Конспект урока по технологии для 5 класса "Лоскутная пластика"
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Милокумова Марина Николаевна

Тема:  Лоскутная пластика. (5 класс)

Тип урока. Комбинированный. 

В ходе урока научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету “лоскуты”; выполнять раскрой деталей по шаблонам; знать последовательность соединения кроя лоскутного изделия в единый блок; дать сведения из истории создания изделий из лоскута; правильно и точно соединять детали кроя лоскутного изделия по схеме; воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevka_loskutnaya_plastika.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Лоскутная пластика. (5 класс)

Тип урока. Комбинированный

Цели урока:

  • Образовательная – научить учащихся подготавливать ткань к работе; подбирать по цвету “лоскуты”; выполнять раскрой деталей по шаблонам; знать последовательность соединения кроя лоскутного изделия в единый блок.
  • Развивающая – дать сведения из истории создания изделий из лоскута; правильно и точно соединять детали кроя лоскутного изделия по схеме.
  • Воспитательная – воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе, аккуратность, точность.

Планируемые результаты:

предметные - должны знать виды шаблонов для раскроя элементов орнамента, область их использования; какие инструменты, материалы и оборудование необходимы для работы при изготовлении прихватки в технике лоскутной пластики; технику безопасности при обработке тканей.

метапредметные - должны уметь составить эскиз, изготовить шаблоны, раскроить лоскут, соединить детали между собой и подкладкой, используя технологическую карту и соблюдая технику безопасности.

личностные - осознают, какие качества необходимы для успешной учебы, адекватно оценивают себя, проба профессиональных навыков художника-модельера и дизайнера.

Оборудование урока:

  • швейные машины;
  • инструменты (иглы, нитки, ножницы, линейки, мелки);
  • материалы (кусочки тканей различных цветов и размеров, цветная тесьма);
  • шаблоны выкроек изделий;
  • таблица цветового шестисекторного круга;
  • инструкционные карты;
  • образцы готовых изделий декоративно-прикладного искусства (салфетка, прихватка, панно);

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин)

  • приветствие;
  • отметить отсутствующих учащихся;
  • проверка готовности учащихся к уроку.

II. Повторение изученного материала по теме “Материаловедение” (8 мин)

(за правильные ответы учитель выдает учащимся жетоны)

  1. Назовите последовательность изготовления ткани. (слайд 2)
  2. Как называются нити, идущие вдоль ткани? И поперек? (слайд 3)
  3. Как называется процесс получения пряжи из волокна? (слайд 4)
  4. Как называется процесс получения ткани из ниток? (слайд 5)
  5. Из данного перечня выберете: материалы; инструменты. (слайд 6)
  6.  Из данного перечня выберете волокна растительного происхождения. (слайд 7)
  7. Из данного перечня выберете ткани, изготовленные из волокон растительного происхождения. (слайд 8)
  8. Что можно пошить из тканей? (слайд 9)

III. Изучение новой темы (15 мин)

Мир тканей очень богат и , соответственно, очень разнообразен выбор изделий, пошитых из тканей. Но чтобы мы не шили, всегда остаются обрезки ткани. Так было всегда…

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Шитьё из лоскутков – один из традиционных видов народного творчества. В последующем этот вид рукоделия назывался лоскутным шитьем, а в современном мире – лоскутная пластика. (слайд 10) Это и есть тема нашего урока.

(обучающиеся записывают тему урока в тетрадь)

В Англии лоскутное шитье называют «пэчворк» (слайд 11), что в переводе означает лоскут или заплата. Чтобы познакомиться с истоками лоскутного шитья нескольким ученицам было дано опережающее задание: Подготовить сообщение об истории лоскутного шитья.

1 ученица:

(слайд 12) В музее “Булаг” в Каире находится образец орнамента, датированный 980 годом до нашей эры, он выполнен из кусочков кожи газели. В Токийском музее выставлена одежда 1569-1867 годов, украшенная узорами из кусочков различной ткани.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии.

(слайд 13) Однако, повсюду они начинают приобретать сугубо национальные черты.

