Модель технологической подготовки школьников в городской школе Вариант для гимназии.
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему

Фёдорова Ольга Михайловна

Особенности содержания технологической подготовки школьников

Модель реализации нового содержания технологической подготовки в условиях средней школы в 5-9 классах разработана на основе примерной рабочей программы авторского коллектива В.М Казакевича, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой с учётом требований ПООП ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фёдорова Ольга Михайловна.

Модель технологической подготовки школьников в городской школе Вариант для гимназии.

Особенности образовательной среды

Деление на профили с 9 класса

Углублённое изучение предметов: физика, математика, химия, биология, история, обществознание, русский язык, литература.

Возможность деления класса на подгруппы

5- 8 классы делятся по гендерному признаку на подгруппу мальчиков и подгруппу девочек

Наличие отдельных мастерских

Столярная, слесарная мастерские, мастерские по швейным технологиям и кулинарии.

Информационное обеспечение введения ФГОС

Электронный журнал, сайт для публикации и размещения детских образовательных продуктов, свободный доступ педагогов и детей к ресурсам сети Интернет, ЦОР, доступ в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время с использованием технологии Wi-Fi. (для учителей)

Оснащённость образовательного процесса компьютерами

ПК учителя, доступ в компьютерный класс, использование сети Интернет в образовательном процессе, использование электронных образовательных ресурсов

Наличие библиотеки

Читальный зал, наличие стационарных компьютеров, принтер, сканер, медиатека.

Наличие дополнительного образования в образовательной организации

Центр дополнительного образования.

Социальное окружение

Детский сад, детский дом, спортивная площадка, бассейн, тир, стадион, парковая зона, волжская набережная, поликлиника, почтовое отделение, отделение милиции, пожарная часть, магазины, швейное ателье, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, пекарня, фитнесцентр

Социальные партнёры

Творческое объединение, МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», Дворец творчества, Технологический колледж.

Особенности содержания технологической подготовки школьников

Модель реализации нового содержания технологической подготовки в условиях средней школы в 5-9 классах разработана на основе примерной рабочей программы авторского коллектива В.М Казакевича, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой с учётом требований ПООП ООО.

Предлагаемая модель рассчитана на преподавание предмета «Технология» в 5–9-х классах. В 5-7-х на изучение предмета «Технология» отводится 2 часа в неделю. В 8-м классе по примерной рабочей программе проводится 1 час в неделю. Темы примерной рабочей программы 9-го класса распределены в 8–м классе. В 9 классе по учебному предмету «Технология» организуется внеурочная деятельность в следующих формах:

-выполнение заданий на самостоятельную работу с информацией, при этом формируется навык самостоятельной учебной работы, для учащегося оказывается, открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля;

- проектная деятельность, при этом индивидуальные решения приводят к тому, что учащиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели;

-выполнение практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования, на уроке учащийся получает модель наблюдения.

-планомерная, комплексная подготовка к конкурсным мероприятиям, соревнованиям, олимпиадам, выставкам технического творчества,

-мастер-классы,

- экскурсии, наблюдения.

Внеурочная деятельность позволяет развивать личностные и мета предметные результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Технология».

Особенность данного варианта заключается в сохранении временных рамок для освоения базовых разделов по двум направлениям технологической подготовки: «Индустриальные технологии» для мальчиков и «Технологии ведения дома» для девочек от 20 до 28 часов. Для обеспечения достижения предметных результатов ФГОС ООО всеми учащимися данные технологии изучаются в информационно-ознакомительном режиме: девочки знакомятся с технологиями обработки конструкционных материалов, мальчики – с технологиями обработки текстильных материалов в объёме 2-х часов. Для адаптации примерной рабочей программы к условиям образовательной организации изменена последовательность изучения разделов примерной рабочей программы.                                    

   Этнокультурный компонент

В соответствии с Указом Главы РК № 301 от 13.06.2001 г. в содержание программы включены вопросы регионального компонента.

     Региональный компонент   включает в себя:

5 класс- ознакомление с лесными богатствами Республики Коми, основными породами древесины РК, ознакомление с народными промыслами прикладников, мастеров РК,

металлообрабатывающие предприятия РК, знакомство с системой электроснабжения РК;

 6 класс- ознакомление с лесной и деревообрабатывающей промышленностью РК, способами получения пиломатериалов на пилорамах г. Сыктывкара, знакомство с национальным орнаментом, с профессией резчика по дереву, ознакомление с полезными ископаемыми РК (бокситы, металлы)

7 класс- продолжение знакомства с породами древесины РК, знакомство с учебными заведениями по подготовке резчиков по дереву,

8 класс-ознакомление с Жешартским фанерным заводом, с древним искусством народов Коми, значение чистоты обработки металлов в машиностроении (СМЗ), ознакомление с Печорской ГРЭС и Интинской ТЭЦ, ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК.

Обучение предмету «Технология» ведут два преподавателя: учитель технологии по направлению «Индустриальные технологии» и учитель технологии по направлению «Технологии ведения дома». Каждый учитель проводит занятия по обозначенной теме с каждой группой отдельно, обмениваясь ими с коллегой.

В тематическом плане для 5-8 классов используются следующие обозначения:

Д -         количество часов для девочек

М -         количество часов для мальчиков

* -         ведёт занятия преподаватель технологий ведения дома

** -         ведёт занятия преподаватель индустриальных технологий

-         при отсутствии обозначений занятия по темам ведут оба учителя, каждый для своей подгруппы.

