2016 Программа кружка "Домоводство".Программа рассчитана на 5-6 классы. Срок реализации программы 1 год.
рабочая программа по технологии (5 класс)

Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои способности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход. Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно- прикладного творчества.

Основные принципы реализации программы-доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2016-2017_kruzhok_domovodstvo.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ СОШ № 2

_______________________

Ф.И.О.

«___» _________        201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

«ДОМОВОДСТВО»

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Период реализации программы: 1год

Громенко Светлана Геннадьевна

учитель технологии

г. Советский

2016 – 2017   учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной программе «Домоводство» (далее - программа) разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Домоводство», 2012г.

        Направленность Программы: общекультурное развитие личности.

        Вид Программы: модифицированная.     

 Цель Программы: Развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

         Задачи:

1. Освоить технологические знания, технологической культуру на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности.

2. Овладеть общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска технологической информации, проектирования и создания продуктов труда.

3. Развить познавательные интересы, техническое мышление, пространственное воображение, творческие способности.

4. Воспитать трудолюбие, бережливость, аккуратность, ответственность за результаты своей деятельности.

        Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы с 10-12 лет. Срок реализации программы – 1 год. По 2 часа в неделю всего 70 часов.

Для выполнения учебно- воспитательных задач программой предусмотрены следующие занятия. Проводятся с применением разнообразных форм, методов и приемов обучения (традиционные: лекции, практические занятия; нетрадиционные: конкурсы, соревновании т.д.) и призваны обеспечивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Актуальность программы. Программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, навыков художественно-эстетической оценки, которые дадут возможность каждому ученику открыть для себя мир декоративно- прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои способности. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подход. Новизна данной программы в том, что программа является комплексной и вариативной, дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно- прикладного творчества.

Основные принципы реализации программы-доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

На занятиях прослеживаются логические связи с другими предметами физикой, математикой, черчением, изо, биологией, которые способствуют лучшему усвоению учащимися научных основ современной техники и технологий, систематизации и упорядочению знаний и умений.

К образовательным технологиям, методам и приемам, деятельностного типа относятся:

  • проблемно-диалогическая технология;
  • технология оценивания;
  • работа в группах (учебное сотрудничество);
  • ИКТ-технологии и другие.

Формирование УУД проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение того, как это УУД надо выполнять.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Своеобразной формой подведения итогов реализации программы являются выставки, участие в конкурсах и фестивалях детского декоративно-прикладного творчества различного уровня (муниципальный, районный, окружной, всероссийский). Участие детей в выставках, в различных мероприятиях эстетической направленности, преследует цель маленьких мастериц к интересной атмосфере общения мастерами своего ремесла, формирования самосознания и развития личности ребёнка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Домоводство» должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты

  • Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
  • Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
  • Овладения установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
  • Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.
  • Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
  • Осознание необходимости общественного полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
  • Появление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.        

Метапредметные результаты.

  • Планирование процесса познавательной деятельности.
  • Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
  • Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
  • Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий декоративно-прикладного искусства.
  • Выбор различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
  • Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками.
  • Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
  • Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
  • Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
  • Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
  • Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда

Предметные результаты

Учащиеся научится:

  • Самостоятельно пользоваться схемами и описаниями вязаниями.
  • Самостоятельно выполнять простейшие элементы вязания крючком.
  • Самостоятельно выполнять прихватку, вязанную крючком, соблюдая правильную технологическую последовательность изготовления и правила безопасной работы.
  • Самостоятельно использовать инструменты и приспособления для вязания, бисероплетение и лоскутной пластике.
  • Самостоятельно организовывать рабочие место, соблюдать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
  • Самостоятельно выполнять способы закруток кукол.
  • Основным приемам и элементам лоскутного шитья.
  • Основными приемами бисероплетениями.

