«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»
методическая разработка по технологии на тему

Дениченко Нина Николаевна

Реферат

по теме

 

 

 

 

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дениченко Нина Николаевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

по теме

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

Дениченко Нина Николаевна

2015 год

Введение

          Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

          «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

  1. Условия возникновения и становления опыта

          С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование,  труд,  конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности.  

         В трудовой деятельности развиваются все  стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально - эстетические качества.

  Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера  раскованности, отсутствия боязни быть  непонятым  или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

         Но только создание этих условий не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать,  находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов. Сформировать и развивать эти умения – вот  главная задача учителя.

  1. Актуальность и перспективность опыта

          Труд играет немаловажную роль в развитие способностей.  Способности развивают главным образом в условиях  ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте  - в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

          Уже  первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются следующие способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить.

         Особенно важным в трудовом обучении  школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело.  Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности.  Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности.

         Терский В. Н. – друг и соратник  Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность.  Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание.  Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели.  Самодеятельность будет  тогда, когда дети будут действовать сами.  Инициатива не может возникнуть из ничего.  Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

         Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным и процесс будет формальным,  скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными  целеустремленными упражнениями.  Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию.  Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.

Глава 2. Теоретическая база опыта

2.1. Определение понятия «творческие способности»

   Так как одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся, необходимо четко понимать, что такое творческие способности.

          Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

          Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

          «Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».

         Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к "свертыванию", способность к "  сцеплению" (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца.

   Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также  причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

         Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.

  1. Современные концепции творчества

         На рубеже XIX и XX столетий как специальная область  исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества.  В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса.  Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты, продукты творческого труда.  Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества.

          Процесс  творчества  расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой.  Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения.  Бессознательная работа сводится к отбору.

         Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и,  конечно, не могут сохранить творческие  способности надолго.  Поэтому творчеству надо обучать.

         Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься.  Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества.  Он сможет открыть только самые примитивные  из них.  И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно.  Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается   на уровне ремесла, а не творчества.  Нужно вложить ещё  в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

         Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

         Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового.  Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

          Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

         Л. С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».

        Воображение отличает человека от  всех остальных существ.  Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей.

        Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную  базу знаний, т. к. любое новое появляется  на  основе старого.  Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы  сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой.  Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

Глава 3. Технология опыта

3.1. Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся.

    Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются.  «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

          Отношение учителя к результатам детского творчества – тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

          На первоначальном этапе работы можно провести следующие диагностики диагностики:

  1. “Воображение”, целью которой  является определение уровня воображения учащихся;
  2. «Придумай игру» Цель данной методики – определение уровня развития фантазии ребенка;
  3. «Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала.

          Для определения уровня развития воображения можно провести тест тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов (см. Приложение). После подсчета баллов делается вывод:

14-17 очков: у вас богатое воображение.

9-13 очков: среднее воображение.

5-8 очков: низкий уровень.

       

  Результаты проверки можно вывести в следующие диаграммы:

Диаграмма 1

Воображение ребенка

А данные диагностики можно вывести в процентном соотношении и показать уровень воображения учащихся в данном классе:  

  • высокий уровень – 15%;
  • средний уровень – 40%;
  • низкий уровень – 45%.

          Для определения уровня развития фантазии учащихся можно использовать методику «Придумай игру» (см. Приложение), где ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы.  В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

          Придуманная ребенком игра по определенным критериям в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии:

10 баллов – очень высокий уровень;

8-9 баллов – высокий уровень;

6-7 баллов – средний уровень;

4-5 баллов – низкий уровень;

0-3 балла – очень низкий уровень.

          Данные можно также можно вывести в виде диаграммы

Диаграмма 2

Фантазия учащихся

      Данные можно показать в процентном соотношении  

•        очень высокий уровень – 10%;  

•        высокий уровень – 15%;

•        средний уровень – 43%;

•        низкий уровень – 20%;

•        очень низкий – 12%.

          Чтобы оценить уровень  творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, проведена диагностика «Творческий потенциал» (см. Приложение). Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков покажет уровень  творческого потенциала:

49 и более очков.  высокий уровень.

