Открытый урок "Отделка салфетки ручными стежками"
план-конспект урока по технологии (5 класс) по теме

Коровкина Светлана Николаевна

Урок  профессионально-трудового обучения (5 класс, швейное дело)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18.02.2016_urok_shd.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Отделка салфетки ручными стежками.

Цели:

1. образовательные:

- закрепить представления учащихся о различных видах салфеток, материалов,

  из которых  их  изготавливают;

- осуществлять  социально – бытовую ориентировку учащихся;

- расширять  представления  учащихся  о  быте;

- закрепить  знания учащихся о приспособлениях и инструментах,

   применяемых в работе с нитками;

- закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами и  иглами;

- учить правильно  и аккуратно вышивать салфетки  разными швами.

2коррекционно – развивающие:

- развивать моторику мелких пальцев рук при выполнении ручных операций;

- развивать познавательные способности учащихся;

- формировать умения контролировать свою работу и оценивать качество готового изделия;

3. воспитательные:

- создать условия психологического комфорта и желания учащихся работать с интересом;

- воспитывать аккуратность при выполнении задания;

- воспитывать настойчивость и трудолюбие.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: проектор, презентация, выставка салфеток, коробки с образцами тканей, коробки с набором для вышивания, салфетки, инструкционные карты.

Ход урока:

1.Организационный  момент.

Психологический настрой на урок.

-  Всем добрый день! Встали ребята, поприветствуйте гостей! А теперь улыбнулись гостям,  друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садимся.

Не забываем о том, как необходимо сидеть за партой.

-  Итак, начинаем наш урок. И начнем его с игры: догадайтесь, о чем идет речь?

 Назначение неоднозначное. Эти предметы изготавливают из тканей, нетканого материала. Используются в процессе  еды, сервировки стола, для уборки различных  поверхностей.

- О чем идет речь? (О салфетке.)

- А почему я завела разговор о салфетке? (Потому что мы шьем салфетку.)

- Правильно, молодцы!

- А теперь немного вспомним пройденный материал. Я всем  раздам карточки, а вы должны в предложениях дописать пропущенные слова.

2. Проверка  знаний, полученных ранее. 

 Работа с карточками.

Задание: вставьте пропущенные слова.

    Соединение деталей и обработку срезов выполняют ____________, которые состоят из

    ряда  повторяющихся _________________. Строчки,  выполненные прямыми стежками,

    и  контрастными нитками,  называют     строчками ___________________ назначения.

 Стежки в зависимости от их выполнения бывают ___ _________       и  ______________.

 Стежки, которыми выполняют вышивку для украшения, отделки изделий,

  называют _________________.

     Учащиеся выполняют задание.

     Взаимопроверка выполнения работы.

 3. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Я вам уже рассказывала, что прообразом современной салфетки стали листки фигового дерева, которыми ещё 3500 лет назад рабы вытирали губы хозяевам после сытной трапезы. А «изобретателями» столовых салфеток считают древних римлян. Правда, их делали из… асбестовых волокон (которые используются сейчас при производстве шифера). Асбестовые салфетки стоили очень дорого – позволить их себе могли только представители знати, а позднее – монархи Ближнего Востока.

    Первые же полотняные салфетки появились в том же Древнем Риме, после трапезы в

салфетки  заворачивали остатки еды. Пётр I, привез в Россию обычай вытираться после обеда салфеткой.

  -Скажите, а сейчас как используются салфетки?

 ( В наше время салфетки применяют при сервировке стола,  во время еды кладут на колени, ими украшают жилище, на них ставят посуду, вазы.)

- А теперь вспомним, какие ткани применяются при пошиве салфетки? Для этого вы должны выбрать из предложенных образцов те, которые необходимы.  (Ученицы  из  предложенных образцов  выбирают подходящие для пошива ткани. Объясняют свой выбор).

- Молодцы! Итак, мы вспомнили, что салфетки шьют из льняной ткани и хлопчатобумажной.

- А теперь, пожалуйста, скажите, какой шов применяют при пошиве салфетки?

(Шов вподгибку с закрытым срезом)

-Покажите  его на экране.

