Урок по технологии : Применение зигзагообразной строчки
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

На уроке технологии учащиеся изготавливают аппликацию - номер для школьной спортивной команды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_tehnologii_primenenie_zigzagoobraznoy_strochki.docx165.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:   Применение зигзагообразной строчки

Цель урока – научить обучающихся применять зигзагообразную строчку при обработке швейных изделий, изготовить аппликацию ( номер для спортивной школьной команды)

Задачи:

образовательная:

способствовать формированию умению и навыков работы на швейной машине и применение зигзагообразной строчки при обработке швейных изделий;  изготовить аппликацию, используя зигзагообразную строчку; повторить ПТБ  при работе на швейной машине; обеспечить усвоение материала по теме;

развивающая:

прививать умения и навыки;  развивать умение ставить себе цель запоминать материал; развивать культуру устной  речи; развивать умение рационально работать с технологическими  картами; научить учащихся анализировать выполнять самоконтроль и взаимоконтроль работы;

 воспитательная:

формировать аккуратность и дисциплинированность в работе; 

формировать у учащихся любви к труду и готовности добросовестно трудиться;

учить сохранять материально-техническую базу школы; воспитывать умения соблюдать правила гигиены труда и быта;  воспитывать, чувства взаимопомощи.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Методы проведения занятия:

 проблемно – поисковый, объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, работа с дидактическим материалом, демонстрация),

репродуктивный (инструктаж; практическая работа, самостоятельная работа).

Средства обучения:

предметно-натуральные объекты, наглядные пособия; практически - трудовая деятельность; эмоционально - творческий интерес, удовлетворение в работе.

Оборудование и наглядности:

учебник "Технология" 7  класс;

образцы применения зигзагообразной строчки, швейная  машина, нитки, ножницы, хлопчатобумажная ткань, линейка, мел.  

Объект труда:

швейные машины

Материально - техническое оснащение:

Оборудование ученических мастерских:

ученические парты, стулья, инструменты и приспособления.

Технологическая карта:

«Выполнение аппликации», «Лист самооценки».

Ход урока

1 Организационный этап ( 1-2 мин)

Подготовка учащихся к началу работы на уроке.

Приветствие.

Проверка рабочей формы одежды.

Отметить отсутствующих.

2.Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности (3 мин)

Что выполняют при помощи ШМ? ( швы)

Какие швы вы выполняли при изготовлении платья?  ( стачной, шов вподгибку, окантовочный).

Швейная машина при этом выполняла прямую  что?  ( Строчку)

Слово строчка присутствует в названии темы нашего урока.

 А что это такое- очерёдность коротких линий, следующих друг за другом под одинаковыми углами и в которой каждая вторая линия является параллельной, форму  его  имеет лезвие пилы? ( Зигзаг).

А если строчки, то какой? (зигзагообразной).

На уроке мы будем обязательно зигзагообразную строчку на практике….что? (применять).

Тема нашего занятия  «Применение зигзагообразной строчки».

Учитель создает проблему:

Спортсмены нашей школы – победители многих муниципальных соревнований.

Среди вас тоже есть представители разных видов спорта, неоднократно побеждавших в соревнованиях. Ребята, у нашей школьной спортивной команды скоро соревнования, а номеров у спортсменов нет, без номеров ребят не допустят да старта.

 Как вы думаете, мы сможем им помочь?

Каким образом? ( Применив на практике новые знания и умения)

Цель урока – научиться  применять зигзагообразную строчку при обработке швейных изделий,  при изготовлении аппликации  ( номера  для спортивной школьной команды)

3.Контроль знаний, умений ( 3 мин)

 

Ребята, работая в швейной мастерской, что  мы должны соблюдать?

Каким образом мы устанавливаем на машине  необходимую строчку?

Каким образом мы выбираем длину стежка?

Как выполняется закрепка на швейной машине?

Что необходимо предпринять при повороте шва?

Сколько строчек можно выполнить на компьютеризированной швейной машине  «Бразе»?

