«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
статья по технологии

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. 

 У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно - деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно - практической деятельности.

«Технология» - основная практико - ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно - трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_podhody.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. 

 У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно - деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно - практической деятельности.

«Технология» - основная практико - ориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно - трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения.

В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников.

В соответствии с ФГОС базовой образовательной технологией является формирование универсальных учебных действий на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии.

Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны благодаря практической проработке большей части материала, а значит, и более усваиваются учениками.

К сожалению, материально - техническая база для полноценного преподавания технологии во многих школах, и в нашей в частности, не позволяет обеспечить все потребности учащихся, приходится постоянно корректировать работу.

Задачей учителя технологии на современном этапе обучения становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся не со всеми, а с каждым. Теперь учитель мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении, ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и творческой деятельности. 

Учитель и ученик должны стать союзниками. В этой связи вспоминаются слова великого Л. Толстого: «Учитель всегда стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания» и «Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики».

Важен и кардинальный пересмотр системы оценивания. Накапливаются не оценки, а работы - продукты. Сегодня ФГОС ООО рекомендует несколько видов оценивания: самооценку, направленную на рефлексию, формирующую оценку для того, чтобы проанализировать, чего ребёнок не достиг и как преодолеть этот операционный пробел. Актуальной становится и накопительная оценка.

Уроки технологией – площадка для успеха и созидания, ведь они призваны пробудить мысль, взволновать душу ребёнка, дать ему в руки полезное дело и зажечь искру надежды на успех.

Создавая собственными руками вещь, ребёнок делается добрее, гуманнее, бережливее, адаптируется в современном социуме. Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной жизни, позволяет реализовать предмет «Технология»:

- умение ставить цель и добиваться её;

- умение адаптироваться в ситуации;

- умение ориентироваться в мире;

- самостоятельно добывать и применять знания;

- уметь заботиться о других, быть нравственным человеком;

- сохранить здоровье.

В школе всё начинается с урока, и «учитель - это не тот, кто наполняет некий сосуд, а тот, кто разжигает факел». Устаревшая система «вбей в ученика больше знаний» слабо отвечает современным требованиям. Ныне должны использовать систему «научи, как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока технологии:

- урок открытия нового;

- урок общеметодологической направленности;

- урок развивающего контроля;

- урок рефлексии.

Предмет «Технология» может опорный предмет для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки, технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:

1.     Системно-деятельностный   (проблемное обучение)

2.     Метапредметный (интегрированный)

3.     Компетентностно-ориентированный

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы. 

Хотелось бы отметить и то, что  любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая  и  физическая. В отличие  от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками.          Предмет «Технология» – это часть системы непрерывного креативного образования, целью которой является формирование ведущих черт творческой личности учащегося: креативности, духовности, интеллекта, самодисциплины, самореализации, стремления к саморазвитию.  Для достижения этой цели следует применять такие формы организации процесса обучения, которые отвечали бы современным требованиям и обеспечивали бы необходимый уровень развития ученика. В качестве таких форм организации процесса обучения целесообразно использовать бинарные,межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги,урок - деловая игра; урок-соревнование, урок-аукцион, урок-экскурсия,урок-семинар, урок-консультация т.д. Данные формы учебных занятий, имеющие нетрадиционную (неустановленную) структуру, содержание и формы, вызывают интерес учеников, развитие их творческого потенциала, способствуют оптимальному развитию и воспитанию.Для них характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, отстранение перегруженности учеников. Такие уроки направлены на решение цепи обучающих и воспитывающих заданий, прежде всего, на повышение воспитывающей роли урока. Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением учениками разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.

Процесс обучения предмету «Технология» целесообразно основывать на следующих принципах:

1.     Принцип личностных приоритетов (ориентация на личность ребенка).

2.     Принцип  доступности (ориентация  на имеющиеся знания и умения учащихся).

3.     Принцип необходимости (изучаемый в конкретных условиях учебный материал должен быть необходим для решения задач последовательного развития учащихся).

Эффективность преподавания технологии возрастает при учете следующих факторов:

- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);

- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);

- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).

Условиями эффективной реализации преподавания  технологии являются:

- субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;

-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;

- стимулирование познавательной активности учащихся;

- осуществление мониторинга.

Кроме того, реализация процесса обучения предмету «Технология» должна удовлетворять следующим требованиям:

- соответствие (процесс обучения должен проходить в соответствии с требованиями нормативной и учебно-методической документации);

- функциональность (процесс обучения должен выполнять требуемые функции);

- действенность (процесс обучения должен быть технологичен, проблемные места идентифицированы и постоянно контролируемы, а также осуществление мер по улучшению организации процесса);

- эффективность (организация процесса обучения должна способствовать достижению результатов с установленными или ожидаемыми свойствами) [

      Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации  ФГОС  по предмету  технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно, если мы будем создавать ситуации на уроке, когда ученик учится управлять универсальными операциями:

  • решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные);
  • позитивно общаться (коммуникативные);
  • управлять потоками информации (регулятивные);
  • управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные);
  • изобретать (познавательные действия).

И здесь освоение учителем инновационных образовательных технологий будет необходимым условием развития его профессиональных компетенций.

Сегодня, многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного о...

Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО

          Процесс обучения является неотъемлемой частью педагогического процесса, и требует к себе особого внимания. В связи с быстрым развитием науки и техники, также ...

Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья. Реализация программы ФГОС с учащимися 5-8 классов....

« Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»

Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС....

Из опыта работы: "Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в рамках реализации ФГОС"

Ключевой концептуальной педагогической идеей МБОУ «Мужевская СОШ им. Н. В. Архангельского» в русле которой выстраивается вся педагогическая деятельность: сделать выпускника школы конкурент...