- На экране даются схемы машинных швов. Необходимо выбрать из них тот, которым обрабатываются срезы салфетки.

-Назовите,  какие швы еще показаны  на экране?

Учащиеся называют все швы, которые даются на экране.

- Итак, вспомнили, каким швом обрабатывали срезы салфетки – это один из краевых швов - шов вподгибку с закрытым срезом.

- А уголки салфетки как обрабатываются?

(Способ обработки уголков - конвертом).

- Чтобы изготовить любое изделие, необходим план работы.

 Сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили последовательность изготовления салфетки.

- Посмотрите на экран, вы видите план изготовления салфетки, но порядок  пунктов перепутан. Необходимо расположить их в правильной последовательности.

1.Снятие  мерок.
2.Построение  чертёжа.
3.Изготовление  выкроек.
4.Раскрой  салфетки.
5.Выполнение  пошива.

- А что нам осталось выполнить?   - Осталось выполнить отделку.

- Верно.  6.Отделка салфетки. 7. Утюжка изделия.

4.Изучение нового материала.

- Вот мы и подошли к теме нашего урока «Отделка салфетки ручными стежками».

- Запишите число, тему урока.

- Сегодня мы продолжим нашу практическую работу по выполнению отделки салфетки.

- Что значит - отделка салфетки? (Украшение салфетки).

- Каким образом вы будете  выполнять  отделку салфетки?

- Мы отделываем салфетку вышивкой.

- Когда будете выполнять практическую работу, делайте ее аккуратно, качественно.

-Какие швы можно использовать при  отделке салфетки?

(Ответы детей: - стебельчатый шов, крестообразный шов, тамбурный шов.)

-Давайте подробнее познакомимся с этими швами.

 (Сообщения девочек.)

А. Стебельчатый шов. Называется так потому, что им обычно вышивают стебли цветов. Часто стебельчатый шов применяют при выполнении контурных узоров. Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». Иногда в узоре стебелёк постепенно переходит в более толстую веточку. Её можно вышить более длинными стежками. Стебельчатым швом  можно вышить узор на изделии. Это может быть фартук или косынка, которые мы будем шить позднее. А еще стебельчатым стежком можно вышить  монограмму  - это сплетение из начальных букв имени, фамилии. Монограммы являются  украшением изделия, ими можно отделать костюмы, шапочки, платочки.

Б. Крестообразный  шов. Этим швом можно отделывать детскую одежду, салфетки, косынки и другие изделия. Шов представляет собой перекрещивающиеся стежки по лицевой стороне и два параллельных ряда стежков по изнаночной. Бархатный шов можно украсить нитями другого цвета. Шов может быть выполнен нитями 3 - 4 цветов. Цвета можно подбирать контрастного цвета  или хорошо сочетаемые. Вначале выполняется крестообразный шов нитками одного цвета, а затем нитками другого цвета перевивают стежки или украшают перекрещиванием верхний и нижний ряды крестообразного шва.

В.Тамбурный шов. Тамбурные швы относятся к свободным декоративным швам и имеют много разновидностей. Их название происходит от специальных круглых пялец, применявшихся для вышивания больших шёлковых ковров и покрывал, и похожих на большой барабан — тамбур. В вышивках стран ближнего востока (Древней Индии, Ирана, Рима, Греции, Сирии)  ручные тамбурные швы были известны еще до нашей эры. Со временем искусство тамбурной вышивки распространилось во многие страны Европы и Азии. В конце XIX в. были изобретены специальные машины, которые выполняли 17 видов тамбурных швов.  
Тамбурные стежки используют для отделки изделий: вышивают рисунок по контуру или заполняют его целиком. Тамбурную цепочку выполняют снизу вверх.

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели-встали. Сели-встали.

И на месте побежали.

5.Выполнение практической работы.

Ход работы:

Вводный инструктаж.

- Перед началом практической работы нужно внимательно  повторить правила техники безопасности,  и давайте  вместе выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы.  

- Я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их:  

  Маленького роста я,                           
 Тонкая и острая.
 Носом путь себе ищу,
 За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой)

------

Игла в работе весела,

Она остра и так мала,

Не будешь класть её на место,

То потеряется в отместку,

То затаится в беспорядке,

Тебе ж потом воткнётся в пятку.

