Программа курса "Казачий костюм"
элективный курс по технологии (8 класс) на тему

Ледяева Елена Юрьевна

Программа «Казачий костюм» разработана на основе авторской программы элективного курса «История костюма русского казачества»,  которая прошла внешнюю экспертизу, решение Министерства образования и науки Амурской области от 19.10.2007 года № 4.

 

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение народного  костюма, как части духовного и материального наследия страны, будет способствовать воспитанию уважения к ее истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Изучение народного искусства незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков, самопознания.

Содержание курса позволит учащимся понять основы национальной культуры, возможно, выбрать это направление для профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_kazachiy_kostyum_8-9_klassy.docx93.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Рассмотрена:
Протокол педагогического совета
от 27.05.2016  № 6

Утверждена приказом
от
31.08.2016 № 1897.

Директор МБОУ «СОКШ № 4»

                             /Л.И.Степкина/

Согласована:

Заместитель директора по
учебно-воспитательной работе

     /М.В. Епанчинцева/

ПРОГРАММА КУРСА

«Казачий костюм»

 8 - 9 классы

Педагогический работник:

Елена Юрьевна Ледяева


Рабочая программа курса

Предметная область:

Технология

Предмет:

Казачий костюм

Класс:

8

Название программы:

Авторской программы элективного курса «История костюма русского казачества»,  прошедшая  внешнюю экспертизу, решение Министерства образования и науки Амурской области от 19.10.2007 года № 4

Автор(ы) программы:

Щирова Елена Владимировна, учитель технологии высшей категории

Место публикации:

Разработчик программы:

Елена Юрьевна Ледяева

Количество часов в неделю:

1

Количество часов в год:

35

Год реализации:

2016-2017 учебный год

Практическая часть:

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

год

практических работ

5

4

5

4

18

ИТОГО:

5

4

5

4

18


Пояснительная записка

Программа «Казачий костюм» разработана на основе авторской программы элективного курса «История костюма русского казачества»,  которая прошла внешнюю экспертизу, решение Министерства образования и науки Амурской области от 19.10.2007 года № 4.

В деле гуманизации и демократизации образования обращение к народным традициям – это возможность обеспечения общекультурного интеллекта личности, приближение к культуре родной страны. Благодаря своей необычной емкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и  с исторической, этнографической, социологической точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина. Народные традиции как никакой другой вид учебно-творческой деятельности обеспечивают естественную среду для полноты личностного развития школьников, позволяют воспитывать в них определенную культуру воспитания материального мира, развивают творческие качества личности, способствуют становлению готовности наследовать духовные ценности народных традиций, вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Возросший интерес к духовному наследию России делает актуальным приобщение учащихся к народному искусству. Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, органической частью которого является народный костюм.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение народного  костюма, как части духовного и материального наследия страны, будет способствовать воспитанию уважения к ее истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Изучение народного искусства незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков, самопознания.

Содержание курса позволит учащимся понять основы национальной культуры, возможно, выбрать это направление для профессионального самоопределения.

Практическая часть курса носит рекомендательный характер. Предлагаемый перечень тем позволяет учащимся самим выбирать уровень их сложности, опираясь на опыт, желание и возможности.

Цели и задачи предмета с учетом специфики
МБОУ «СОКШ №» 4»

Цели изучения курса на ступени основного общего образования согласуются с целями и задачами школы.

Цель школы: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями, определяющими современное качество образования.

Необходимо средствами предмета включиться в создание единого образовательного пространства (уклада школьной жизни), способствующего социализации, патриотическому воспитанию и личностному развитию учащихся на основе общечеловеческих, общенациональных, духовно-нравственных, культурно-исторических и этнографических ценностей российского общества.

Отбор содержания образования осуществляется в соответствии со спецификой кадетских классов. Работа по изучению культурно-исторических и героико-патриотических традиций нашей Родины, а также воспитание у кадет представлений о морали и основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.) пронизывает весь образовательный процесс.

Кадетский компонент раскрывается через темы индивидуальных проектов.

Цели программы:

  • Создание условий для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию русского народа, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.
  • Сформировать у учащихся знания по истории развития костюма казаков Сибири, его особенностей; умения использовать свои знания при создании современных моделей одежды.
  • Сформировать у учащихся знания о профессиях, связанных с деятельностью в области дизайна одежды («художник-модельер», «инженер-технолог швейного производства», «швея», «стилист», «визажист»), помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознанно выбрать дальнейший профиль обучения.

Задачи курса:

  1. Способствовать формированию у детей потребности к познанию истории, целеустремленность к получению новых знаний  о родной стране, родном крае, их культуре и быте.
  2. Ознакомить с историей развития русского казачьего костюма.
  3. Способствовать развитию коммуникабельной культуры учащихся.
  4. Расширять и углублять знания и представления учеников о русском казачьем костюме  XIX – XX вв.
  5. Развивать самостоятельность учащихся и их способность решать творческие задачи.
  6. Представить учащимся мир профессий, связанных с дизайном и изготовлением одежды.
  7. Формирование умений и навыков самостоятельного творческого поиска при изучении традиций, культуры, истории русского народа, применение полученных знаний при моделировании современного костюма.
  8. Воспитывать уважение, патриотизм к родной стране, родному краю, трудолюбие.

Место  курса.

Курс «Казачий костюм» имеет место в учебном плане школы на этапе среднего общего образования и должен включать 35 учебных часа из расчета 1 час в неделю. Курс рассчитан на 2 года обучения (8 и 9 классы по 1 часу в неделю) и включает в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть (16 часов) содержит сведения об истории  казачьего костюма, женского и мужского; его особенностях; о способах украшения, оформления русской одежды -  расположение, цветовая гамма, виды орнаментов; сведения об истории женских головных уборов и причесок. Во время объяснения нового материала производится анализ, сравнение русского народного  и казачьего костюмов, определяются причины, оказавшие влияние на отличительные особенности казачьего костюма.

Практическая часть курса (19 часов) представлена в виде практических работ по выполнению эскизов, образцов русского народного костюма, орнаментов оформления одежды, художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита, образов окружающей природы. Основная  ее задача – сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, самостоятельно анализировать историю развития народного костюма и использовать полученные знания для разработки современной одежды. При конструировании и моделировании моделей учащимся предлагается найти и использовать материал по истории народных промыслов.

Овладение школьниками содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.

Заключительным этапом курса является выполнение реферата или проекта по теме: «Казачий костюм». На заключительном занятии целесообразно провести обсуждение содержания данного элективного курса, форм его проведения, обсудить предложения и пожелания учащихся или провести итоговое анкетирование.

Данная программа может быть использована в предпрофильном обучении учащихся по модулю «Художественная обработка материалов», «Технология изготовления швейного изделия».

Методы обучения.

Успешной  реализации задач курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения.

Кроме традиционных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методы - метод проблемного изложения, методы организации исследовательской деятельности, проектный метод, способствующие формированию познавательной активности учащихся

 Для контроля знаний применяются тестовые технологии, конкурсы, игровые формы, организация деловой игры, имитирующей профессиональную деятельность методом погружения в определенную эпоху, изготовление эскизов, образцов одежды, головных уборов.

При изучении материала, используются разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя,  в том числе:

  • анализ полученной информации, дополнительной литературы;
  • выполнение эскизов, набросков, образцов моделей костюма, орнамента, отделки;
  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;
  • выполнение рефератов, проектов

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой, занятия носят комплексный, комбинированный характер.

Обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, творческих способностей учащихся, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия народа.

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

Методы работы по ознакомлению учащихся

с казачьим творчеством:

  1. Словесные методы:  
  • рассказ, беседа о казачьих обычаях и традициях;

  вопросы, разъяснения;

  использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;

  интеллектуальные и дидактические игры.

  1. Наглядные методы:  
  • использование экспонатов, подлинных вещей;

  просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о казачьем быте.

  1. Практические методы:  
  • проведение казачьих игр;

  использование казачьих костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;

  применение игрушек и изделий казачьих промыслов;

  самостоятельное выполнение учащимися декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.

  1. Методы контроля: 

опрос, ролевые игры, контрольный срез.

