Урок по технологии: «Куклы из бабушкиного сундука».
план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

Волынина Светлана Вячеславовна

Цель урока: систематизировать сведения о народной кукле, научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол-вепсскую куклу 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по технологии: «Куклы из бабушкиного сундука».

Класс: 6 класс.

Тема урока: «Куклы из бабушкиного сундука». Русская народная кукла.

Раздел: Рукоделие.

Цель урока:

  • систематизировать сведения о народной кукле, научить изготавливать одну из разновидностей этих кукол – вепсскую куклу.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.
  • дать учащимся представление об особенностях русского народного и в частности северного костюма.
  • пробудить у учащихся интерес к народному творчеству, традициям Русского Севера.
  • научить подбирать материалы для изготовления костюма  куклы.
  • воспитывать творческое отношение к выполняемой работе.
  • развивать эстетический вкус, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Практическая работа: изготовление вепсской куклы

Учебно-материальное оснащение: 

  • лоскуты белой и набивной ткани 20×20 см для туловища и костюма
  • нитки для перевязывания
  • тесьма, кружево для украшения
  • вата для набивки
  • ножницы для отрезания ниток
  • бусины, бисер для украшения
  • образцы народных кукол, современных кукол
  • иллюстрации, фотографии русского народного костюма
  • инструкционные карты

Объект труда: вепсская кукла

Межпредметные связи: история, русский язык, литература, ИЗО, МХК

Ход урока.

 1. Организационная часть:

   

     1.1 Приветствие, дежурные.

     1.2 Проверка готовности к уроку.

 2. Сообщение темы и целей урока.

 

3. Изложение нового материала:

  1.  Что такое кукла:

-происхождение слова «кукла»

-значения слова «кукла»

  1.  История появления куклы:

-боги и куклы

-жертвоприношения и куклы

-материалы, использовавшиеся для изготовления кукол

     3.3 Кукла и народные традиции, обряды.

     3.4 Рассказ об основных видах народных кукол:

          -Мартинички

          -Крупеничка

          -Вепсская кукла

          -Архангелогородская Столбушка

          -Свадебная обрядовая кукла

          -Мировое дерево

          -Кувадки

          -Пеленашка

     3.5 Классификация народных кукол:

          -игровые

          -обрядовые

          -обереги

     3.6 Народный костюм:

-одежда

-головные уборы

-цвет в народной одежде

-узор в народной одежде

      3.7 Особенности рукотворной куклы. 

      3.8 Современная кукла, ее отличия от рукотворной куклы.

  4. Физкультминутка.

  5. Вводный инструктаж:

     5.1 Демонстрация объекта труда (вепсская кукла).

5.2 Необходимые материалы и инструменты для работы.

5.3 Правила безопасной работы при изготовлении куклы.

5.4 Правила работы по технологическим картам.

  6. Самостоятельная работа учащихся:

     5.1 Подготовка необходимых материалов и инструментов для работы.

5.2 Самостоятельная работа учащихся по технологическим картам.

5.3 Целевые обходы учителя для контроля за работой учащихся  и соблюдением         правил охраны труда.

7. Закрепление нового материала:

7.1  Демонстрация выполненных работ и их анализ.

7.2 Ответы на вопросы.

7.3  Предложения и пожелания.

 

 8. Заключительный инструктаж:

      8.1 Анализ характерных ошибок и их причин.

      8.2 Сообщение оценок.

      8.3 Домашнее задание.

  1. Уборка рабочих мест и кабинета.

Литература.

  1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках – М.: Легпромбытиздат,         1993.-192 с.: ил.        
  2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. – 192 с., ил.
  3. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007
  4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2006. – 240 с.+ вкл.
  5. Лоскуток  к  лоскутку / Ред.-сост. О.Г.Жукова.  – М.: Знание, 1999. – 144 с.
  6. Народный костюм и обрядность на Русском Севере: Материалы VIII Каргопольской научной конференции/ Науч. Ред. Н.И.Решетников; сост. И.В.Онучина. – Каргополь, 2004. – 364 с.
  7. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 208 с.: ил. – (Первые шаги).

«Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

и дети перестали бы походить на родителей,

 и народ бы рассеялся пылью по лицу земли».

