Педагогический проект "Зимний букет"
проект по технологии (9 класс) на тему

педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno1.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение Ленинградской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Ефимовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогический проект

«Зимний букет».

                                                                                                      Автор    

                                                                                   Артюхович Сергей Адамович

                                                                                                                    Учитель

                                                                                       Контактные данные

                                                                                       Рабочий телефон 8-813-66-51-101

                                                                                       Мобильный телефон 89213759289

Пос.Ефимовский

Бокитогорский район

Ленинградская область

2015

                           

Содержание

Введение……………………………………………………………….

1.Характеристика   проекта  

2.Условия формирования проекта

3.Актуальность и перспективность проекта ………………..

4.Характеристика этапов учебного проекта…

5.Технология            6.Заключение……………………………………………………

7.Литература………………………………………………………………………

Приложение 1……………………………………………..

                       

           Введение

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и  проектные  методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанная на активной  деятельности  учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:

  •   формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
  •   сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
  •   созданию благоприятных  условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
  •   дифференцированный  и индивидуальный,  подход в обучении;
  •   использованию методов, активизирующих учебный процесс;
  •   использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средства, проговаривание и заучивание технических терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно грамматически оформленной речи;
  •   неразрывному единству обучения и воспитания.

      Активные формы обучения являются для современной специальной ( коррекционной )  школы  актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

  •   между программными требованиями и разным уровнем реальных    учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
  •   между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
  •   между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
  •   между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  •   технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
  •      достаточно высокой эффективностью уроков;
  •   развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
  •   развитием и поддержанием интереса к предмету;
  •   практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
  •   развитием коммуникативных навыков учащихся;
  •   созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

 Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

                   Характеристика темы:

Цель: Развитие творческих способностей учащихся, для реализации их как на уроках так и в жизни.

Задача: Создание условий для реализации творческих способностей учащихся.

Цель метода проектов:

   Научить:

  • приобретать знания самостоятельно 

  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач
  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы
  • планировать свою деятельность

работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли 

  • объективно оценивать процесс и результат проектирования..

Задачи проектной деятельности:

 

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать).
  • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)
  • Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
  • Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
  • Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

             Условия и продуктивность проекта.

Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  •   подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  •   интерес школьников к проблеме;
  •   практическая направленность и значимость проекта;
  •   практическая осуществимость проекта;
  • существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
  • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;

                    - соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;

          -  наличие необходимых материально-технических средств;

          - обеспечение безопасных условий труда;

          -  использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;

         -  применение природных материалов и отходов производства;

    - рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно - популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта. 

            Актуальность и перспективность проекта.

       

 Сезон садовых цветов быстротечен . А как бы нам хотелось унести с собой красоту и яркость всех растений в зиму . Есть отличное решение – составление зимнего букета . Вариантов для составления зимнего букета много . Нужно только выбрать наиболее подходящий . Зимние букеты из подручного материала и сухих цветов стали чрезвычайно популярными .

 Природа всегда была и будет великим учителем для человека . Всюду , куда бы ни заехал человек , он найдет множество самых разнообразных материалов для создания интересных композиций .

 Не нанося ущерба природе можно украсить интерьер своего дома , школы , сделать жизнь радостней .

 Художественное творчество с использованием природного материала – один из путей приобщения детей к природе.

Характеристика этапов учебного проектирования.

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации).

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем) .

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.

      Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

                                  Технология проекта.

1.Фомирование группы.

2.Выбор творческого названия.

3.Работа учащихся по обсуждению задания в группе.

4.Самостоятельная работа в группе по выполнению задания.

5.Подготовка отчёта о проделанной работе.

6. Обобщение полученных данных в совместном проекте.

Так как проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую, мы тоже разделились на творческие объединения, где каждая группа выполняла своё задание. 


1 группа исследовательская – она была ориентирована на определение темы исследования, обсуждение, выясняли, какие растения подходят для составления букета,  оформили полученные результаты. (Приложение 1)


2 группа познавательная – была направлена на сбор информации о  растениях, литературу, картинки, фотографии,  и разработку проекта.


3 группа творческая  Дизайнерское оформление  ваз.

Правильный подбор определённых растений для букета.

                                          Заключение.

Поставленные цели и задачи были достигнуты:

- путём подбора  растений, которые прекрасно хранятся в течение длительного времени, сохраняя свой окрас и природную форму .

