рабочая программа кружка "Фетряндия" то технологии
рабочая программа по технологии на тему

Юдина Елена Александровна

Пронрамма кружка для 3-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fetryandia.docx57.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 13»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Кружка «Фетряндия»

по технологии

для учащихся 3-7 классов

Количество часов 34 часов

Количество часов в неделю- 1часа

Разработала Юлина Елена Александовна, учитель технологии

г. Дзержинск

2015г.

Пояснительная записка

Красивый. Теплый. Фактурный. Пластичный. Наполненный энергией природы. Войлок или фетр - один из самых древних видов полотен. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека. И многие хозяйки пытаются украсить себя и свои жилища красивыми, уникальными вещами, которые создают настроение и уют. А также каждая хозяйка стремится  отойти от привычного стандарта, навязываемого промышленным дизайном.

Важной составляющей воспитательной системы в школе является занятость учащихся в объединениях дополнительного образования. Данная программа – это часть комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием.   В этих видах деятельности создаются благоприятные условия для развития способностей у учащихся, склонностей, интересов детей. Овладение учащимися содержанием данной программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.  Такая работа стимулирует учащихся к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.

Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Шитье и вышивание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Фетр снова в моде: бусы, броши, браслеты и заколки для волос, декор для мебели, коврики, диванные подушки, кашпо для цветов, подставки под горячее, рамки для фотографий, модные сумки и предметы одежды от кутюр, – в некоторых древних культурах фетр был главным строительным материалом. Сегодня уже невозможно ограничить использование фетра только для построения монгольских юрт. Фетр прекрасно сочетается с современными жилыми пространствами и является очень модным и стильным материалом, из которого можно вырезать и шить огромное множество разнообразных полезных и красивых вещей.

Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как работа, выполненная своими руками. Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства – практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий. Близких тем в технологии, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в учащихся навык работы с материалом, но главное позволяет им ощутить радость от того что они научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и художниками. Выполняя различные изделия, сначала самые простые, а затем и сложные, учащиеся овладевают определенными навыками, знакомятся с понятиями композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.

Программа «Фетряндия»  предназначена для учащихся 3-7 классов общеобразовательной школы. Программа предполагает сочетание теоретических и практических занятий.  Количество учащихся при изучении этого курса должно быть 10-15 человек, т.к. руководитель проводит много индивидуальной работы с учащимися.

В зависимости от уровня подготовленности учитель предлагает учащимся при выполнении самостоятельных работ различные по сложности изделия. Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Серьезное внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности. Более глубокому освоению курса будут способствовать выставки творческих работ учащихся, участие в школьных, районных конкурсах.

Программа рассчитана на 34 часа и включает в себя 12 блоков.

Цель программы:

  • Углубление знаний  по декоративно-прикладному искусству;
  • Познакомить с историей возникновения изделий из фетра и войлока;
  • Систематизация знаний о различных приемах вышивки;
  • Научить приемам изготовления изделий из фетра;
  • Научить практическому применению знаний и умений;
  • Развитие творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся.

Задачи программы:

  • Образовательные:
  • вырабатывать у учащихся интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом.
  • совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу.
  • формировать стремление качественно выполнять изделие.
  • углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов.
  • Ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, цветоведения.
  • Развивающие:
  • сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа;
  • развивать эстетический и художественный вкус, творческие способности учащихся.
  • развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
  • вырабатывать у  учащихся  интерес  выполнять  своими  руками  изделия, украшающие одежду и свой дом.
  • развивать внимание,  память, фантазию, абстрактное и логическое мышление
  • Воспитательные:
  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.
  • воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца.
  • воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Итогом работы по программе является творческий проект, который наглядно демонстрирует учащимся, какого мастерства они достигли, осваивая разные техники рукоделия, что повышает интерес к предмету и прикладному творчеству в целом. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей учащихся, умея выбирать наиболее технологичные, экономичные, отвечающие потребностям семьи, школы. Часть творческих проектов можно использовать для оформления интерьеров кабинетов и рекреаций школы, лучшие работы участвуют в выставке декоративно-прикладного искусства.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями: изобразительное искусство, дизайн, экономика, история,  экология. В качестве информационно-методического обеспечения занятий используются учебные пособия по декоративно-прикладному искусству, ремеслам, дизайну; журналы,  каталоги, учебно-популярные материалы с использованием возможностей информационных технологий. 