- Какие правила техники безопасной работы с иглой надо соблюдать?

  (Ответы детей.)

Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются. (Ножницы)

------

Работать с ножницами можно,

Но только очень осторожно.

Хранить в шкатулочке всегда

Не оставлять на ткани.

Коль просит кто-то, не зевай,

Вперёд колечками подай.

  - Какие правила техники безопасной работы с ножницами надо соблюдать?  (Ответы детей.)

(Если дети затрудняются ответить у каждого на столе карточки с инструкциями по технике безопасности)

Физкультминутка для глаз.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась, ты молодец!

 Помните:  - о  правильности организации рабочего места,

                      -о  правильности  посадки.

   - На столах у вас лежат инструкционные карты,  во время работы не забывайте  обращаться к ним  за помощью.

 

            ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

  1. Натянуть салфетку на пяльцы.
  2. Выполнить вышивку. (Если затрудняешься, обратись к карточке - подсказке, где есть пояснение, как  выполнять стежки и швы).

              Самоконтроль при выполнении вышивки:

-Нитка хорошо закреплена на ткани.

-Стежки одной длины.

-Нитка хорошо и равномерно натянута.

  1. Снять пяльцы с салфетки.
  2. Отутюжить готовое изделие (салфетку).

      Требования к качеству  готового изделия.

       1.    Вышивка аккуратная.

 2.    Стежки одинаковые по размеру, плотно прилегают друг к другу.

       3.    Изделие хорошо отутюжено.

Индивидуальные задания.

Задание у Ульяны - вышивка крестообразным швом контура салфетки.

Оля вышьет монограмму тамбурным швом.

Аня тоже будет вышивать монограмму швом иголкой вперед.

  6.Заключительный инструктаж.

 -Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.  

- Проверить качество работ.

- Как  сами считаете, справились вы с заданием?

-А какую оценку себе поставите?

 Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.

 (По мере завершения работы принимать и комментировать  оценку  изделия, выполненную  учащимися).

 7. Подведение итогов занятия.

 Вопросы к учащимся:

-  Какую работу вы сегодня выполняли на уроке? (Вышивали салфетку).

-  Какие швы использовали для отделки?

 (Иголка вперед, тамбурный, крестообразный).

-  Оля, в каком направлении выполняют тамбурную цепочку? (Сверху вниз).

-  Аня, как ты использовала шов «иголка вперед»? (Для вышивки монограммы).

-  Как можно использовать крестообразный шов в отделке салфетки? (Вышивать контур).

Выставление оценок с комментариями.

- Посмотрите,  как  можно свернуть салфетки, сервируя стол, чтобы это было красиво.

(Выставка свернутых красиво столовых салфеток.)

 8.Задание на дом:

   - Придумать или найти способы украшения  столовых салфеток, монограмм  для вышивки на других  изделиях, которые будем шить на уроках. И тогда мы будем использовать другие швы для отделки.

    (Учащиеся записывают задание в дневник).

   Выставление оценок в дневник.

 Уборка рабочих мест.  

 9.Рефлексия.

Прикрепите смайлик на доску магнитиком, который покажет, какое

   осталось у вас  впечатление после урока.

 - Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"

Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология  ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...

технология 5 класс. Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.

Презентация к уроку по технологии для учащихся 5 класса. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"....

Презентация "Салфетка" к уроку "Отделка салфетки ручными стежками"

Презентация "Салфетка"  к уроку "Отделка салфетки ручными стежками", 5 класс, профессионально-трудовое обучение (швейное дело)....

Ручные стежки и строчки. Технология выполнения ручных стежков.

Технологичекская карта урока по предмету "Технология"  5 класс....

Вышивание. Ручные стежки и швы на их основе. ТБ Пр.р №17 «Ручные стежки и швы на их основе.»

Предмет: технология    Класс: 7Раздел: Художественные ремеслаТема: Вышивание. Ручные стежки и швы на их основе. ТБ...

Практическая работа «Ручные стежки и строчки, терминология ручных работ»

Практическая работа «Ручные стежки и строчки, терминология ручных работ»...