                                  (А.Синявский)         

2.

    Сегодня мы приглашаем вас на выставку народных кукол: «Куклы из бабушкиного сундука».  

   Во время нашей экскурсии вы познакомитесь с:

  • Историей появления народной куклы, узнаете об особенностях кукол во времена язычества и христианства;
  • Наши экскурсоводы расскажут вам о русских обрядах и традициях, связанных с изготовлением кукол;
  • Вы узнаете об особенностях русского народного, в том числе северного костюма.

     А также для вас будет организован мастер-класс по изготовлению вепсской куклы.

3.

  3.1

  - При слове «кукла» в нашем сознании возникает некий  образ, связанный с миром детства. Но всегда ли это было так?

    И вот я хочу спросить вас: А как вы считаете, что обозначает слово «кукла», как вы понимаете его?

                                   ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

 

  Оказывается, о происхождении этого слова до сих пор спорят ученые и исследователи. Слово «кукла» в русском языке заимствовано либо от латинского «cuculla», либо произошло от древнеславянского корня «кук». Простейшая производная от этого корня – слово «кука» может означать и клубок ниток, и кулак, и поворот реки, дороги, и «нечто страшное, обитающее в темноте».  

 - В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

  В словаре же В.Даля и в словаре «Русских народных говоров» это слово имеет множество значений:

  • Идол. В старину говорили: «А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет».
  • «Заломы», «закрутки» в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: «Кто куклу снимет – тот умрет».
  • Снежная баба.
  • Кулак (кукиш).
  • Лен в связке. Старики вспоминают: «Лен-то отделанный свяжут вот так, по 16 кг куклы были».
  • Горсть льна для трепания (отходы – «куклевина»), кудель, моток ниток.
  • Связка ивовых прутьев.
  • Почки (ростки).  
  • Различные хлебы и пироги.
  • Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
  • Форма, болванка у вязальщиков.
  • Фальшивые денежные знаки.

  А вот «кукольником», кроме человека, имеющего отношение к куклам, называли еще и ряженого, и фальшивомонетчика, и молодого человека, любящего девушек, и густой туман.

3.2

   А как же возникла кукла в  понимании игрушки, о которой мы сегодня и будем рассказывать?

   - Все, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным, страшным и пугающим для него. С неба лилась вода, стрелами падал огонь (дождь и молния). Вода смывала и уносила жилища, людей, посевы. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце то же не всегда было ласковым к человеку и земле. Были времена, когда оно сжигало все засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища.

   И человек задался вопросом: «А кто все это делает»? И нашел для себя ответ: «Конечно, это были высшие и могущественные существа – боги». И вот люди подумали, а что если создать изображения богов и дать им имена? Тогда можно будет знать, у кого просить помощи и защиты, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог (огонь), Дажьбог (солнце), Макошь (вода, земля, семейного очага и рукоделия), Перун (гром и молнии), Стрибог (ветер) и другие. Чаще всего скульптуры богов делали в виде человеческих фигур.

ПОКАЗ ФОТОГРАФИЙ СЛАВЯНСКИХ БОГОВ (ИДОЛОВ)

  Наверное, это и были самые первые куклы в истории человечества!

  Люди верили им, поклонялись, надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.

    - Когда люди просили о чем-то богов, то они обязательно приносили им жертву. В древности это были человеческие жертвоприношения. Но однажды кому-то пришла в голову мысль предложить в жертву вместо живого человека – куклу. Взяли полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли.  Так кукла-полено спасла человека.

     - Постепенно обряды жертвоприношения превратились в настоящие праздники. Разным богам стали приносить в жертву разных кукол-чучел, у которых были свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило и т.д. Наряженных кукол с песнями носили на руках, водили хороводы вокруг них, затевали игры, а затем «отдавали» богам – топили в реке, сжигали на костре, разбрасывали по полям и т.д. А взамен просили здоровья, урожая, любви.

        -На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. А какие?

 

                                ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

3.3

  Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым физическим трудом, а с другой – общеизвестны веселые деревенские праздники, которые были приурочены к церковным датам. В народном сознании уживались и христианские праздники, и древние языческие приметы и обряды. Деревенские праздники были разнообразны и многочисленны, они сопровождались разнообразной символикой и ритуальными предметами. Не последнее место среди них занимала кукла. Она была самым понятным и доступным посредником между человеком и неведомыми силами природы. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда.

