Открытый урок "Разметка тонколистового металла". 5 класс
презентация к уроку по технологии (5 класс)

Порфирьев Вячеслав Петрович

Класс: 5 класс

Тема: Разметка тонколистовой стали

Продолжительность занятия: 2 урока (90 минут).

 Цели: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки. Воспитывать у учащихся прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе. Прививать бережное отношение к материалам, их  экономному расходованию

 Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, обобщение знаний 

Технологические особенности: работа в школьной мастерской

Технические условия: работа с тонколиствым металлом, разметочным инструментом

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Озерки

Конспект урока технологии

в 5 классе

«Разметка тонколистового металла»

2 часа (спаренный урок)

2015-2016 учебный год

  Тип урока: Комбинированный.

  Форма проведения урока: Интегрированный с применением ИКТ.

   Оборудование урока: 1 Мультимедийный проектор.

                                        2. Компьютер.

                                        3. Презентация Power Point.

                                        4. Инструменты для разметки и материалы.

План урока:  

п.п.

Этапы урока

Время,

мин.

1

Организационный момент

1

2

Изучение новой темы

30

3

Практическая работа

45

4

Домашнее задание

1

5

Рефлексия

2

5

Итоги урока

1

Тема:        Разметка тонколистового металла. 5 класс
 

Цель: Сформировать первоначальные умения и навыки разметки. Воспитывать у учащихся прилежание и внимательность, трудолюбие и самостоятельность в работе. Прививать бережное отношение к материалам, их  экономному расходованию.
 
Оснащение: 
Слесарные линейки, чертилки, кернер, разметочный циркуль, слесарный угольник, разметочный молоток, шаблоны, заготовки из тонколистового металла, образец готового изделия.
 
Ход урока:
 
I.    Организационный момент
 
Приветствие учащихся.
Проверка явки.
Назначение дежурных.


II.   Повторение материала, изученного на предыдущем занятии (по вопросам)
 
1.      Какой  материал называют тонколистовым металлом?
2.      Какую листовую сталь называют жестью? От 0,2 до 0,5
3.      В чем отличие белой жести от черной?
4.      Для чего покрывают жесть слоем олова?
5.      Какую листовую сталь называют кровельным железом? 0,5 до 0,8  Черная и оцинкованная
6.      Какие инструменты и приспособления применяют при правке?
7.      Как выполняется правка листового металла?
 8. Перечислить этапы выполнения изделия из тонколистового металла

Выставление оценок.
 

III.        Объяснение нового материала
 
Можно ли провести в ручную точные:

- размеры на металле без инструментов?

-  провести на доске линию длиной примерно 30 см?

- провести от руки окружность диаметром 40 см.

- можно ли проводить линии карандашом по металлу? (На образцах)

- от чего зависит точность?

Комментарии учителя по каждому изображению на доске

Вывод темы урока: «Разметка тонколистового металла». 
Ученикам записать дату и тему урока в тетрадь.
Объявление цели урока:  Научиться размечать заготовки из тонколистового металла

Необходимость  в будущем умения разметки материала.

Назначение разметки и разметочных инструментов      Слайд 3

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят места и границы обработки в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.
Разметка выполняется с целью определения мест разрезания и сгибания листового металла и границ обработки заготовок при изготовлении изделий.
Точки при разметке – керны представляют собой небольшие углубления.
Линии, наносимые при разметке, называют рисками

Записать в тетрадь:
Разметка – нанесение на заготовку линий (рисок) и точек (кернов), указывающих места и границы обработки.
Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, слесарных угольников и разметочных молотков. 

(Названия инструментов сопровождаются их демонстрацией).
 Для чего же предназначен каждый инструмент?
 

Демонстрация презентации     Слайды с 4 по 7
Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок на заготовку. Конструкция чертилок может быть различной. (Демонстрация чертилок из слесарного набора и самодельных проволочных).

Разметочный циркуль применяется для нанесения на заготовку окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки разметочного имеют заостренные концы. 