(Слайд 14) Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций.

2 ученица:

(Слайд 15) Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны, и красивы. Лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани, так же как расписные прялки, вышивка, наполняли быт и радовали глаз.

Традиции лоскутного шитья в России начали складываться в XIX в., когда фабричные ткани стали предметом повседневного обихода. (слайд 16) Редкая крестьянская изба не имела лоскутного одеяла, сшитого из кусочков отслужившей свой срок одежды. Лоскутки зачастую были неправильной формы, подбирались произвольно, соединяли их как придется. В крестьянском быту у лоскутного одеяла преобладала утилитарная функция, оно служило главным образом защитой от холода.

В то же время в некоторых областях России традиционно изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло принято было дарить на рождение ребенка. Такие одеяла сочетали в себе практичность и декоративность.

Учитель: Спасибо, девочки. Итак, мы с вами узнали, что лоскутное шитье - древний вид декоративно-прикладного творчества. Это рукоделие, пришло к нам из глубокой древности.  (слайд 17)

В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения даже о том, что Наталья Гончарова - жена Пушкина - шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

В 70-е годы XX века, когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. (слайд 18) С тех пор этот интерес неуклонно растет. В нашей стране и за рубежом проводятся фестивали, конкурсы, мастер - классы, создаются творческие объединения. (слайд 19)

В России регулярно проводятся фестивали и выставки в таких городах как Суздаль, Новосибирск, Самара, Иваново, Владимир. (слайд 20) С каждым годом повышается уровень этих мероприятий, поэтому требования к качеству и художественному исполнению изделий постоянно растут.

Существует большое разнообразие приёмов работы с лоскутками. (слайд 21) К наиболее распространённым относятся: печворк, квилт, текстильный коллаж (аппликация).

(слайд 22) Пэчворк - техника, при которой лоскутки ткани сшиваются вместе, образуя узор. (Записать в тетрадь)

(слайд 23) Квилт - два слоя ткани с подбивкой между ними, сшитые вместе. Часто используется при создании покрывал или одеял. (Записать в тетрадь)

(слайд 24) Текстильный коллаж (Аппликация) - техника, при которой детали из одной ткани прикрепляются к поверхности другой в декоративных целях. (Записать в тетрадь)

(слайд 25) Самыми простыми в работе являются хлопчатобумажные ткани. Из них легко и просто получаются подушки, одеяла, грелки на чайник, салфетки или прихватки. А пальтовые ткани достаточно пластичны и мягки – они оптимальны для панно, пледов или ковриков.

В этом учебном году мы уже работали с тканью и знаем, что прежде, чем шить из нее какое-либо изделие, ткань нужно подготовить к раскрою. Давайте вспомним эти правила.

(обучающиеся называют правила подготовки ткани к раскрою. Обратить внимание на декотирование ткани. За правильные ответы учитель дает жетоны)

Молодцы! Но кроме этих знаний, для выполнения практической работы, нам необходимо подбирать лоскутки по цвету.(слайд 26) Сочетание цветов может быть контрастным или тональным. Можно подбирать лоскуты в теплой или холодной цветовой гамме.

IV. физкультминутка  (2 мин) , (слайд 27)

Очень много мы узнали и немного подустали…

Мы сейчас все отдохнём, лоскуты сшивать начнем:

 Мы устали, засиделись,

 Нам размяться захотелось.

 Отложили мы тетрадки,

 Приступили мы к зарядке          Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

 То на стену посмотрели,

 То в окошко поглядели.

 Вправо, влево, поворот,

  А потом наоборот         Повороты корпусом

 Приседанья начинаем,

  Ноги до конца сгибаем.

 Вверх и вниз, вверх и вниз,

 Приседать не торопись!         Приседания

 И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.         Дети садятся на свои места

V.Практическая работа (12 мин)

Учитель: Техника лоскутного шитья включает в себя несколько её видов. (слайд 28) К ним относятся:

  • шитьё из квадратиков;
  • шитьё из полосок;
  • шитьё из треугольников.