   К сожалению, мы люди 21 века видим в этих традиционных куклах только внешние, декоративные особенности, плохо понимая их истинное значение. Символика многих праздничных обрядов со временем утратилась. Но, тем не менее, сегодня наши экскурсоводы расскажут вам о некоторых народных праздниках и о традиционных для этих праздников  куклах.

3.4

    Рассказывают учащиеся-экскурсоводы:

Мартинички.

   Весенне-летние праздники в русской деревне начинались обрядом «закликания» весны. Обязательным атрибутом его были маленькие нитяные куколки (мартинички).

    Откуда возникло это название? Так как праздник приходился на первый месяц весны, март, то и кукол назвали «мартиничками».  Делали их обязательно две: одну красную, а другую белую. Кукла из белых ниток – символ уходящей зимы, а из красных – символ весны и солнца. Такие пары кукол развешивали на деревьях, где их раскачивал ветер, привлекая весну.

    Кроме этого они имели и второе ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече неразлучников.

   В 19 веке дети до 5 лет носили только длинную рубаху. Поэтому и куколки изготавливали без обозначения пола, они имели только голову, руки и туловище.

   Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их  делают в виде сувениров. Мартинички  дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде.

Крупеничка.

  Гречиха – одна из самых капризных культур, произрастающих на территории России. Но при бережном уходе за ней, она дает хороший урожай, вознаграждая за усилия, потраченные на уход за ней. Поэтому у крестьян всегда было особое отношение к гречихе.

   Сеяли ее на Акулинов день (26 июня). Первые горсти отборной гречихи  для посева брали из особого мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. По традиции после сева гречихи всех нищих и убогих со всей округи угощали гречневой кашей.

   После сбора нового урожая куклу-мешочек снова наполняли отборной крупой из нового урожая. Эту куклу наряжали и бережно хранили в красном углу избы рядом с иконами до следующего сева. Крестьяне верили, что в этом случае следующий год будет сытным. Звали эту куклу Крупеничка.

    В основе куклы был маленький кожаный или холщевый мешочек с круглым дном (киса), горловина которого затягивалась веревочной петлей. Куклу наряжали в традиционный русский женский костюм. Получалась дородная плотная кукла – хозяйка-хранительница достатка в доме.

   К концу 19 века этот мешочек стали наполнять пшеном, горохом и другими крупами, а верх мешочка зашивали. Среди первых деревенских кукол начала 20 века часто встречались куклы набитые горохом или  бобами. Звали их Горошинка, Зерновушка.

   Сегодня кукла Крупеничка переживает второе рождение. Для маленьких детей шьют куклы, которые наполняют горохом. Играя с такой куклой, ребенок развивает пальцы рук, а значит и речь.

Вепсская кукла.

    Россия – огромная многонациональная страна. С давних времен за границами России считали русскими всех тех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. Таковыми считаются и вепсы. Вепсы – это небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Вепсы сохранили до сегодняшних времен свои традиции и обряды, которые очень сходны с нашими северорусскими обрядами. Поэтому вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего ее народа, можно по праву  считать традиционной русской куклой.

   Вепсская кукла – это образ замужней женщины. Детали куклы между собой не сшиваются. В старину эту куклу обязательно делали из обрывков изношенной одежды. Из них же выдергивали нитки для набивания куклы. Ими же и связывали детали куклы.

   Костюм этой куклы так же отражал народные традиции. Так как это была замужняя женщина то на голове у нее обязательно платок, под который спрятаны волосы. Одета она в сарафан – традиционную женскую одежду в северных областях России. Обязательная принадлежность крестьянского костюма – пояс. Он по поверьям оберегает тело человека от злых сил.

Архангелогородская Столбушка.

        

  Обряды заплетания и расплетания девичьей косы являются важными этапами традиционной русской свадьбы. Накануне венчания подруги невесты в последний раз заплетали невесте косу, которая являлась символом девичества. Делалось это под причитания, заканчивающиеся словами:

Не распалась бы моя руса коса,

Не потеряла бы красу девичью.