Таким образом, достижение цели и решение задач предполагается осуществлять посредством использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных областей. Применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.

По окончании курса учащиеся должны знать:

1. Какие материалы, инструменты и приспособления применяются  при  изготовлении изделий из фетра.

2. Правила техники безопасности.
3. Основные приемы работы.

4. Способы закрепления нитей;
5. Принципы композиции и цветоведения.
6. Историю предлагаемых видов декоративно - прикладного творчества.

По окончании курса учащиеся должны знать:

  1. Правильно подобрать или составить рисунок для изделия.
  2. Уметь ровно вырезать детали.
  3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
  4. Подбирать ткань, нитки в зависимости от рисунка.
  5. Выполнять работу аккуратно в соответствии с предварительным эскизом.
  6. Оформлять изделие. Выполнять работу качественно.
  7. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
  8. Выбирать цветовое решение и композиционное построение рисунка.

Содержание учебного материла

 (34 часа)

№ раздела

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Водное занятие

0,5

0,5

2

История фетра и войлока

0,5

0,5

3

Инструменты и приспособления для изготовления изделий из фетра

0,5

0,5

4

Материалы, применяемые для изготовления изделий из фетра

0,5

0,5

5

Техника безопасности

1

1

6

Технология выполнения свободных швов

2

0,5

1,5

7

Композиция, цветовой круг, орнамент

2

1

1

8

Изготовление изделия из фетра

2

0,5

1,5

9

Уход за изделием из фетра

1

1

10

Способы оформления изделий из фетра

1

0,5

0,5

11

Проект «Новогодний сувенир»

6

1

5

12

Работа над проектом «Объемные изделия»

17

2

15

Итого:

34

14

20

1. Вводное занятие  - 0,5

  • сущность, цели и задачи курса
  • разделы курса
  • понятие декоративно-прикладного искусства.
  • знакомство с видами творчества и его направлениями.
  • творческий проект

2. История фетра и войлока – 0,5

  • коллекция художественных работ мастеров
  • история войлока и валяния
  • историческое наследие декоративно-прикладного творчества.

3. Инструменты и приспособления для изготовления изделий из фетра – 0,5

  • подготовка к работе, организация рабочего места
  • нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, виды фетра, шкатулка для рукоделия. Увеличение и уменьшение рисунка.

4. Материалы, применяемые для изготовления изделий из фетра – 0,5

  • классификация текстильных волокон,
  • свойства нетканых материалов,
  • свойства тканей из натуральных растительных волокон
  • виды декоративных элементов.

5. Техники безопасности – 1

  • внутренний распорядок и правила поведения в кабинете.
  • правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
  • правила оказания первой помощи.
  • правила посадки и постановки рук во время работы.
  • Техника безопасности при ручных работах

6.Технология выполнения свободных швов - 2

  • шов “вперед иголку”.
  • шов “строчка”.
  • шов “за иголку”.
  • «стебельчатый” шов.
  • “тамбурный шов” и его варианты.
  • Петельный шов

7. Композиция, цветовой круг, орнамент - 2

  • составление композиции.
  • орнамент, цветовой круг, симметрия, ритм
  • колорит

  1. Изготовление изделия из фетра – 2
  • Изготовление эскиза изделия
  • Изготовление лекал
  • Выкраивание деталей
  • Соединение деталей
  • Окончательная отделка изделия

  1. Уход за изделием из фетра – 1

10. Способы оформления изделий из фетра– 1

11. Проект «Новогодний сувенир» - 6

  • индивидуальная работа
  • критерии оценивания
  • художественный дизайн оформления изделия
  • Защита проекта, презентации,
  • оценка качества готового изделия
  • выставка творческих работ.

