломастерами и придумывайте, фантазируйте, создавайте свой узор! К примеру: (показать готовые образцы см. приложение № 4).

Свою работу необходимо представить: дать название, примеры использования, реклама, самооценка.

Каждая творческая группа отличилась своей выдумкой и воображением!

Мы сегодня говорили с вами о ткацком производстве. На ткацком производстве есть следующие профессии.

Ткачиха обслуживает ткацкий станок: производит пуск и остановку станка, ликвидирует обрыв нитей, снимает наработанную ткань, обметает, чистит и смазывает станок, предупреждает и выявляет дефекты ткани.

Ткачиха должна знать устройство ткацкого станка, свойства пряжи, строение ткани, требования к качеству ткани, требования по безопасности труда и пожарной безопасности. Контролер качества ткани работает на браковочно-мерильной машине, выявляет дефекты ткани, проверяет ширину ткани и длину ткани в куске, заполняет ярлык (маркировку), наклеивает ярлык на кусок ткани, содержит в порядке своё рабочее место.

Контролёр должен знать виды дефектов тканей, устройство браковочно-мерильной машины, способ заправки ткани в машину, правила безопасности труда и пожарной безопасности на производстве.

Как вы думаете, в нашем городе нужны люди таких профессий?

Правильно, ближайшее к нам ткацкое производство находится в городе Чайковский. Основные ткацкие фабрики располагаются в Центральном экономическом районе России.

На уроках технологии начиная с 5 класса мы уже знакомились с некоторыми  профессиями.

В карточках, которые вы сейчас получите, дано описание профессии, вы должны подобрать название профессии. Ваши группы становятся профессиональными. Работаем в группах.

Проверим, как вы помните профессии по слайду (см. приложение №5).

Все профессиональные группы великолепно справились с профориентационным заданием!

Поиграем в игру «да-нет».

Внимание! Меняются условия игры!

«ДА»- поднимаем руки вверх;

«НЕТ»- приседаем!

Поняли? Начнем!

  • Полотняное переплетение самое прочное переплетение?
  • Раппорт – это рисунок ткацкого переплетения?
  • В саржевом переплетении образуется рубчик по диагонали?
  • Сатиновое переплетение затрудняет раскрой ткани?
  • Это полотняное переплетение (показать макет переплетения)
  • Атласное переплетение – наиболее редкое переплетение?
  • Нужны ли в нашем городе ткачихи?
  • Это атласное переплетение (показать макет переплетения)
  • Контролер качества ткани контролирует качество работы ткацкого станка?
  • Ткани с атласным переплетением хорошо драпируются?

Поаплодировали себе! Умницы!

И еще раз работаем в группах. На этот раз группы наши будут литературными! Составляем синквейн! Какие у вас впечатления от темы, от сегодняшнего урока и от того, как вы позанимались на уроке?

СИНКВЕЙН (в переводе с франц.«5»)

Нерифмованное стихотворение.  

Творческая работа, позволяющая в сжатой форме запечатлеть эмоциональное переживание изучаемой темы

1 строка - одно существительное

( в именительном падеже - тема урока или предмет)

2 строка - два прилагательных

(описывает предмет по существу)

3 строка - три глагола

(характеризуют действия предмета)

4 строка - законченная  фраза  из четырех слов

(выражает отношение автора  к  предмету)

5 строка -  одно слово – существительное – (синоним  - к первому существительному)

Отличная творческо-литературная работа каждой группы!

На уроке вы все хорошо поработали. Узнали о ткацких переплетениях и научились их выполнять, сможете отличить главные ткацкие переплетения. Расширили кругозор о ткацком производстве и профессиях ткацкого производства. И попробовали себя в сочинении нерифмованного стихотворения.

Домашнее задание:

1 уровень: подобрать образцы главных ткацких переплетений и вклеить в таблицу (примерный размер образца 4х4см)

2 уровень: выполнить из пряжи минигобелен по собственной схеме или использовать схему, составленную на уроке.

И последний этап нашей работы:

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

(Шерстяные и шелковые ткани)

Комбинированный опрос:

1человек: Работает на магнитной доске. Восстанавливает классификацию свойств ткани.

2-ой человек: работает на 2 магнитной доске. Восстанавливает свойства шерстяных  и шелковых волокон

Все остальные выполняют тестовое задание (см. приложение № 6).

Учитель выставляет оценки.

Сегодня поработали отлично и очень плодотворно. Оценки вы сегодня получили за выполненные ткацкие переплетения, за работу у доски, а результаты по тестам вы узнаете на следующем уроке.

СПАСИБО ЗА УРОК!!! ДОСВИДАНИЯ!