5.            Формы:

1. Практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные.

2. Совместная деятельность.

3. Экскурсии в музей и библиотеку.

4. Организация конкурсов рисунков и поделок.

5. Посещение тематических выставок.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Теоретическая часть – раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, виртуальных экскурсий. Практическая часть включает в себя навыки изготовления изделий (или элементов) с использованием женских рукоделий, традиционных для нашего края

Результаты освоения предмета

Ученик научится:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;
  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;
  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма сибирских казаков;
  • правильно выполнять приемы моделирования одежды;
  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;
  • экономно расходовать материал;
  • владеть правильными приемами обработки изделия;
  • выполнять декоративную отделку образцов русского казачьего костюма;
  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания.

Ученик получит возможность:

  • ознакомиться с традициями, обычаями, быта казаков, заселивших Сибирь;
  • истории развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;
  • сведений о народных промыслах народов Сибири и их специфических чертах;
  • истории и видов причесок и головных уборов в России;
  • традиций орнаментального оформления одежды народов Сибири;
  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;
  • сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий;
  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;
  • основных способов обработки изделий;
  • видов и причин дефектов изделий, способов их устранения;
  • получение учащимися представлений об истории развития казачьего костюма и его роли в создании современной одежды;
  • обобщение полученной информации в форме проекта, реферата;
  • развитие познавательных интересов на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа оценки новой информации;
  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата, проекта.
  • знакомство учащихся с профессиями, востребованными в области дизайна одежды.

Межпредметные связи:

  • историческое краеведение - «Заселение казаками Сибири. Быт, традиции казаков. Одежда и вооружение казаков»,
  • ИЗО - «Орнамент, композиция»,
  • географическое краеведение - «Географическое расселение казаков в Сибири».

В конце года обучения, учащиеся выполняют большую самостоятельную работу по проектированию коллекции современной одежды с элементами казачьих костюмов.


Содержание  курса

«Казачий костюм»

Занятие 1-2. Презентация курса «Казачий костюм» (2ч)  

Лекция. Основные цели, задачи, содержание изучаемого курса.

Одежда – неотъемлемая часть материальной культуры народа. История русской крестьянской одежды н.XIX – XХ века. Причины, оказавшие влияние на формирование русского костюма. Представление экспозиции репродукций, фотографий русской, казачьей одежды.

Экскурсия в краеведческий музей: Тема: «Русский крестьянский костюм».

Практическая работа. Конкурс рисунков, набросков «Одежда России».

Занятие 3-7. Женская казачья одежда. (5 ч)

Лекция. Характеристика женской одежды н.XIX – XХ века. Ткани, используемые для ее изготовления. Традиционные комплексы женской одежды: с кубельком (распашное платье),  рубаха: с юбкой – андараком, поневой, с сарафаном. Составные части девичьего, женского костюма. Зимняя, и летняя одежда, обувь. Особенности покроя.

Работа над понятиями: кубелек, понева, сарафан ( косоклинный, распашной, сукман, шушун), душегрея, казачок, гусарики, моршни, нарукавники, передники

Практическая работа. Создание набросков, рисунков, создание моделей современной одежды в традициях русского народного костюма (модель юбки, топа)

Диагностика знаний: викторина «Женская одежда в России  XIX- XX вв.»

Занятие 8-12. Украшение русской одежды. Расположение украшений. (5 ч)

Лекция. Значение украшения в одежде. Способы украшения одежды. Окрашивание  тканей. Расположение украшений на одежде. Украшение женских рубах и понев. Способы нанесения украшений на одежду: тканые, вышитые, нашивные. Виды вышивок для украшения одежды: гладь, двусторонняя счетная гладь, полукрест, крест, ажурные вышивки. Традиции в оформлении казачьей одежды.

Практическая работа. Изучение видов украшений женской одежды. Конкурс рисунков украшений  казачьей одежды. Разработка модели отделки рубахи, современного сарафана.

Занятие 13-16. Орнаментальные мотивы и расцветка украшений. (4ч)

Лекция. Виды орнамента. Сюжеты орнаментальных мотивов русской одежды. Геометрический орнамент, его элементы. Растительный, зооморфный, антропологический орнамент и его значение. Расцветка тканых и вышитых украшений. Золотое шитье и низанье жемчугом. Возможности информационных технологий в дизайне одежды.

Практическая работа. Разработка эскиза модели в цвете. Цветовые сочетания. Тестирование знаний.

Занятие 17-20. Женские прически. (4ч)

Лекция. Женская прическа в России. Прически молодых девушек, женщин. Мужская прическа. Профессия «парикмахер», «стилист», «визажист».

Практическая работа. Конкурс цирюльников (деловая игра).

Занятие 21-24. Женские головные уборы. (4ч)

Лекция. История развития женских головных уборов. Виды головных уборов. Отделка головных уборов. Головные уборы казачек. Представление экспозиции репродукций женских головных уборов.

Практическая работа. Сообщения учащихся. Разработка эскиза современного головного убора с элементами народного костюма. Викторина «Бабушкин сундучок».

Работа над понятиями: косник, перевязка, венец, рясочник, убрус, кокошник, повойник, подзатыльник, кика, сорока, коруна.

Занятие 25-28.  Казачий костюм. (4ч)

Лекция.  Одежда сибирского казака. Составные части мужского костюма. Зимняя и летняя одежда. Обмундирование. Обувь. Головные уборы.

Экскурсия в музей.  Тема: «Обмундирование, вооружение казака. Служба Отечеству».

Практическая работа. Диагностика знаний. Разработка костюма казака. Выполнение объемного панно «Сибирский казак».

Работа над понятиями: борчатка, гулами, казачок, дыроватки, орогда, шубенки, вязенки, фальшонко, верхонки, котики, карпетки, крипотки, гусарики, моршни, воротяшки, бродни, арамузы, олочи, козляки, портки, бешмет, мурмолка, грешневик, малахай, треух, тафья.

Занятие 29-32. Развитие бытового уклада Сибирского казачества. (4ч)

Лекция. Культура  казачества. Быт, внутреннее убранство дома. Питание. Украшение жилища. Народные промыслы.

Экскурсия в краеведческий музей. «Крестьянский быт. Украшение крестьянского дома».

Практическая работа. Викторина «Знатоки русской истории». Разработка интерьера и оформление жилого дома казаков. Изучение народных промыслов России.

Занятие 33-34. Завершение работы над проектом. Защита проекта. Профессии, востребованные в области создания одежды. (2ч)

Практическая работа. Оформление готовой работы. Окончательное оформление пояснительной записки к проекту. Защита проекта, реферата «Русский народный костюм».

 Профессии, востребованные в области создания одежды: художник-модельер, инженер-технолог, швея, стилист, визажист, байер, мерчендайзер. Подготовка специалистов по направлению «Дизайн одежды» в учреждениях профессионального образования региона. (см. Приложение 1)

Практическая часть программы

Уроки контроля усвоения знаний:

  1. Вводный контрольный срез (тест). Физиология питания.
  2. Приготовление национальных блюд (презентация).
  3. Питание и красота (творческая работа).
  4. Проектная работа. Презентация работы.

Практические работы:

  1. Определение массы и объема пищевых продуктов.
  2. Сервировка семейного стола к ужину.
  3. Сервировка праздничного стола.
  4.  Изготовление блюд с использованием украшений.
  5. Составление режима суточного питания.
  6. Органолептическая оценка качества готовых блюд.
  7. Приготовление средств по уходу за кожей.
  8. Приготовление настоев из зелени.
  9. Национальная кухня, приготовление национальных блюд народов Севера.
  10.  Расчет калорийности блюд.
  11.  Сбалансированное питание.
  12.  Составление рациона питания.
  13.  Приготовление диетических блюд.
  14.   Способы заготовки продуктов.
  15.  Приготовление овощных пюре.
  16.  Составление меню для ребенка 3-7 лет.
  17.  Составление меню для ребенка 8-14 лет.
  18.  Приготовление блюд детского питания.

Темы индивидуальных учебных проектов:

  1. Национальные блюда.
  2. Разработка меню для детского питания.
  3. Сервировка праздничного стола.
  4. Традиционные блюда народов ханты и манси.
  5. Целебные свойства каши.
  6. Подарок ветерану.

