Проект внеклассного занятия по изобразительному искусству "Куклы из бабушкиного сундука"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Андриевская Ирина Анатольевна

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukly_iz_babushkinogo_sunduka.docx84.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проект открытого урока изобразительного искусства

«Куклы из бабушкиного сундука»

Цель деятельности учителя

Создать условия для знакомства с народной куклой

Тип урока

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать историю кукол - оберегов; уметь различать основные виды кукол- оберегов, научиться  делать куклы своими руками

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков.

 Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное оформление,куклы-обереги,сундук,плетень,скатерть,заготовки для изготовлениякукол:ткань,синтпон,ленточки,пряжа.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем

Основные понятия:   

Куклы-обереги

 

Организационная  структура  (проект ) открытого урока изобразительного искусства

«Куклы из бабушкиного сундука»

Этапы урока

Обучающие и развивающие

компоненты.

задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации со-взаимодейст-вия

Формируемые умения

(универсальные

учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учащиеся входят в класс и рассаживаются

Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас  на уроке присутствуют гости.      

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2. Актуализация и пробное учебное действие

Проверка рабочего места и необходимых материалов.)

Инструктаж по технике безопасности при  работе с ножницами

Проводится мастер-класс по изготовлению куклы Метлушки.

Итог урока

Эвристическая беседа по теме урока.

Просмотр мультимедийной презентации с заданиями, сопровождающей ход урока

Звучит музыка.

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый  Кремль и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами.

Столетиями жители этих деревушек работали в поле и на огороде, пекли пироги в жарких русских печах.

Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали радость своими руками! Серые фасады домов расписывали невиданными  цветами и травами, украшали окна деревянной резьбой, вытачивали из лесных коряжин изящные посудины, плели кружева, вышивали на полотенцах красных петухов…и, конечно, мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение.

Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами из бабушкиного сундука.

Учитель: Но прежде, скажите, пожалуйста, что такое «кукла»?

 

Оказывается, о происхождении этого слова  до сих пор спорят учёные и исследователи. Это слово, либо заимствовано из латинского - «cuculla»,либо произошло от древнеславянского корня «кук», что может означать «клубок ниток».

Традиционно куклы делятся на три группы - обрядовые, куклы - обереги , игровые.

И у нас в бабушкином сундуке есть все эти куклы.

С какими куклами вам хочется познакомиться на сегодняшнем уроке?

Куклы – обереги - самые многочисленные.

Учитель:  Что такое обереги? Какова их роль? Какие древние славянские обереги вы знаете? От кого они защищали?

Учитель: Всё это – малая часть всех оберегов, которые сопровождали жизнь крестьянина от рождения до самой смерти.

Самый известный и очень важный оберег - плетень. Ведь традиционное славянское жилище представляло собой настоящую модель Вселенной. Плетень - не только ограда. Переплетение прутьев - символ тесных семейных связей.

Подкова - оберег,  приносящий счастье и удачу в дом.

Ни один дом не живёт без озорного духа - домовёнка- покровителя жилья и

(Подкова и домовёнок  помещаются к выставке-плетню).

Но всё же особую роль в доме играли  куклы-обереги.

Кукла Пеленашка- первый оберег, который готовила мать ещё до рождения ребёнка и клала в приготовленную колыбель, чтобы обжить, согреть её. Кукла сопровождала ребёнка и после рождения, защищая от дурного глаза.

Картинка 188 из 940

И гости ,чтобы не сглазить ребёнка, говорили , глядя на куклу:  «До чего же кулёнок  хорош!»

Кукла Колокольчикi?id=373757815-43-72

Чаще всего куклы Ангел, Пеленашка, Колокольчик  становились игровыми куклами, которые были с ребёнком всё детство.

(Куклы помещаются к выставке-плетню).

Но одной из самых главных была кукла Метлушка, защищающая семью от всех напастей: ссор, грехов, дурных мыслей, хворей ,  болезней, и порчи с членов семьи. Этим оберегом лечили от бессонницы, испуга.  Когда хозяйка дома решала, что дом засорился «негативом»,то брала куклу Метлушку и по часовой стрелке ,двигаясь от краёв дома к центру, сметала «мусор-негатив» в одну кучку на тряпочку или бумажку ,которая сжигалась.

Посмотрите сегодня на полки магазинов современных магазинов. Они радуют глаз огромным количеством кукольной продукции. Но такие куклы редко становятся близкими сердцу. Потому что самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая выполнена своими руками, в которую вложена  частичка  души.

С куклами оберегами познакомились. Какую задачу поставим на сегодняшний урок?

 

Но сначала ,давайте внимательнее рассмотрим кукол-оберегов:

Какие особенности изготовления вы заметили?

Почему?

Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:

1.Обереги не могут быть изготовлены для себя.

2.Самые сильные обереги - те, которые изготовлены для вас вашими кровными родственниками: отцом, братом, матерью. А вы можете изготовить оберег им.

3.Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

4.В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого его делаете.

Перед началом любого дела , важно убедиться в том, что  всё необходимое для работы у вас есть под рукой.

.

 

Учитель: Если обдумать всё сказанное сегодня, то можно с уверенностью сказать, что кукла – оберег имеет волшебные свойства.

Какие?

Кукла не рождается сама – её создаёт человек. Являясь частью культуры , кукла сохраняет в своём образе черты создающего её народа. Я уверена , что ваши куклы, которых вы сотворили сегодня защитят  вас и принесут частичку тепла в вашу семью.  

 

Отвечают на вопросы

С куклами-оберегами

Роспись сакральными знаками жилища, резьба на окнах и дверях, вышивка на одежде -  защита от злых духов, дурного глаза.

.

Сделать куклу своими руками

Все куклы-женщины,нет лица,изготовлены без иголки.

Оберегали

людей от болезней, смерти, зла

Фронтальная.

Групповая.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

 Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

Работы детей помещаются на выставку-плетень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"...

Методическая разработка внеклассного занятия по изобразительному искусству «Мир глазами художника» для учащихся 1 класса.

    С самого раннего возраста необходимо приучать детей работать с красками, знакомить их с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при см...

Конспект занятия на тему: Кукла из бабушкиного сундука

с давних пор тряпичная кукла была традиционной русской игрушкой. Куклам  приписывасось волшебные свойства: защита, оберег и т.д. Незатейливая технология изготовления  имеет свои традиции...

Проект внеклассного занятия во 2 классе. В музыкальном театре.

Проект внеклассного занятия во 2 классе. В музыкальном театре....

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Художники импрессионисты-«живописцы счастья"

Знакомство с искусством импрессионистов. Не только увидеть произведения искусства, но и постараться понять, в чем ценность того или иного произведения искусства, выявить суть направления....