КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"МИР КОСТЮМА
методическая разработка по теме

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ "СТУДИЯ - МАСТЕРСКАЯ МИР КОСТЮМА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_razvitiya_muzeya_mir_kostyuma.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Концепция развития музея «Студии мастерской «Мир костюма»»

ГОУ СОШ № 930 ЮЗАО г. Москвы

Введение

             Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Наш музей находится в стадии развития. Открытие выставочного зала с экспозициями ученических работ, которое  состоялось в  январе 2009 года   легло в основу создания музея (фото с открытия выставки в приложении).

 Что побудило нас создать школьный музей? В нашей школе  с 1998 года работает студия – мастерская «Мир костюма».

Руководителями  студии-мастерской  «Мир костюма» являются: Бутрякова Н.П.-  учитель технологии  и Козинец М.А., зам. дир. по ВР, учитель истории и МХК.  

Программа студии – мастерской  возникла как интеграция культурно-исторического, изобразительного и конструктивно-технологического аспектов создания моделей одежды. Изучение истории костюма от древности до наших дней, народных традиций и обычаев способствует формированию бережного отношения к богатому историческому наследию. Через развитие исторической памяти формируются творческие способности и задатки подростка. Все эти годы непрерывно совершенствовались методы работы с детьми, повышался уровень учебно-воспитательной и творческой деятельности.

По своей специфике образовательный процесс студии – мастерской  имеет развивающий характер, т. е. направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися  определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения образовательного процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей. Принципиальным является то, что студия – мастерская «Мир костюма» не заставляет учиться, а создает условия для изучения комплекса дисциплин, взаимодополняющих друг друга.

Руководителями студии был разработан проект создания  студии-мастерской «Мир костюма», которая была представлена на выставке в Сокольниках  и получила диплом IV Московской Международной выставки «Школа 2000».

Программа рассчитана на учащиеся 7-11 классов, где они  получают знания в области: истории костюма, декоративно-прикладного искусства, которое тесно связано с дополнением и украшением костюма, осваивают их практическое применение. Углубляют знания  в моделировании, конструировании и технологической обработки швейных изделий постепенно создают  коллекции одежды. Учащиеся  не только изучают, самостоятельно создают, но и демонстрируют свои костюмы в различных театрализованных постановках.

Основной задачей педагогов  студии является не преподавание материала, а пробуждение интереса, раскрытие и реализация возможностей, организация познавательной и творческой деятельности каждого ребенка.

Работа в студии – мастерской позволяет детям раскрыть себя в полной мере. Для более глубокого погружения в историю, в 2009 году педагогическим коллективом в тесном содружестве с детьми и их родителями, в школе создан Музей студии – мастерской «Мир костюма».  Детям предоставляется уникальная возможность прикоснуться к истории не понаслышке, не из учебников, а реально реконструировать  исторические костюмы.

Творческие работы детей постоянно  принимают участие в различных конкурсах, фестивалях и предметных олимпиадах: окружных, городских, всероссийских.

За 13 лет существования студии, её участницами стали более 300 девочек, некоторые из них  продолжили обучение в профильных учреждениях: институте дизайна и технологии, Московском техникуме легкой промышленности, швейном колледже, стали технологами швейного производства, конструкторами верхней одежды и обуви, швеями, мастерами швейного производства, дизайнерами.

За время работы студии – мастерской  учащимися школы выполнены коллекции  исторических, сценических, народных костюмов. За вышеуказанный период создано около 25 коллекций одежды.  Коллектив студии - мастерской принимает активное участие в районных мероприятиях – Дне города, Дне Победы, праздниках для ветеранов, в новогодних праздниках для детей, в окружных и городских семинарах для учителей технологии города Москвы. В рамках межрегионального проекта школа принимала участие в выставке декоративно-прикладного творчества в городе  Великий Устюг.  

Ежегодно студия – мастерская «Мир костюма» принимает активное участие: в традиционном  окружном фестивале детских театров костюма "Моя будущая профессия", на тематических выставках в павильоне “Культура” Всероссийского Выставочного Центра (г. Москва)

Участие в подобных мероприятиях вдохновляет на новые творческие идеи.  

Идея создания школьного музея студии-мастерской «Мир костюма» возникла благодаря огромной работе, проведенной за годы существования  студии и накопленного богатого  материала, созданного руками детей.  

