Доклад. Проблемы технологического образования.
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Обучение школьников в образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социально-экономических изменений в обществе.
Изменение социально-экономического устройства государства ставит задачу адекватного реформирования системы общего среднего образования, в том числе и подготовки школьников к трудовой деятельности. Переход к рыночным отношениям и возникновение конкуренции на рынке труда создают предпосылки для реализации образовательных потребностей учащихся и обеспечения заказа государства на основе гуманистической парадигмы образования, предполагающей развитие и максимальное использование внутреннего потенциала каждого человека с учетом как его индивидуальных возможностей, так и интересов всего общества в различных сферах и видах деятельности. Достижение поставленных целей должно опираться на развитие самостоятельного образования школьников, построенного на принципах мотивации индивидуально значимой учебной деятельности. С позиции организации учебного процесса это означает переход от единых образовательных стандартов и программ к реализации индивидуальной образовательной траектории как основы последующего профессионально-образовательного развития каждого учащегося.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
Проблемы технологического образования
Обучение школьников в образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социально-экономических изменений в обществе.
Изменение социально-экономического устройства государства ставит задачу адекватного реформирования системы общего среднего образования, в том числе и подготовки школьников к трудовой деятельности. Переход к рыночным отношениям и возникновение конкуренции на рынке труда создают предпосылки для реализации образовательных потребностей учащихся и обеспечения заказа государства на основе гуманистической парадигмы образования, предполагающей развитие и максимальное использование внутреннего потенциала каждого человека с учетом как его индивидуальных возможностей, так и интересов всего общества в различных сферах и видах деятельности. Достижение поставленных целей должно опираться на развитие самостоятельного образования школьников, построенного на принципах мотивации индивидуально значимой учебной деятельности. С позиции организации учебного процесса это означает переход от единых образовательных стандартов и программ к реализации индивидуальной образовательной траектории как основы последующего профессионально-образовательного развития каждого учащегося.
В начальный период социально-экономических преобразований в нашей стране были предприняты шаги по преобразованию системы трудового обучения школьников в систему их технологической подготовки на широкой основе изучения процессов преобразования материалов, энергии информации. Развитие системы технологической подготовки школьников требовало, по мнению академика П.Р. Атутова, формирования единой системы практико-ориентированного обучения подрастающего поколения созданию материальных и духовных ценностей в различных сферах деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Решение этой задачи предполагало разработку интегративной педагогической технологии практического обучения школьников в рамках комплексной системы, которая позволяла бы осуществлять такое обучение по всем направлениям общего среднего образования, на всех его уровнях и этапах.
В сложных условиях современного этапа развития школы данная проблема не получила необходимого теоретического и методического обучения, что привело к стагнации и, в соответствии с законами развития открытых систем, постепенному разрушению интегративной структуры технологической подготовки школьников. От нее стали отделяться разделы экономических, информационных, художественно-графических, профориентационных и других технологий, в результате чего образовательная область «Технология» фактически сокращалась до исходного уровня ремесленного трудового обучения в 5-7 классах. Дальнейшее развитие событий в этом направлении может привести к выводу технологии из базисного учебного плана школы и ее переводу на уровень национально-регионального или школьного компонентов обучения.
Распад системы технологической подготовки школьников в определенной степени объясняется противоборством интересов различных предметов БУП, которое особенно обострилось в связи с введением ЕГЭ. Но это не единственная причина, если исходить из того, что все дисциплины БУП составляют части единого целого и находятся в постоянном взаимодействии и развитии. Дело, по-видимому, в том, что, сосредоточившись в основном на изучении достаточно узкого круга вопросов, связанных обработкой конструкционных материалов и сферой быта и не участвуя в реализации задач большей части учебных предметов БУП, «Технология» сама постепенно утратила перспективы занять системообразующие позиции в базовой подготовке учащихся основной школы и профильном обучении старшеклассников, которые она могла обеспечивать в качестве многоплановой практико-ориентированной основы системы общего образования. Одним из важнейших направлений модернизации общего среднего образования признано усиление его практической направленности, и образовательная область «Технология» может сыграть в этом ключевую роль. Однако на сегодняшний день, не оказывая помощи в осуществлении практического обучения школьников в иных, кроме бытовой и производственной сферах деятельности, технология передала реализацию этих функций другим дисциплинам, вынужденным в силу своих возможностей решать задачи модернизации образования на традиционных основах теоретического обучения, что фактически и наблюдается в современной школе, а «Технология» практически оказалась отодвинутой на обочину процессов модернизации образования.
Изменения в социально-экономической сфере общества, естественно, привели к изменениям в системе образования, так как школа-это часть общества. Меняются ценностные ориентации в социальной жизни, а отсюда, и смена приоритетов, целевых установок в обучении и воспитании школьников вообще, и в трудовом обучении и воспитании в частности. Экономический кризис и связанное с ним падение производства негативно сказываются на организации необходимых материальных условий трудового обучения, на его учебно-материальной базе.