 В день венчания подружки с песнями расплетали ей косу, расчесывали волосы, а затем укладывали их в две косы – символ замужней женщины. Затем на тарелку клали ленту из косы невесты, кусок хлеба и деньги и передавали тарелку младшей сестре невесты.

  Этот свадебный обряд очень любили обыгрывать крестьянские девочки. Так на севере России они расплетали и заплетали косы архангелогородским Столбушкам. Кукле-невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила: «Не свет ли да рассветается…». После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали их по-бабьи, сажали за княжий стол. Праздновали. Кукольная свадьба заканчивалась, и хозяйки разбирали своих кукол, расходились по домам до следующей игры. Играя в такие игры, дети приобщались к народным традициям, постигали взаимоотношения людей.

Обрядовая свадебная кукла

(неразлучники).

 

 Современный свадебный обряд немыслим без нарядной куклы во главе свадебного поезда. А откуда же пошла эта традиция?

   В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодоженов после венчания, под дугой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Эта пара кукол – особенная, она была символической. Ведь после свадьбы супругам предстояло идти вместе по жизни, быть неразлучными, как и эти куклы.

   Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и разноцветной ткани. Основой ее служила лучина из любого дерева, кроме ольхи или осины, т.к. ольха и осина в старину связывали с нечистой силой.

  У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в радости и в беде. Этих  кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением детей пара раздвигалась в стороны, давая место кукленку на родительском плече. С каждым ребенком родительские плечи раздвигались шире.

   Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте – в красном углу избы под иконам.

Мировое древо.

   Как уже говорилось, празднование в русской деревне свадьбы сопровождалось многочисленными обрядами. Многие обряды забыты, а вот некоторые перешли в наши дни. Так сейчас невозможно представить свадебный стол без свадебного торта. А вот в старину пекли особый свадебный пирог.

   Пекли его в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты украшали его выпеченными фигурками зверей и птиц. А в центр пирога втыкали березовую рогатину, украшенную куколками: женихом и невестой.

   Эта рогатина имела символическое значение. По поверьям славян мир – это дерево. Корни дерева символизируют подземное царство, ствол дерева – это мир живых людей, а крона дерева – это небеса. В легендах и сказаниях это дерево называли Мировым деревом. В старину рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева.

   Кукла «Мировое дерево» выполнялась обязательно без иглы, «чтобы счастье не зашить». Изготавливая эту куклу подружки невесты, строго следили за тем, чтобы фигурки не отвернулись друг от друга: «не любы будут друг другу». После свадьбы «Мировое дерево» занимало почетное место в избе рядом с другими ритуальными куклами.

Кувадки.

  Сегодня мало кому известен обряд «кувады». А тем не менее еще в середине 19 века он был широко распространен и наделялся магической силой. Магия этого обряда связывалась с таинством рождения ребенка.

    В старину ребенок рождался в бане, чтобы не привадить нечистую силу в избу. А после рождения ребенка прятали в чулане, чтобы его не нашли злые духи. А в это время отец ребенка совершал магические обрядовые действия, которые назывались «кувада».

   Их суть заключалась в следующем: в предбанник ставилось лукошко с куриными яйцами, и развешивались обрядовые куклы. Отец ребенка садился на лукошко и начинал кричать. Верили, что, услышав крики, злые духи вселялись в эти первые, попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей.  А вот после рождения и крещения ребенка эти куклы сжигались.

   К концу 19 века истоки древнего обряда были забыты, а куклы остались. Но их магическое действие изменилось: теперь их вешали над колыбелью после крещения для оберегания младенца от козней злых духов. Обычно в связке их было от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли детям в старину погремушки. Когда родители уходили в поле на работу, и ребенок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Пеленашка.

  В старинной русской деревне люди были лишены элементарной медицинской помощи. Крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. И вот чтобы обмануть нечистую силу совершались многочисленные обряды.

  Так после рождения мальчиков заворачивали в нестиранные рубахи отцов, а девочек – в сарафаны матерей. Считалось, что со старыми вещами младенцам передается часть жизненных сил родителей.