Цели музея:

 Основными целями создания музея  в нашем образовательном учреждении являются формирование историко-культурного менталитета и образно-творческого мышления учащихся,  моделирование и расширение образовательного пространства, ориентированного на:

  1. воспитание подрастающего поколения в духе толерантности, уважения друг к другу;
  2. гражданско-патриотическое воспитание обучающихся;
  3. повышение качества обучения путем совершенствования воспитательной, образовательной и культурно-просветительской деятельности музейными средствами и методами;
  4. расширение кругозора учащихся;
  5. развитие познавательных интересов и способностей детей;
  6. овладение учащимися практическими навыкам поисковой,  проектной и исследовательской деятельности;
  7. активное освоение обучающимися историко-культурной среды;
  8. социализацию обучающихся через развитие их социальной активности и творческой инициативы в процессе сбора, исследования, обработки, изготовления,  оформления и презентации предметов материальной культуры;  
  9. создание условий для самореализации учащихся.

Основные задачи:

- воспитание общечеловеческих, нравственных, духовных ценностей;

-формирование уважительного отношения к России, гордости за культуру своей страны;

-развитие эмоциональной сферы, воображения и творческой активности.

Концепция ориентируется на следующие условия:

-изменение статуса ученика и педагога, становление системы партнерских отношений в совместном поиске, исследовании;  

-самоопределение подростков в выборе видов и содержания внеурочной деятельности, осознанность целей деятельности подростка как субъекта образовательного пространства;

-открытость программы к расширению числа участников, включению в другие школьные и внешкольные программы.

Направления реализации концепции являются:

  1. Творческая деятельность в студии-мастерской «Мир костюма»;
  2. Просветительская и экскурсионная деятельность в форме подготовки и проведения обзорных и тематических экскурсий, экскурсий-уроков,  театрализованных постановок, разработка сценариев народных праздников. Формирование нового направления деятельности – создание проектов-экскурсий.
  3. Расширение образовательного пространства через разработку экспозиционных проектов и оформление новых разделов экспозиции, исходя из материалов фондов музея:
  1. Русский национальный костюм
  2. Костюмы народов Северного Кавказа
  3. Костюмы народов мира
  4. Коллекция костюмов по мотивам народных промыслов
  5. Предметы быта  и т. д.

3.        Организация опросов учеников и их родителей с целью пополнения фондов музея новыми музейными предметами, привлечения школьников к исследовательской деятельности.

4.        Создание Медиа экспозиции музея – Медиатека.

5. Расширение музейного пространства за счет использования музейной медиатеки:  виртуальные экскурсии на уроках, внеклассные мероприятия с использованием  презентационных материалов, видео просмотры  демонстраций  коллекций и  творческих работ учащихся.

6.        Совершенствование работы с фондами. Ведение учетной документации. Создание электронной картотеки фонда. Проведение занятий с музейным активом по ознакомлению с основами ведения учетной документации музея, правилами хранения фондов, изучению музейных предметов.

7.        Создание странички музея на  сайт школы.

8.        Установление и расширение связей с государственными и школьными музеями.

9.       Функционирование музея как неотъемлемой части учебного процесса, включение музейной педагогики в учебный и воспитательный планы школы с целью повышения качества обучения и воспитания учащихся. 

Руководитель музея      Бутрякова Н.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Концепция развития воспитания в системе образования". Выступление на педагогическом совете

Уважаемые коллеги!Современный период развития системы образования отличается с одной стороны прорывными идеями, а с другой – возможностью и главное, необходимостью, вернуться к опыту школы, посм...

Концепция развития школьного музея

Концепция развития школьного музея определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития музея ГОУ, задает...

Внеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках концепции развития интеллектуального и творческого потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса

План проведения Недели Русского языка и литературы и творческий отчет руководителя МО в виде Презентации в Power Point.http://festival.1september.ru/articles/413601/...

Тематическая структура музея "Студия - мастерская МИР КОСТЮМА"

Тематическая структура музея "Студия -мастерская МИР КОСТЮМА"...

Авторская программа дополнительного образования детей художественного направления «Студия – мастерская «МИР КОСТЮМА»»

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и  деятельностный подходы в обучении.  Основные принципы реализации программы ...

Урок развития речи «Описание одежды, костюма», 6 класс

Цели урока:   1) формирование умения создавать текст по типу речи описание одежды;2) развитие познавательных умений и мыслительных навыков, устной и письменной речи учащихся, орфографической и пу...

Педагогическая сессия. Концепция развития дополнительного образования. Основополагающие моменты развития ДО.

Это первое занятие "Педагогчиеской сессии ГБУДО "ЦРТ" . Презентация кратко знакомит с основными положениями проекта Концепции развития дополнительного образования РФ до 2030 г....