Реализация регионального компонента

  1. Реализация регионального, кадетского компонента прослеживается через проектную деятельность.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание занятия

Количество занятий

Форма контроля

Всего

Теор.

Практ.

1

Презентация курса «Казачий костюм».

4

2

2

Экскурсия в музей.

Конкурс рисунков «Одежда России».

2

Женская казачья одежда.

4

2

2

Викторина «Женская одежда в России XIX- н. XX вв.».

Создание эскизов современной одежды.

3

Украшение русской одежды. Расположение украшений.

4

2

2

Конкурс рисунков, разработка отделки моделей.

4

Орнаментальные мотивы и расцветка украшений.

4

2

2

Тестирование знаний.

Разработка моделей в цвете.

5

Женские прически.

4

2

2

Конкурс цирюльников (деловая игра).

6

Женские головные уборы

4

2

2

Разработка эскиза головного убора.

Сообщения учащихся. Викторина «Бабушкин сундучок».

7

Казачий костюм.

4

2

2

Диагностика знаний.

Экскурсия в музей.

Выполнение объемного панно.

8

Развитие бытового уклада Сибирского казачества.

4

2

2

Викторина «Знатоки русской истории».

Экскурсия «Крестьянский быт. Украшение крестьянского дома». Сообщения учащихся о народных промыслах.

9

Завершение работы над проектом. Защита проекта «Русский народный костюм».

Профессии, востребованные в области создания одежды.

3

-

3

Защита проектов, рефератов.

 

Итого

35

16

19

 

Список литературы для учителя

  1. Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа. XIX – XX вв. – М.: Изд-во Эксмо,2012.-144с
  2. Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия. X- XXвв. – М.: Изд-во Эксмо,2013 – 144с
  3. Журнал «Школа и производство» №№ 2012-2016 г, изд-во «Школа-Пресс».
  4. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2012. – 83с.
  5. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2012
  6. Педагогическое творчество. №2 – 2012, Премудрова С.Е. Рассказ о русском костюме.
  7. Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9классы. Народные промыслы России. – Волгоград: 2012. -105с.
  8. «Русские». Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX - начало XXв Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство  «Наука», Москва.: 2012
  9. «Русские». Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX - начало XXв., Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство «Наука», Москва, 2012
  10. Русский праздничный народный костюм. Ред.- составитель Дорофеев. изд-во «Мозаика-Синтез», 2012
  11. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты. М. – Молодая гвардия, 2012

Литература для учащихся

  1. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,,2012
  2. Журнал «Школа и производство» №№ 2013-2016 г, изд-во «Школа-Пресс».
  3. Наш край – земля казачья. Сборник исследовательских работ областного заочного конкурсов. Г. Благовещенск – 2012
  4.  «Русские». Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX - начало XXв Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича Издательство  «Наука», Москва.: 2012
  5. «Русские». Историко-этнографический атлас. Из истории русского народного жилища и костюма (украшение крестьянских домов и одежды). Середина XIX - начало XXв., Под ред. В.А. Александрова, П.И. Кушнера, М.Г. Рабиновича, В.И. Козлова, Издательство «Наука», Москва, 2012
  6. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. – Ростов-на Дону:изд-во «Феникс»,2012 – 384с.


        Календарно-тематическое планирование

8 класс

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Название практической, лабораторной работы

Вид контроля

Дата

проведения

план

факт

1-2

Презентация курса «История костюма русского казачества».

2

комбинированный

Знание:

  • истории развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;
  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;

Умение:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;
  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;

Экскурсия в краеведческий музей: Тема: «Русский крестьянский костюм».

Конкурс рисунков, набросков «Одежда России».

Конкурс рисунков, набросков «Одежда России».

3-7

Женская казачья одежда.

5

комбинированный

Знание:

  • истории развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;
  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;
  • сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий;
  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;
  • основных способов обработки изделий;

видов и причин дефектов изделий, способов их устранения

Умение:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;
  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего

  •  костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;
  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Дальнего Востока;
  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания

Создание набросков, рисунков, создание моделей современной одежды в традициях русского народного костюма (модель юбки, топа)

Диагностика знаний: викторина «Женская одежда в России  XIX- XX вв.»

8-12

Украшение русской одежды. Расположение украшений.

5

комбинированный

Знание:

  • истории развития русской крестьянской, казачьей одежды XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;
  • сведений о народных промыслах народов Дальнего Востока и их специфических чертах;
  • традиций орнаментального оформления одежды народов Дальнего Востока;
  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;
  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;
  • основных способов обработки изделий;

видов и причин дефектов изделий, способов их устранения

Умение:

  • осуществлять анализ развития форм одежды русского казачьего костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;
  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Дальнего Востока;
  • правильно выполнять приемы моделирования одежды;
  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;
  • экономно расходовать материал;
  • владеть правильными приемами обработки изделия;
  • выполнять декоративную отделку образцов русского казачьего костюма;

работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания

Изучение видов украшений женской одежды. Конкурс рисунков украшений  казачьей одежды. Разработка модели отделки рубахи, современного сарафана.

13-16

Орнаментальные мотивы и расцветка украшений

4

комбинированный

Знание:

  • сведений о народных промыслах народов Дальнего Востока и их специфических чертах;
  • традиций орнаментального оформления одежды народов Дальнего Востока;
  • основных способов моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;
  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;
  • основных способов обработки изделий;

Умение:

  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Дальнего Востока;
  • правильно выполнять приемы моделирования одежды;
  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;
  • экономно расходовать материал;
  • выполнять декоративную отделку образцов русского казачьего костюма;

работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания

Практическая работа. Разработка эскиза модели в цвете. Цветовые сочетания.

Конкурс рисунков, разработка отделки моделей.

Тестирование знаний.

17-20

Женские прически.

4

комбинированный

Знание:

  • истории и видов причесок и головных уборов в России;

Умение:

работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания

Конкурс цирюльников (деловая игра)

21-24

Женские головные уборы

4

комбинированный

Знание:

  • истории и видов причесок и головных уборов в России;

Умение:

  • проектировать и создавать эскизы, макеты, рисунки головных уборов, с учетом традиций народного костюма казаков Дальнего Востока;
  • правильно выполнять приемы моделирования головного убора;
  • составлять цветовое решение орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды;

Разработка эскиза современного головного убора с элементами народного костюма.

Викторина «Бабушкин сундучок»

25-28

Казачий костюм

4

комбинированный

Знание:

  • истории развития казачьего костюма XIX-XX вв., ее составляющих, покроя, используемых материалов, способов оформления, назначения;
  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;

Умение:

  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;
  • осуществлять анализ развития форм казачьего костюма н. XIX – XХ вв., определять последовательность и способы ее изготовления и оформления;

работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания

Экскурсия в музей.  Тема: «Обмундирование, вооружение казака. Служба Отечеству».

Практическая работа. Разработка костюма казака. Выполнение объемного панно «Амурский казак».

Диагностика знаний.

29-32

 Развитие бытового уклада Амурского казачества.

4

комбинированный

Знание:

  • традиций, обычаев, быта казаков, заселивших Дальний Восток;
  • сведений о народных промыслах народов Дальнего Востока и их специфических чертах;

Умение:

  • Создавать изделия декоративно-прикладного искусства на основе знаний традиций народного искусства.
  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания

Экскурсия в краеведческий музей «Крестьянский быт». «Украшение крестьянского дома».

Практическая работа. Разработка интерьера и оформление жилого дома казаков.

Выполнение объемного панно.

Сообщения учащихся о народных промыслах «Изучение народных промыслов России».

Викторина «Знатоки русской истории».

33-34

Завершение работы над проектом. Защита проекта «Русский народный костюм»

Профессии, востребованные в области создания одежды.