   Чтобы обмануть злых духов, спеленутую куклу подкладывали в колыбель к младенцу. Там она лежала до крещения ребенка. Считалось, что она принимает на себя все напости, угрожающие некрещеному ребенку. И только после крещения куклу убирали из колыбели. Эту куклу хранили в дом наравне с крестильной рубахой ребенка.

   Неслучайно куклу делали спеленутой. Считалось, что ограничение в движениях сделает ребенка незаметным для злых духов. Поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спеленутый. Эта кукла-пеленашка сопровождала многие детские игры.

3.5

Все народные куклы можно разделить на три большие группы:

  • Игровые куклы, которые предназначались для забавы детям (примеры).
  • Обрядовые куклы, которые участвовали в совершении различных обрядов (примеры).
  • Куклы-обереги, которые по поверьям защищали человека от злых сил (примеры).  

  А существует ли сейчас такая классификация у современных кукол?

                                     

                                          ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

3.6

  Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.

  Оказывается, кукол не только делали по определенным правилам, но шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. То есть наряд куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Именно в кукольном платье прослеживаются древние формы русской одежды.

 

   -Всю одежду женщина испокон веков делала сама. На фотографиях видно, что женский костюм никогда не подчеркивает формы тела, они лишь угадываются под ним. Различали 2 основных вида  народной  одежды: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой (распашной юбкой). На севере России рубахи носили с сарафаном и передником (защищал от грязи и закрывал неукрашенные части).

 

ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

     -Женский костюм немыслим был без головного убора. Девочки на лбу носили узкие ленты 0,5 – 2 см, девушки – повязки-ленты, закрывавшие лоб и затылок, а вот женщин повязывала платок, надевала повойник, кокошник, сороку. По-разному укладывали они и волосы. Из рассказов вы уже слышали, что девушки заплетали 1 косу, а женщины – 2. Выражение «опростоволоситься»

ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

     Обязательной принадлежностью любого костюма был пояс. Он являлся и оберегом и имел практическое назначение. Появиться без него было нельзя. Он являлся чертой, оберегавшей тело человека от злых сил. Так же пояс подвязывал передник, за него подтягивали сарафан, под пояс подтыкали поневу, он поддерживал порты. К нему крепились ключи, кошельки и т.д. Выражение «распоясаться»

ПОКАЗ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

   -В наряде любой куклы всегда должен был присутствовать красный цвет.    

А как вы думаете почему?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

 

  Это цвет солнца, тепла, здоровья, радости. А так же в старину считали, что он оберегает от сглаза и травм.

    -В старину наряд куклы украшали вышитым узором, который тоже не случаен. Само слово «узор» означает «призор», т.е. «присмотр».

  • Круги, кресты – солнце
  • Женские фигуры, олени – плодородие
  • Волнистые линии – вода
  • Ромб с точками внутри – засеянное поле
  • Вертикальные линии – деревья, вечно живая природа

 

3.7

   Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками.

       А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может  сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века.

      Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой куклой побуждала  ребенка  воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях. Недаром Резо Габриадзе сказал: «Прелесть куклы именно в том, что она не похожа на правду».

3.8

    А что же сейчас? Полки современных магазинов радуют глаз огромным количеством кукольной продукции. Такими куклами любуются, коллекционируют, украшают интерьер, ими играют современные дети. Но все же самой любимой и памятной  всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души. В ней есть что-то такое, от чего становится теплее на сердце. Отличается ли современная кукла от рукотворной? Если «да», то чем?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ

   «+» народной куклы: она безлика, значит, играя с ней, ребенок мог мечтать и фантазировать, выдумывать ее настроение и характер.

   Ее можно было быстро и легко изготовить. Она была индивидуальна и неповторима.

    Хорошо сшитая кукла считалась хорошим подарком и эталоном рукоделия. По ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки.

«-» народной куклы: нельзя мыть, причесывать, сшить новую одежду. Многие куклы были однодневками.

«+» современной куклы: долговечность.

   Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разные одежды. У нее много аксессуаров: посуда, мебель, машины, дома, животные

   У нее двигаются руки и ноги, голова и талия.

«-» современной куклы: не индивидуальная, а массовая. Притупляет фантазию и вкус. Не приучает к рукоделию.

4.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5.

