Главные вкладки

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
    статья по технологии на тему

    Костерина Валентина Владимировна

    Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным  видам  деятельности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных

    образовательных  стандартах  второго  поколения.  

    Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. 

    Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным  видам  деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, "Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума.В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.  Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию  работы учителя, т.к. требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за  результаты   обучения.    

                В  соответствии с ФГОС,  базовой образовательной технологией  является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД  представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

                Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки

    технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:

    1.     Системно-деятельностный   (проблемное обучение)

    2.     Метапредметный (интегрированный)

    3.     Компетентностно-ориентированный

    Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

    Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. 

    Хотелось бы отметить и то, что  любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая  и  физическая. В отличие  от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев  говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.

              Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.  Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивалибы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные,меж предметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги,урок - деловая игра; урок-соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия,урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию.Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

    Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:

    1.     Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

    2.     Принцип  доступности (ориентация  на имеющиеся знания и умения учащихся).

    3.     Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

    Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

    - психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

    - педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);

    - социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).

    Условиями эффективной реализации преподавания  технологии являются:

    - субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

    -сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

    - стимулирование познавательной активности учащихся;

    - осуществление мониторинга.

    Кроме того, реализация процесса обученияпредмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:

    - соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);

    - функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

    - действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);

    - эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами) [1].

           У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации  ФГОС  по предмету  технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.

            В связи с новыми требованиями ФГОС  перед учителем ставится задача  привнести в практику педагогической деятельности   существенные изменения. При введении ФГОС начального образования появилась возможность учителю технологии познакомить  с разделами  предмета  и  развить  УУД  через внеурочную деятельность учащихся начальных классов. Программы внеурочной деятельности разнообразны по темам: «Краеведение и творчество», «Русская тряпичная кукла», «Русская изба», «Лоскутная пластика», «Оригами из бумаги и ткани» и др. Работая по программам внеурочной деятельности, педагог разрабатывает новые методы планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального и среднего звена.   Современному учителю важно  научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Одним из главных требований и новшеством образовательных стандартов второго поколения является технологическая карта урока. Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. Технологическая карта позволит педагогу увидеть:

    -что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую, достичь конкретных планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов образования;

    -что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостности деятельности;

    -как он должен «войти» в действие и «выйти» из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

           Изучение технологии обеспечивает достижение личностных, метапредметных  и предметных результатов.  Оценить полученные достижения помогут новые подходы в оценивании результатов, такие как: компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) и компетентностно-ориентированные тесты (КОТ).

    КОЗ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания.

    КОТ- оценивает развитие коммуникативных и информационных умений на основе предметного содержания и диагностики успешности.

             Введение стандартов основного образования предполагается с 2015 года. Его реализация будет с учащимися  уже обучающимися по системе ФГОС в начальной школе, что сделает переход ФГОС начального образования к ФГОС основного образования и реализацию современных подходов в преподавании технологии более доступными и результативными.

      Сегодня, многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

    Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

    Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО

              Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также ...

    Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС

    Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

    ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

    Статья. Реализация программы ФГОС с учащимися 5-8 классов....

    «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

    Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...

    « Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»

    Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС....

    Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"

    Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...