Доклад. "Развитие творческих способностей на уроках технологии".
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Ситников Виталий Михайлович

Творческий потенциал реализуется во всей системе общественных отношений, но прежде всего в труде – основной сфере жизнедеятельности человека. Именно это определяет все более возрастающий интерес к проблемам воспитания творческого отношения в труде, обуславливает актуальность темы.

Как известно, важное значение в развитии творчества школьников имеют учебные предметы, которые направлены на непосредственную подготовку их к труду. Содержание, организация и методика проведения этого цикла предметов во многом предопределяет развитие у школьников творческого отношения к труду, их творческих способностей.  Особое место в развитии у детей творческого отношения к труду занимает технология. Объясняется это, прежде всего, спецификой данного предмета, теми своеобразными возможностями, которые он представляет для успешного формирования у детей этого качества. В труде воспитываются многие черты личности, необходимые для проявления творчества – самостоятельность, целеустремленность, сообразительность и т.д. В процессе труда развиваются способность выдвигать  гипотезы, предвосхищающие решение задачи, умение делать логические умозаключения и обосновывать  свои решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Развитие творческих способностей на уроках технологии.

Творческий потенциал реализуется во всей системе общественных отношений, но прежде всего в труде – основной сфере жизнедеятельности человека. Именно это определяет все более возрастающий интерес к проблемам воспитания творческого отношения в труде, обуславливает актуальность темы.

Как известно, важное значение в развитии творчества школьников имеют учебные предметы, которые направлены на непосредственную подготовку их к труду. Содержание, организация и методика проведения этого цикла предметов во многом предопределяет развитие у школьников творческого отношения к труду, их творческих способностей.  Особое место в развитии у детей творческого отношения к труду занимает технология. Объясняется это, прежде всего, спецификой данного предмета, теми своеобразными возможностями, которые он представляет для успешного формирования у детей этого качества. В труде воспитываются многие черты личности, необходимые для проявления творчества – самостоятельность, целеустремленность, сообразительность и т.д. В процессе труда развиваются способность выдвигать  гипотезы, предвосхищающие решение задачи, умение делать логические умозаключения и обосновывать  свои решения.

Уроки технологии располагают большими возможностями для воспитания у школьников творческого отношения к труду. Однако,  эти возможности не всегда достаточно используются в практике школ. Объясняется такое положение в основном тем, что учителя не вооружены научно-обоснованной методикой воспитания у школьников творческого отношения к труду.

Как категория психологическая, творческое отношение к труду является своеобразным проявлением единства личности и ее деятельности. Оно  выступает характеристикой одновременно и труда, и личности, как его субъекта. Это отношение является проявлением определенных психических черт личности.

Творчество школьников характеризуется рядом особенностей. Ограниченность жизненного и познавательного опыта обуславливает слабое развитие самостоятельности, их неумение еще обобщать, выделять в той или иной ситуации наиболее существенные черты. Характерной особенностью творчества является также отсутствие в его мотивации стремления к достижению приоритета, а так же и тот факт, что продукт труда носят у школьника, как правило, лишь субъективную новизну.

Уровень творческого отношения к школьников к технологии мы можем и должны судить по следующим  критериям: умение самостоятельно на основе анализа образца, по чертежу подготовить рабочее место, правильно выбрать материал и инструменты, умение спланировать свою работу и внести в нее по мере необходимости коррективы, по проявлению инициативы, самостоятельности, умению найти более рациональные пути в решении поставленных задач, умению вносить такие элементы новизны в конструкцию, в организацию труда, которые приводят к усовершенствованию процесса трудовой деятельности, умению предложить свою конструкцию изделия и способы его осуществления, умение видеть новую задачу в обычном и повседневном, оформить ее, самостоятельно искать и находить пути и возможности ее решения.

Наличие компонентов творческого отношения к труду, степени их развития могут быть выделены следующие уровни этого качества у школьников:

  1. Низший уровень. Для школьников с этим уровнем характерна воспроизводящая деятельность, у них нет стремления к творчеству. Они не любят и не умеют работать самостоятельно, прибегают к помощи учителя. Если учитель предлагает работы на выбор по образцу или готовым данным, где соответственно не требуется стремление думать, и другой вариант, требующий самостоятельности, умения внести изменения в конструкцию, они без колебаний выбирают первый вариант. Работают обычно без особого напряжения, интереса, без инициативы. Таких детей затрудняет анализ детали вычленения главных операций.
  2. Средний уровень. У детей с этим уровнем проявляется стремление к творчеству, они еще не овладели в достаточной мере способами творческой деятельности. При этом уровне учащиеся способны самостоятельно заканчивать работу, доделывать  ее отдельные детали, продумывая их форму. По сравнению с детьми, имеющими первый уровень, они реже обращаются к учителю за помощью, чаще стремятся выполнить работу самостоятельно. Им  интересны трудные задания, они стремятся быть активными на уроке, поднимают руку, хотят отвечать на вопросы учителя. Не всегда умеют планировать процесс труда, но с помощью учителя они справляются с этой работой. Им посильно решение простейших задач с элементами проблемности, они умеют поставить вопрос, самостоятельно искать пути его решения.
  3. Высший уровень. Для детей с этим уровнем творческого отношения к труду характерно ярко выраженное стремление к проявлению творчества. Как правило, они отказываются от облегченных вариантов работы. Они предпочитают самостоятельное решение более сложных трудовых задач, требующих умственного напряжения. Они активны, успевают выполнить свою работу и помочь товарищам. Урок труда для них всегда интересен. Они правильно анализируют образец, не затрудняются мысленно  представить весь процесс изготовления детали, разбив его на отдельные операции. Они без затруднений могут изложить план предстоящей работы. Эти дети проявляют активность, инициативу, творческий подход и в других видах деятельности. Они овладели интеллектуальными умениями, способами решения посильных для них проблемных задач, не затрудняются переносить сформированный навык творческого отношения на другие доступные им виды труда и в другие ситуации, умеют находить новый способ решения той или иной трудовой задачи на основе уже известных.

Выделение охарактеризованных выше уровней в развитии творческого отношения школьников на  уроках технологии оказалось тесно связанным с вычленением и определенных этапов и тенденций в формировании этого качества. Эти уровни предстают как определенные характеристики отношения школьника к труду, достижение которых означает завершение предыдущего этапа и переход этого процесса к новой стадии.

В развитии творческого отношения к труду на уроках технологии у детей проявляется:

- последовательный рост умения увидеть проблему в предложенной учителем творческой задаче, находить пути для ее решения, умения сформировать эту задачу в виде вопроса;

- развитие умения планировать процесс труда, определять их последовательность перехода к постепенному овладению умением пооперационно планировать  поэтапность изготовления деталей, видеть их промежуточные этапы, так и конечный  результат изготовления детали, составлять план не только по чертежу или образцу, но и в их отсутствие;

- последовательный рост способности выделять и выполнять усложняющиеся творческие задания учителя, самостоятельно заканчивать работы, изготавливать изделия собственной конструкции и по самостоятельно выбранной технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Презентация на тему : "Развитие творческих способностей на уроках технологии"

Данная презентация- это обобщение опыта работы.  В работе я раскрыла тему моей педагогической проблемы "Развитие творческих способностей на уроках технологии". Поделилась опытом  своей работ...

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Развитие творческих способностей на уроках технологииЕсли   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет х...

Выступление на научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектирования».

Из многолетнего опыта работы методом проектирования, а также практической значимости и высокой результативности данного метода....

Доклад "Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида"

Из опыта работы школы № 23 VIII вида в создании условий  для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, развития творческих способностей,  с учётом возрастных и психофизиологически...