Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись
учебно-методический материал по технологии (7 класс) по теме
Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 42.43 КБ |
Презентация | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар “Особенности формирования УУД посредством освоения различных видов ДПИ, региональных народных промыслов”.
Шебалдина Татьяна Викторовна учитель технологии МОУ СОШ № 4 г. Вольска тема мастер-класса: “Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись.”
Класс/дата | № Урока 49 | Тема урока | Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись | |||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |||||
Задание | Выполнение элементов цветочной росписи в технике двойного мазка. | |||||
ЦЕЛЬ УРОКА | Знакомство с искусством Тагильской росписи. | |||||
7 класс 14.03.16 | ЗАДАЧИ УРОКА | Обучающие | Учить, знакомить:
| |||
Развивающие | Развивать:
| |||||
Воспитывающие | Воспитывать:
| |||||
Оборудование | Для учителя: слайд - произведения народного промысла и их изображения; презентация по теме урока. Для учеников: картон, акриловые краски, плоские кисти, схемы | |||||
Планируемые результаты | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками; Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения учебно-познавательных задач. Предметные: развитие и совершенствование живописно - декоративных навыков, художественно-образной и зрительной памяти; ознакомление с творчеством народных мастеров-живописцев, работающих в технике лаковой росписи. | |||||
Ход урока | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |||
1. Организационный этап
| Мы пришли сегодня в класс, что здесь нового для нас? Проверяет готовность я к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. - Скажите, что вам труднее всего рисовать? | Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок. Размышляют о том новом, что они смогут узнать на уроке. | Личностные УУД: -способность к самооценке; - положительное отношение к уроку. Коммуникативные УУД: - организовывать контакт с одноклассниками. | |||
2. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока Постановка темы урока | Внимание на экран. Просмотр слайдов. - Наверняка Вам знаком этот вид ДПИ. - Встречались ли вы ранее с изделиями, расписанными в этой технике? - Где мы еще можем встретиться с изображением цветов? - Знаете ли, что такое Нижний Тагил, Жостово, Хохлома? - Что их объединяет? -Как вы считаете, что вам предстоит узнать? -Как вы думаете, о чём еще мы будем говорить? Чему будем учиться? - Сегодня мы продолжим с вами путешествие в волшебный мир красоты природы, мир цветов. Как вы думаете, цветы во всей их красе и многообразии писали только художники – живописцы? Обобщение ответов детей. - Да, мы можем встретить изображение цветов на посуде, коврах, в одежде, декоре интерьера еще много где. -Сделать вывод о том, с чем предстоит познакомиться на уроке. - Предлагает определить цель урока, после их вариантов формулирует цель и результат. - Сформулируем вместе тему урока Предлагает совместно составить план урока | Размышляют, вспоминают материал прошлого урока. Отвечают на вопросы учителя. Определяют цель и задачи урока:
Составляют план урока. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем. -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения Регулятивные УУД: -умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы; - определение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками цели деятельности на уроке; | |||
3. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала | Демонстрация несколько изделий с росписью в технике двойного мазка. Дает им время полюбоваться, оценить их красоту. - Какое впечатление произвели на вас эти изделия? Можете ли вы сказать, что это бытовой предмет? Можем ли мы назвать это изделие произведением искусства? (обобщение ответов) Мы можем в обоих случаях ответить утвердительно. - Какой из этого можно сделать вывод? Что предмет может иметь две функции - бытовую и эстетическую, служить человеку в быту и в тоже время быть для него источником красоты, приносить радость. Роспись в технике “Двойной мазок” (One Stroke). Сама техника достаточно старая, и возникла она в Китае под названием “гохуа”. Ее отличительная особенность заключалась в том, что рисунок выполнялся на шелке, рисовой бумаге или вейерах с помощью туши. Аналогичная техника использовалась на Урале в тагильской живописи еще 250 лет тому назад. Здесь рисунки наносились на шкатулки, подносы и другие предметы для их декорирования. Известна также жостовская роспись, которая выполнялось в схожей манере также по принципу двойного мазка. Ее можно встретить на подносах 200-летней давности. Та же техника используется в гжели, жостове, хохломе. Мы с Вами рассмотрим Тагильскую роспись. Тагильская роспись родилась, как понятно из названия, на Урале, в 18 веке, популяризатором её был известный промышленник и меценат Никита Демидов, который открыл школу, создал производство, что и послужило толчком для развития производства. В то время народная роспись называлась «маховым» письмом в один мазок (отсюда дословный перевод модного названия One Stroke). One Stroke в переводе на русский означает «рисование одним мазком» А принцип заключается в том, что осуществляется такая роспись двойным мазком: на плоскую кисть набирается краска сразу двух цветов. (Или даже тройным: на кончик кисти иногда набирается третья краска, чаще всего белила.) |
Слушают учителя. Просматривают презентацию по теме урока. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; - положительное отношение к познавательной деятельности; Познавательные УУД - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; - осознавать познавательную задачу; - делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - слушать, извлекая нужную информацию; - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу. | |||