От 24 до 48 очков. средний уровень.

23 и менее очков.  низкий уровень.

         

 Результаты можно вывести на диаграмму

Диаграмма 3

Творческий потенциал

          Данные диагностики в процентном отношении:  

•        высокий уровень – 22%;

•        средний уровень – 41%;

•        низкий уровень – 37%.

          Данные диагностик дают возможность сделать выводы о недостатках и творческих возможностях учащихся и построить уроки технологии так чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением смог реализоваться как творческая личность.

Задачи:

- подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;

- разработать и апробировать конспекты уроков технологии, используя различные приемы и методы для развития творческих способностей учащихся;

- использовать данные виды  заданий на разных этапах урока;

- способствовать повышению  интереса к  урокам технологии.

3.2.  Творчество на уроках технологии

           При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание.  Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка.  И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место.  Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.

          На моих  уроках у детей есть большие возможности проявить творчество.  Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

          В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант.  С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое  творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»;  на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.

         Путь развития творческих способностей я выбираю  индивидуально для каждого класса,  варьирую способы  развития  творческих способностей, комбинирую.  

Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся  использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.  Моя работа   по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это  могут быть специальные  тренировочные  упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение  материала, от простого к сложному, от частного к общему.        

         Изучив литературу по теме, для себя я определила психолого- педагогические условия развития способностей учащихся:

1.     Создание  атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку.  Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.

2.     Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему.  Я стараюсь выбрать такое содержание уроков, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.

3.     Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку, я  должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали развитию творческих способностей.

Составляя конспекты уроков необходимо учитывать психолого-педагогическую методическую литературу и свои наблюдения. В основу уроков должны быть положены следующие средства и принципы.

-речь учителя,

-наглядность,

-игровые моменты,

-анализ готовых изделий,

-элементы  конструирования, моделирования.

          Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца. Только разнообразие работ, многократное опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

         В своей практике я использую  творческие методы:        

МЕТОДЫ  УЧЕБНОГО  ПОЗНАНИЯ (когнитивные):

  1. Метод сравнения.

          Сравниваться могут любые объекты, понятия,  эпохи. При изучении                                истории костюма, стиля в одежде,

  1. Метод эвристических вопросов.

          Задаются 7 вопросов: Что?  Кто? Зачем? Где? Как? Чем? Когда?

Ответы на эти вопросы и предполагают рождение творческих работ.

  1. Метод образного видения.

          Результат работы выражается в словесной или графической  форме ( эскиз проекта или его словесное описание).

КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ:

  1. Метод придумывания.

         Это  способ создания неизвестного ранее продукта в результате творческих действий. Эскиз швейного изделия, сервировка стола, оформление подарка. Эскиз – составная часть любого творческого проекта.

  1. Метод вживания.

         Средства этого метода позволяют нам почувствовать другую эпоху, представить себя в платье того времени, изучить манеры поведения.

ОРГДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ  МЕТОДЫ:

  1. Метод ученического планирования.

         Этот метод  предполагает спланировать свою образовательную деятельность на выполнение творческого проекта, на составление реферата по проекту.

  1. Метод самоорганизации обучения.

         Работа с первоисточниками, технологическими картами, изготовление творческих проектов (практическая работа).

  1. Метод взаимообучения.

Учащиеся работают в парах, группах, выполняют функции учителя (ученики – консультанты), применяя доступный  им  набор педагогических методов.

  1. Метод рецензии.

       Рецензия может быть на любой творческий   проект  по каждому блоку программы. В кабинете есть архивный материал творческих проектов, который при необходимости просматривается и делается анализ выполненных проектов.

         В своей работе я практикую не только рецензии детей, но и родительские, которые позволяют мне установить контакт с семьей, а ребенку почувствовать значимость теоретических и практических навыков, получаемых в процессе обучения.

МЕТОДЫ  ПРОЕКТОВ:

         Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать, по словам Дж. Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:

-самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;

-планирует варианты решения проблемы;

-делает выводы;

-анализирует свою деятельность, формируя « по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

          Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок  проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает  атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заражают друг друга творческий энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: (индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т.д.)

