СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
статья по технологии на тему

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных образовательных  стандартах  второго  поколения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ

 В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

А.В. Рубцова (МБОУ «СОШ № 1» г.Зима)

И.В. Сальникова (МБОУ «СОШ № 7» г. Зима)

Начало XXI  века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель  развития  образования  2020»,  в  Федеральных  государственных образовательных  стандартах  второго  поколения.  

 Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании.  Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучащегося.

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным  видам  деятельности. Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию  работы учителя, т.к. требования  новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, повышают ответственность школьников за  результаты   обучения.    

В  соответствии с ФГОС,  базовой образовательной технологией  является формирование универсальных учебных действий (УУД) на предметном материале каждой из школьных дисциплин, в том числе и технологии. УУД  представлены следующими видами: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

                       Предмет «Технология» может стать опорным предметом для формирования системы УУД. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки большей части материала. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной  материально - технической базы по предмету, учитывая  склонности, способности,  потребности  учащихся;  видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы .  

       1.   Системно-деятельностный   (проблемное обучение)

       2.     Метапредметный (интегрированный)

       3.     Компетентностно-ориентированный

Системно-деятельностный подход к обучению и к жизни вообще предусматривает: деятельность, нацеленную на результат;  обратную связь (коррекция, обратная ориентация); учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей  развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности; организацию учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению предполагает формирование разнообразных надпредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы.

Хотелось бы отметить и то, что  любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая  и  физическая. В отличие  от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй составляющей – умение делать что-то своими руками. Известный психолог А.Н. Леонтьев  говорил, что человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека подходы, формирующие УУД, такие: только через собственную деятельность каждый познает мир. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

                  Сегодня, многие  спорят  о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Более того, в некоторых школах его просто больше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с  введением новых стандартов, современных  приоритетов социального развития общества смещают акценты  трудового обучения. Но независимо от типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важнейшим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

- Какова роль  учителя на современном этапе обучения?( научить ребенка учиться)

В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным,   а главное – успешным.

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. 

Литература:

1. Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование как условие обеспечения качества организации образовательного процесса [Текст] / С.С. Ермолаева // EuropeanSocialScienceJournal («Европейский журнал социальных наук»). – 2011. – М.: Изд-во АНО «Международный исследовательский институт». – 516 с. – С. 151 – 156.

2.          Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология».  Общая  пояснительная записка// Школа и производство. – 2010. - №1. – С.6-12.

3.          Проектирование деятельностной  модели урока технологии  на основе  технологической карты.// школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 24-26.

  Интернет-ресурс:

www.standart.edu/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся,  инвариантной  р...

Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...

Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС

Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ОООФормирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....

Современные подходы к преподаванию в условиях реализации ФГОС

laquo;Физическая культура в условиях реализации ФГОС» В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически раз...

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его си...

Статья «Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС»

 Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятел...