Приёмы рефлексии на уроках технологии
методическая разработка по технологии по теме

Данилин Василий петрович

приемы рефлексии на уроках технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

© Данилин В.П. Зыковская ООШ

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

Проведение рефлексии помогает учащимся не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Вот те приёмы, которые я применяю в своей педагогической деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Перед началом выполнения  практической работы учащимся  предлагается отобразить эмоциональное состояние на «Лесенке» из пяти ступеней.  У каждой ступени своё название: Первая ступень – крайне плохо, пятая ступень - комфортно

В конце практической работы предлагается вновь отобразить эмоциональное состояние на «Лестнице успеха», сделать выводы относительно самоорганизации, проанализировать причины успешности или неуспешности.

Рефлексия деятельности

Продуктом деятельности на уроках технологии у юношей  является изделие в рамках изучения программы. По итогам прохождения раздела учащимся предлагается оформить «Дерево творчества». На дереве обычно могут располагаться листья, плоды, цветы:

  • Плоды – дело прошло полезно, плодотворно
  • Цветок – дело прошло довольно неплохо.
  • Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё.
  • Жёлтый листик – «чахлое», неинтересное дело, нет никакого результата.

Таким образом, можно наглядно отследить результат деятельности класса.

Проанализировать, какая работа доминировала на уроке поможет приём «Мишень». Учащимся условно предлагают «выстрелить»  в мишень, на котором отображают свою деятельность, деятельность группы, деятельность класса, деятельность учителя.  

Рефлексия содержания учебного материала

 Для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективны приемы рефлексии содержания учебного материала. Итогом урока может стать прием рефлексии «Незаконченное предложение». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрёл…
  • Я научился
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось… 

«Незаконченное предложение» может носить как содержательный, так и пояснительный характер:

  • «Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»
  • «Мне показалось, что на занятии…, так как…»

Эта техника очень проста в применении и  позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.

При подведении итога урока часто предлагаю упражнение «Плюс – минус – интересно». Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Его можно  выполнить как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.

Таблица «Плюс-минус-интересно»

Плюс

Минус

интересно

- что понравилось на уроке,

-что вызвало  положительные эмоции,

-что было полезным,

-что помогло достигнуть цели.

-что не понравилось на уроке,

-что показалось скучным, вызвало неприязнь,

-что осталось непонятным.

-что интересного узнал на уроке,

-что хотел бы узнать,

-какие хочешь задать вопросы учителю.

Приём «Анкета».

На уроке я работал

Как?

Своей работой на уроке я

Доволен/ недоволен

Урок мне показался                              

Каким?

За урок я                                                

Сделал/успел/не успел

Моё настроение                                  

Как изменилось?

Материал урока мне был  

Интересен/ скушен/ захотелось узнать больше

Домашнее задание мне кажется                                                    

Трудным/ лёгким/ скучным/ интересным

Содержательная рефлексия может быть представлена в виде вопросов учителя:

  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Зачем мы сегодня на уроке…?
  • Какова тема сегодняшнего урока?
  • За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

Приём «Ромашка Блума».

Приём «Ресторан».

Закончить урок на положительной ноте поможет прием рефлексии «Комплимент»:

Комплимент – похвала.

Комплимент деловым качествам.

Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.  

Считаю, что процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на эмоциональную сферу, настроение обучающегося, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможные приёмы рефлексии на уроках

В данном материале показаны некотрые формы рефлексии, которые можно с успехом использовать на уроках...

Приёмы рефлексии на уроках

Список приёмов, которые учитель может применить на уроке на этапе рефлексии....

Организация рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС основного общего образования

Сегодня  рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке....

Методы и приёмы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС

Что такое ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы.    А вот что такое Рефлексия?Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Рефле́ксия...

Методическая разработка "Приёмы рефлексии на уроках русского языка и литературы"

Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить. Эдисон...

ПРИЁМЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния....

Приёмы рефлексии на уроках английского языка

Рефлексия является  обязательной  составляющей современного урока. Рефлексия - подведение итогов учебной деятельности учащихся, самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и ...