Тема: "САРЖЕВОЕ, САТИНОВОЕ И АТЛАСНОЕ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Шевченко-Глухова Наталья Александровна

Цели: Ознакомить учащихся со сложными видами ткацких переплетений.

1.     Изучить понятия  “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.

2.     Ознакомить с различными текстильными дефектами ткани.

3.     Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.

4.     Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

5.     Развитие сенсорных и моторных навыков

6.     Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.

7.     Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнении задания.

8.     Развивать внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать логическое мышление.

Методы обучения:

  • словесные: вопросы, объяснение, беседа
  • объяснительно-иллюстративный,
  • наглядные:  таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.
  • практические самостоятельные работы учащихся по определению дефектов ткани

Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадный

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: макеты переплетений; коллекция образцов тканей, учебник, тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, клей, ножницы, линейка, ручная игла, нитки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_tehn.docx130.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: САРЖЕВОЕ, САТИНОВОЕ И АТЛАСНОЕ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ.  ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ

Цели: Ознакомить учащихся со сложными видами ткацких переплетений.

  1. Изучить понятия  “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефекты тканей”.
  2. Ознакомить с различными текстильными дефектами ткани.
  3. Научить определять вид переплетения по лицевой и изнаночной стороне ткани и выполнять их.
  4. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
  5. Развитие сенсорных и моторных навыков
  6. Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности.
  7. Формирование умения работать в коллективе, рационально распределять функции между его членами с учетом творческих и других способностей каждого учащегося, справедливо оценивать его результат при выполнении задания.
  8. Развивать внимательность; прививать навыки аккуратности; развивать логическое мышление.

Методы обучения:

  • словесные: вопросы, объяснение, беседа
  • объяснительно-иллюстративный,
  • наглядные:  таблицы, коллекции образцы тканей и переплетений, ИК.
  • практические самостоятельные работы учащихся по определению дефектов ткани

Формы организации познавательной деятельности учащихся: бригадный

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: макеты переплетений; коллекция образцов тканей, учебник, тетрадь, кусочки шерстяной и шелковой тканей, клей, ножницы, линейка, ручная игла, нитки.

Ход урока

  1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка присутствуюших.

  1. Повторение пройденного материала.

          Устный        опрос.

Вопросы для повторения:

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать виды ткацких переплетений. В 5 классе мы изучили одно из несложных ткацких переплетений.

1)Давайте вспомним, как оно называется?

2) Как чередуются нити в полотняном переплетении?

         3)Какие ткани имеют полотняное переплетение? (х/б- ситец, бязь, батист, некоторые        льняные и шелковые ткани)

         4)По каким признакам определяют нить основы в ткани?

  1. Изучение нового материала.

      Девочки, посмотрите пожалуйста внимательно на свои образцы ткани. Одинаковое ли переплетение на них. Сможете ли вы назвать его?

-В чем заключается подготовка ткани к раскрою? А для шерстяных и шёлковых тканей?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

-- Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний  и сформулируем тему нашего сегодняшнего урока      «Виды переплетений. Дефекты тканей.»

(вопрос классу)

- Как вы думаете. Зачем ребята нам нужно это знать?

           (учащиеся предлагают различные варианты ответов, учитель задает, по-необходимости, наводящие вопросы, дает некоторые комментарии,)

Как вы уже знаете, ткань вырабатывают путем переплетения нитей основы и утка. Нити в тканях переплетаются по-разному. От этого зависит внешний вид и свойства полученной ткани.

В настоящее время, на прилавках магазинов, появилось множество новых и красивых тканей. Какую же ткань лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только отличного качества, но и красивым?

Давайте познакомимся с многообразием ткацких переплетений, и видами простых переплетений их признаками . Наиболее простые виды ткацких переплетений – это полотняное, с которым вы познакомились в 5 классе, саржевое, сатиновое и атласное.

             Коллективная работа по учебнику

Учащиеся читают текст учебника и находят ответы на вопросы учителя.

Учитель. Прочитайте на с. 9 учебника определение слова «раппорт».

Раппорт (франц. rapport, от rapporter - приносить обратно) - повторяющийся рисунок переплетения на ткани, трикотаже, вышивке, обоях и пр.

  • Каким показателем определяется раппорт? (Числом входящих в него нитей.)
  • Как различают раппорт? (Раппорт по основе R0 и раппорт по утку Ry.)
  • Объясните, как переплетение характеризуется сдвигом. (Числом, показывающим, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей.)
  • Что называют вертикальным сдвигом?
  • Что называют горизонтальным сдвигом?
  • Какие переплетения относятся к простым?

Вам все понятно из прочитанных определений? Какие вопросы возникли?

Для полотняного переплетения характерно наиболее частое переплетение нитей основы и утка. Таким переплетением вырабатывают х/б, льняное и шелковое полотно, бязь, батист, крепдешин и др. Эти ткани обладают малой растяжимостью и осыпаемостью нитей.