Тематический план

№ п\п

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

1

Основы производства

2

2

4

2

2

Общая технология

2

2

2

2

3

Техника

4

4

2

2

4

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

30

30

30

6

  1. Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический рисунок

2

  1. Виды и особенности свойств текстильных материалов

2

  1. Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов

2**

20**

  1. Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи

20*

2*

  1. Технологии машинной обработки конструкционных материалов

2**

28**

2**

22**

  1. Технологии машинной обработки текстильных материалов

28*

2*

22*

2*

5

Технологии обработки пищевых продуктов

8

8

8

4

  1. Основы рационального питания

1*

  1. Бутерброды и горячие напитки

2*

  1. Блюда из яиц

2*

  1. Технологии обработки овощей и фруктов

2*

  1. Технологии обработки круп и  макаронных изделий. Приготовление из них блюд

1*

  1. Технологии обработки рыбы и морепродуктов

2*

  1. Технологии обработки мясных продуктов

2*

  1. Технология приготовления первых блюд

2*

  1. Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов

2*

  1. Технология приготовления мучных изделий

3*

  1.  Технология приготовления сладких блюд

2*

  1. Технология сервировки стола. Правила этикета

1*

1*

1*

  1. Системы рационального питания и кулинария

2*

  1.  Современная индустрия обработки продуктов питания

2*

6

Технологии получения, преобразования и использования энергии

2

2

4

8

  1. Работа и энергия. Виды энергии

1**

  1. Механическая энергия

1**

  1. Тепловая энергия

2**

  1. Электрическая энергия. Энергия магнитного и электромагнитного полей

2**

2**

  1. Электрические цепи. Электромонтажные и сборочные технологии

2**

2**

  1. Бытовые электроинструменты

2**

7. Химическая энергия

2**

7

Технологии получения, обработки и использования информации

4

4

4

2

  1. Информация и её виды

4

  1. Способы отображения информации

4

  1. Технологии получения информации

2

  1. Технологии записи и хранения информации

2

  1. Коммуникационные технологии и связь

2

8

Технологии растениеводства

6

6

6

2

  1. Характеристика и классификация культурных растений

2**

  1. Общая технология выращивания культурных растений

2**

  1. Технологи посева и посадки культурных растений

2**

2**

  1. Технологии ухода за растениями, сбора и хранения урожая

2**

2**

  1. Технологии использования дикорастущих растений

2**

2**

  1. Технологии флористики и ландшафтного дизайна

2

1*

  1. Биотехнологии

1*

9

Технологии животноводства

2

2

2

2

  1. Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей

2

  1. Содержание домашних животных

2

4. Разведение животных

2*

10

Социально-экономические технологии

4

4

4

2

11

Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности

4

4

4

2

ИТОГО

68

68

68

34

Особенности содержания и организации внеурочной деятельности

Краткосрочные курсы дополнительного образования (мастер-классы), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте обучающегося может проводиться в рамках внеурочной деятельности как класс открытых студий. Дети имеют возможность приходить на занятия любого курса. О проведении занятий сообщается заранее на информационном стенде. К проведению мастер-классов можно привлекать учащихся, владеющих той мили иной технологией.

 Пример тематики занятий

Раздел программы

Название курса

Кол-во часов

Мастер класс

(класс открытых студий)

Кол-во часов

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

Умелые ручки

17

Работа с нетрадиционными материалами

2

Роспись по дереву

2

Мастерица

17

Бисероплетение

2

Игрушки из помпонов.

2

Работа с нетрадиционными материалами

2

Квилтинг

2

Макраме

2

Вышивка

2

Декупаж

2

Квиллинг

2

Методы и средства творческой и проектной деятельности

Проектная деятельность

17

Дизайн при проектировании

2

Подготовка к олимпиаде

17

Тренинг уверенности в себе

2

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО «ТЕХНОЛОГИИ»

УЧИТЕЛЬ-Фёдорова О.М

5 класс.

1.Отходы древесины и их рациональное использование.

2.Истоки и современное развитие деревянной игрушки.

3.Полезные вещи для дома своими руками.

6 класс.

  1. Традиции и праздники. Дизайн праздничного сувенира.
  2. Памятники рабочим профессиям.
  3. Развивающие игрушки.

7 класс.

  1. Технологии по переработке отходов.
  2. О чём говорят товарные знаки.
  3. Головоломки из различных материалов.

8 класс.

  1. Умный дом. Новейшие технологии для реальной жизни.
  2. Семейный бюджет и бюджет школьника.
  3. Изделия декоративно прикладного творчества нашего региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основное содержание работы по подготовке школьников к олимпиаде в гимназии № 65.

В рамках реализации одного из направлений национального проекта  "Образование" и президентской инициативы "Наша новая школа",в нашей гимназииведется интенсивная работа по созданиюсистемы поиска и...

Роль конкурсов профессионального мастерства в технологической подготовке школьников

На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни....

Модель здоровьесберегающего обучения в школе (варианты физкультминуток)

Модель здоровьесберегающего обучения в школе (варианты физкультминуток)...

«Подготовка школьников к районным и городским соревнованиям по спортивному ориентированию и соревнованиям по ориентированию в рамках эколого-туристских слетов»

Эта работа в краткой форме объясняет педагогам, не имеющим никакого отношения к спортивному ориентированию, основные цели и задачи соревнований по данному виду спорта, его возможности и некоторые особ...