Разработайте конструкт занятия по теме «Разработка творческого проекта. Организационно – подготовительный этап» для учащихся 7 класса, на котором реализуются принципы личностно-ориентированного обучения и гуманитарные технологии.
план-конспект занятия по технологии (7 класс) на тему

Герсанова Елена Александровна

 

Традиционно учебный процесс и научная деятельность опираются на некоторые компоненты интеллекта, но важны и нравственные аспекты, которые часто не учитываются или перекрываются функциональными аспектами. Необходима гармония в системе "интеллект – технология – нравственность".

Технологии всех видов (добывающие, производящие, обслуживающие, перерабатывающие, сохраняющие, утилизирующие, уничтожающие, обучающие) имеют место как в природе, так и в человеческой деятельности, в которой производящие технологии служат для создания продукции разных видов, например, интеллектуальной (научные разработки, изобретения), материальной (проекты, здания, сооружения, машины и т.п.), произведений искусства. Обучающие технологии в своей содержательной части должны охватывать все виды технологий. Разработка и внедрение новых эффективных обучающих технологий на основе традиционной "массовой" педагогики не даст ожидаемого эффекта. Необходимы новые парадигмы науки и образования.

   Овладение технологией личностно-ориентированного обучения – значит научиться так строить учебный процесс,  чтобы на каждом его этапе проявлялись важнейшие функции личности:  выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация своих способностей и задатков.
Личность развивается тогда,  когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности.
 В соответствии  с такой мотивацией актуализируются такие качества личности учителя,  благодаря которым возможна гуманизация образования: Увлеченность, эмоциональность, отношение к воспитаннику как к уникальной личности.
Готовность будущего учителя к личностно-ориентированному обучению отражает гуманистические представления о:
- целях образования;
- о ценностных аспектах содержания обучения;
- активных, ориентированных на саморазвитие личности методах обучения и воспитания.
Усвоение опыта  личностно-ориентированного  обучения  обусловлено индивидуально-типологическими особенностями учащихся,  их способность к самоанализу, к реализации своего личностного потенциала.

В настоящее время остро ощущается разрыв между существующей системой образования и требованиями, которые предъявляет человеку современной общество. ЗУНы по отдельным учебным дисциплинам превращаются в самостоятельные смыслы, слабо связанные с реальными требованиями жизни. Это делает процесс обучения трудным, неинтересным и в итоге бессмысленным для детей. Из процесса обучения оказываются изъятыми существенные в образовательном отношении моменты мотивации, творческой активности. 

 

Тема «Разработка творческого проекта. Организационно – подготовительный этап» для учащихся 7 класса

Цель: реализация принципов личностно-ориентированного обучения и гуманитарных технологий при  разработке творческого проекта.

Задачи: Обучающие - научить работать в коллективе, расширить знания и совершенствовать умения учащихся по выполнению и оформлению проекта, научить выбирать ткань в зависимости от фасона, назначения изделия, гармонии цвета, научить планировать свою работу и контролировать качество выполнения. Воспитательные - воспитание культуры общения, уважения к старшим и ровесникам при организации групповой работы, мотивация на усвоение новых знаний, расширение кругозора, стимулирование любознательности, уверенности в себе, своих силах, ответственности, доброжелательности, инициативности Развивающие - развитие творчества, образного мышления, воображения, самостоятельности.

4.Форма педагогического конструирования.

Форма педагогического конструирования - план-конспект комбинированного занятия по теме «Разработка творческого проекта. Организационно-подготовительный

этап» для учащихся 7 класса.

7 класс - 3, 4 стадии полового созревания, следовательно, необходима смена деятельности каждые 10-15 минут, применение различных методов, поэтому- оптимальным будет использование комбинированного урока с применением различных методов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Разработка творческого проекта. Организационно – подготовительный этап» для учащихся 7 класса

Цель: реализация принципов личностно-ориентированного обучения и гуманитарных технологий при  разработке творческого проекта.

Задачи:

Обучающие - научить работать в коллективе, расширить знания и совершенствовать умения учащихся по выполнению и оформлению проекта, научить выбирать ткань в зависимости от фасона, назначения изделия, гармонии цвета, научить планировать свою работу и контролировать качество выполнения.

Воспитательные - воспитание культуры общения, уважения к старшим и ровесникам при организации групповой работы, мотивация на усвоение новых знаний, расширение кругозора, стимулирование любознательности, уверенности в себе, своих силах, ответственности, доброжелательности, инициативности

Развивающие - развитие творчества, образного мышления, воображения, самостоятельности.

Организационный момент

Учитель: Я предлагаю вам сегодняРада вас видеть. Вь, такие _ = Надеюсь наша работа на уроке поддержит ваше хорошее настроение и принесет сшредаггеннун) пользу. Проходите, тшовьтесь к уроку, пока я отмечаю присутствующих. Итак, все готовы? Тогда начнем.