Учащийся получит возможность научиться:

  • Составлять схемы вязания, подбирать нитки к крючку
  • Выполнять несложные элементы вязания.
  • Выполнять влажно - тепловую обработку.
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
  • Выполнять правила техники безопасности.
  • Различать и нанизывать варианты цепочек из бисера.
  • Плести объемные и плоские шнуры.
  • Работать по шаблону.
  • Соблюдать последовательность работы при выполнении аппликации.
  • Ориентироваться в процессе работы на качество изделий.
  • Выполнять работу самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
  • Сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Всего

Теоретических

Практических

Раздел 1. Вводное занятие.

2

2

Раздел 2. Вязание крючком.

16

2

14

Раздел 3. Традиционные народные куклы.

20

5

15

Раздел 4. Бисероплетение.

14

2

12

Раздел 5. Лоскутная пластика.

18

1

17

ИТОГО:

70

10

60

Содержание курса

Раздел 1.

   Вводное занятие (2)

  1.Ознакомление с планом работы на год. Режим работы кружка. Первичный инструктаж по охране труда. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся.

   2.Требования к знаниям: общие правила по охране труда.

Раздел 2.

   Вязание крючком. (16)

  1. Значение вязания в современной жизни. Истоки зарождения вязания. Разновидность вязальных крючков и материалов для вязания. Способы вязания круга, квадрата.
  2. Требования к умениям: подбор крючка и соответствующей пряжи. Виды петель полустолбиков, столбиков с накидами. Правила безопасной работы.

Требования к знаниям: Особенности вязания круга, квадрата, подбор схемы и цветовое решение. Выполнения вязального орнамента в два цвета.

  1. Практическая работа. Подобрать крючок к пряже. Набирать воздушные петли, провязывать полустолбики, столбики с накидами. Связать образцы: круга квадрата. Выполнение игольницы. Оформление выставки.

Раздел 3.

Традиционные народные куклы. (20)

1.История возникновения народной куклы. Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначений. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе.

2. Требования к умениям: подбор материалов, раскрой, способы закрутки. Правила     безопасной работы. Работают с технологическими картами.

    Требования к знаниям: Особенности закруток кукол. Выполнение закрутки,        выполнение правильной последовательности изготовления куклы- крупенички. Соблюдать технику безопасности с колющими и режущими инструментами и ВТО.

  1. Практическая работа. Подбор материалов для изготовления кукол. Выполнение куклы «Акань», «Крупенички», «Куклы-колокольчик». Выставка работ

Раздел 4.

 Бисероплетение (14)

1. История бисера, бисерные рукоделия разных народов. Техника низания, плетения и ткачество. Способы низания узкой цепочки из бисера и стекляруса. Способы низания объемного шнура из бисера и стекляруса.

2.  Требования к умениям: подбор иголки к соответствующему бисеру, стеклярусу.  Способы низания узкой полоски, объемной.  Особенности чередования разных цветов. Способы расчета схем. Правила безопасной работы.

  Требования к знаниям: подбор материалов и инструментов. Составление плана изготовления браслета, и его изготовления.

  1. Практическая работа. Выполнение объемного шнура. Р.К. Изготовление «Пупка». Выставка работ

Раздел 5.

 Лоскутная пластика (18)

  1. История лоскутного шитья. Составление эскизов, подбор лоскутков в цветовой гамме. Виды лоскутного шитья, технология изготовления.
  2. Требования к умениям: подбор материалов в соответствии эскизу, особенности чередование разных цветов.

Соблюдение техники безопасности с колющими и режущими инструментами.

Требования к знаниям: выполнение выкроек –лекал, раскрой, сборка изделия по блокам, выполнение блока в два и три цвета. Составление плана изготовления изделия.

  1. Практическая работа: Подбор материалов для изготовления прихватки и подставки под горячие. Выполнение прихватки и подставки под горячие.

Календарно - тематическое планирование

№ по

разделу

Раздел, тема

Количество

часов

Дата  

Факт

Всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

Общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.

2

2.09

2.

Вязание крючком

16

2.1 Вязание –старинный вид рукоделия. Материалы и инструменты для вязания, положения рук.

1

1

9.09

2.2 Нитки, крючок, воздушная петля, цепочка, столбики.