Давайте с вами наглядно посмотрим как выглядят шаблоны и схемы основных узоров (слайды 29 – 36) Это лишь малая часть узоров, применяемых в лоскутном шитье. На последующих уроках, (слайд 37) во время практических работ, мы с вами будем шить прихватки, используя эти схемы. Для пошива нам понадобятся не только лоскутки тканей, но  инструменты и приспособления (слайд 38)

(учащиеся называют инструменты и приспособления)

Среди перечисленных названий есть колющие и режущие инструменты и во избежание несчастных случаев нам необходимо повторить правила техники безопасности:

(выходят 7 учениц и рассказывают правила в стихах)

1 Все знают в иголках имеются ушки,

А ушки, конечно же, любят подушки.

Иголкам подушку скорей подари,

На ней все иголки свои собери.

2. Ты не бери иголку в рот!

Иголка острая – не плод!

Ты лучше с нею не шути,

А то окажется внутри.

3. Игла в работе весела,

Она тонка и так мала!

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку.

И затаится в беспорядке…

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

4. Иголки надо сосчитать,

Когда садишься за работу,

Потом внимательно собрать,

Хотя бывает неохота…

5. С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути

И, держа за острый край,

Другу их передавай.

6. Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота.

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

7. Напомнить хочу про рабочее место –

Диван или кресло? Нет, им там не место!

Усядемся лучше с тобой за столом,

И ткань здесь разложим, и мыло найдём,

Коробку достанем, где все инструменты,

Сошьём все детали, набьём элементы,

Те, из которых прихватка родится,

Рабочее место тебе пригодится!

Все правила эти обязан ты знать

И неуклонно их выполнять!

Чтобы изделие получилось аккуратным, детали кроят по шаблонам. Сегодня на уроке мы подготовим шаблоны. Откройте учебники стр. 173. Давайте ознакомимся с технологией изготовления шаблонов из плотного картона.

(учащиеся читают, а затем вырезают шаблоны по инструкционным картам)

Изготовить из картона шаблон – полоску со сторонами 4*24см.

VI. Подведение итогов. Оценки за урок. (5 мин)

Подсчет жетонов и выставление оценок

(учащимся выдаются тесты для подведения итогов урока)

Проверь себя

Фамилия__________________ класс______

  1. Электроприбор для влажно-тепловой обработки изделий.
  1. Лампа
  2. Утюг
  3. Выжигатель
  1. Режущий инструмент для обработки ткани
  1. Ножницы
  2. Нож
  3. Бритва
  1. Чертёжный инструмент
  1. Мел
  2. Сантиметровая лента
  3. Линейка
  1. Искусство, часто называемое, “пэчворк”
  1. Вышивка
  2. Лоскутная техника
  3. Макраме
  1. Лента для отделки изделий
  1. Тесьма
  2. Сантиметровая лента
  3. Корсажная лента
  1. Увлажнение ткани перед раскроем для усадки
  1. Кипячение
  2. Утюжка
  3. Декатировка
  1. Цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге
  1. Нейтральные
  2. Холодные
  3. Контрастные
  1. Картонные фигурки для раскроя деталей
  1. Лекало
  2. Выкройка
  3. Шаблоны
  1. Нейтральные цвета
  1. Белый, чёрный, серый
  2. Красный, синий, жёлтый
  3. Зелёный, голубой, оранжевый

(учащиеся обмениваются тестами и проверяют друг у друга, выставляя оценки, затем каждая ученица вклеивает свой тест в тетрадь)

VII. Домашнее задание: принести хлопчатобумажные лоскутки и набор для шитья. (1 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Конспект урока по технологии 8 класс Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка.

Конспект урока по технологии 8 класс   Технология изготовления швейных изделий. Детская рубашка....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

Конспект урока по технологии "Технология приготовления бисквитного и песочного теста"

Подробно описано о приготовлении песочного и бисквитного теста...

Конспект урока по технологии «Вводное занятие. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии»

Конспект по технологии. Общий инструктаж по технике безопасности на уроках технологии....