Предварительный просмотр:

Представление творческого задания:

  • Дать название
  • Примеры использования
  • Реклама
  • Самооценка

Представление творческого задания:

  • Дать название
  • Примеры использования
  • Реклама
  • Самооценка

Представление творческого задания:

  • Дать название
  • Примеры использования
  • Реклама
  • Самооценка



Предварительный просмотр:

Классы ткацких переплетений

Простые

Главные

Сложные

Мелкоузорчатые

Крупноузорчатые



Предварительный просмотр:

Задание:Составьте схему гобелена.

   

Защита творческого задания:

  • Дать название
  • Примеры использования
  • Реклама
  • Самооценка



Предварительный просмотр:

Приложение № 6

Тест: Шерстянные и шелковые ткани.

Выберите правильный ответ.

1.К волокнам животного происхождения относятся:

А) лен и шерсть

Б) шелк и шерсть

В) хлопок и лен

Г) хлопок и шелк

Выберите правильный ответ.

2. Какое свойство волокон влияет на теплозащитность ткани?

А) длина

Б) толщина

В) извитость

Г) прочность

Выберите правильные ответы.

3. Признаки шерстяных волокон:

А) мягкое

Б) жесткое

В) гладкое

Г) свойлачиваемое

Д) толстое

Выберите правильный ответ.

4. Какая страна является родиной шелка?

А) Япония

Б) Индия

В) Китай

Выберите правильные ответы.

5. Признаки шелковых тканей:

А) блестящая поверхность

Б) шероховатая поверхность

В) большая сминаемость

Г) хорошая гигроскопичнсть

Выберите правильный ответ.

6. Наибольшей драпируемостью обладают ткани:

А) тонкие шерстяные

Б) легкие хлопчатобумажные

В) плотные шелковые

Г) тонкие шелковые

Д) джинсовые

Выберите правильный ответ.

7. Как называют шерсть снятую с овцы?

А) пух

Б) руно

В) грено

 



Предварительный просмотр:

Назван.

перепл.

Схема переплетения

Образец ткани

Раппорт

Определение

Достоинства

Недостатки

Ассортимент

тканей

П

О

Л

О

Т

Н

Я

Н

О

Е

С

А

Р

Ж

Е

В

О

Е

С

А

Т

И

Н

О

В

О

Е

А

Т

Л

А

С

Н

О

Е



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Представление творческого задания:

  • Дать название
  • Примеры использования
  • Реклама
  • Самооценка


Предварительный просмотр:

Приложение № 5

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ: «Ориентирование в профессиях»

Установите соответствие названия профессии и ее описания.

ПРОФЕССИИ

ОПИСАНИЕ ПРОФЕССИИ

  1. кулинар
  1. Изготавливает различные изделия из нитей.

  1. швея

Б.  Владеет технологическим процессом по производству        непрерывной тонкой нити.

  1. дизайнер

В.  Осуществляет подготовку основы для процесса изготовления ткани.

  1. модельер

Г.  Из отдельных деталей изготовляет различные изделия из ткани.

  1. вязальщица

Д.  Умеет готовить пищу.

  1. прядильщица

Е.   Создает и оформляет интерьер помещений.

  1. ткачиха

Ж.  Создает новые модели одежды.

  1. рекламный агент

З.   Доходчиво, интересно и красиво представляет товар и услуги

  1. сновальщица

И.  Владеет технологическим процессом по производству  ткани

Ключ ответов: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-Ж, 5-А, 6-Б, 7-И, 8-З, 9-В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии в 10 классе "Потребности человека"

Подробная разработка урока по технологии для 10 класса по теме "Потребности чнеловека"....

План-конспект урока технологии в 11 классе "Экономическое и экологическое обоснование творческого проекта"

Подробный конспект урока технологии в 11 классе. Это один из цикла уроков, посвященных творческому проектированию. Материал носит ознакомительный характер, подразумевает закрепление практикой на после...

План – конспект урока технологии в 5 классе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие ее работы.На первый взгляд с этими аргументами трудно спорить. Реальная альтернатива - комплексные программы объективной оц...

План конспект урока технологии в 5 классе

План конспект открытого урока в 5 классе. Тема урока:  "Поделки в технике квиллинг" Цель:   Познакомить учащихся с техникой  квиллинг.  Научить  пользоваться знаниям...

План – конспект урока технологии в 6 классе.

Приготовление блюд из молока и молочных продуктов. Сырники – использование творога....

План-конспект урока технологии в 7 классе "История создания костюма"

Урок разработан при помощи интернет-ресурсов....

План-конспект урока технологии в 7 классе "Первые блюда.Борщ"

В материале представлен урок технологии по теме приготовление борща....