  Какую строчку можно установить, с помощью которой можно выполнить множество операций при обработке швейных изделий?

Какие строчки можно устанавливать на  компьютеризированной  швейной машине Brother ?

4.Введение новых знаний ( 5 мин)

В нашей школьной мастерской  мы работаем  на швейной машине «Бразе» Джей эс-60И, которая снабжена встроенным компьютером, сделана в Китае по японской технологии. Эта машина с электрическим приводом и электронным дисплеем. На дисплее визуально, т.е. видимо отображается информация - можно установить вид стежков, их длину, ширину зигзагообразной строчки.

Данному устройству под силу выполнить 60  строчек, за работой на Brother даже начинающий дизайнер выполнит сложный ремонт профессионально и быстро.

На  швейных  машинах, образующих зигзагообразную строчку, можно выполнить обметывание срезов, выметывание петель, пришивание пуговиц и другие работы, выполнение  которых вручную требует много времени. Умелая швея с помощью зигзагообразной строчки может выполнить незатейливый рисунок или аппликацию.

Применение зигзагообразной строчки.

Обметывание срезов.сканирование0009

Обметывание срезов зигзагообразной  строчкой – самый  распространённый  способ  предохранения от осыпания.  Необходимо установить строчку - №4. Выбор стежка зависит от вида ткани. Для сыпучей ткани выбирают широкий стежок и не больное расстояние между ними. Для несыпучих стежки более узкие, а расстояние между ними больше. Строчка прокладывается по краю среза.

сканирование0010

Обработка краев

Применяется для    обработки краев изделия, рюш. Игла проходит по краю  подогнутого среза.сканирование0008

Обметывание петель.

Намечаем петлю ,ткань складываем вдвое. сканирование0005

Пристраивание  кружев к изделию.

Кружева пришиваются по верхнему краю

зигзагообразной строчкой. Перед тем

как пришить кружева их необходимо продекатировать (ВТО)

сканирование0007

Пришивание пуговиц.

Устанавливают ширину зигзагообразной строчки ,равную

расстоянию между отверстиями и пришивают.

Отделка изделий.

Зигзагообразная строчка является элементом

декорирования и отделки изделий.

 (Учитель показывает изделия с отделкой зигзагообразной строчкой).

сканирование0003

Выполнение аппликации.

Для изготовления аппликации подходит любая ткань.  Выбор зависит от назначения изделия. Выполняется   аппликации на наволочках, шторах, предметах одежды.

Аппликация означает прикладывание. На основную ткань прикладывается рисунок и прикрепляется зигзагообразной строчкой.

Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам. На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

Аппликация временно закрепляется на ткани сметочными стежками или при помощи клеевых материалов: можно использовать клей-карандаш.

Ребята, сегодня на уроке мы будем применять зигзагообразную строчку при изготовлении  номера для спортивной   команды , используя технику «Аппликация» .

5.Закрепление знаний обучающихся. ( 2 мин)

 

Какой строчкой можно выполнить обметывание срезов?

Каким образом мы устанавливаем на швейной  машине зигзагообразную строчку?

Назовите применение зигзагообразной строчки  при изготовлении швейных изделий.

Какой материал используется в аппликации для предохранения от осыпания ткани?

6. Формирование умений и навыков (учебно-тренировочная часть- 10 мин)

 

Ребята, выполним упражнения по изготовлению зигзагообразной строчки и выполнению аппликации.

Перед началом работы повторим  ПТБ:

Внимание! Работая с нагретым утюгом необходимо соблюдать правила ТБ:

Перед работой проверить исправность шнура.

Утюг включать и выключать сухими руками, берясь только за корпус вилки.

Ставить утюг на подставку.

Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.

По окончанию работы утюг выключить.

Внимание! Работая с  ножницами соблюдайте ТБ:

Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая держать их за сомкнутые лезвия.

Внимание! Работая на швейной машине, соблюдайте правила ТБ:

Аккуратно заколоть волосы и повязать косынку.

На машине не должны лежать посторонние предметы.