Актуализация опорных знаний

Учитель: я предлагаю вам сегодня начать урок с чтения пословиц - мудрых и емких вьюказываний созданных народом. Прочитайте их и

из них говорят о пользе коллективного труда, а какие - о том, что несогласошшме действия не приносят желаемого результата.

Одной рукой и узла не завяжешь.

Один в поле не воин.

Хороша нива у дружного коллектива.

Один и камень не поднимет, а миром и гору перенесем.

Опин про Фому другой про Ерему.

Один за всех, все за одного.

Один говорит про горох а другой про стручья.

Учитель: можете вы привести примеры, из своей жизни, котда справиться с какой-либо работой было легче всем вместе, а не одному, и коллективно трудиться было интересно и полезно.

Ученики: (например) Работа на даче, когда копали огород и строили дом. Организация школьного праздника.

Сообщение нового материала

Учитель: Подумайте, какие условия необходимо создать, чтобы на уроке

технологии мы с вами смогли выполнить проект коллективно.

Ученик- Договориться о правилах (как в любой игре) и выбрать, что будем делать. Учитель- Предлагаю вам несколько направлений для творчества:

Конструирование, моделирование, и изготовление одежды

Разработка сценария какого-либо праздника

Различные виды рукоделия (лоскутная пластика, вязание на спицах,

крючком, макраме и т.д.)

Оформление интерьеров (изготовление занавесок, штор различных

декоративных изделий, например, для оформления кухни и т.д.)

Разработка и изготовление комплекта мягких игрушек для кукольного

театра

разработка меню и варианта оформления праздничного стола

Учитель: Предполагается, что при разработке проекта нами будут рассмотрены

следующие вопросы:

-обоснование возникшей проблемы и потребности -определение конкретной задачи и ее формулировка

-выявление основных требований к изделиям

-исследования, разработка идей и вариантов

-анализ идей и выбор лучшего варианта

-выбор ткани, инструментов, приспособлений и оборудования последовательность изготовления

-экономическое обоснование

         - изготовление изделия и контроль качества

         -испытание изделия

         -оформление проекта

         - самооценка

Учитель: Количество участников при выполнении проекта зависит от его сложности и объема работы и может быть от одного до нескольких человек. Мы можем выбрать один проект на весь класс, или вы можете выбрать проект по своему усмотрению и работать в группе из 2, 3, 4 и т.д. человек. Проект нам необходимо будет каким-либо образом оформить: это может быть папка, стенгазета, книжка-раскладушка с фотографиями, компьютерное оформление. Каково будет содержание вашего проекта, нам предстоит это обсудить, выбрать главное, рассказать о последовательности выполнения и т.д. Как с одним из возможных вариантов оформления проекта, мы можем ознакомиться на стр. учебника 162. Но (что особенно важно!) приветствуется творческое отношение к делу.

Практическая работа

Вводный инструктаж.

Учитель: Сегодня мы с вами выполним организационно-подготовительный этап проекта (выбор темы проекта, разработка эскиза изделия, обоснование выбора, подбор материалов для выполнения проекта, предварительный подсчет себестоимости)

1. Организационно-подготовительный этап выполнения учащимися

творческого проекта. Выбор темы проекта, еще

Текущий инструктаж. (Обсуждение) Во время обсуждения учитель поддерживает положительный эмоциональный настрой, корректно и ненавязчиво урегулирует спорные моменты и участвует в обсуждении.

Учитель. Итак, какой проект мы выбираем?

Ученики: (например) У нас в классе многие девочки играют в школьном театре, и было бы интересно изготовить игрушки для кукольного спектакля.

Учитель: Выбранный вами проект очень интересен. Игрушки, с которыми вы сможете поставить спектакль, будут дороги вам (ведь вы изготовите их собственными руками) и, конечно, понравятся младшим школьникам. (Если в кабинете технологии есть какие-либо похожие изделия или нужная литература, можно предложить ими воспользоваться). Спектакль, по какой сказке вы хотели бы поставить?

Ученики: (Во время обсуждения предлагаются разные варианты сказок, учитель уточняет, какую сказку планировали ставить по рекомендации руководителя школьного театра). Мы решили инсценировать сказку «Три поросенка». У Тани и Маши есть младшие братья в первом классе, которым очень нравится эта сказка. Они с удовольствием смотрели мультфильм, рисовали иллюстрации, а на Новый год мамы даже готовили им костюмы поросят. А кроме того сейчас по восточному календарю идет Год Свиньи.

-Разработка эскиза изделия.