5.2

   Сегодня мы постараемся приобщить вас к миру рукотворной куклы, дадим возможность попробовать изготовить ее своими руками. Вам предлагается выполнить вепсскую куклу, рассказ о которой вы уже слышали. Работать будем по технологическим картам, которые лежат на ваших столах.

    Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что все необходимое для работы у вас есть и находиться под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?

5.3

    Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами (Пеленашка). Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.

ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ Т.Б.  

6

      Работа учащихся по технологическим картам.

7

А теперь ответьте на следующие вопросы:

  • Где и для чего можно использовать эти работы?
  • Что нового вы узнали из сегодняшней экскурсии?
  • Почему народная кукла была безликой?
  • Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?
  • Хотели бы еще, что-то узнать о народных традициях и обрядах, научиться изготавливать другие народные куклы?
  • Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы?
  • В чем по вашему «плюсы» и «минусы» этих кукол?
  • Пригодятся ли вам полученные сегодня знания и умения в дальнейшей жизни?
  • Назовите древнеславянское божество, которое считалось покровителем воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия? (Макошь)
  • Что это такое? «Знак-символ, волшебный предмет, который должен был охранять, защищать человека и его хозяйство от злых духов, дурного глаза, болезней, ударов молнии и других несчастий. Он должен приносить счастье. Эти знаки наносили на более видимые и открытые места одежды, предметов быта и построек». (Оберег)

Значение куклы.

  Кукла – это не только игрушка, но и близкий друг. Они так похожи на людей! В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Если детям неуютно в семье, то и кукол наказывают, с криком волокут их по полу, кормят ненавистной кашей, оставляют в темноте. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

   Не следует выбрасывать старую куклу! Помойте ее, причешите, сшейте новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания и доброты. А одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремесел.

   Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве мы играем ими, потом  играем со своими детьми и внуками, возвращаясь в свое детство.  

   Куклы развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком.

   

   Кукла всегда была мерилом женской красоты. «Белолика, грудаста, и коса есть непременно, и уряжена хоть куда» - образный перепев, эталон «бабьей красы», близкий фольклорному образу «девицы-красавицы».

   В старину «хорошо слаженную» лоскутную самоделку дарили по праздникам и на именины детям, а на русской северной свадьбе такая кукла была сама «девья краса». «Уряженная» бусами, лентами, серебряными цепочками, она двигалась на подносе по свадебному столу под приговор: «Раздайко-ся народ, девья красота идет ко столу дубовому, ко ествам сахарным». В другой свадебной величальной песне прославляется дом, где «хозяюшка веселая, будто куколка увитая»…,  и тут тоже кукла выступает как мерило красоты. Оказывается, не случайно до сих пор живет в народе приговорка «как куколка», или «ты моя куколка досужая».

 

Народная кукла.

 

  В народных играх с куклами ярко отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.  На игры собирались группами в избе, на повети, в амбаре, летом на улице. Каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В играх их было до 20 и больше: жених, невеста, родители, подруги невесты, сват … все как положено. Сцена за сценой развертывались сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девичник … Кукле-невесте расплетали кудельную косу, и девочка в роли подруги голосила: «Не свет ли рассветается…» А потом все участницы игры пели хором: «Уж ты, Аксиньюшка…». После венчания кукле-невесте заплетали две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжий стол, наконец, молодых оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась. Хозяйки разбирали своих кукол и расходились по домам до следующей игры.

  В этих играх был мощный зрелищный эффект. Игра впечатляла своей этнографичностью, чисто детским творчеством, поражала готовностью перейти в реальность. Она являлась вхождением в обряд, приобщением к традициям. И здесь важную роль выполняла обычная кукла из тряпок.

   В быту русской деревни еще в первые десятилетия 20 века тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. «Никаких других игрушек не припомнится, только и знали, что куклы из тряпок. Их-то уж завсегда навертим. В других избах бывало, до сотни накопят!» - вспоминали женщины в разных деревнях.