При саржевом переплетении нити основы перекрывают две нити утка, пропуская одну. Из-за того, что перекрытие нитей получается не такое частое, саржевая ткань мягче и имеет диагональный рубчик, идущий снизу слева – вверх  направо. Этим переплетением вырабатывают саржу, кашемир, фланель, бумазею, шотландку. Ткани саржевого переплетения мягкие, хорошо драпируются, но обладают большой растяжимостью и значительной осыпаемостью нитей.

 Сатиновое и атласное переплетение – это наиболее редкие переплетения нитей основы и утка. В сатиновом переплетении нить утка перекрывает четыре и более нитей основы, а в атласном  нить основы перекрывает четыре и более нитей утка. Ткани с сатиновым и атласным переплетением более плотные и тяжелые, такие как сатин, драп, креп-атлас, атлас, креп-сатин, но очень мягкие, хорошо драпируются и обладают высокой осыпаемостью нитей.

(вопрос классу)

-в 5 классе мы изучали термин «раппорт переплетения». Что это такое?

 (Это минимальное число нитей, необходимое для образования законченного ткацкого рисунка, образует раппорт переплетения. Т.е. раппортом называется законченный элемент ткацкого рисунка, после которого рисунок повторяется.)

 Если вы помните, раппорт переплетения обозначается латинской буквой R. Различают раппорт по основе – Ro и раппорт по утку – Ry

 Сдвигом называют – число, показывающее, на сколько нитей удалено перекрытие последующей нити от предыдущей. Для полотняного переплетения R=2, для саржевого – R=3, для сатинового и атласного – R=5.

  • Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх слева направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.
  • Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).
  • Полотняное переплетение
    нить основы и утка переплетаются через одну.
    одинаковый рисунок с лица и изнанки
    большая прочность и износостойкость
  • Саржевое переплетение
    Нить утка перекрывает две нити основы через одну нить.
    Рисунок в виде рубчика идущего в косом направлении.
    Растяжимость 
    Осыпаемость
  • Учащиеся работают с таблицами ткацких переплетений, коллекциями тканей различных видов переплетений;

Признаки и свойства тканей

Переплетение нитей в ткани

полотняное

саржевое

сатиновое

атласное

 Поверхность ткани

Ровная

Рубчик по диагонали

Матовая

Блестящая

Вид с лицевой и изнаночной стороны

Одинаковый

Неодинаковый

Неодинаковый

Неодинаковый

Гладкость

Средняя

Большая

Средняя

Очень большая

Осыпаемость нитей

Малая

Средняя

Большая

Очень большая

Мягкость

Средняя

Большая

Очень большая

Очень большая

Драпируемость

Средняя

Высокая

Очень высокая

Очень высокая

Признаки и свойства тканей с различным переплетением нитей.

Молодцы! И так мы поняли, что от характера лицевой поверхности, будет зависеть, какими приемами мы будем пользоваться при изготовлении изделия, от этого будет зависеть его качество.

Изучение основных ткацких дефектов ткани.

Актуализация знаний учащихся

Пошив швейного изделия при выполнении творческого проекта не может не включать выбор ткани. В настоящее время на прилавках магазинов появилось множество новых и красивых тканей. Какую же лучше выбрать, чтобы изделие получилось не только красивым, но и отличного качества.

1. Что вам известно  о тканях?

2. Вы покупали сами ткань? А с мамой?  Для чего?

3. На что при покупке ткани вы обращали внимание?

Работа в группах. Предлагаю разбиться в группы по 3 человека. Внимательно рассмотреть предложенные образцы материалов и ответить на следующие вопросы.

Очень часто при покупке ткани мы можем встретить и такую!

1. Что необычного вы заметили на образцах этих тканей?

2. Можно ли использовать такую ткань при изготовлении швейных изделий?

3. Почему?

4. Что значит «качество ткани»?

5. Для чего необходимо проверять качество ткани?

6. Как можно назвать эти изменения на ткани?

Как вы думаете, о чем пойдет речь  сегодня на уроке?

- Верно, формулируем тему нашего сегодняшнего урок «Дефекты тканей». На этом занятии мы познакомимся с различными видами дефектов и научимся определять качество ткани.

      В процессе производства ткани иногда происходит разладка станков или обрыв нитей. Если своевременно не устранять неполадки в оборудовании или невнимательно работать, то на ткани будут появляться дефекты. Их называют ещё – пороки. Дефекты – недостатки, повреждения.

Ребята, постарайтесь сформулировать названия дефектов ваших образцов тканей. Какие причины их возникновения?

Ткацкие дефекты: (обрыв нитей, разладка механизмов ткацкого станка)

  • нарушение целостности ткани (дыры, пробоины)- нити основы и утка разрушены, т.е образовались дыры.
  • утолщение нити-нити основы и утка более плотные, чем остальные нити ткани.

Дефекты печати:(повреждение печатного вала машины, загрязненность красителя, плохая          подготовка ткани к печати)

  • непропечатанные места (участки с отсутствием рисунка или нечетким изображением);
  • перекос рисунка (дефект в виде перекоса нитей утка по отношению к кромке, возникающий при неравномерном натяжении ткани во время печати. Особенно видно на тканях в полоску и клетку);
  • засечка (полоса ткани без рисунка. Она получается при печатании из-за образования складки во время нанесения рисунка.).

