Реализация ФГОС в образовательной области Технология
методическая разработка по технологии (5 класс) на тему

Бабкина Ольга Петровна

В стандарах второго поколения выступает системно-деятельностный подход в преподавании учебного предмета. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. На примере проводимого урока, расскажу какие методы, и приемы я использовала, чтобы урок быд эффективным и интересным для ребя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sovremennyy_urok.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Реализация ФГОС

в предметной области

«ТЕХНОЛОГИЯ»

Выполнил: Бабкина О.П,,

учитель технологии

Новокузнецк, 2016

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно – деятельностный подход.

      У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации  ФГОС  по предмету  технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения. 

Я сейчас нахожусь на стадии теоретического изучения новых  технологий, ведь опыт работы по новым стандартам у меня небольшой. На примере проводимого урока, расскажу какие методы, и приемы я использовала, чтобы урок был эффективным и интересным для ребят.

Технологии деятельностного типа: технология проблемного диалога, технология продуктивного чтения, метод проектов, игровые пед. технологии, групповой метод.

Технологии критического мышления: синквейн, кластер

Тема урока  - это главный предмет излагаемых знаний, то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Есть такие приёмы как - интересный факт, неожиданное открытие, «Мозговой штурм» - обращение к жизненному опыту самих учащихся.

Актуализация знаний

Тема урока зашифрована.     Бытовая швейная машина. Приемы работы на швейной машине.

На этапе осмысления нового знания я использовала  прием - «Загадка».  

  1. Учащимся предлагаются загадки. Читают, угадывают. (слайд 2)

Технология проблемного диалога

Вопрос: Что объединяет эти загадки?

(в них говорится о бытовых швейных машинах).

Для чего они предназначены?

(они помогают при проведении домашних работ)

Предлагается еще одна загадка. (слайд 3)

О какой машине идет речь? (о швейной машине). Какова ее роль в домашнем хозяйстве?

Постановка учебной задачи

  1. Формулируем тему урока.
  2. Проговариваем цель урока: изучить устройство шв.машины; основные детали шв.машиы; выполнить упражнения в шитье на шв.машине.

«Открытие новых знаний»

  1. Объяснения с опорой на личные знания учащихся:

Вопрос: Кто изобрел первую шв.машину?

Историческая справка; современные шв.машины;

Технология продуктивного чтения (до чтения, во время чтения)

Вопрос: Что приводит шв. машину в движение? (рука, нога, ….)

Работа с учебником: Виды приводов

  1. Классификация швейных машин. (слайд 4)

Постановка проблемы: В чем особенность такой классификации шв.машин?

Групповой метод

Изучение устройства шв.машины.(работа в парах). (в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать собеседника, объективно оценивать ответ одноклассника).

Карточка-задание: Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. (слайд 5)

( Девочки находят основные детали и сравнивают их с оригиналом).

Первичное закрепление

Карточка-задание: Обозначить на рисунке детали швейной машины. (слайд 6)

Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.

Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания.

Проведение вводного инструктажа:

-Техника безопасности при работе на шв.машине:

Работа в парах.

1.Подключение шв. машины;

2.Выполнение тренировочных упражнений на не заправленной шв.машине;

-Раздача материала по заправке нижней и верхней нити (упражнения  по заправке швейной машины) (слайд 7,8)

. Заправка шв.машины:  Выполнение тренировочных упражнений на шв. машине.

На этом этапе возникло много сложностей, т.к. разная скорость восприятия,  уровень понимания разный,  недостаточно оснащение кабинета, страх.  Одни девочки успешно справились, другие наполовину.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Решение кроссворда. (слайд 9) – игровые технологии

Использовать технологии критического мышления -  проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. 

  1. Синквейн-способ творческой рефлексии - “стихотворение”, написанное по определенным правилам. (слайд 10)
  2.  Прием - кластер («гроздь»), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде.

Рефлексия деятельности учащихся

Размышление и обобщение того, “что узнал” ребенок на уроке по данной проблеме. На этапе РЕФЛЕКСИИ учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

Чему вы научились на уроке?

-Что далось вам легко?

-Где возникли трудности?

Метод проекта

Концепция образовательной области "Технология" предусматривает обязательное использование учителем проектного метода. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания по технологии и другим предметам, приобретают новые знания и умения. В процессе обучения учащимся предлагается выполнять 4  проекта. Учащиеся выполнили 2 мини-проекта (Семейный завтрак, Макет кухни). 1 проект по сшитому изделию (фартук, подушка, юбка, топ); остается еще 1 проект по теме: «Лоскутное изделие».

Учитель, его отношение к  учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения  необходимы ему и на других предметах и в жизни.

Источники


1.
http://irina-novikova.my1.ru/   Современные подходы в преподавании технологии в рамках ФГОС.

2. Александр Бородецкий «История швейных машин: от Адама до Зингера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС и образовательный минимум содержания образовательной области "Технология"

В презентации содержится сравнительный анализ обязательного минимума по технологии и содержания стандарта, поднята проблема сокращения учебного времени на предмет технология.  Представлена  ...

Календарно - тематическое планирование по образовательной области "Технология" направлению "Индустриальные технологии" 5 класс ФГОС второго поколения.

В 2015-2016 учебном году школа переходит на ФГОС второго поколения утвержденном приказом Министерства образовании и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897. В соотв...

Проектные технологии при переходе на ФГОС второго поколения образовательной области «Технология».

Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя пр...

Реализация ФГОС в предметной области "Технология"

Для реализации  ФГОС  по предмету  «Технология» нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, поэтому первым шагом в методическом решении данной проблемы является п...