   В куклы играли все дети. Житейское мнение, будто кукла девичья забава, ошибочно. Играли вместе примерно до 7-8 лет, пока женский и мужской костюм, кроме прически, ничем не различались. Но лишь только мальчик начинал носить порты, а девочка юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

    Куклы же были не только тряпочные. Их делали из дерева, лепили из глины, вертели из соломы и тряпок. Для всякого возраста предназначались свои куклы. В деревянные болванчики играли младшие дети. Это и понятно. Им нужны устойчивые, прочные игрушки. Такая кукла выживала в любой ситуации. Каждый плотник умел делать такую немудреную потеху. Обыкновенную деревянную чурку обтесывали топором, острым ножом с помощью нескольких срезов уподобляли женской фигуре. Куклы получались очень выразительными. Особенно северные «панки». Их небольшие фигурки напоминают древних молчаливых идолов. Сегодня они поставлены в ряд лучших произведений народного творчества.  

  Как только ребенок подрастал, его начинали интересовать игрушки с более конкретными и проработанными формами. Среди таких кукол наиболее популярной была соломенная стригушка. Делали их из скрученного пучка соломы и с плетенными косичкой руками.

    Дети старшего возраста нуждались в игрушках более содержательных. Среди кукол эту роль выполняли доступные каждому ребенку куклы из ткани. Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. При своей занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы, а лет с пяти такую потешку могла выполнить любая девочка: кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, кудельная либо волосяная коса и наряд из пестрых лоскутов ткани. Становясь старше, кукол шили более затейливых.     «Много с ей дела-то! Свернем потуже, так и сама стоит. Лицо вышивали или карандашом выводили, и косу из кудели приделывали и ленту вплетали, коли девка. А если баба, так прическу по-настоящему разберем. Руки и ноги пришьем, а грудь набьем, чтобы хорошо выдавалась. И нарядим красиво, фартук повяжем и поясок поверх кофты. Девицам платочки наденем, а бабам борушку», - рассказывала уроженка деревни Ермаковская Тарногского уезда Вологодской губернии Р.А.Евсевьева. И не было на деревне девочки, которая не умела бы сделать тряпичную куклу. А некоторые слыли на то мастерицами. К ним приезжали полюбоваться и даже заказывали кукол.

   Все куклы получались разными и одновременно похожими друг на друга. Эти куклы рассматривались как эталон рукоделия, поэтому часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозочку с куклами. По ним судили о вкусе и мастерстве их владелицы. В народе всячески поощрялось изготовление кукол и игры с ними. С чем это связано? Прежде всего с необходимостью раннего трудового обучения. Деревенская семья была заинтересована в подготовке девочек к женскому ручному труду. А в кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

   Куклы выполняли разные роли в крестьянском быту. Для того времени было характерно: особая бережность в обращении с куклами, заботливое хранение их в определенном месте, стремление сохранить до замужества и передать своим детям. В этом прослеживается связь куклы с магическими действиями, остаточные явления поклонения женским божествам.

   Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в особой коробейке. Они переходили от одной девки к другой. Тряпичные куклы даже брали с собой на жатву, и по посиделкам с ними ходили, и в гости, а потом и в приданое клали. Удивительно, но в куклы позволялось играть даже «молодухе», пришедшей после свадьбы в дом жениха! Она играли ими в свободное время. Продолжалось это, как правило, до рождения первого ребенка. Считалось, что девочка должна «доиграть» в куклы. «Моя бабушка Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свекор строго всем домашним приказал не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в свои куклы. А потом их снова оттуда достали, уже для ее детей».  

     Среди тряпичных кукол встречается в основном женский персонаж. В Музее игрушек более 200 тряпичных кукол, а мужских – всего несколько. Из рассказа жителей г. Данилова Ярославской обл.: «Кукол у нас было много. И деток делали, а мужиков не помню», или «пареньков не делали, не принято у нас было, может, не умели, только и вертели девок либо баб». А как же в играх изображался мужской типаж? Эту роль выполняли условные знаки куклы: то палочка, то прутик или щепка, а иногда это были примитивно свернутые тряпичные куклы малого размера. Тщательно сшитые и одетые по всей форме, тряпичные мужички появились только к концу 19 века, под влиянием городской игрушки.

   В России куклы из ткани бытовали не только в крестьянской среде. Вот запись в расходной книге 1630 – 40-х годов: «…К царевне Ирине в хоромы на потешные куклы 2 вершка отласов и камок разных цветов…», «остаток ¼ аршина отласу немецкого по серебряной земле – взят к царевнам в хоромы на потешные куклы», «…к царице в хоромы на потешные царевнены куклы хвост бобровый».  