Учитель: Вспомните, какие сборники сказок с интересными иллюстрациями вы видели Может быть, смотрели спектакль в настоящем театре. Какие костюмы были на Поросятах, на Волке? Какие элементы костюмов вы могли бы использовать в своем рисунке? Нарисуйте в своем воображении новый костюм для каждого из героев сказки. И приступим к выполнению эскизов.

Ученики: (Практическое выполнение).

(Учитель советует, консультирует, помогает, участвует в обсуждении, рисует свой вариант будущих костюмов)

-Обоснование выбора.

Учитель Давайте рассмотрим предложенные варианты костюмов. Нам предстоит найти самые выразительные элементы костюмов или выбрать сразу готовую модель, назвав все достоинства данного проекта костюма. Помним, что работа у нас творческая каждый из нас по-своему представляет, как должны быть одеты герои сказки, поэтому не обижайтесь, если будет выбран не ваш рисунок. Порадуйтесь успеху подруги. Ваши

способности могут проявиться на следующих этапах работы.

Ученики- (Высказывают свое мнение, выбирают наиболее интересный эскиз или предлагают соединить некоторые элементы из разных рисунков для изготовления

готового костюма).

Учитель (Внимательно выслушивает, участвует в обсуждении, проявляет такт и терпение, поощряет добрые высказывания учащихся, сглаживает спорные моменты,

одобряет проявление взаимного уважения и т.д.)

-Выбор материалов для выполнения проекта.

Учитель- Итак выбор сделан. Хочу отметить согласованную творческую работу. Общими усилиями мы создали интересные, оригинальные и выразительные эскизы костюмов В них продуман цвет, они подчеркивают характерные особенности персонажей: легкость и беззаботность Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, основательность и уверенность в себе Наф-Нафа, злое коварство Волка. Чтобы приготовить для героев сказки настоящие костюмы, нам следует подумать о выборе тканей и разных аксессуаров к костюмам. Каковы будут ваши предложения? Постарайтесь обосновать свои выбор.

Ученики: (Предложения).

Учитель - (Высказывает свои соображения насчет каждого предложения. Отмечает, насколько выигрышным в плане выразительности костюма будет выбранная ткань. Может напомнить учащимся о свойствах ткани. Высказывает свое мнение о целесообразности использования перечисленных аксессуаров (пуговиц, лент и т.д.)

- Предварительный подсчет себестоимости.

Учителью - На уроках технологии нам с вами еще не раз придется работать с тканью, поэтому бывая в магазинах, я постоянно обращаю внимание на понравившиеся мне ткани и на прейскурант цен. Кроме того, моими добровольными помощниками в выборе ткани стали Аня и Наташа. И сейчас мы можем рассчитать, сколько нам необходимо ткани для изготовления костюмов, которые мы будем шить, и сколько для этого потребуется денег.

№ п/п

Наименование материалов

Условная цена

за единицу измерения, руб.

Расход материала на изделие

Затраты на материал, руб.

1

Костюмно-платьевая ткань (разных расцветок)

80 за 1 м

Всего 1 м (ширина ткани 1м 40 см)

80

2

Синтепон

?

0,5 м (ширина ткани 1м 50 см)

3

Атласная лента

12 за 1 м

1,5 м

18

4

Нитки швейные

6 за катушку

3 катушки разных цветов

18

5

Пуговицы

3 за 1 шт.

10

30

Учитель (При заполнении таблицы используется жизненный опыт учеников и учителя) Это расчет приблизительный. Затраты могут быть сведены к минимуму, если у нас появится ткань, которую мы сможем приобрести в ателье из остатков производства. Это будет дешевле, чем в магазине.

Заключительный инструктаж.

Учитель: Первый этап работы по изготовлению мягких игрушек для спектакля кукольного театра благополучно завершен. Вы работали дружно, организованно. Молодцы!

Заключительная часть

Учитель: Сегодня в процессе работы на уроке технологии мы с вами выбрали тему проекта, разработали эскизы игрушек для спектакля «Три поросенка». Этот проект понравился вам как активным участникам школьного театра и будет хорошим подарком для первоклассников, которым вы покажете свой спектакль. На этом этапе нам необходимо было выбрать соответствующие материалы для изготовления кукол и рассчитать предварительную себестоимость. Это мы тоже с успехом выполнили. Поработали качественно и продуктивно. Спасибо.

Деятельность учителя

Совместная деятельность учителя и учащихся

Деятельность учащегося

Структурные компоненты занятия (урока)

Формируемые понятия, умения, отношения

Уровни усвоения учебного материала

Методы и приемы преподавания

Формы организациобучения

Средства обучения

Способы учебной деятельности

Звенья процесса усвоения

1.Организационная часть

Формирование умения организовать своё рабочее место. Аккуратности, ответственности, исполнительности, культуры труда

понимание.

Словесные методы: рассказ

Фронтальная

Живое слово

Слушают учителя, организуют своё рабочее место

Осознают сказанное учителем, готовятся к уроку.