2

Защита проектов

Знание:

  • основные способы моделирования, конструирования и отделки одежды на основе народных мотивов, промыслов;
  • сведений о современных технологиях изготовления швейных изделий;
  • требований, предъявляемых к изделиям и процессу их изготовления и оформления;
  • основных сведений о дизайне, изготовлении одежды;
  • основных способов обработки изделий;

видов и причин дефектов изделий, способов их устранения

правила проектирования

Умение:

  • рационально организовывать свое рабочее место с учетом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;
  • проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности;
  • проектировать и создавать эскизы, макеты, изделия с учетом традиций народного костюма казаков Дальнего Востока;
  • работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания

Практическая работа. Оформление готовой работы. Защита проекта, реферата «Русский народный костюм».

Защита проектов, рефератов.

Итого

34


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОФЕССИИ МОДЫ

Создание модной одежды — одна из престижных областей, с которой мечтают связать свою жизнь многие молодые люди. Сегодня среди молодежи весьма престижны профессии манекенщицы и модельера. Но это лишь вершина айсберга современной индустрии моды. Во многом прав известный художник и историк моды Александр Васильев, утверждая, что «мода — это бизнес. Это не художественное творчество. Мода — это создать и продать». Этот бизнес требует слаженной работы представителей многих профессий: художников, конструкторов, текстильщиков, технологов, химиков, обувщиков, врачей-гигиенистов, менеджеров, фотографов, рекламистов, искусствоведов. Спектр профессий, имеющих прямое отношение к миру моды, очень велик, поэтому мы представим лишь некоторые из них.

Художник-модельер. Безусловно, это самая известная из профессий в модной индустрии. Она прославлена многими знаменитыми мастерами. Чарльз Фредерик Ворт, Поль Пуаре (конецXIX — началоXX в.), Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив-Сен Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно (XX в.) и другие. Среди российских художников-модельеров наиболее известна Надежда Петровна Ламанова.

В чем же заключается работа художника-модельера? В создании новых моделей одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров — всего того, что вместе создает костюм. Модельер должен обладать развитым художественным вкусом и обширными знаниями по истории костюма, художественных стилей, разбираться в явлениях мировой культуры. Он черпает творческие идеи из живописи, музыки, литературы, архитектуры, из образов живой природы, из традиций национальной одежды. Замечено, что мода циклична и ретроспективна, часто модельеры заимствуют какие-то детали из моды прошлых десятилетий, а то и веков.

Художник-модельер должен уметь хорошо рисовать, чтобы выразить свою идею на бумаге. Поэтому абитуриент сдает экзамен по рисунку, живописи и основам композиции. При этом в более выгодном положении оказываются те, кто уже окончили художественные училища.

Но история моды знает примеры художников-модельеров, не умеющих ни рисовать, ни кроить, но ставших выдающимися ее творцами. Яркая индивидуальность и собственный взгляд на вещи могут изменить направление моды. Кто бы мог подумать, что французская белошвейка Габриэль Шанель заставит женщин всего мира отказаться от корсета, укоротить юбку до немыслимой ранее длины и надеть брюки?

Как стать модельером? Историк моды Шарлота Зеллинг считает: «Существовали и по-прежнему существуют два пути. Первый — непосредственно внедриться в какой-нибудь из известных домов моды и устроиться туда учеником, практикантом, стажером, вживаться во все, что там происходит, наблюдать за работой мастеров, буквально заглядывая им через плечо. Такое «внедрение» возможно и без специального образования при условии, что у вас есть чем похвастаться, что показать: эскизы или уже готовые модели одежды, другие вещи, сделанные собственными силами, — шляпы, украшения, прочие аксессуары. Второй путь — учеба в одной из привилегированных школ модельеров».

В западных странах модельера часто называют кутюрье, дизайнером, стилистом. Однако есть разница в работе представителей этих профессий. Кутюрье создает коллекции уникальных моделей одежды, которые выполняются вручную в домах высокой моды. Само название профессии «дизайнер» происходит от английского выражения «industrial design» и указывает на проектирование изделий (в данном случае одежды) промышленными методами. Различают дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров, ювелирных украшений. Есть дизайнеры интерьера, ландшафта, города. Графические дизайнеры работают с книгами и другой полиграфической продукцией: Появился компьютерный дизайн (WEB-дизайн).

Задача дизайнера независимо от области деятельности — формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Одежда как объект дизайна должна отвечать высоким требованиям комфортности, технологичности и эстетичности. Дизайн — это чувство стиля плюс инженерные знания, сплав искусства и ремесла. Дизайнера иначе можно назвать художником-конструктором или художником-технологом.

Есть разница и в работе художника-модельера и стилиста. Раньше всем процессом производства коллекции одежды занимался сам художник: разрабатывал идею, делал эскиз, работал с конструктором и технологом, готовил дефиле. Но во второй половине XX в. самые известные дома моды — сначала «Кристиан Диор», «Пьер Карден», а за ними и другие — стали продавать свои модели для массового тиражирования. Рынок оказался наполнен, и потребители получили возможность покупать отдельно предметы гардероба из коллекций разных художников. Кристиан Диор, побывав в Америке, с грустью констатировал: «Слишком очевидно, что шляпка, купленная в одном месте, манто, купленное в другом, и платье, привезенное еще откуда-то, вместе составляют некое подобие одежды, но отнюдь не туалет». Так возникла необходимость в специалисте, способном помочь потребителю грамотно, в рамках единого стиля подобрать гардероб из моделей разных марок, выбрать прическу и макияж. Такого специалиста стали называть стилистом.

В зарубежных домах моды функции стилиста весьма широки. Работая в тесном контакте с художником-модельером, он участвует в разработке концепции коллекции, создании эскизов и т.п. Кроме того, в его обязанности входит организация дефиле (демонстрация коллекции одежды).

В последние годы появилась профессия «визажист-стилист» (от фр-visag — лицо). Визажист — это мастер по созданию художественного образа модели с использованием средств макияжа.

Индустрия моды в нашей стране только развивается. За рубежом в ней работают специалисты, имеющие совершенно новые для нас профессии, например, мерчендайзер и байеры. Чем же они занимаются?

Байер. В переводе с английского «байер» (buyer) означает закупщик. Этот термин пришел в Россию с Запада примерно 10 лет назад, когда в стране стали открываться первые магазины модной одежды из коллекций известных домов моды. Профессия байера творческая и требует знания модных тенденций, психологии и маркетинга. Он четыре раза в год посещает показы коллекций одежды к новым сезонам и закупает то, что соответствует стилю представляемого им магазина. Считается, что успешность торгового предприятия зависит от способности байера предвидеть тенденции сезона и его знания клиентуры. Случалось и так, что байер первый смог предугадать перспективного модельера, и тогда магазин, в котором он работает, оказывался в авангарде рынка моды. Специфика работы требует от байера знания языков и современных информационных технологий. Любую необходимую информацию: цену товара, условия и время доставки, оплаты и многое другое можно найти через Интернет, причем сделать это непосредственно на рабочем месте. На сегодняшний день у байера есть возможность связаться с партнером по факсу, электронной почте или ICQ.

К сожалению, в нашей стране очень мало профессиональных байеров, люди приходят в эту профессию из других областей деятельности. Зачастую закупками коллекций занимаются сами директора магазинов.

Изготовитель лекал – работает в экспериментальном цехе. Он занимается изготовлением картонных лекал на новые изделия. Каждое лекало маркируется: на нем отмечается номер модели, размер изделия, направление нити, направление ворса.

Контролер качества – работает в подготовительном цехе на специальных промерочных столах или разбраковочных машинах. В его обязанности входит проверка качества ткани, равномерно движущейся по столу или экрану разбраковочной машины. Во время осмотра ткани контролер выявляет дефекты и отмечает их. Одновременно он промеряет длину и ширину ткани.

Мерчендайзер (Merchandising, от англ. merchant — купец). Мерчендайзинг — это искусство продвижения и продажи товаров на рынке, которое включает в себя создание рекламной стратегии и проведение акций по стимулированию розничных продаж. Мерчендайзинг возник в условиях насыщенного товарного рынка из-за конкуренции между производителями. Можно выпускать качественную продукцию, но о ней никто не будет знать, поэтому задача мерчендайзера, во-первых, оповестить потребителя о новом товаре и приложить все возможные усилия для его продажи и, во-вторых, поддерживать ее на достаточно высоком уровне. Безусловно, эта работа подходит для творческих людей с коммерческой жилкой, ведь мерчендайзер должен сочетать в себе способности социолога, психолога и коммерсанта. Он должен иметь аналитическое мышление, уметь прогнозировать тенденции моды, учитывать сезонные изменения и планировать запас товара на складе.

