Доклад "Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида"
материал по теме

Из опыта работы школы № 23 VIII вида в создании условий  для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, развития творческих способностей,  с учётом возрастных и психофизиологических возможностей, что отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_zanyatost_23.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие потенциальных творческих способностей

обучающихся  ОГКОУ СКОШ №23 VIII  вида.

        Наша школа работает третий год над темой «Школа социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

         Ребёнок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных  навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. 

         Развивая творческие способности у детей  ,  мы создаем условия для успешной адаптации в социум.

        В школе № 23 VIII вида созданы все условия для проявления учащимися инициативы и самостоятельности, развития творческих способностей,  с учётом возрастных и психофизиологических возможностей, что отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

    Развитие творческих способностей учащихся происходит в совместной деятельности педагога и ученика. Необходимым условием для развития способностей ребёнка является его активная деятельность.

     Учащиеся занимаются в кружках: «Вокальное пение», «Танцевальный», «Говорящие куклы», «Бумажная мозаика», «Чудесная глина».

Занятость в кружках в 2011-2012гг.

Занято в школе

Итого занято в школе

Занято вне школы

Итого занято вне школы

1-4

5-8

9-12

1-4

5-8

9-11

56

7

24

87

7

6

5

18

 56%

7 %

24 %

87 %

7 %

6 %

 5%

18 %

Интересен опыт, полученный в рамках проекта по включению детей в театральную деятельность. Надо отметить, что театральная деятельность имеет большие коррекционные возможности: развитие речи, развитие образного мышления, коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков, опыт публичного выступления. Известно. Что дети с особенностями не любят наряжаться, могут напугаться людей в костюмах. Важно было преодолеть это, так как итогом проекта должен был стать спектакль, в котором все будут выступать.

        Первая театральная мастерская, проведенная в проекте, стала мастерская « Театр кукол». Дети принимали участие в изготовлении кукол, создании  декорации, озвучивали своих героев. Каждый работал в меру своих способностей, но вместе получалось веселее и интересней. Созданный спектакль показали  родителям и  гостям в «День открытых дверей».  Как отмечали родители, дети стали более  самостоятельные, получили множество  положительных эмоций, многое узнали о  театре и творчестве, многому научились. А учителя, в свою очередь, наработали методы и приемы организации творческой деятельности детей с ОВЗ.

  За период 2010-2012 г.г.учащиеся школы принимали участие в IX / IX областных фестивалях художественного творчества, во II и III  Всеросcийском фестивалях художественного и прикладного творчества «Мир глазами детей», в региональной программе «Мы разные, но мы вместе»,  в областном конкурсе детского творчества «Зеркало природы»,  в реализации проекта «Надежда» в рамках движения молодёжных трудовых отрядов Ульяновской области, в Национальном конкурсе социальной рекламы «Новые пространства России для молодёжи»,   в номинациях  «Семейные ценности» и «Мир начинается с уважения»,  где учащиеся были награждены дипломами и грамотами.

Уровень

года

Региональный

Всероссийский

Международный

Количество участников/%

Количество участников/%

Количество участников/%

конкур

сы

фести

вали, выставки

проек

ты/

олим

пиады

конкур

сы, акции

фести

вали/выставки

проек

ты

конкур

сы, акции

фести

вали/выставки

марафон

2009-2010

6/ 7

26/30

17/20

12/13

6/7

-

5/6

-

-

-

-

2010-2011

-

32/33

18/17

12/13

14

/15

4/4

14/15

6/7

-

4/4

60/61

15/16

2011-2012

-

1/1

-

24

/24

-

16/16

-

-

-

-

    Школьники, участвующие в мероприятиях, чувствуют свою значимость, полезность. Частые выступления  на традиционных школьных, выездных мероприятиях дают им уверенность в своих силах, воспитывают чувство собственного достоинства, создают ситуацию успеха, а  занятия в кружках  позволяют детям разносторонне развиваться и адаптироваться к современным условиям.

   Нами выделены наиболее эффективные формы, которые могут быть использованы во внеурочной деятельности по развитию творческих способностей.

  • предметные недели
  • олимпиады
  • конкурсы
  • интеллектуальные игры
  • проведение праздников
  • постановка спектаклей, музыкальных сказок
  • областные фестивали
  • выставки творчества (рисунков, поделок, совместно с родителями “осенние мотивы”, “зимний букет”, “зимние фантазии”, к 8 марта и 23 февраля)

 Несомненно, все успехи учащихся обеспечены большим, творческим трудом        педагогов.

За последние годы активизировалась работы школы с общественными структурами. В результате расширения территориального пространства жизнедеятельности детей,  обучающиеся учатся моделировать свое будущее, отстаивать свои права, уважать интересы других людей, избежать опасностей социализации.

Направление взаимодействия

Наименование организации

Дополнительное образование

ГОУ ДОД областная станция юных натуралистов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей «Центр дополнительного образования для детей № 9»

ОГБОУ НПО Профессиональное училище № 2

Профессиональное образование

ГОУ высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет, факультет физической культуры и реабилитации, кафедра Физиологии труда и спорта ИМЭиФК (факультет физической культуры и реабилитации Института медицины, экологии и физической реабилитации)

ОГОУ СПО техникум лёгкой промышленности и дизайна

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сенгилеевский педагогический колледж

ОГБОУ НПО технологический техникум р.п.Старая Майна

Учреждение культуры

МУ культуры «Централизованная библиотечная система», Библиотека –филиал № 4

МУ культуры «Централизованная библиотечная система», Библиотека –филиал №  7

МУ культуры «Централизованная библиотечная система», Библиотека –филиал № 27

Ульяновское региональное отделение Общероссийский общественный благотворительный фонд «Российский детский фонд»

ГУ здравоохранения «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

ГУ культуры «Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А.Гончарова

Областное государственное бюджетное учреждение культуры «Ленинский мемориал»

      Взаимодействие образовательного учреждения с различными учреждениями и организациями направлено на установление между сторонами благоприятных условий для сотрудничества с целью преодоления изолированности семей с детьми –инвалидами, образования новых связей, получения социальных навыков, социальной интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; развития программ отдыха и   оздоровления детей инвалидов, организации региональных фестивалей и выставок художественного и прикладного творчества, спартакиад.

 В творчестве формируется человек, через него идёт процесс познания. Самый робкий ребёнок с удовольствием творит: рисует, лепит, поёт, участвует в сценках, танцует.

Поэтому  наши дети так любят праздники, различные выступления.

Мы стараемся  найти в ребёнке  творческую изюминку и развить её!

Перспективы:

  1. В 2012-2013 уч.году-  оборудование  ремесленной мастерской  -  творческой мастерской.  Разрабатываются программы по обучению  детей разным видам ремесла: гончарное дело, роспись по дереву и глине;  художественная обработка корня,  работа с соломкой  и др.

        Целью мастерской станет не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах, помочь раскрыть свои творческие возможности..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие потенциальных творческих способностей обучающихся специальных (коррекционных) классов VIII вида как средство коррекции недостатков познавательной сферы

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев при их поступлении в школу, характерно отсутствие в потребности в рисовании, лепке, аппликац...

"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"

Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...

Арт - терапия как метод реализации потенциальных творческих (зачастую скрытых) возможностей ребенка

Арт-терапия – это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством» и является средством свободного самовыражения. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить ...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...