4. Первичное закрепление материала. | Анализ и обсуждение увиденного: - что из увиденного понравилось больше всего, почему? - какие характерные особенности вы заметили в росписи? - в чем своеобразие цветочной росписи? ( декоративность, объемность цветов, букеты пышные, «живые», как будто «светятся» изнутри). | Анализируют увиденное Высказывают суждения. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: - положительное отношение к уроку; Познавательные УУД - понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; - делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - осмысление и переработка полученной информации. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | |||
5. Динамическая пауза | Давайте немного отдохнем. Проводится физминутка. Разомнем пальчики. Для дальнейшей работы нам необходима четкость и точность движений кисти. | Выполняют физические упражнения | Личностные УУД: -стремление и готовность к поддержанию своего здоровья. | |||
6. Усвоение нового учебного материала | Для того чтобы цветы засияли всеми красками, засветились, мастера используют специальные материалы и приемы росписи. С использованием ИКТ и учебных таблиц учитель показывает этапы послойного тагильского письма. - Просматривают советы начинающим. | Слушают учителя. работают с учебными таблицами. Просматривают видеоряд. Анализируют увиденное. Запоминают названия этапов росписи. | Личностные УУД: -положительное отношение к познавательной деятельности. Познавательные УУД: - осознавать познавательную задачу; -понимать информацию, представленную в изобразительной форме; - делать обобщения, выводы; - анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты; - слушать, извлекая нужную информацию; - осмысление и переработка полученной информации. - умение работать с учебником. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения. | |||
7 . Применение знаний в новой ситуации / творческая практическая деятельность |
С использованием ИКТ учитель демонстрирует в реальном режиме приемы тагильской росписи на отдельных растительных элементах. Проводит целевой обход:
| Повторяют за учителем этапы росписи. Выполняют творческое задание согласно условиям. Анализируют свою работу. Сверяют с образцом. Корректируют ошибки. | Личностные УУД: - участие в творческом, созидательном процессе; - осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; - способность к самооценке своих действий; Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - действовать по плану; - контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. Коммуникативные УУД: - доносить свою позицию до других, - оформлять свою мысль посредством рисунка. | |||
8. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция. | - Предлагаю Вам использовать элементы в составлении композиции - Проанализируйте и оцените работы. Учитель обеспечивает положительную реакцию на творчество. | Анализируют свою работу и работы коллег. Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. | Личностные УУД: - положительно относиться к учению. Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: - адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам. | |||
9. Актуализация знаний. | - Вы разместили свои элементы на подносе. - Что Вы сделали с подносом? Изображение цветов на подносах, шкатулках, предметах быта называется декоративным. А само искусство их создания декоративно – прикладным. При декоративном рисовании мастер вносит изменения в форму реальных природных элементов. Как бы приукрашает их. Как вы думаете, где впоследствии вы сможете применить полученные умения и знания? (обобщение ответов детей) | Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают об актуальности новых умений и знаний (можно будет нарисовать красивую открытку, стенгазету, использовать декоративное изображение цветов в вышивке, украшении предметов быта и т.д.) | Личностные УУД: - желание приобретать новые знания, умения; - положительное отношение к познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: - вступать в учебный диалог с учителем -участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; - слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные УУД: - делать обобщения, выводы. | |||
10. Итоги урока. Рефлексия
| -Как называется техника исполнения росписи? (двойной мазок) Проводит рефлексию На смайликах кистью двойным мазком напишите Ваши эмоции. | Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Дают оценку результатам своей творческой деятельности и деятельности коллег. | Личностные УУД: - положительно относиться к учению. Регулятивные УУД: - адекватно оценивать свои достижения. Коммуникативные УУД: - адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам. | |||
11. Информация о домашнем задании | Тренировочные работы в технике двойного мазка. | Записывают в дневники домашнее задание | Личностные УУД: - ответственное отношение к учению. |
"Особенности формирования УУД посредством освоения различных видов ДПИ, региональных народных промыслов"
Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись
Тема мастер-класса имеет место а федеральном базисном учебном плане при изучении раздела декоративно-прикладного искусства во внеурочной и урочной деятельности обучающихся.
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь, будь то мебель, посуда или одежда, занимает определённое место не только в организованной человеком среде жизнедеятельности, но прежде всего — в его духовном мире.
Как спроектировать урок, который будет решать задачи по формированию предметных и метапредметных результатов? В ФГОС метапредметные результаты — «освоенные обучающимися учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».
Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках.
Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
1. Пассивные методы;
2. Интерактивные методы.