Известно, что в торговле буквально все имеет значение: где расположен вход в магазин, как размещены стеллажи и витрины и т.д. Покупатель даже не догадывается, что торговые залы устроены в строгом соответствии с правилами мерчендайзинга. Здесь действует «правило пяти Р: product, price, place, promotion, people (продукт, цена, место, реклама, люди). К примеру, на повышение продаж положительно влияет создание уютной атмосферы: музыка, красочные буклеты и каталоги, совместное представление предметов быта и гардероба, вежливый персонал.

Различают мерчендайзеров магазинов, торгующих одеждой или обувью разных марок, и мерчендайзеров, реализующих изделия определенной марки.

Настильщица ткани – работает на настилочной машине, с помощью которой производится протягивание ткани по настилочному столу, выравнивание полотен при настилании, зажим концов полотен и отрезание ткани.

Оператор швейного производства – выполняет различные операции по пошиву изделия: стачивание деталей, обработку узлов. В процессе работы следит за качеством шва, регулирует натяжение нити, длину стежка, меняет шпульки. Он должен хорошо знать способы обработки изделия, последовательность выполнения операции.

Портной – высококвалифицированный рабочий, работающий в экспериментальном цехе, мастер, специалист по шитью одежды. В его обязанности входит пошив экспериментальных образцов. Разрабатываемых конструктором. Должен знать: ассортимент одежды, конструкцию швейных изделий, их составные части, способы и приемы выполнения машинных, ручных, утюжильных работ, свойства применяемых материалов.

Раскройщик -  работает на раскройных машинах. Он производит рассекание настила, а затем раскрой деталей.

Утюжильщик -  рабочий, выполняющий влажно-тепловую обработку изделия с помощью утюгов, гладильных прессов.

Швея-мотористка -  рабочая профессия в швейной промышленности. В соответствии с технологией пошива и принятым на предприятии разделением труда выполняет различные по сложности и видам работы операции: от заготовки мягкой тары и притачивания фабричной марки до втачивания рукава в пройму, подворотника, воротника и т.д.; проверяет качество кроя, швов, соответствие цвета деталей, ниток, пуговиц. Должна знать: ассортимент швейных изделий, способы их обработки, виды и свойства тканей и других материалов, последовательность выполнения швейных операций.

Структуру профессий, занятых в сфере создания, производства и продажи одежды, можно в общем виде представить в виде схемы:

Перечень заведений, в которых можно получить профессии, связанные с индустрией моды.

Тюменская область.

Ханты – Мансийский Дизайна и Прикладных Искусств ГОУ

Адрес: Ханты – Мансийск, ул. Пискунова, дом 7, тел. 8(3467)33 -55 52

Институт дизайна и прикладных искусств Ханты – Мансийск (филиал) Уральской государственной архитектурно- художественной академии

Адрес: Ханты – Мансийск, ул. Мира, дом 1, тел. 8(3467)33-55-33

Ханты – Мансийский филиал ФГБОУ ВПО Московский государственный университет культуры и искусства

Адрес: Ханты – Мансийск, ул. Мира, дом 1, тел. 8(з467) 32-86-35

Москва.

Московский государственный университет дизайна и технологии.

Адрес: 113806, Москва, ул. Садовническая,33

Московский государственный технологический университет имени А.Н. Косыгина.

Адрес: 117918, Москва, ул. Малая Калужская,1

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва, ГСП-3, Воробьевы горы, МГУ, 3-й учебный корпус.

Институт индустрии моды.

Адрес: 127018, Москва, ул. Нагатинская,46

Национальный институт моды.

Адрес: 127018,г. Москва, ул. Складочная,1,стр.17.

Санкт – Петербург.

Университет технологии и дизайна.

Адрес: 191065, С.-Петербург, ул. Б. Морская,18

Высшая петербургская школа моды и прикладного творчества.

Адрес: С.-Петербург,ул. Гатчинская,35

Инженерная школа одежды (колледж)

Адрес: 196158, С.-Петербург,ул. Звездная,7

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

СЛОВАРЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ

I. Из «Словаря русских говоров Сибири»:

Анчуреи – меховая обувь без голенищ, сшитая из отдельных шкурок, снятых звериных лап.

Арамузы – высокие голенища из шкур, мягкой кожи, брезента, надеваемые поверх брюк, держатся на подтяжках, прикрепленных к поясу. Меховые или кожаные брюки, нарукавники из мягкой кожи, закрывающие часть руки от кисти до предплечья.

Аргунка  - переселенка из Забайкалья, жившая на реке Амур

Атласик – шелковый платок.

Баклушечка – самодельная деревянная игрушка.

Бантовка – мужская рубашка с бантовыми складками по спине и спереди. «Бантовки – это рубахи таки с любого матерьяла, сзади и спереди».

Баска – женская блузка облегающей формы, с широким воланом от талии до линии бедер. «Баски носили: кофточки легки по талии, а книзу оборка, расширена книзу».

Баско – красиво, нарядно.

Башмак – высокий женский ботинок.

Бористый – имеющий много оборок, мелких складок. «Широки юбки были, длинные бористые».

Борочка – оборочка.

Боры – сборки, мелкие складки на одежде, на легкой одежде.

Бруслет – браслет.

Ватник – стеганные на вате брюки.

Венец – свадебный убор невесты, прическа замужних женщин из кос, уложенных вокруг головы.

Верхница – верхняя одежда.

Головки – нижняя часть легкой обуви, покрывающая ступню. Легкая обувь без голенищ, сшитая из кожи.

Джимы – женские хромовые сапожки с длинными голенищами.

Дрель – х/б ткань в рубчик, преимущественно черного или синего цвета.

Ега – шуба из собачьей шкуры мехом наверх.

Запон – передник, фартук.

Ичижонки – кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду.

Казачка – женская кофта в талию с буфами на плечах и узким рукавом.

Казачок – 1. короткий женский жакет в талию. «Фуфаечки такие были, называли кормушечки, казачки, приталены жакеточки». 2. (Черняево. Амурской  обл. – длинное женское платье в талию, с узким рукавом. «Рукав грибом сделан, а дальше в обтяжку».

Катанки – валенки.

Косинка – фата. «На голову обручальную косинку тюлеву надевали, а некоторые прическу делали».

Красить – элемент свадебного обряда, во время которого девушки украшают волосы невесте. «Ленты набирали и бантами красили косу. В четверг, на девичнике».

Лопотина – общее название одежды. «Раньше лопоть – то всю одежду называли».

Лохматый – ветхая, изорванная одежда.

Напиковать – отделать большое количество ткани особым швом на машинке. «Когда я запиковала оборки, целу кучу напиковала».

Нароспуск – навыпуск. «Рубахи длинны были, мужики нароспуск носили. Кофты в обтяжку нароспуск носили».

Носорубы – обувь с длинным острым носком.

Обрядненький – хорошо одетый, нарядный. «Обрядненькие на работу не ходили».

Обутки – самодельная рабочая обувь.

Пиковать – отделывать ткань особым швом на машинке. «В мастерской нам не берутся пиковать уборки, уборочки я пиковала сама на машинке. Когда я запиковала уборки, целу кучу напиковала. От плеча шла уборка».

Половинчатый – сделанный из половинки кожи дикого зверя, обработанной с обеих сторон. «Половинчатые ичиги у мужа есть».

Постельщина – женщина, которая следом за невестой везет ее постель к жениху в дом.

Постилка – пеленка.

Половинки – 1. обувь, сшитая из выделанной с двух сторон кожи дикого зверя – половинки. «Половинки шили, олочки половинчаты, с сохатинки половинку делали. Раньше половинками называли и унты, если с двух сторон кожа. 2. Половинки – легоньки таки рукавицы.

Прямком – не разрезая по талии, по долевой нитке. (о способе раскроя одежды). «Платье сошьет прямком, длинное такое, лишь бы голова да руки влезли».

