Формирование учебной мотивации учащихся
статья по технологии на тему

Соколова Любовь Александровна

Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогики обучения. Выделяют пять уровней учебной мотивации: высокий уровень, у детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования; хорошая мотивация, ученик успешно справляется с учебной деятельностью; положительное отношение к школе, школа привлекает детей внеурочной деятельностью, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает; низкая школьная мотивация, такие дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия; негативное отношение к школе, школьная дезодаптация, такие дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками и учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

        

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

                   «Лицей № 35» города Ржева Тверской области

ДОКЛАД

Тема: «Формирование учебной мотивации учащихся»

                                                          Подготовила: Соколова Л.А.,

                           учитель технологии

        

        2016

Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей.

Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влиящие на активность или пассивность поведения.

Проблема мотивации появляется тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности.

Эта проблема является одной из важнейших в современной психологии и педагогики обучения. Выделяют пять уровней учебной мотивации: высокий уровень, у детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования; хорошая мотивация, ученик успешно справляется с учебной деятельностью; положительное отношение к школе, школа привлекает детей внеурочной деятельностью, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает; низкая школьная мотивация, такие дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия; негативное отношение к школе, школьная дезодаптация, такие дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками и учителями.

Условия внутреннего мотивирования учебного процесса: предоставление свободы выбора школы, учителя, программы обучения и т.д.; максимально возможное  снятие внешнего контроля, минимально применять награждения и наказания; задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и стремлений ученика; урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем; личность учителя и характер его отношения к ученику; использование мотивационного тренинга или курсов развития и изменения мотивации.

Причины спада мотивации школьника: «гормональный взрыв» и нечеткое сформировано чувство будущего, отношение ученика к учителю, отношение учителя к ученику, личная значимость предмета, умственное развитие ученика, продуктивность учебной деятельности, непонимание цели обучения, страх перед школой.

В психологии известно, что развитие мотивов обучения идет двумя путями: через усвоение обучающими общественного смысла обучения и через саму деятельность обучения школьника, которая должна чем-то его заинтересовать. Известны условия, вызывающие интерес школьника к учебной деятельности: способ раскрытия учебного материала; организация работы над предметом малыми группами; отношение между мотивом и целью; проблемность обучения; содержание обучения. Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации.

  Формирование мотивов учебной деятельности формируется следующими методами: словесные; наглядные и практические; репродуктивные и поисковые; индуктивные и дедуктивные; методы самостоятельной работы или под руководством учителя.

Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информационно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. Педагогикой накоплен большой арсенал методов, которые накоплены на формирование положительных мотивов обучения, стимулирующих познавательную активность.

Для того чтобы обучающие по-настоящему включились в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны и приняты ими.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно не значимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получить хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И таким образом постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это,  в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"

Доклад на городсекое МО по теме: "Формирование учебной мотивации учащихся на уроках математики"...

«Формирование учебной мотивации учащихся посредством использования ИКТ при обучении географии» опыт работы

Актуальность исследования.В последние годы в системе обучения проводятся работы по интеграции средств информационных и коммуникационных технологий, научно-методического обеспечения учебного процесса и...

Выступление на родительском собрании по теме: "Роль родителей в формировании учебной мотивации учащихся"

Материалы для выступления на родительском собрании собержат информацию о причинах спада учебной мотивации, видах мотивов учебной деятельности и рекомендации родителям о способах формирования и развити...

ДОКЛАД «Формирование учебной мотивации учащихся»

ДОКЛАД  «Формирование учебной мотивации учащихся»...

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся

Использование различных приемов выполнения домашнего задания по математике как средство формирования учебной мотивации учащихся...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебной мотивации учащихся на уроках информатики...