          На моих уроках:

- мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами;

- используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания;

- учащиеся  стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы;

-учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;

- я создаю проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихся информацией и творческое поле урока;

- учу детей заботиться об этике взаимоотношении, об эстетике оформления помещений;

- в результате у всех появляется желание работать,  закрепляется момент сотворчества.

                      В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов действий. На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету.

          В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру и главу угла при обучении ставится:

а) обучение деятельности — умению ставить цели, организовать свою деятельность,  оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих  способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

          Поэтому в своей работе я опираюсь на основные принципы, современных образовательных задач с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: я  предлагаю ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребенка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыт творческой деятельности.

          Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка  интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.

Заключение

           Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.

          Развивать творчество можно следующими путями:

а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;

б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;

в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;

г) организация индивидуальных занятий творческого характера.

          Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески.

           Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.

          Пробудить заложенные в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я  и стремлюсь  в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к нему, то выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Библиография

1. Абдульханова- Славянск ая К. А.  Активность и сознание личности как субъекта деятельности: сборник Психология  личности  в социальном обществе. М., 1988 –с. 113.

2.  Алдошкин И. С. Трудовое обучение и воспитание учащихся. М. , Педагогика, 1975г.

3.  Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.

4.  Анциферова Л. И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран: Теоретические проблемы.

5. Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда под редакцией Н. Ф. Добрынина. М. Трудорезервиздат, 1958.

6. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 1986.

7. Афасижев И. Н. Западные концепции художественного творчества: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. Переработанное. М. Высшая школа, 1990.

8.  Бабанский Ю. К. , Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. М. Педагогика.

9. Бадаева Г. В. Труд и творчество. М. , 1966.

10. Бака И. И. теоретические основы подготовки школьников к творческому  труду в сфере материального производства: учебное пособие., М., 1985.

11.  Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству, М., 1985.

12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:  Психологический очерк. Книга для учителя, - 3-е изд. –М.  Просвещение , 1991.

13. Выготский Л. С. Психология искусства, М. Искусство, 1986.

14. Гончаров И. Ф. Эстетическое воспитание средствами искусства к действительности. М., 1966.

15. Громов е. с. Художественное творчество  ( опыт исторических характеристик некоторых проблем). М. , 1970

Приложение 1

Тест “Определение уровня воображения”

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

  1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
  2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).
  3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
  4. Инициативны ли вы в каком-нибудь деле, в школе? (2, 1).
  5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
  6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
  7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
  8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
  9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
  10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
  11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
  12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.

Приложение 2

«Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

Приложение 3

Определение уровня творческого потенциала учащихся

Тест позволяет оценить уровень  творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаешь ли ты, что окружающий  мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаешь  ли ты, что сам можешь  участвовать в  изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаешь  ли ты, что твои идеи  принесли бы значительную  пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:

а) да;

б) часто думаешь, что не сумеешь;

в) да, часто.

6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) смотря какое дело.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе  нравится, хочешь  ли ты знать о нем все:

а) да;

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;

в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе  языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.

15. Ты занимаешься  каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более-менее доволен;

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один:

а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) иногда любишь  помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении;

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» — 3 очка;

за ответ «б» — 1;

за ответ «в» — 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й -  определяют границы вашей любознательности;  

вопросы 2, 3, 4, 5-й — веру в себя;

 вопросы 9 и 15-й — постоянство;

вопрос 10-й — амбициозность;

вопросы 12 и 13-й — «слуховую» память;

вопрос 11-й — зрительную память;

вопрос 14-й — ваше стремление быть независимым;

вопросы 16 и 17-й — способность абстрагироваться;

вопрос 18-й — степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества – высокий уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему – низкий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Развитию творчества ребенка способствует наличие генетической основы и усл...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

Данная статья рекомендует совмещать процесс обучения с воспитательным процессом для более эффективного развития творческих способностей учащихся на уроках технологии....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

«Технология» - особый предмет. Требования научно обоснованной методики часто приходится соотносить с реальными условиями, вносить коррективы в программы, в структуру занятий и их содержание, изменять ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Моя дипломная работа на тему : "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, освоение новых профессий и...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...