3. Активные методы;
Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ВУЗах, где учатся взрослые люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Данный мастер-класс предусматривает комбинированные методы обучения, но в основе состоит активный метод обучения.
Включение активных методов обучения позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Активный метод обучения – это
- методы знакомства (по слайду)
- методы выяснения ожиданий и опасений
- методы релаксации и активизации
- методы представления новой информации в ходе образовательного мероприятия
- методы работы над темой
- методы презентации результатов практической работы
- методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
1) личностные – предлагается оценка проделанную работу как коллективную, так и свою;
2) регулятивные – подбираются задания, в которых предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат;
3) коммуникативные действия – предлагаются задания для работы в паре, группе;
4) познавательные – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях на слайдах, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
В ходе мастер-класса преследуются личностные метапредметные и предметные результаты:
- Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.
- Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в том числе в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно - прикладных искусств, отражающих свое время, господствующие идеи, личность творца;
- Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности, в различных учебных и жизненных ситуациях;
- Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
- Формирование способности к целостному художественному восприятию картины мира;
- Развитие художественного мышления, фантазии, воображения, внимания, интуиции, памяти, в том числе визуальной, слуховой и др.;
- Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Включение в урок нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения, способствует формированию УУД у детей, способность понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями. А это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА: «ДЕКОРИРОВАНИЕ В ТЕХНИКЕ ДВОЙНОГО МАЗКА. Тагильская роспись.»
Особенность росписи – двухцветный мазок. Популяризация росписи произошла во второй половине XVIII века благодаря промышленнику и покровителю искусств Никите Демидову в Нижнем Тагиле. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла. В то время народная роспись называлась «маховым» письмом в один мазок (отсюда дословный перевод модного названия One Stroke)
Техника рисования двойного мазка Для этого необходимо: - плоские синтетические кисти
Акриловые краски
Набираем краску на кисточку. Обе стороны обмакиваем в два разных цвета краски
Вот так рисуется круглый лепесток. Стрелочкой я показала как нужно вести кисть
Почти так же, не отрывая кисть от поверхности, рисуется двойной лепесток
Поняв как рисуются простые лепестки, можно нарисовать такой пятилистник
Вот так рисуется серединка у розы
Завершение выполнения розы
Теперь для завершения композиции нарисуем листики. Краску я взяла ядовито-зелёную и охру для наглядности, т.к. на белом листе бумаги белый цвет теряется, но для рисования листиков такой чистый цвет (зелёный) брать не советую, лучше добавить в него немного коричневого. Листик рисуем волнами, не отрывая кисть от поверхности, к кончику листика кисточку практически ставим на ребро
Теперь нарисуем вокруг нашей розы побольше листиков в соответствии с нашей задуманной композицией
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Выполнение элементов узора
- СОЗДАТЬ ОРНАМЕНТ ИЗ ВЫПОЛНЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЗАДАНИЕ!
ФОТОГАЛЕРЕЯ СОБСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
АРТ-ОБЪЕКТЫ
РЕФЛЕКСИЯ ради чего изучаем данную тему, как может пригодиться в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело можем внести; Нарисовать смайлик в технике двойного мазка Понравился урок Не понравился урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тагильская роспись. Техника "one stroke". 24 Видео - Урока.
Потрясающий материал от Ольги Кораблевой!Тренируем руку для совершенного мазка.Чтобы посмотреть выбранный вами урок, нажмите на картинку.[url=http://video.mail.ru/mail/beljakova_os/17/12.html][/url][u...
Все дети любят заниматься творчеством. Что бы это ни было: аппликация из бумаги и высушенных листьев, пальчиковая техника рисования гуашью, роспись по ткани и многое другое
Ребенок наделен великими...
Конспект мастер - класса по программе "Художественная роспись" для обучающихся 7-10 лет "Роспись браслета в технике " Хохломская роспись"
Конспект мастер - класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков . Предполагается обучение детей простым элементам Хох...
Методическая разработка Мастер класс "Роспись на ткани Зимний пейзаж"
Данная презентация раскрывает этапы изготовления мниатюры в технике росписи на ткани при помощи акриловых красок, корректора и контуров....
Открытое занятие "Кистевая роспись в технике "Двойной мазок"
Открытое заняте в формате мастер-класса по созданию расписного сувенира в технике двойного мазка...
Разработка открытого занятия "Кистевая роспись в технике «двойной мазок»
Занятие разработано педагогом дополнительного образования МБОУДО «Центр творчества детей и юношества Кировского района» города Кемерово Бурденковой С.В. для учащихся творческого объединени...
Мастер – класс «Роспись по ткани «Батик»
Овладение техникой горячего батика, можно выполнять работы разной степени сложности, а также комбинировать работе приёмы, характерные для холодного батика и свободной росписи, с горячим батиком....