Раскошенный. Расклешенный, расширенный книзу (об одежде). «Юбка опять книзу раскошена.»

Ремузы – с крепкой кожи шьют, чтоб штаны не рвались. Ремузы шили для охотников специально. Они не только меховые, они из кожи выделанные.

Рубаха – переливаха – о поношенной, застиранной одежде. «Родители таки тупы были, не шили одеж. Одна рубаха-переливаха.

Рукодель – искусная в рукоделии, рукодельница. «Дочь у меня рукодель ужасна: и шьет хорошо,  и вяжет».

Становина – ночная женская сорочка. «Становину длиною сошьют, сейчас называет ее ночная рубашка».

Строщить  свить, скрутить две нитки в одну. «Я ей напряду, строщу, а потом и вяжу: в две нитки лучше».

Талька – приспособление для наматывания пряжи. «Така штука была у нас называли мотушка, а там, где я замуж выходила, у них – талька».

Уборка – оборка на одежде.

Уваль - фата. «Я замуж выходила, венчалась в церкви, венок восковой, уваль, до полу, длинная.

Укутерник – полотенце, тряпка для рук, посуды. «Не полотенец называли, а укутерник, чем руки вытирали, посуду».

Фальшонка – кружевная косынка. «Свахе фальшонку надели, а перед церковой снимали фальшонку».

Фатка – фата. «Фатка были длинные, красивые. А я без фатки выходила, убегом».

Хивари - голенища, пришиваемые к легкой самодельной обуви – олочам. «Хивари из тряпки или сукна пришивали, к олочам, как голенища».

Шабола- верхняя одежда, тряпье. «Шабалы всякой накидаешь на пол, и пусть спят гости».

Шитанки – самодельные стеганные женские теплые ботинки. «Шитанки сошьют по праздникам. Шитанки – это ботинки такие чтоб легоньки были.

1. Козляки -  короткая телогрейка,   до колен из козьей шкуры, шерстью наружу, стеганные, когда шерсть облетала с козляка, его называли ергачом. Носили  мужчины, женщины и дети.

2. Борчатка  -  овчинная  шуба  со сборками   по талии.  «Борчатки  готовы покупали, кто много овец имел, тот шил. Тут в талии, на борах, как Татьяночка. Шубы называли борчатки. Тулуп прямой, а это с борами».

3.  Гулами - мужское пальто особого покроя из шкуры дикой козы, которое обычно носили охотники. «Гулами до колен, красна шерсть. Косуля выленивает. Из ее шили гулами. Которы охотничали, все носили. Пуговки своедельски. Рыба есть шшука, с ее пуговки делали. Позвоночник такой большой, из них делали пуговицы. Весной носили. Воротника не было. Гулами носили только мужчины, только на охоту».

4.   Казачок - короткий женский    жакет в талию. «Фуфаечки таки были, называли курмушечки, казачок называли. Под казачок юбки кошены носили».

5.   Дыроватки  -   меховые   охотничьи   рукавицы   с   разрезом   для   быстрого высвобождения руки при стрельбе.  «Дыроватки - рукавицы длинные до локтя.  Половинчаты дыроватки шили на охоту. Рукавицы козьи: на ладошке прорешка».

6.  Орогда - меховая охотничья шапка, сшитая из шкуры, снятой целиком с головы дикой косули. Сохраняются уши животного и прорези на месте глаз. «Косулю снимут с глазами, со всем - вот тебе и орогда. У мужчин шапки были - орогдами называли. С ушами наденет, как косуля».

7.  Шубенки - меховые рукавицы. « Носили шубенки - рукавицы, счас носят шубенки - из овчины, внутри мех. Их нашьют с одним пальцем: вязаны, кожаны были тоже. Шубенки из козлячьей шерсти шили шерстью вниз, а собачины - шерстью вверх».

8.   Вязенки -  «...вязенки  вязали,  варежки.     Надень  вязенки,  а то  пальцы отморозишь...».

9.   Фальшонко (файшонка) - круженная  косынка или  шарф. « Фальшонка черна бывает, вязана  гака, их называли фальшонки. Косынка без кистей черная. Богаты носили  фальшонки  вязаные;  шарфы  и  платки знали. Фальшонка сделана шелкова, только в церкну ходить. Их вязали и покупали. Свахе фальшонку надели, а перед церквой снимали».

10.   Верхонки - рукавицы, сшитые мехом наружу. «Верхонки шили из шкуры изюбра, сохатого, а шерсть сверху   была».

11.  Котики - легкая домашняя обувь до щиколоток, отороченная мехом. «Котики дома носили, это тапочки, опушенные мехом».

12.    Карпетки  -  тапочки,   связанные   из   суровых   ниток.   «Карпетки   свяжем, надошьем холстом, смолой подсмолят, чтобы крепче были, и ходишь везде».

13.  Крипотки - меховые чулки или носки. «Крипотки - чулки козлиные делали, теплые надевали их в ологи, в ичиги. Крипотки носили, чулки из косули они теплые шибко. Запад лапти  шил, а мы крипотки вязали. Суконны шили носочки».

14.   Гусарики - женские высокие ботинки с застежками на боку или спереди. «Раньше гусарики были с крючочками на низком каблучке. С пуговицами тоже были».

15.  Моршни - самодельные тапочки, обычно из сыромятной кожи, вырезанной по размерам ступни и стянутой шнурком у щиколоток. « Моршни шили на покос, делали с любой кожи: выкраивали по ноге и ножом прорезали дырочки, ремешки в них продевали с кожи. Впереди оне морщиночками, а пятка гладка. Моршни сморщатся когда их соберешь. Моршни, ичиги были, женщины их на покосе страдовали».

16.  Воротяшки - легкая обувь, сшитая из шкуры мехом внутрь. «С козлинки сделают   воротяшки,   вывернут.   Были   у   мужчин   воротяшки,   тоненой подошвой,  как у голенищ.  Они просто возьмут и сошьют их, а потом выворачивают наружу.  Чирки воротяшками называли. Очень хорошо на покос воротяшки надеть. Воротяшки украшали: потбокам нитками белыми вышивали».

17.  Бродни - кожаные сапоги без каблуков, не пропускающие воду. «Из кожи сами делали,  ичиги  шили бродни. Что броднем  назвать, что ичигом. С Коровиной кожи - бродщни, ичиги. Бродни носили: рубец сверху, голяшки длинные сверху».

18.  Арамузы - высокие голенища из шкур, мягкой кожи, брезента, надеваемые поверх брюк; держатся на подтяжках (телегах), прикрепленные к поясу. « На колени арамузы надевали, это мужики раньше носили из кожи или брезента. Охотник идет на охоту и одеет сверху ичигов и унтов арамизы. Как гамаши. Оне от щиколотки до бедра. Чтоб штаны чаще не рвать, шили арамизы, каак голенища, как штанина из кожи, с брезента ли. Арамизы надевают, чтобы ноги не мокрели от снега».

19. Олочи – самодельная обвь с кожаной основой и с голенищами из грубой ткани. «К олочам пришивались хивари из тряпки. Олочи –мужская обувь. Оборочка на носу и веревочка. Олочи – зимние с голяшками, а без голяшек летние. Олочи: намет, подошва, стрелка. Оне вроде ичиг. В олочах-шептунах ходили женщины, а мужики в ичигах. В сапогах если – богатый жених, а в олочах – бедный».

20. Долгоны или дактоны – сшитые из шкуры мехом внутрь или стеганные теплые носки, чулки. «Шили доктоны под унты, как носки. Их шили из овчины. Из собачьей шкуры делали тоже. С козьих лапок шили их».

КУХНЯ НАРОДОВ СИБИРИ

Алябушки – пресные лепешки

Баба рогатая – изделие из сдобного теста в виде кулича.

Баланда – суп из заваренной в крутом кипятке муке.

Баракча – ковш, черпак.

Блюдники – сдобные пресные лепешки.

Бурдушка – тесто кислое.

Головизна – студень, приготовленный из говяжьей или свиной головы.

Квасник – лепешка, булочка из солода для приготовления кваса.

Корчага – большой глиняный сосуд.

Куська – кутья.

Кутерник – посудное полотенце.

Латка – большая глиняная миска.

Месюшко – тесто.