- заготовка и просушка растений

-подбор ёмкостей для декорирования под вазы

- заготовка дополнительного природного материала

- размещение растений  с учётом световых ощущений

Результаты представлены на школьной выставке под названием « Зимний букет »

                                    Литература:

  1. Загрекова Л.Г. Теория и технология обучения. Москва «Высшая школа», 2004 г.
  2. Народное образование, журнал №  7, 2005 г., статья «Проектная деятельность школьника и педагога», стр.103. статья «Диалог: культура и компетенции», стр. 112
  3. Народное образование, журнал №  5, 2008 г., статья «Проектирование воспитательного пространства региона – общественно-государственный проект «Достойные граждане великой страны», стр. 201.
  4. Наука и образование в Бурятии, журнал № 7, 2007 г., статья «Экзамен для эксперта», стр. 21.
  5. Справочник классного руководителя, № 1, 2007 год,  раздел «Работаем с классом», стр. 10-14.
  6. Материалы из Интернета по теме «Образовательные компетенции»

                                  Приложение №1

1.Астильба – это нарядный яркий многолетник . Его ажурные красочные метелки подходят для составления зимнего букета .

2.Эхинацея – это нарядное растение , у которого используют шишковидное соцветие , оборвав предварительно лепестки .

3. Физалис – великолепные красно – оранжевые коробочки .

4.Никандра – имеет нежные небесно – голубые цветки , которые превращаются в коробочки

Класс: 9

Тип проекта: Творческий

Планируемый результат: совместная деятельность учащихся и учителей трудового обучения.

Цели: 

  • развивать самостоятельность в работе;
  • умение планировать свою деятельность;
  • следовать намеченному плану;
  • развитие фантазии, воображения;
  • дать объективную самооценку своей деятельности.

Задачи: 

1. Образовательные:

  • создать условия для  разработки  по выбору;
  • создать условия для творческой реализации идеи проекта;  
  •  создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.

2. Коррекционно- развивающие:

  •  развивать зрительное восприятие и внимание;
  • развивать чувство вкуса

3. Воспитательные:

  •  воспитывать умение следовать инструкции педагога;
  • Прививать любовь к прекрасному и любви к природе;
  • воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
  • аргументировать преимущество работы  своими руками

Оборудование и инструменты.

Стружка, береста, опилки, нитки, скорлупа, пенопласт, перья, ткань, сухоцветы, бутылки, акриловые краски, бумажные салфетки, клей

Форма организации работы: Коллективная

Время: долгосрочный(6месяцев)

Отчёт по проекту учащихся 7  класса.

Мы ученики 7а класса, под руководством учителей трудового обучения решили облагородить клумбы перед зданием администрации посёлка, в котором мы живём.

Этот проект был задуман для того, чтобы посёлок стал чище и красивее.

Выбрав место работы, очистили клумбы от  мусора и засохшей травы, перекопали их и посадили  многолетние цветочные растения: нарциссы, флоксы, гелениум.

Было очень  приятно работать дружно  всем классом, каждый стремился сделать как можно больше.

Всегда приятно получать удовольствие от сделанной работы,

Надеемся, что нашему проекту последуют и другие ребята нашей школы.

Проект: «Цветок»

Внеклассная работа учителя трудового обучения

Класс: 7

Тип проекта: Социальный

Планируемый результат: совместная деятельность учащихся и учителей трудового обучения.

Цели: 

  • развивать самостоятельность в работе;
  • умение планировать свою деятельность;
  • следовать намеченному плану;
  • развитие фантазии, воображения;
  • дать объективную самооценку своей деятельности.

Задачи: 

1. Образовательные:

  • создать условия для  разработки  по выбору;
  • создать условия для творческой реализации идеи проекта;  
  •  создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.

2. Коррекционно- развивающие:

  •  развивать зрительное восприятие и внимание;
  •  развить слуховое восприятие;

3. Воспитательные:

  •  воспитывать умение следовать инструкции педагога;
  • воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
  • аргументировать преимущество работы  своими руками

Оборудование и инструменты.

Сельскохозяйственные инструменты, луковицы нарциссов, корневища  флоксов и гелениума.

Форма организации работы: Коллективная

Время: 5часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к уроку по творчеству А. С. Есенина. "Букет лирики Есенина"

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе....

Презентация к уроку ИЗО "Красота букетов из Жостово"

Данная презентация использована на уроке ИЗО в 4-5 классе -комплекте школы VIII вида в условиях школы VI вида. В ней рассказывается история возникновения росписи, показаны этапы создания подноса и эта...

Творческий проект по технологии на тему "Вышивка крестом. Летний букет."

Творческий проект выполнен ученицей В-Ханжоновской школы 8 класса Синчук Дарьей. Руководитель проекта Гущенко Светлана Александровна....

Подарок маме. Букет гиацинтов

Конспект урока по труду в 3 классе "Подарок маме. Букет гиацинтов"...

Подарок маме. Букет гиацинтов

Презентация к уроку по труду в 3 классе "Подарок маме. Буке гиацинтов"...

Методическая разработка открытого занятия "Букет незабудок"

Занятие позволяет научить детей изготавливать цветы из ткани при помощи специальных инструментов....

"Мой город-цветок Российского букета..."

Выступление на муниципальном конкурсе "Риторический олимп" в номинации "Монолог о Смоленске".Призер. Филипченко Ангелина 8 класс....