2Актуализация опорных знаний

Настрой учащихся на активную работу, развитие памяти, сообразительности, находчивости.

Воспроизведение

Словесные: рассказ,

Беседа.

Фронтальная (объяснение нового материала).

Живое слово, пословицы о коллективном труде

Слушают учителя, выполняют задание

Читают пословицы, анализируют и классифицируют предложенный материал и объясняют смысл пословиц.

3. Сообщение нового материала

Формирование у учащихся понятий и представлений о творческом проекте, умение планировать свои действия.

Понимание.

Словесные: беседа рассаз..

Фронтальная

Живое слово

Слушают учителя, работают с учебником

Запоминают этапы выполнения творческого проекта, изучают литературу.

Практическая работа

Вводный инструктаж

Настрой учащихся на активную работу, формирование умения планировать свои действия,

Понимание, применение

Словесные: рассказ

Фронтальная

Живое слово

Слушают учителя

Запоминают последовательность выполнения организационно-подготовительного этапа

Текущий

инструктаж.

Формирование

ценностного

отношения к

коллективному

труду, культуры

общения,

осуществление

социализации.

Мотивации на успех,

расширение

кругозора,

стимулирование

любознательности,

уверенности в себе,

своих силах,

ответственности,

доброжелательности,

инициативности;

развитие творчества,

образного мышления,

воображения,

памяти,

самостоятельности.

А также умения

грамотно и

обоснованно

формулировать свои

мысли.

Формирование

ценностного

отношения к

экономическим

знаниям и умениям.

Или все

Понимание,

применение,

творческий

перенос.

Словесные:

рассказ, беседа;

наглядные: работа

с литературой,

иллюстрация,

демонстрация;

практические:

выполнение

заданий

(обсуждение,

выполнение

эскизов, выбор

лучших, выбор

материалов,

подсчет

себестоимости)

Фронтальная

Живое слово,

какие-либо

похожие

изделия

(мягкие

игрушки) или

специальная

литература

(если есть в

кабинете)

Слушают

учителя,

высказывают

предложения,

обсуждают,

выполняют

эскизы,

выбирают

материалы,

рассчитывают

себестоимость.

Применяют

полученные

знания и умения,

по выполнению

творческого

проекта на

практике.

вышесказанное расписывать по этапам9

Выбор темы проекта

Разработка эскиза изделия

Обоснование выбора

Выбор материалов

для выполнения проекта

Предваритель ный подсчет себестоимости

Заключительн ый инструктаж

Формирование уверенности в себе и

понимания что «ты» являешься частью коллектива

Понимание

Словесные: рассказ, беседа

Фронтальная

Живое слово

Слушают учителя,

Понимают, оценивают свой вклад в общее дело

Зяключительная часть

Обобщение и подведение итогов урока

Понимание

Словесные: рассказ, беседа

Фронтальная

Живое слово

Слушают учителя, оценивают свою работу сравнивают с оценкой учителя.

Самоанализ своей работы, сравнение с оценкой преподавателя

 Возможные  процедуры диагностики достижения цели и решения педагогических задач.

Предмет диагностики – уровень реализация личностно ориентированного обучения и гуманитарных технологий при обучении учащихся на занятии по теме «Разработка творческого проекта. Организационно – подготовительный этап»

Метод диагностики – опрос

  1. Что интересного вы узнали сегодня?
  2. Что вам наиболее понравилось на сегодняшнем занятии?
  3. Что такое проект?
  4. Что у вас не получилось сегодня?
  5. Что вам не понравилось на сегодняшнем занятии?

Уровни:

Высокий – учащийся отвечает положительно на вопросы: показывает понимание пройденной темы, демонстрирует удовлетворённость уроком и интерес к тематике урока.

Средний - учащийся отвечает положительно на большинство вопросов: показывает частичное понимание пройденной темы, во многом удовлетворён уроком, но не сильно заинтересован в тематике урока.

Низкий - учащийся отвечает отрицательно на вопросы: не показывает понимание пройденной темы, не демонстрирует удовлетворённости уроком и интерес к тематике урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности ребенка принципами личностно-ориентированного педагогического подхода.

В моей практике постоянно встречаются дети, которые не теряют интереса к изобразительной деятельности на протяжении всех ...

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми

В настоящее время проблема работы содаренными детьми все более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Выявление одаренных детей, организация системной работы - одна из главных задач современно...

Доклад «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми»

Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г. Пыть-Ях «Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства». Август 2014 г.Докл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА к занятию по теме "Реализация творческого проекта на занятиях компьютерной графики"

Презентация предназначина для работы на занятиях по компьютерной графике в начальной школе....

Методическая разработка Творческий проект и его этапы

Творческий проект по технологии. Технология изготовления юбки....