Содержание трудового обучения в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в этот переходный период претерпевает некоторые изменения. Эти изменения осуществляются, в основном , на региональном уровне и, непосредственно, самими школами. Вносить в определенных пределах изменения и дополнения в учебные программы разрешается самим учителям. В целом, трудовое обучение школьников в настоящее время характеризуется следующим содержанием. В начальной школе ( 1-4классы ) оно строится по-прежнему на примере обработки бумаги, картона, ткани и других материалов. В основной школе ( 5-9 классы ) трудовое обучение дифференцировано.
Мальчики городских школ занимаются в учебных мастерских, в основном обработкой древесины и металлов. В некоторых школах ,где есть необходимые условия, проводятся электротехнические работы. Девочки в этих школах занимаются обслуживающим трудом на примере обработки тканей, кулинарии, ухода за домом.
Трудовое обучение может также вестись по учебным программам « Хозяин (хозяйка) дома». Во внеклассной работе по трудовому обучению получает развитие учение народных промыслов и ремесел; лозоплетение, художественная обработка древесины и другие.
В последние годы из-за финансовых трудностей школьные мастерские практически не пополняются учебным оборудованием, инструментом, материалами. Распались связи и практически отсутствует взаимодействие педагогических коллективов с предприятиями, хозяйствами в вопросах профориентации, профессиональной подготовки школьников.
Внедрение новой образовательной области «Технология» привело к появлению нескольких заметно различающихся концептуальных и методических трактовок ее предметного содержания. Так, в некоторых общеобразовательных учреждениях обучение учащихся созидательным (материальным) технологиям подменяется преподаванием только информационных компьютерных технологий. Это приводит к тому, что для школьников 10-15 лет реальный мир созидательной деятельности подменяется экранным, виртуальным. В старших классах полной средней школы образовательная область «Технология» заменяется углубленными курсами по физике, химии, математике, биологии и другими предметами. Тем самым обучающихся в общеобразовательных учреждениях преднамеренно ориентируют только на вуз, не учитывая общих тенденции и характера регионального рынка труда и профессий. Особенно заметно это проявляется в крупных городах.
Слабо решается одна из центральных задач внедрения образовательной области «Технология»-усиление влияния ее содержания на жизненные и профессиональные планы учащихся.Подавляющее большинство выпускников (77%) сориентировано на получение высшего образования. Преимущественными направлениями в их выборе являются экономика, финансы и юриспруденция. А вот поступать в профессиональные училища намереваются 5-4% из них.
Остается острой и проблема педагогических кадров для преподавания технологии. Число их в школах заметно сократилось. Это вызвано во многих случаях выходом из строя учебно-материальной базы мастерских, а также низким уровнем оплаты труда. Учителям черчения не обеспечивается даже минимальная нагрузка.
Включение технологии в инвариантную часть базисного учебного плана общеобразовательной школы призвано решать основные три проблемы:
экономическую - помочь России войти в число высокоразвитых индустриальных государств мира;
демократизации общества - помочь гражданам не чувствовать себя зависимым от развивающейся технологии;
социальную - обеспечить формирование творчески мыслящих, активных молодых людей, их подготовку к будущей трудовой деятельности, формирование у них профессиональных умений и навыков.
В современных социально-экономических условиях преподавание образовательной области «Технология» приобретает первостепенное значение и должно развиваться в следующих основных направлениях.
Прежде всего требуется разработка новой методологии подготовки учащихся общеобразовательных учреждений с позиций придания развивающей, политехнической, технологической и информационной направленности содержанию образования по всем предметам.
Переход от трудового обучения к технологическому призван обеспечить учащимся познание и, по возможности, практическое овладение основными способами и средствами преобразования окружающей действительности, применение научных знаний на рынке. Построенная на основе проектной познавательно-трудовой деятельности школьников, образовательная область «Технология» должна на качественно новом уровне реализовать положительный отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной экономической и экологической подготовки школьников, их профессиональной ориентации.
В начальной школе необходимо изучение курса «Технология», в котором учащиеся на доступных примерах будут знакомиться с технологиями преобразования, материалов, энергии, информации, биологических объектов, некоторым коммуникативными технологиями. При этом акцент в младших классах должен быть сделан на развитие функциональной самостоятельности детей путем разработки и изготовления различных объектов (простых игрушек, моделей, поделок).