Не наклоняться близко к движущимся частям машины.

Совместная  работа учеников на швейных машинах и учителя на доске :

  1. Установить строчку «Зигзаг»  (№4) – дать пробную строчку на образце по краю.
  2. Подогнуть край ткани на 1,5 см и дать строчку по краю лоскута.

      3.  Установить ширину зигзага (3 мм)

      4.  Установить частоту зигзага ( 1 мм)

      5. Выполнить тренировочное упражнение на образце  - ( пристрочить строчкой «Зигзаг»  квадрат. Иглу опускать строго от начала квадрата.  При  повороте необходимо поднять лапку , повернуть ткань, лапку опустить. Шов прокладывать аккуратно по краю ткани, в конце работы выполнить закрепку.

Вопрос: В каком месте испытали затруднения? Почему? Что необходимо исправить?

 Физкультминутка. 1-2 минуты.

Используем тренажер для зрения:

Девочки, встаньте, пожалуйста. 2 минуты посмотрите на черное пятно.

Гимнастика для глаз. Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по5-7 раз.

1.Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз.

2.Горизонтальные движения глазами вправо, влево.

3.Круговые движения глазами по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.

4.Направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, а затем вдаль.

7. Практическая работа.   ( 15 мин)

Выполнение аппликации.

Вводный инструктаж.

1.Для выполнения практической работы нам необходимо приготовить ткань, рисунок для аппликации,  ножницы.

2.Установить строчку зигзаг на швейной машине.

3.Ознакомиться с технологической картой выполнения аппликации.

Технологическая карта. ( Приложение №1)

1.Закрепить открытые срезы частой зигзагообразной строчкой( ширина 3мм,  длина

1мм   ) согласно образцу.

2. Удалить нитки .

3.Выполнить ВТО.

4. Вставить тесьму.

Текущий инструктаж:

Проверить организацию рабочих мест;

Проверить правильность выполнения трудовых приемов;

Проверить соблюдение ПТБ.

   Выдать дополнительные задания наиболее успевающим ученицам

8.Рефлексия учебной деятельности (4 мин)

Подведём итог урока.

Рефлексия:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполняла задания…

я поняла, что…

теперь я могу…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смогла…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни… мне захотелось

Оцените  свою работу на уроке, используя лист самооценки ( Приложение №2), работать необходимо в парах – необходимо выполнить  взаимоконтроль.

Выставление оценок учащимся.

Желаю спортсменам победы,
Удачи, больших достижений!
Рекордов, командных полетов,
И взлета к прекрасным высотам!

9.Постановка домашнего задания (1 минута)

Подготовить сообщение или выполнить презентацию по теме: « Аппликация из ткани»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности»

Ежегодно, 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём семьи, любви и верности...

Применение зигзагообразной строчки.

Раздел программы: Элементы машиноведения.ТЕМА: Зигзагообразная сточка.( спаренный урок -2 часа) Цель урока:1.Познакомить учащихся с особенностью применения зигзагообразной строчки.2.Повтори...

Тема: Зигзагообразная строчка и ее применение в изделиях. Инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнение зигзагообразной строчки на образце.

Цели: познакомить учащихся с устройством швейных машин, выполняющих зигзагообразную строчку, сферой применения зигзагообразной строчки при изготовлении различных швейных изделии; учить выполнять обмет...

тема: «Зигзагообразная строчка и её применение в изделиях, инструктаж по охране труда при работе с тканью и утюгом. Выполнения зигзагообразной строчки на образце»7 кл по разделу «Машиноведение»)1.обоснование актуальности поставленной для решения проблемы

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают...

Конспект урока по технологии "Применение круглых лесоматериалов"

Данный урок является уроком изучения новой темы. Планируя его, я исходил из материального оснащения мастерской, учитывая особенности детей данного класса.Этапы урока были разработаны в виде модулей, р...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...

Урок технологии. Применение зигзагообразной строчки

Урок технологии. Применение зигзагообразной строчки...