 

   Кукла всегда была мерилом женской красоты. «Белолика, грудаста, и коса есть непременно, и уряжена хоть куда» - образный перепев, эталон «бабьей красы», близкий фольклорному образу «девицы-красавицы».

   В старину «хорошо слаженную» лоскутную самоделку дарили по праздникам и на именины детям, а на русской северной свадьбе такая кукла была сама «девья краса». «Уряженная» бусами, лентами, серебряными цепочками, она двигалась на подносе по свадебному столу под приговор: «Раздайко-ся народ, девья красота идет ко столу дубовому, ко ествам сахарным». В другой свадебной величальной песне прославляется дом, где «хозяюшка веселая, будто куколка увитая»…,  и тут тоже кукла выступает как мерило красоты. Оказывается, не случайно до сих пор живет в народе приговорка «как куколка», или «ты моя куколка досужая».

Современная кукла.

  Современная классическая кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и цветет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольно мире произошел переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки.  

   Рут Хендлер, одна из совладельцев компании «Маттел», увидела, как ее дочь Барбара играла с картонными фигурками-трафаретами. Девочка надевала на них наряды, которые соответствовали тем или иным ролевым ситуациям. Так у Хендлер родилась идея выпускать куклу не в виде младенца, а придать ей облик взрослого человека. У этой куклы может быть своя профессия, свой уклад жизни. Этой кукле потребуются праздничная и будничная одежда, бытовые предметы, мебель и т.д. Но сначала надо было найти ее образ. Компания «Маттел» купила у танцовщицы Лили право копирования ее фигуры. Куклу назвали в честь дочери Рут Хендлер – Барби. Но вскоре дизайнеры поменяли облик куклы. Они решили, что она должна копировать пропорции известных топ-моделей. Так появившаяся в 1958 году Барби отражала стереотип женской фигуры. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, т.к. она отвечала их представлениям о прекрасном и изящном.  

   Но компания «Маттел» не остановилась на этом. Она разработала куклу нового поколения – Синди Смарт. Кукла способна видеть с помощью встроенных камер, она распознает предметы. Кроме того, Синди оснастят микрофоном и системой распознавания речи: она сможет разговаривать на 5-ти языках. В ее памяти заложат большое количество программ.

«+» народной куклы: она безлика, значит, играя с ней, ребенок мог мечтать и фантазировать, выдумывать ее настроение и характер.

   Ее можно было быстро и легко изготовить. Она была индивидуальна и неповторима.

    Хорошо сшитая кукла считалась хорошим подарком и эталоном рукоделия. По ней судили о мастерстве и вкусе хозяйки.

«-» народной куклы: нельзя мыть, причесывать, сшить новую одежду. Многие куклы были однодневками.

«+» современной куклы: долговечность.

   Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разные одежды. У нее много аксессуаров: посуда, мебель, машины, дома, животные

   У нее двигаются руки и ноги, голова и талия.

«-» современной куклы: не индивидуальная, а массовая. Притупляет фантазию и вкус. Не приучает к рукоделию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок   Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация.     Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом.  Му...

Музейный урок: "Секреты бабушкиного сундука" Неменский 5 класс

Музейный урок:  «Секреты бабушкиного сундука» 5 класс   Цель урока: Познакомить детей с понятием музей, как о месте  погружения в прошлое.Развивать логическое мышление, ...

Куклы из бабушкиного сундука (Куклы из ниток).

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. На уроке ученики знакомятся с плетением кукол в народных традициях и создают куклы Мартинички из обрывков разноцветных нитей(шерстяных,...

Презентация к уроку по технологии " Кукла-закрутка".

Презентация к открытому уроку по технологии....

Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015

Открытый урок по технологии "Куклы-Обереги"17.12.2015...

Конспект занятия на тему: Кукла из бабушкиного сундука

с давних пор тряпичная кукла была традиционной русской игрушкой. Куклам  приписывасось волшебные свойства: защита, оберег и т.д. Незатейливая технология изготовления  имеет свои традиции...