Кернер позволяет получать при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы:
-        для обозначения центров окружностей и дуг, чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке;
-        для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

Измерительная линейка используются и при проведении разметочных рисок, и при измерении  и контроле размеров.

Слесарный угольник также служит для выполнения разметочных рисок. Он позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных прямых углов заготовки проверяют тоже угольником.

Разметочный молоток применяется для удара по бойку кернера при накернивании центров отверстий и разметочных рисок.
 
Записать в тетрадь:

Разметочные инструменты:

а) чертилка;
б) разметочный циркуль;
в) кернер;
г) измерительная линейка;
д) слесарный угольник;
е) разметочный молоток.


Технология выполнения разметки:

Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи, проверить исправность разметочных инструментов.
Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.
Разметку выполняют по чертежу или по шаблону.

Разметку по чертежу детали из листового металла начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали.
При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке или угольнику (как карандаш при разметке заготовок из древесины) отклоняя ее на небольшой угол. Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой.
При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения, прилагая основное усилие к ножке, находящейся в центре окружности.

Разметка по шаблону  применяется если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей или деталь имеет сложную форму. Шаблон плотно прижимают к заготовке и обводят по контуру чертилкой.

Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как это может привести к тому, что вместо одной получится несколько рисок.
 
На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации –  слесари-инструментальщики.
Разметка – очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.
 
Виды брака и возможности его устранения

Распространенный вид брака при разметке – несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовляемой детали. Причиной этого может быть:
а) неточность измерительного инструмента;
б) несоблюдение приемов разметки;
в) невнимательность работающего.
 

Организация рабочего места

1.      На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2.      Каждый предмет нужно класть на отведенное для него место, чтобы не искать его при повторном использовании.
3.      Все, чем во время работы приходится пользоваться чаще, нужно класть ближе, и наоборот.
4.      Размещать предметы на рабочем месте нужно так, чтобы их расположение соответствовало естественным движениям рук: предметы, которые берутся правой рукой, должны лежать справа, а те, которые берутся левой, - слева.

 
Правила безопасности труда   Слайд 8

1.      Обращаться с чертилкой нужно очень осторожно, чтобы не поранить глаза и руки. Подавать ее надо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.
2.      Нельзя класть чертилку и разметочный циркуль в карман, их можно держать только на верстаке.
 
Спросить, понятен ли учащимся новый материал? При положительном ответе -проверить усвоение нового материала, при отрицательном – ответить на вопросы.
 
IV.        Проверка усвоения нового материала (по вопросам)

1.      Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок?
2.      Для чего проводится базовая линия?
3.      Для какой цели применяют шаблоны?
4.      Почему при разметке циркулем усилие прилагают к ножке, установленной в центре отверстия?
5.      Из за чего при разметке вместо одной риски может получиться несколько?
6.      Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?
7.      Как правильно разместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?
 
 


V.    Практическая работа по разметке заготовки из тонколистового металла

Ребята, сейчас мы приступим к практическому освоению разметки тонколистового металла в процессе изготовления изделия. Мы уже на том уроке размечали развертку для изготовления коробки из бумаги.

А сегодня , я вам раздам заготовки из тонко листовой стали, которые вы должны разметить по тому же порядку как на том уроке на бумаге. Продемонстрировать бумажные коробки. Вопрос: Почему форма вот этих коробок не ровная?

Потому что во время разметки были допущены неточности в измерениях. И в процессе изготовления они получились немного деформированные.

 Напоминаю, наносить риску надо только один раз, и выполнять разметку нужно очень внимательно, не торопясь.
Демонстрация разметки.
Повторение разметки одним из учащихся.
При правильном выполнении разметки, ученикам через дежурных выдать необходимый разметочный инструмент, шаблоны и  они приступают к самостоятельной работе, иначе необходимые объяснения и демонстрацию приемов нужно повторить. 
В процессе самостоятельной работы контролировать соблюдение учащимися правил безопасной работы, организации рабочего места и правильности выполнения приемов разметки.
 