12. Работа над проектом «Объемные изделия» - 17

  • индивидуальная работа
  • критерии оценивания
  • художественный дизайн оформления изделия
  • Защита проекта, презентации,
  • оценка качества готового изделия
  • выставка творческих работ 

Календарно-тематическое планирование

№ раздела

№ темы

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1

1

Вводное занятие  

0,5

0,5

2

2

История фетра и войлока

0,5

0,5

3

3

Инструменты и приспособления для изготовления изделий из фетра

0,5

0,5

4

4

Материалы, применяемые для изготовления изделий из фетра

0,5

0,5

5

5

Техники безопасности

1

1

6

Технология выполнения свободных швов

2

2

6

Выполнение шов “вперед иголку”, “строчка”, “за иголку”.

0,5

0,5

7

Выполнение швов: «стебельчатый” , “тамбурный шов”, «петельный» шов

0,5

0,5

7

Композиция, цветовой круг, орнамент

2

1

1

8

Составление композиции изделия.

0,5

0,5

9

Орнамент, цветовой круг, симметрия, ритм

0,5

0,5

8

Изготовление изделия из фетра

2

0,5

1,5

10

Изготовление эскиза изделия, изготовление лекал, выкраивание деталей

0,5

0,5

11

Соединение деталей, окончательная отделка изделия

1

9

12

Уход за изделием из фетра

1

1

10

13

Способы оформления изделий из фетра

1

0,5

0,5

11

 «Новогодний сувенир»

6

1

5

14

Изготовление эскиза изделия,

1

15

изготовление лекал, выкраивание деталей

1

16

Соединение деталей

1

17

Соединение деталей и декоративных элементов

1

18

Окончательная отделка изделия

1

19

Оформление выставки

1

12

Работа над проектом «Объемные изделия»

17

5

12

20

Этапы творческого проекта

1

21

Подготовительный этап творческого проекта

1

22

Выбор темы проекта

1

23

Создание эскиза изделия

1

24

Технологический этап творческого проекта

1

25

Подбор инструментов и  материалов

1

26

Подготовка выкроек и выкраивание деталей

1

27

Составление инструкционно-технологической карты изготовления  изделия

1

28

Изготовление изделия

1

29

Изготовление изделия

1

30

Изготовления изделия

1

31

Изготовление изделия

1

32

Заключительный этап творческого проекта

1

33

Экономические расчеты

1

34

Экологическое обоснование

1

35

Защита проекта

1

36

Оформление выставки

1

Итого:

34

14

20

Оценивание работ учащихся

Изучение данного курса  целесообразно изучать  в  рамках ОДО. Выставление оценок не предусмотрено на таких занятиях, но в то же время совсем без системы оценивания результатов работы  нельзя. Поэтому я предлагаю такую систему:

  1. В процессе всего урока ученики получают жетоны, изготовленные их фетра. В зависимости от качества ответов, дополнений, участия в обсуждении, выполнения правил техники безопасности, приемов работы, проявленной творческой активности в ходе практической работы и т.д. ученики получают разные жетоны

 - если задание выполнено отлично, без замечаний

 - если задание выполнено  с замечаниями.

Соответственно 2  -  равноценны одному  .

  1. Жетоны ученики пришивают к мешочку, выполненному также из фетра любым понравившимся им способом так, чтобы мешочек постепенно заполнялся
  2. В конце изучения курса подводится итоги и составляется рейтинг учащихся.  Для еще большей мотивации учащихся можно вести этот рейтинг в течение всего года и делать его  наглядным для учеников, например¸ в виде графика, выставки мешочков и т.п.

Данный прием очень эффективен. Он позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценивать каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условия для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

При подведении итогов обязательно поощрять всех участников, чтобы кто-либо из них не чувствовал себя обиженным, в дальнейшем не ощущал боязни перед проверкой знаний. Одновременно нужно отмечать наиболее старательных, стремиться к тому, чтобы дети испытывали чувство гордости не только за себя, но и за удачи своих друзей-соперников.