В основной школе с учетом накопленного опыта, имеющейся учебно-материальной базы учащимся предоставляется возможность выбора одного из трех основных направлений содержания обучения; распространенные технологии промышленного производства, сервиса, сельскохозяйственного производства. При этом они должны овладеть следующими знаниями и умениями:
находить, обрабатывать и использовать необходимую информацию, читать и выполнять несложную проектную, конструкторскую и технологическую документацию;
выдвигать и оценивать предпринимательские идеи, проектировать предмет труда в соответствии с предполагаемыми функциональными свойствами, общими требованиями дизайна, планировать свою практическую деятельность с учетом реальных условий осуществления технологического процесса;
создавать продукты труда (материальные объекты или услуги), обладающие эстетическими качествами и потребительской стоимостью;
выполнять с учетом требований безопасности труда необходимые приемы работ, используя соответствующие инструменты и оборудование;
оценивать возможную экономическую эффективность различных способов оказания услуг, выполнения конструкций материальных объектов и технологий их изготовления, давать элементарную экологическую оценку технологий и результатов практической деятельности;
ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности, составлять жизненные и профессиональные планы.
Обучение черчению может осуществляться в двух формах: в виде самостоятельного учебного предмета в 8-м или 9-м классах основной школы и как сквозная линия в процессе изучения предмета «Технология».
В профильных старших классах полной средней школы изучение технологии должно быть направлено не только на овладение знаниями и умениями, заданными инвариантом содержания. но и на их развитие и углубление с учетом выбранной специализации. Учащиеся уточняют свои жизненные и профессиональные план, определяют возможности получения профессионального образования и трудоустройства. Учет при определении профильности обучения региональных и национальных особенностей рынка труда обеспечит обоснованный выбор выпускниками общеобразовательных учреждений направлений профессиональной подготовки и тем самым сократит потери государства и общества от нерационального профессионального самоопределения молодежи.
С целью социальной защиты выпускников общеобразовательных учреждений в старших классах в рамках образовательной области «Технология» может осуществляться профессиональная подготовка, что особенно актуально для учащихся сельских общеобразовательных учреждений. Согласованная с потребностями регионального рынка труда, она обеспечит последующую трудовую занятость молодежи и уменьшит социальную напряженность.
Изменяющееся содержание обучения по образовательной области «Технология» требует разработки обновленного учебно-методического обеспечения, учитывающего вариативность программ, уровневую и профильную дифференциацию, практико-ориентированную направленность материала, сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся, в том числе и проектной. Преподавание технологии должно осуществляться на базе имеющихся или создаваемых вновь учебных кабинетов и мастерских. Однако, пока финансовые возможности не позволяют создавать и поддерживать во всех общеобразовательных учреждениях необходимую для обучения технологии учебно-материальную базу, целесообразна концентрация ее в межшкольных учебных комбинатах, которые должны получить свое дальнейшее развитие. Здесь могу получать технологическую подготовку учащиеся, начиная с 5-го класса.
В ситуации ограниченных материальных возможностей системы общего образования обучение технологии может проводиться также и на базе учреждения начального профессионального образования.
Становление образовательной области «Технология», качество подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности в значительной мере определяют квалификацией педагогических кадров. Требует уточнения профессиональная характеристика преподавания технологии с учетом целей, сущности и перспектив всей технологической подготовки учащихся в системе общего среднего образования.
Для определения путей выхода из кризиса необходимо обратиться к целям технологической подготовки школьников. В соответствии с положениями государственного образовательного стандарта и других нормативных документов в качестве целей обучение технологии определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии, что согласуется с важнейшими принципами культуросообразности и природосообразности обучения подрастающего поколения.
Реализация целостной системы практико-ориентированной учебной деятельности, связанной со всеми образовательными дисциплинами, дает возможность сделать образовательную область «Технология» по своему существу общеобразовательной, а связанную с ней подготовку учащихся – универсальной, политехнической.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Актуальные проблемы музыкального образования детей" Доклад на родительском собрании
Актуальные проблемы музыкального образования детей В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно ...

Доклад "Проблемы школьного естественно- научного образования"
То, что в школьном естественно-научном образовании сегодня существует масса проблем, признаётся практически всеми. Об их наличии свидетельствуют не только результаты единого государственного экзамена ...

Доклад Проблемы обучения грамматике английского языка в образовательной организации среднего профессионального образования
Как показывает мониторинг уровня владения иностранным языком, проводимый на начальном этапе преподавания английскому языку в ГБПОУ «УИ ТЛТУ», большинство студентов, поступив после образова...

ДОКЛАД На тему: «Проблемы эстетического образования в ДШИ»
ЭСТЕТИКА-философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идеальной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. А поск...
Современные проблемы технологического образования школьников
В школе «Технология» - интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из курсов математики, физики, биологии и показывающая их использование в, промышленности, энергет...
Доклад:"Концепция развития технологического образования в системе образования Российской Федерации"
Концепция развития технологического образования....