 
VI.        Подведение итогов занятия

1.      Контроль выполненной работы в процессе сдачи учащимися заготовок.

2.      Разбор допущенных учащимися ошибок.

3.      Оценка выполненной работы.

4.      Сдача дежурным разметочного инструмента.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разметка тонколистового металла и проволоки Подготовил: Порфирьев В.П. – учитель технологии, ГБОУ СОШ с. Озерки

Слайд 2

Содержание: разметка; слесарный угольник; чертилка; разметочный циркуль; приёмы разметки; техника безопасности при разметке; вопросы для закрепления материала; список литературы.

Слайд 3

Разметка Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертёжных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой . Разметка выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля и кернера.

Слайд 4

Слесарный угольник применяется для разметки и проверки прямых углов.

Слайд 5

Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок (линий) на заготовку. Чертилки бывают различных конструкций.

Слайд 6

Разметочный циркуль позволяет наносить на заготовку окружности и дуги. Чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке, в центрах этих окружностей с помощью кернера наносят неглубокие лунки.

Слайд 7

Приёмы разметки Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи. Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.

Слайд 8

Техника безопасности при разметке Не класть чертилку и разметочный циркуль в карман халата. Их можно держать только на верстаке. Чтобы не поранить руки, подавать чертилку товарищу надо ручкой от себя, а класть на рабочее место – ручкой к себе.

Слайд 9

Вопросы для закрепления материала Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок? Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке? В чём отличие разметки металлических заготовок от разметки заготовок из древесины? В чём их сходство? Для чего проводится базовая линия? Для какой цели применяют шаблоны? Назовите профессию рабочих, изготавливающих шаблоны. Как правильно разместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?

Слайд 10

Список литературы Симоненко В.Д. Технология. – Москва: Просвещение, 2002. Интернет – ресурсы: http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0&p=0&img_url=lib.ololo.cc%2Fi%2F77%2F180877%2Fi_021.png http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0&p=30&img_url=castle.pri.ee%2Fwp-content%2Fuploads%2F2009%2F08%2F61.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D1%81%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA&p=24&img_url=alfaglavsnab.siteedit.ru%2Fimages%2F3122_559329_870280_232507_91443.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D1%83&p=38&img_url=www.fit-l.ru%2Fthumbs%2F0%2F03494a9e855b51b2f7b6cd2a2f0334461246304160.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C&p=192&img_url=www.freund.su%2Fproducts_pictures%2F343x255_05660200.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%88%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%83&p=29&img_url=castle.pri.ee%2Fwp-content%2Fuploads%2F2009%2F08%2F42.jpg http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0&p=1&img_url=smotra.ru%2Fdata%2Fimg%2Fusers_imgs%2F27033%2Fsm_users_img-55912.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 5 класс Тема: Правка и резание тонколистового металла

Тема урока: Правка и резание тонколистового металлаЦели:  образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства;воспитательная: прививать ...

разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока"

Разработка урока "Рабочее место слесаря. Виды металлов их основные свойства. Тонколистовой металл и проволока" представлена в виде методологической таблицы, приложений с раздаточным материалом.Це...

Презентация к уроку "Изображение деталей из тонколистового металла и проволоки. Правка тонколистового металла и проволоки"

Презентация предназначена, чтобы научить читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки и приёмам правки листового металла и проволоки....

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс

Урок по теме "Тонколистовой металл и проволока. Изображение деталей из тонколистового металла". 5-й класс...

Открытый урок "Гибка тонколистового металла"

В соответствии с целями урока и содержанием учебного материала учитель выбрал комбинированный тип урока, формы выполнения практических работ и методы преподавания,  активизирующие познавате...

Открытый урок в 5 классе по теме: «Резание тонколистового металла».

Григорьевская основная общеобразовательная школа       Открытый урок в 5 классе по теме:...

Методическая разработка урока для 5 класса по теме: "Сверление тонколистового металла"

Методическая разработка урока по технологии для 5 класса...