На некоторых занятиях, в основном практических,  можно включать негромко музыкальное сопровождение

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать: 

  1. Виды применяемых  ручных швов.
  2. Историю войлока и фетра.
  3. Способы изготовления лекал.
  4. Способы закрепления нитей.
  5. Способы соединения деталей.
  6. Материалы, инструменты, приспособления для изготовления изделий из фетра 
  7. Применение свободных швов.
  8. Основы композиции, цветоведения
  9. Несколько способов оформления изделия
  10. Правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации           рабочего места

Учащиеся должны уметь: 

  1. Правильно подобрать или составить рисунок для изделия.
  2. Уметь вышивать  простые ручные швы.
  3. Начинать и заканчивать работу без узлов.
  4. Подбирать цвет, нитки в зависимости рисунка.
  5. Знать способы и уметь изготавливать лекала.
  6. Выполнять работу простыми декоративными швами
  7. Оформлять изделие. Выполнять работу качественно.
  8. Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
  9. Самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
  10. Уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку;
  11. Прогнозировать результаты и уметь определять критерии качества готового изделия

Программа способствует

  • повышению интереса к культурным традициям родного края;
  • развитию познавательной и творческой активности детей;
  • формированию нравственных ценностей;
  • расширению политехнических знаний;
  • повышению культуры общения детей;
  • укреплению веры детей в свои способности.

Прогнозируемые результаты

На занятиях кружка дети ознакомятся с историей войлока и фетра. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры. В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности

Перечень учебно-методического обеспечения

Оборудование и инструменты:

  • иглы № 24, 25, 27;
  • наперсток;
  • линейка;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • дополнительные аксессуары
  • мел, карандаш

Материалы:

  •   фетр;
  •   Картон для лекал;
  •   нитки мулине, шерстяные;
  • Декоративные элементы

Дидактический материал:

Банк проектных работ с изделиями в технике «Изделия из фетра»

Образцы работ учащихся , презентации.

Эскизы сюжетных композиций для изделий.

Цветовой круг.

Схемы цветовой гармонизации.

Выставочные композиции.

Литература для учащихся

  • Зинченко М., “Новые стили вышивки”, Москва, издательство “Феникс”, 2002.
  • Симоненко В.Д. “Технология”, 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.
  • Онипко Ж., “Ажурные работы на полотне”, Москва, издательство “Сталкер”, 2007.

Литература для педагога

  • Барнет Л., “Одноцветная вышивка”, Москва, издательство “Феникс”,2002.
  • Гумилевская С. “ Вышивка”, Москва, издательство “Культура и традиции”, 2005.
  • Жадько Е. “Вышивка пейзажей”, Москва, издательство “Феникс”, 2006.
  • Симоненко В.Д. “Технология”, 8 класс, Москва, Издательство: Вентана-Граф, 2010 г.
  • Карягина О.Ф. Вышивка крестом. Практический курс. М., 2007.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/578812/- программа “Ковровая вышивка” по дополнительному образованию.

http://myhobbi.net/publ/38-1-0-48 популярный сайт о рукоделии.

http://crestik.ucoz.ru/load/ckhemy_dlja_kovrovoj_tekhniki/76 – схемы для ковровой вышивки.

http://vishivalochka.at.ua/ сайт для любительниц ручной художественной вышивки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по технологии (мальчики) по программе "Технология 5-8 кл."авторы И.А.Сасова и А.В. Марченко

программа по технологии разработана на основе программы  И.А. Сасова, А.В. Марченко "Технология " 5-8 кл. М.;Вента-Граф 2007г.,допущенной Министерством образования и науки РФ ...

Рабочая программа по технологии "Курс технологии в рамках ФГОС" 5 клаас

Рабочая программа по Федеральному Государственному Стандарту для сельских школ....

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...