-  Скажите, нужно ли осуществлять  проверку качества ткани поступившую на фабрику?

-  Если бы вы работали на фабрике, каким способом осуществляли проверку качества ткани?

-  Как бы вы называли профессию этих людей?

        Качество ткани и её сортность проверяется на производстве в отделе технического контроля контролерами

1. по дефектам внешнего вида ткани;

2. по показателям свойств тканей.

В настоящее время в промышленности применяют браковочно-измерительную машину марки PC, которую обслуживает один рабочий. На смотровой доске этой машины рабочий просматривает пороки, а подсчет длины и ширины ткани в куске приборы машины выполняют автоматически и записывают данные на бумажную ленту. При проверке ткани на каждый кусок составляют паспорт, в который заносят ярлычную (запись на ярлыке) и фактическую длину куска, длину условных разрезов, наличие текстильных пороков, их характер и месторасположение и ширину кусков ткани, измеренную через каждые 3 метра. По результатам проверок ткани устанавливают их сортность.

Сортность ткани определяют путем суммирования баллов различных пороков с пересчетом их на условную длину куска. Полученное число баллов сопоставляют с числом допустимых по ГОСТ на прием тканей и определяют их сортность.

- Знаете ли вы, что такое ГОСТы, для чего они существуют?

        Все ткани должны проходить проверку на качество. Показатели качества определяются в соответствии с требованиями государственных стандартов – ГОСТов.

Если ткань не будет соответствовать основным требованиям ГОСТа, её выбраковывают и снижают сортность. У работников данного отдела очень ответственная работа, от результатов их проверки зависит репутация производства.

- Куда после изготовления поступает готовая ткань?

- Ткань может повреждаться при перевозке?

- В магазине проверяют качество ткани?

- Как называется профессия этих людей?

Вторично в магазине проверку качества ткани производят товароведы – бракеры

Товароведы – бракеры!

-  По названию профессии мы можем понять, чем занимаются эти люди?

-  Зачем проверяют товароведы – бракеры качество ткани?

Они выбраковывают ткань и в зависимости от вида дефекта, снижают ее стоимость  при продаже.

-  А покупатель, приобретая ткань, должен проверять ее качество?

1. Когда вы покупаете ткань, на что вы обращаете внимание?

2. Часто ли вы покупали бракованную ткань?

3. Важно при покупке ткани знать правила проверки ее качества?

Внешние дефекты (пороки) ткани на всех этапах проверки качества производится по определенному алгоритму

1. Определяют лицевую и изнаночную стороны ткани.

2. Ткань просматривают с лицевой стороны.

- Как вы думаете, почему?

3.  Выявляют дефекты на ткани.

- Как бы вы отметили дефекты на ткани?

- С какой стороны необходимо отмечать   дефект, почему?

4. Фиксирование дефектов цветными нитками.

- Какие будут последствия, если мы не отметим дефект?

        - Что будем делать, если мы купили бракованную ткань?

         -  На что нужно обращать внимание при раскладке выкроек на ткани?

Думаю, что вы готовы проверить свои знания на практике?

  1. Фронтальный опрос:

-что называют раппортом?

-какие ткацкие переплетения относят к простым?

-назовите признаки образования саржевого, сатинового, атласного переплетения.

- когда возникают и на что влияют ткацкие дефекты?

  1.    Анализ и оценка урока.

-Что нового вы узнали на уроке.

- Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?

 -Интересно ли вам было на уроке?

  1. Итог урока.

Учитель анализирует урок, делает необходимые замечания, проверяет выполненную работу, выставляет оценки.

  1. Домашнее задание.
  •  «Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей» с. 9-14;
  • Творческое задание – придумать рекламный лист для покупателя по определению качества ткани при покупке в магазине.
  1. Уборка рабочих мест

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «Ткацкие переплетения и свойства тканей» 6 класс

Для правильного и рационального использования материалов швейного производства необходимо знать, какими свойствами они обладают, и уметь их определять. В 6 классе учащиеся знакомятся с волокнистым сос...

Ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

Цели урока:1.     Ознакомить учащихся с классификацией ткацких переплетений2.     Изучить понятия “Раппорт”, “Раппорт по основе” “раппорт по утку”, “дефек...

Тема: Саржевое, сатиновое и атласное ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

Цели: ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, саржевое переплетение,  сати...

.САРЖЕВОЕ, САТИНОВОЕ И АТЛАСНОЕ ТКАЦКИЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ. ДЕФЕКТЫ ТКАНЕЙ

Цели: ознакомить с различными текстильными дефектами ткани; научить определять ткани из натуральных шерстяных и шелковых волокон; объяснить значение понятий: раппорт, сарже­вое переплетение, сатиновое...

Ткацкие переплетения. Дефекты тканей.

Методическая разработка "Ткацкие переплетения. Дефекты тканей." На этом уроке учащиеся изучают ткацкие переплетения. выполняют практическое задание по определению вида переплетения по лицевой и изнано...