Мурцовка – окрошка (похлебка из воды или кваса с покрошенными в них хлебом, луком, яйцами).

Посолеть – просолить. «Сделаешь тузлук, и в него на ночь окорок, чтобы он посолел. Если посолеют грибы, то можно есть».

Посдобить – сделать тесто сдобным. «Посдобить тесто, масла туды, яйца, немного сахара, тода оно вкусно»

Постоялка – непарное, постоявшее молоко.

Простокиша – простокваша.

Протомол – мука грубого помола, вместе с отрубями. «Раньше у нас мука на водяных мельницах, простомол».

Развод – разболтанная в оде мука. «Яришный развод сделаю, горшки накаляются докрасна, вытащу».

Растронуться – подняться в тесте. «Хлеб надо, чтобы растронулся, когда растронется, он солодкий не бывает. Хлеб на листах растранивается».

Родный – урожайный, обильный (о плодвх, зерне, овощах).

Рязань – плоды боярышника.

Рясно – много, обильно (о плодах, цветах).

Сайба – «А мясо делали в сайбу»

Сорокодневка – сорт картофеля, который вызревал в течение 40 дней.

Спускнушки – оладьи, испеченные в сковородке с углублениями. «На праздник спускнушки пекли: тесто из муки, яиц, еще что-нибудь накладут и испекут в сковородке с ямочками».

Столовать – устраивать званный обед после венчания на которое приглашали всех родных.

Толча – толченные сухари. «Яришный хлеб испекут, потом его высушат и в ступе истолкут его намелко. Когда сварили мясо, щи етой кладем. Толчей и собак кормили и сами ели.

Узреть – созревать, поспеть.

Шипига – плоды шиповника.

Ярица – сорт ржи, которая сеется весной.

Яришный – относящийся ко ржи, ржаной. «Голушки яришны варили из кислого теста. Тольча яришный хлеб, яришный же хлеб назывался».

II. Из историко-этнографического атласа «Русские»:

  1. Бешмет – исключительно мужская одежда, в виде сюртука или поддевки на меху.
  2. Бродни, бредни, бахилы – мягкие сапоги с пришивным высоким голенищем, с петлями и ремешками для подвязывания к ноге.
  3. Гашник –  вздержка, ремень, веревка, шнур, тесьма.
  4. Душегрейка (коротена, бастрог, перо, полушубок) – укороченный косоклинный или прямой сарафан, на лямках
  5. Епанча,  емурлук – широкое длинное верхнее платье, надеваемое в ненастье сверх обыкновенного платья, безрукавный плащ, бурка.
  6. Кубелек – распашное платье, сшитое в талию, из покупной ткани, носившееся поверх рубашки с широкими рукавами, комплекс женской одежды с кубельком  специфичен для казачек.
  7. Кика – женский головной убор, имеющий лопатку или рог, торчащий вверх надо лбом. Состояла из обруча, незамкунутого сзади, сверху обшитого тканью
  8. Коруна – богато украшенная корона под которую одевался убрус.
  9. Косоворотка – туникообразная рубашка с разрезом ворота, расположенным на левой стороне груди.
  10. Косоклинный распашной сарафан – сарафан со швом спереди (клиник, кумачиник)
  11. Кокошник – головной убор, передняя часть в виде гребня
  12. Мурмолка – разновидность колпака, четырехугольная, низкой Фомы, верх суконный, основная часть из дорогой ткани.
  13. Нагрудник – нагрудная женская одежда, прикрывала верхнюю часть корпуса – грудь и спину, до пояса.
  14. Однорядка – верхняя широкая, долгополая одежда, без воротника, с длинными рукавами, с прорехами для рук, зад выше переда.
  15. Опашень – верхняя одежда, покроем похожая на платно, от которого отличалась тем, что имела рукава длиннее и к запястью уже.
  16. Охабень, или охобень – верхняя, длинная и широкая одежда, подобная однорядке, только с отложным воротником, спускавшимся от самой шеи до половины спины.
  17. Папаха – головной мужской убор казаков.
  18. Повойник – небольшая шапочка-сетка из тонкой ткани
  19. Подол – холщовая юбка, большей частью на вздержке с тканым узором по нижнему краю 
  20. Понева (панева) – несложная, часто не полностью сшитая набедренная одежда, юбка собранная на гашник. Шили из прямого полотнища, гксто собирая его на узком пояске. Синятки (однотонные синие), краснятки (красные с узором) по цвету ткани. «Добрые», «хожалые», «посвятные», «последние»
  21. Порты – неширокие штаны, с двумя трапециевидными вставками между калошами – штанинами.
  22. Роспашница – верхняя женская одежда из легких тканей. Около ворота, на полах и по подолу роспашницы украшались кружевом, а в верхней части пуговицами.
  23. Рубашка – обычная рубашка шилась большей частью из четырех продольных полотнищ холста. Сшитую из цельных четырех полотнищ хранили как обрядовую для свадеб, похорон, для праздников. Верх рубашки из тонкого холста или покупной ткани, ни из грубого холста.
  24. Сарафан – длинная женская одежда с рукавами и без рукавов
  25. Сермяга – грубое сукно.
  26. Сорочки, или рубашки – шились по общему русскому покрою, длиной до колен и ниже, с разрезанным напереди воротом; при надевании выпускались поверх портов и подпоясывались поясом или ремнем.
  27.  Телогрея – женская одежда с длинными суживающимися рукавами покроем похожая на сарафан, на который и надевалась
  28. Треух – русские женские шапки, с меховой опушкой и длинными жемчужными поднизями, имелись в зажиточных казачьих семьях.
  29. Шушун, сукман – тип глухого косоклинного сарафана, сшитый большей частью из перегнутого на плечах полотнища, со вставленными по бокам  слегка скошенными полотнищами или продольными клиньями.
  30. Штаны – нижнее платье, надевавшееся поверх исподницы; были холодные, стеганые, теплые, с меховым исподом.
  31. Шуба – верхняя меховая одежда.
  32. Чекмень – халатообразная одежда.
  33. Юбка–сукня – под названием андарак из шерстяной домотканой материи, иногда однотонной, чаще с яркими разноцветными продольными полосами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ВИКТОРИНА « Женская одежда в России XIX-XX вв.»

Цели: создание условий для формирования социально активной и творческой личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию народов России, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.

Задачи:

  1. Формировать гражданское отношение учащихся к Родине, обществу, семье.
  2. Сформировать у детей потребность к чтению, целеустремленность к получению новых знаний.

  1. Длинная распашная одежда, которая надевалась сверху на сорочку и застегивалась на все пуговицы в длину. (сарафан)
  2. Короткая, широкая без рукавов, присборенная одежда, одевавшаяся поверх сарафана. (душегрея)
  3. Длинная одежда. (телогрея)
  4. Высокие, по щиколотку башмаки женщин. (чоботы)
  5. Нарядное платье, сшитое из ярких бумажных и шелковых материй. (летник)
  6. Обязательная часть женского праздничного туалета (ожерелья, оплечья)
  7. Специальное головное полотенце, надевавшееся при посторонних. (убрус)
  8. Особая сетка из шелковых, золотых или серебряных нитей, одевавшаяся на волосы. (волосник)
  9. Один из многих видов головных уборов, закрывавший голову целиком. (кика)
  10. Головное украшение девушки, в форме короны, венца. (коруна)
  11. Основной элемент женской одежды. (рубаха)
  12. Чем праздничный костюм народной одежды отличался от будничного? (обилием вышитых и тканых узоров и украшений)
  13. Почему в русской одежде преобладает красный цвет? (красный – любимый цвет народа не только потому, что он яркий и красивый. Но и потому, что считается магическим солнечным оберегом)
  14. Какую одежду носили женщины? (рубаха, понева, передник, сарафан)
  15. Обязательная деталь одежды русской женщины? (головной убор, платок у женщин, лента, венец – у девушек)
  16. Назовите праздничные головные уборы женщин (кички, кики, кокошники, сороки)
  17. Из какого материала шили себе одежду бедные казаки (из холста, сукна)
  18. Где в одежде наших предков располагался магический охранительный узор? (покрывал ворот, края рукавов, подол).
  19.  Почему понева была тяжелой, весила иногда до пяти-шести кг? (много украшений)
  20. Какой  головной убор  носили казачки – (вязаный колпак).
  21. От чего зависело количество юбок у казачек? (от зажиточности семьи)
  22.  Что входило в комплекс «кубелек»? (понева, рубаха; распашное платье и рубашка).
  23.  Что такое «кормушки»? (стеганные из шерсти короткие тужурки, бараньи шубы и козьи дохи.
  24.  Назовите нарядную одежду казачек? (темные прямые или расширенные книзу юбки, подол которых обшивали лентами или другой ткань., кофты с высокими воротниками – стойками, реже строгие платья)

ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ РУССКОЙ ИСТОРИИ»

ТЕМА: «Одежда жителей России в XIХ – ХХ веке»

Учитель:

Родина, Отечество. Родной край. Слова знакомые и дорогие любому человеку в любом уголке земли. Неодинаково звучат они на различных языках, но смысл их один, и он понятен всем. Родину мы часто с гордостью и любовью называем Родина - мать». А почему? Да потому, что, как и мать, ее не выбирают. Родину - получают в наследство. Она с нами всегда, за нее отдают жизнь. Отечество - место, где жили и трудились наши отцы. Родной край - место, где мы родились и провели детство. Мы любим его, с душевной теплотой рассказываем о нем, выражая глубокую привязанность ко всему - тому, что в сердце хранится как самое близкое и дорогое. А любовь к родному краю, его озерам, рекам, к его народу начинается с детства.

Дорогие ребята! Мы приглашаем вас принять участие в «Конкурсе знатоков русской истории». Нам есть, что помнить и ценить, чем гордиться и дорожить.

Конкурс Этнографическое лото

1. Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиция.)

2. Предмет или изобразительный знак, имеющий охранительное значение. (Оберег.)

 З.Узор или... (орнамент).

4.Человек, который делал упряжь для лошадей? (шорняк)

5.Девичий головной убор в виде полосы ткани, парчовой или вышитой золотой нитью. (Повязка.)

б.Ткацкий стан. (Кросно)

7. Предмет для глаженья белья, деревянный утюг. (Рубель,)

8. Народный умелец. (Мастер.)

9. Что такое сыта? (Разбавленный водой мед.)

10.Где раньше люди мылись? (Печь, баня, река.)

11 . Для чего в колыбель клали кота? (Чтобы дети сладко спали.)

12. Что с собой брали в новую, только построенную баню? (Хлеб.)

13. Другое название полотенца? (Рушник.)

14.  Где раньше продавали сахар и чай? (в аптеке)

15.Что такое снедь (еда)

1б.Нарядная вышитая скатерть (Столешник.)

17.Как называется угол, где помещались иконы? (красный)

18.Полка под лавками вокруг избы. (Полавочник.)

 19.Название деревянного ковша. (Скобкарь.)

20.Как назывался жидкий кисель, мучная кашица? (Саламата.)

ТЕМА: ОДЕЖДА

  1. Какая одежда называлась распашной? (имеющая спереди разрез)
  2. Что представляла собой одежда накладная? (надевалась через голову)
  3. Назовите виды одежды по назначению (нательная, горничная, верхняя)
  4. Назовите предметы мужского распашного костюма (кафтан, однорядка, шуба, опашень, охабень, ферязь)
  5. Как назывался высокий стоячий воротник? (козырь)
  6. Что представлял собой опашень? (легкая одежда без пояса, полы лишь соприкасались, не запахивались)
  7. Головной убор мужчины? (колпак, высокая остроконечная шапка)
  8. Какую рубаху называли «красной»? (одетую поверх нательной)
  9. Объясните происхождение словосочетания «работать спустя рукава»? (у кафтанов были длинные рукава)
  10. Какие слои населения носили плетеную из лыка и бересты обувь? (крестьяне, простолюдины)
  11. Основные цвета формы казака? (защитного цвета фуражки, такого же цвета китель и рубаху, синие или черные брюки)
  12. Цвет лампасов на штанах военных казаков? (желтый)
  13. Почему казачье войско называлось «унтовым войском»? (амурский казак свою шинель подпоясывал кушаком, и не утратил крестьянской любви к полушубкам, теплой шапке и рукавицам.)

ТЕМА: «Домашний очаг».

  1. Как называли славянские народы огонь, добываемый при помощи трения сухого дерева о дерево? (живой, святой)
  2. Как называли праздник добывания огня, сохранившийся вплоть до начала XX века? (заповедание)
  3. Как назывался угол или углубленное место в топке русской печи, куда загребают горячие угли? (загнетка)
  4. Как называется дверца русской печи? (заслонка)
  5. Как называется настил на русской печи, где грелись дети и старики? (палати)
  6. Объясните значение слова «шесток» в поговорке: «Всякий сверчок знай свой шесток»? (сухое место под заслонкой, где сушились дрова звали шестком)
  7. Как зовут место у печи для женщин? ( бабий угол, «куть»)
  8. Из какой ткани казачки изготавливали постельное белье? (постельного белья не было)
  9. Из какого материала была выполнена домашняя посуда? (глиняная, берестяная)

ТЕМА: «Щи и каша – пища наша»

Дайте значение слову, которое редко применяется в нашей речи, но бытовало широко в народе:

  1. Триха- тертая редька
  2. Тюря – хлебная окрошка на квасу или хлеб, сухари, накрошенные в воде с солью, луком.
  3. Назовите поговорку, где употребляется слово «Тюря». «Кушай Яша тюрю, молочка – то нет»
  4. Щи – капуста, баранина, сваренная в русской печи и упревшая.
  5. Ушное – уха, похлебка, суп.
  6. Уквач – от слова квасить, заквашивать.
  7. Скоромь – во время поста нельзя было произносить слово «мясо», его заменяли словом «скоромь», «скоромная пища»
  8. Гоголь-моголь – сбитые свежие белки яиц, принимаемые для поддержания здоровья.
  9. Какая пища была у казаков? ( в зависимости от округа, простая, скудная из муки, круп, картофеля, рыбы, мяса, дичи, молока, овощей)
  10. Что такой «сливан»? («карымский чай – воду переливали в байдару в который клали измельченный кирпичный чай взбалтывали воду добавляли соль, сбитое молоко, яйцо, масло, (иногда) сметану).

ТЕМА: «Прядение и ткачество»

Дайте значение слову:

  1. Отгадайте загадку: «Чем больше я кручусь, тем больше толстею» (веретено)
  2. Веретено – ручное приспособление для прядения ниток.
  3. Куделя – вычесанный, приготовленный для пряжи пучок льна, пеньки, шерсти.
  4. Гребень – старинное орудие труда, применяемое для расчесывания волокон льна, конопли.
  5. Донце – деревянное, часто расписное приспособление, куда вставлялся гребень. Часто вешалось в избе вместо картины.
  6. Скать - сучить
  7. Мяльцы – станок для мятья льна.
  8. Прялка – копыл – старинная прялица, сделанная из цельного куска дерева, зачастую из корня, передаваемое по наследству.
  9. Самопряха- прялка, приводимая в движение вращением колеса при помощи ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Костюм. Русскмй национальный костюм

Определение .Виды костюмов...

Создание эскиза костюма в Gimp ч.2 Создание оригинального эскиза костюма-образа

Презентация с материалом по практической работе в графическом редакторе Gimp. Занятие из серии «Образ в коллекции» - работа над эскизами по авторской программе "Дизайн-студия "Стиль игры"",...

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"...

Методическая разработка на тему «Костюм Византии. Национальный костюм Японии»

Анализ исторических изменения византийского и японского костюмов....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская костюма»

Программа "Мастерская костюма" способствует формированию социально активной, критически мыслящей, креативной личности, обладающей ключевыми компетенциями, мотивированной на творчество, иннов...

Костюм как средство коммуникации и демонстрации положения человека в обществе. Часть 1. Древнерусский костюм 15-17 века (костюм представителей зажиточного сословия).

Материал содержит примеры конструкции и декора древнерусского княжеского и царского  костюма 15-17 века. Материал может быть использован на уроках изобразительного искусства в 5 классе по теме &q...