2

16.09

2.3 Столбики без накида. Столбики с одним накидом.

2

23.09

2.4 Цветовое сочетание при вязании. Схемы в журналах.

1

1

30.09

2.5 Изготовление игольницы (верхнего круга)

2

7.10

2.6 Изготовление игольницы (нижнего круга)

2

14.10

2.7 Окончательная отделка игольницы

2

21.10

2.8 Окончательная отделка игольницы.

 (Выставка игольниц, прихваток).

2

28.10

3.

Традиционные народные куклы

20

3.1 Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол оберегов хантов. Типы и виды кукол оберегов. Изготовление куклы-закрутки.

2

11.11

3.2 Культовые и обрядовые куклы. Изготовление куклы «Акань»

1

1

18.11

3.3 Изготовление куклы «Акань»

2

25.11

3.4 Изготовление куклы «Акань»

2

2.12

3.5 Окончательная отделка куклы «Акань»

2

9.12

3.6 Изготовление куклы «Крупеничка»

1

1

16.12

3.7 Изготовление куклы «Крупеничка»

2

23.12

3.8 Окончательная отделка куклы «Крупеничка»

2

13.01

3.9 Изготовление «Куклы -колокольчик»

1

1

20.01

3.10 Окончательная отделка «Куклы колокольчик»

(Выставка народных кукол).

2

27.01

4.

Бисероплетение

14

4.1 Из истории бисера. Инструменты и материалы. Техника низания.

1

1

3.02

4.2 Изготовление объемного шнура.

2

10.02

4.3 Изготовление объемного шнура.

2

17.02

4.4 Окончательное изготовление объемного шнура.

2

24.02

4.5 Изготовление «Пупка»

1

1

3.03

4.6 Изготовление «Пупка»

2

10.03

4.7 Окончательная отделка «Пупка» (Выставка работ).

2

17.03

5.

Лоскутная пластика

18

5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты, оборудование. Приемы работы с лоскутами.

1

1

24.03

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор лоскутов.

2

7.04

5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей прихватки из лоскутов.

2

14.04

5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

2

21.04

5.5 Сборка готового изделия.

2

28.04

5.6 Изготовление подставки под горячие Подбор лоскутов, перевод рисунка на ткань, подготовка лекал, раскрой.

2

5.05

5.7 Сборка изделия ручным способом.

2

12.05

5.8 Машинная обработка.

2

19.05

5.9 Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка.

(Выставка работ).

2

26.05

Итого:

70

Литература

1.  Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие- Смоленск: Русич, 2010-1600с.:ил

2.  Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2009.-320 с.: ил.-(Советы для дома).

3.  Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.

4.  Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2012. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).

5.  Макова Т.Н.  Бисерная миниатюра: как создать объем/ Т.Н. Манкова. Изд.2-е –Ростов н\д.: Феникс, 2010.:64ил

6.  Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 20с.:ил.

7.  Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2011 – 250 с.

8.  Уроки труда. 5 класс. Макраме. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю. Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 62 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КУРСА «ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТЕКЛЯННЫХ ОБЪЕКТОВ» (декоративно – прикладное творчество) 5 - 9 классы Срок реализации программы 1 год

            Дополнительная образовательная программа  «Декоративное оформление стеклянных сосудов», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характе...

Рабочая программа по лыжным гонкам для 5 – 8 классов срок реализации программы: 2021/22 – 2023/24 учебные года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа для занятий по лыжным гонкам составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12-Ф...

Программа по внеурочной деятельности «Профориентация: найди себя» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 год

Данная программа адаптирована к местным образовательным условиям, составлена с учетом регионального компонента востребованности определенных профессий на современном рынке труда....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7-х классов составлена в соответствии с нормативными документами. Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 5-7-х классов, 1 час ...

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 5-7 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа разработана, на основании следующих нормативных правовых документов: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Федеральный ко...

Рабочая программа по учебному предмету «ОБЖ» для 10 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 10-х -классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря...